Крещатик. КЛАО. Часть 2

КРЕЩАТИК.КИЕВСКОЕ ЛИТЕРАТУРНО-АРТИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (КЛАО)
ЧАСТЬ 2. ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА И ЮБИЛЕИ

Круг тем и вопросов, которые обсуждали участники КЛАО был довольно обширен : от критического разбора литературных и музыкальных новинок, выступлений с чтением рефератов до подготовки и проведения спектаклей и концертов,  музыкальных и литературных вечеров, посвященных памятным датам в истории мировой культуры, организация художественных выставок и творческих конкурсов. 
       Под руководством В.Н.Николаева Общество  организовывало благотворительные вечера по сбору средств в помощь своим членам,  семьям  умерших членов,  в интересах гимназистов, студентов Киевского  музыкального  и художественного училищ, вечера-концерты учеников музыкальных школ, сольные концерты детей-виртуозов, которые открывали им путь в большое искусство. В  январе в 1900 года, в помещении общества (ул. Рогнединская, 1) состоялся первый в городе киносеанс для детей.
При Обществе были организованы  библиотека и картинная галерея, в которые передавали свои  произведения:  Павел Житецкий, Лев Толстой,  Илья Репин,  Иван Селезнев и другие.  В 1897 году Общество открыло художественную выставку, на которой было представлено  80 художественных работ.
       В 1900 году, к пятилетию основания КЛАО, был подготовлен «Сборник» в который вошли очерки и статьи на темы русской, украинской, польской, чешской культуры, а Леся Украинка поместила в сборнике исследование о новейшей литературе Италии. Власти , правда, не упустили случай испортить праздник: цензура запретила к печати раздел на украинском языке.
В  1899 году КЛАО организовало концерт чешского квартета, а также концерты лауреата венской консерватории скрипача-виртуоза, профессора-  МАУРИЦИЯ ВОЛЬФСТАЛЯ (M. Wolfstahl) (1855-1938), примадонны Венской королевской оперы АННЫ НОВАК (колоратурное сопрано) и др. В следующем году с успехом прошли концерты артиста Миланского оперного театра РУДОЛЬФА БЕРНАРДИ (баритон), артистки итальянской оперы ЭЛЕОНОРЫ ВЕРНЕ с участием русского артиста (бас) СЕРГЕЯ ДМИТРИЕВИЧА ИВАНОВА (1872-1923), концерты артистов парижских и варшавских театров, выступления венской оперетты и другие.

В программах, которые организовывало Общество, были сообщения и доклады, лекции на научные и научно-популярные темы, но, прежде всего, литературные, музыкальные и литературно-музыкальные вечера посвященные творчеству русских композиторов: Михаила Ивановича Глинки, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Алексея Николаевича Верстовского, Александра Порфирьевича Бородина,  Антона Григорьвича Рубинштейна;
       немецкого композитора и пианиста Иоганнеса Брамса; австрийского композитора Франца Шуберта, психологическим мотивам творчества польского композитора Фредерика Шопена;
      русским писателелям и поэтам:  Виссариону Григорьвичу Белинскому как театральному критику; Федору Михайловичу Достоевскому, Семену Яковлевичу Надсону,  Николаю Алексеевичу Некрасову, памяти Алексея Константиновича Толстого;
       немецким поэтам Иоганну Вольфгангу Гете , Генриху Гейне; немецкому  беллетристу и драматургу Герману Зудерману;
       польским поэтам: АДАМУ МИЦКЕВИЧУ ,  поэту и драматургу Ю;лиушу Слова;цкому; французскому писателю, публицисту и общественному деятелю Эмилю Золя; украинским писателям и поэтам: автору популярных песнен «Помню, я ещё молодушкой была» и «Очи Чёрные» - Евгению Павловичу Гребинке ;
украинскому баснописцу Леониду Ивановичу Глибову;
писателю и поэту, фольклористу и этнографу, переводчику и критику, редактору и историку, одному из крупнейших деятелей украинского просвещения- Пантелеймону Александровичу Кулишу (1819-1897);
       польскому художнику, автору батальных и исторических полотен- Яну Матейко;                педагогу, основоположнику научной педагогики в России Константину Дмитриевичу Ушинскому;
      хирургу и  анатому, естествоиспытателю и педагогу, создателю первого атласа топографической анатомии, основоположнику русской военно-полевой хирургии, основателю русской школы анестезии- Николаю Ивановичу Пирогову.

     Общество дважды проводило вечера, посвященные АЛЕКСАНДРУ СЕРГЕЕВИЧУ ПУШКИНУ. Так, в 1899 году, когда отмечалось столетие со дня рождения великого  русского поэта, в роли Пимена в отрывке из «Бориса Годунова» выступал Марко Кропивницкий , а музыкальной частью руководили Н. В. Лысенко и Н. А. Тутковский.
 
     «ИБСЕНОВСКОЕ ДЕЛО»

      3 мая 1900 года , Анатолий Луначарский в Обществе должен был  выступить с рефератом , посвященном норвежскому драматургу  Генрику Ибсену (1828-1906), творчество которого в те годы пользовалось большим вниманием во всех европейских странах,  - «Генрик Ибсен как моралист». Оппонентом вызвался быть Василий Водовозов.  Причем, сбор от продажи входных билетов должен был пойти в пользу политического Красного Креста. Но некоторые студенты, для которых и тридцатикопеечная входная плата была слишком большим расходом, уговорили Луначарского прочесть реферат еще до большого публичного выступления, в более тесном кругу в одной из частных квартир. Луначарский с их предложением согласился.
      29 апреля на одной из студенческих квартир собралась группа слушателей. Однако, заподозрив, что в квартире, где А.Луначарский излагал свои мысли об Ибсене, происходит нелегальная сходка, туда вторглась полиция. Напрасно докладчик пытался разъяснить приставу, руководившему операцией, что собравшиеся слушают доклад на литературную тему, и, показавал в доказательство  свой конспект,  всех  присутствовавших, а среди   них были и Василий Водовозов с женой, и будущий академик — историк Евгений Тарле, под конвоем отправили в Лукьяновскую тюрьму.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ

В зале общества каждое воскресенье  происходили  концерты, которые   посвящались Михаилу Глинке, Петру Чайковскому,  Александру Бородину, Феликсу Мендельсону, Францу Шуберту, Фредерику Шопену и другим выдающимся  композиторам. Так, в 1898 году, под руководством Николая Лысенко,  Николая  Тутковского  и  Марка Черняховского в театре Соловцова состоялся 1-й  симфонический концерт , на котором были исполнены  произведения  Петра Ильича Чайковского, Модеста Петровича Мусоргского, Вольфганга Амадея Моцарта, Ференца Листа, Камиля Сен-Санса, Антонина Дворжака.

В литературно- музыкальных вечерах  и концертах, которые организовывало Общество,  участвовали ИЗВЕСТНЫЕ КИЕВСКИЕ МУЗЫКАНТЫ : ЕВГЕНИЙ АВГУСТОВИЧ  РЫБ ,  АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ХИМИЧЕНКО ,  МАРК  ИСАЕВИЧ ЧЕРНЯХОВСКИЙ; пианисты и композиторы братья ФЕ;ЛИКС МИХА;ЙЛОВИЧ(1863-1931) и СИГИЗМУНД МИХАЙЛОВИЧ БЛУМЕНФЕЛЬДЫ (1852-1920);  НИКОЛАЙ АПОЛЛОНОВИЧ ТУТКОВСКИЙ;  скрипач, композитор и педагог - МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ СИКАРДА (1868–1937); скрипач,  альтист,  педагог КАЗИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЯТИГОРОВИЧ  (1855 –?) ; виолончелист, профессор Киевской консерватории  ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМОВИЧ  (ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ) ФОН МУЛЕРТ (1859-1924);  пианист, композитор, профессор Киевской консерватории ГЕНРИХ АНТОНОВИЧ БОБИНСКИЙ (1861-1914) ; пианистка, профессор Киевской консерватории А.Н.ШТОСС-ПЕТРОВА; пианистка и педагог, руководитель музыкально-драматического училища  - МАРИЯ КАЕТАНОВНА ЛЕСНЕВИЧ-НОСОВА;

ИЗВЕСТНЫЕ ОПЕРНЫЕ АРТИСТЫ : оперный певец (тенор)  и драматический  актёр ФЛОР ТОДОСОВИЧ ВЛО;ДЕК (1879 - около 1930); оперный и концертный   певец (тенор) ГРИГО;РОЙ ИВА;НОВИЧ  ВНУКО;ВСКИЙ  (настоящая  Внуче;нко ; 1879 - после  1927) ;  оперная  и камерная певица (меццо-сопрано), педагог МАРИЯ  ВАСИЛЬЕВНА ЗОТОВА (1861 – 1913) ; оперная певица (сопрано), вокальный педагог - ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА МУСАТОВА-КУЛЬЖЕНКО  (1875-?) ; оперный и камерный певец (лирический  баритон),  музыкальный педагог- ОСКАР ИСАЕВИЧ (ИСАКОВИЧ) КАМИОНСКИЙ  (1869- 1917) ; артист оперы (бас) и оперетты, камерный певец, режиссёр, педагог, Заслуженный артист Республики  (1925)- ВЛАДИМИР АПОЛЛОНОВИЧ ЛОССКИЙ (1874- 1946); певец (тенор) и музыкальный  педагог - МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ МЕДВЕДЕВ (настоящее имя — Меер Хаимович Бернштейн; 1852 -1925) ;  артист  оперы  (драматический  тенор),  обладатель феноменально гибкого , сильного  и звонкого голоса обширного  диапазона  (легко брал верхнее РЕ и МИ-БЕМОЛЬ)-   ДМИТРИЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ ОРЛОВ (настоящая Калгин ; 1842- 1919) ; оперная певица (сопрано), музыкальный педагог и переводчица - АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА  САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА .

В ноябре 1900 года, во время гастролей в Киеве труппы  Харьковской оперы князя АЛЕКСЕЯ АКАКИЕВИЧА ЦЕРЕТЕЛИ (1864- 1942 ), в концертах Общества принимали участие : оперная и камерная певица (лирико-драматическое сопрано,меццо-сопрано), вокальный педагог - ЕЛЕНА ИОСИФОВНА ТЕРЬЯН-КОРГАНОВА (настоящее имя Эгинэ Овсеповна Терьян-Корганян (1864 -1937); оперный певец (бас-баритон, позже — драматический тенор), композитор и вокальный педагог АНТОН ПЕТРОВИЧ БОНАЧИЧ (1878- 1933) и другие.

      Ежегодно  , при огромном стечении киевлян и гостей, Общество проводило ДНИ ПАМЯТИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО
Фактически Литературно-артистическое общество впервые легализировало дни памяти поэта, вывело их из подполья и придало им характер общегородских торжеств. В этих вечерах принимал участие цвет украинской и русской интеллигенции, а залы всегда были переполнены. Конечно,  на них «не принято» было говорить о политических аспектах творчества Шевченко, но зато о нем говорили как о великом поэте, духовном вожде украинского народа. Для того времени этого было не так уж и мало.
22 марта в 1898 года вечер проходил в помещении Общества на Рогнединской 1. Выступали: Олена Пчилка (Косач), актер и антрепренер Михаил Федорович Торор- Багро;в. Зал восторженно встречал : Михаила Петровича Старицкого , Людмилу Михайловну Старицкую- Черняховскую, Николая Карповича Садовского, и замечательный хор под управлением Николая Витальевича Лысенко.
Вот как описывала торжественный вечер , который проходил 18 марта   1900 года в зале КЛАО , газета «Киевская старина»: «После краткого вступительного слова о поэте, сделанного г-жой О. Косач, исполнены были многие произведения Шевченко. В литературном отделении принимали участие: Михаил Петрович Старицкий , Мария Михайловна Старицкая,  г-жа Никольская,  гг. Вороный, Сафонов ; в музыкально-вокальном — г-жа Александровская; артистка оперы (меццо-сопрано),  камерная певица  и педагог - Мария Васильевна Зотова ; артист оперы (драматический тенор) Дмитрий Александрович Орлов. Хор под руководством Н. В. Лысенко прекрасно исполнил «Хмара встає з-за лиману», «О, милый Боже Украины!», «Иван Гус» и др. Интересной новинкой явилось талантливое исполнение, прибывшим из Харькова бандуристом Гнатом Галайдой, нескольких номеров из эпического творчества, как, например, историческая дума «Буря на Черном море» и некоторых народных песен.».

О следующем творческом вечере, который состоялся 21 марта 1901года и был посвящен 40-летию смерти  Кобзаря,  написал в заметке «Шевченковы  годовщины в Киеве» украинский  общественно-политический и государственный  деятель,  литературный  критик,  историк литературы,  академик Украинской  Академии Наук  (с1919), вице-президент  ВУАН (с 1922),  действительный член Научного Общества   им. Т. Шевченко  во Львове, публицист, один из  творцов   украинской  журналистики-   СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕФРЕМОВ (1876 -1939):
      « Как и в предыдущие годы,  праздничный вечер состоялся  благодаря  усилиям местного литературно-артистического общества.  Вечер  прошел в  большом зале «Купеческого собрания»,  который не мог вместить всех  желающих. Мероприятие  выделялось безукоризненной вокальной и музыкальной частью.  Большое впечатление  произвел хор, прекрасно  организованный композитором  Н. В. Лысенко. Все  номера исполнялось на «Бис»!».
 
     26 февраля 1903 года вечер, посвященный Т.Г.Шевченко , Общество проводило в зале Народной аудитории на улице Бульварно-Кудрявской 26, но, не смотря на то, что посетителей  собралось более 900, он не  смог вместить и половины желающих. Несколько часов присутсвовавшие на вечере, слушали стихотворения, песни, романсы - в исполнении хора и солистов на слова «великого певца Украины, действительно народного поэта, выразителя народного горя», как назвал Кобзаря в докладе Владимир Павлович Науменко.

     ЮБИЛЕЙ «ЭНЕИДЫ» ИВАНА ПЕТРОВИЧА КОТЛЯРЕВСКОГО

Одним из  значительных событий в культурной жизни Общества стало, празднование в ноябре 1898 года 100-летия выхода в свет переложения Иваном Котляревским, «Энеиды» Вергилия на украинский язык, ставшего первым в истории художественным произведением, написанным на украинском литературном языке и получившим всеобщее признание. Взяв за основу сюжетную канву одноименной поэмы Вергилия, Котляревский в традициях украинского бурлеска создал свое оригинальное художественное произведение. В поэме автор воспроизвел разные стороны жизни украинского общества  второй половины 18 века.
К празднику начали готовиться задолго до назначенного дня. Главное ,  после длительных и настойчивых уговоров и просьб, из Петербурга было получено разрешение министра внутренних дел — «разрешить литературное собрание в память Котляревского под наблюдением местной администрации».
        Вечер был устроен в большом зале Литературно-артистического общества. Владимир Науменко выступил с докладом о творчестве И.Котляревского. Среди выступавших был и русский драматический актер из труппы Соловцова- Михаил Федорович Багро;в, который читал отрывки из «Энеиды». Актер  Николай Садовский прочел стихотворение Тараса Шевченко «На вечную память Котляревскому». После доклада и приветственных выступлений, хор под управлением Николая Лысенко открыл концертную программу.
        Михаил Старицкий сначала прочел свое стихотворение, затем огласил более 20 приветственных телеграмм из Москвы, Петербурга, Харькова, Кишинева. Но центральным событием вечера стало стихотворение Леси Украинки , имевшее подчернуто символическое название «На столетний юбилей украинской литературы», которое прочитал Михаил Старицкий. Не смотря на то, что сама поэтесса сидела рядом, она считала, что у нее слишком тихий голос для такой аудитории, и к тому же ей нездоровилось.
        Людмила Старицкая-Черняховская вспоминала этот момент: «Зал был забит публикой сверх меры. Стихи Лесины встретили обильными аплодисментами. Тогда мой папа спустился с эстрады и, взяв Лесю за руку, вывел ее пред глаза публики. Это была хорошая минута, хорошая группа! Отец мой был высок, имел хорошее телосложение, и когда он, уже старый поэт и старик с длинными седыми усами, вывел на эстраду молодую бледную девушку, известную уже всем по своим произведениям, ; загремели аплодисменты... Это приветствовала молодежь свою милую писательницу и высказывала ей чувство своего уважения и любви».
       «Стихотворение Леси Украинки произвело глубокое впечатление на присутствующих. Строки о судьбе угнетенного народа и его поэтов: Да, в каждой стране есть преданье о рае, И нет его только в родном моем крае… А были ж певцы и у нас, Чьи песни бессмертной исполнены силы, А как имена их? И где их могилы — Чтоб славу воздать хоть сейчас?!

Когда Михаил Старицкий закончил чтение,  зал на какое-то мгновение замер, а потом взорвался громом аплодисментов. Затем из разных концов зала послышались выкрики: « Автора, автора!.. Лесю Украинку!..» Старицкий сошел с эстрады и представил поэтессу публике. Высокий, крепкий, с длинными седыми усами, рядом с тоненькой девушкой он был словно дуб в паре с хрупкой березкой. А зал с восторгом скандировал: «Слава! Слава Лесе Украинке!»»

ЮБИЛЕЙ НИКОЛАЯ ВИТАЛЬЕВИЧА ЛЫСЕНКО

        В декабре 1903 года творческая общественность Украины широко отметила 35-летие творческой деятельности НИКОЛАЯ ВИТАЛЬЕВИЧА ЛЫСЕНКО. Юбилейные  торжества происходили во многих городах Украины и превратились в праздник национальной культуры, по масштабам не имевший  себе равных .
В Киеве композитора чествовало «киевское литературно-артистическое общество». 19 декабря - первыми поздравили юбиляра украинские актеры. В театре Бергонье труппа Николая Карповича Садовского и  Пана;са Ка;рповича Саксаганского поставила первую украинскую оперетту «Черноморцы» (1872), с которой Н. Лысенко начинал свой путь, как театральный композитор. После спектакля хор, солисты, оркестр исполнили кантату юбиляра «Бьют пороги».(1878). Потом начались приветствия, по залу катилось «Слава! Слава! Слава!»
На следующий  день , в зале Купеческого собрания был устроен грандиозный торжественный вечер, где выступали с приветствиями многочисленные делегации, вручившие юбиляру более 100 адресов. Казалось, не будет конца адресам, приветственным телеграммам из Петербурга, Москвы, Праги, Софии, Берлина, Варшавы. Студенты   и актеры, научные работники и писатели, музыканты и художники (россияне, украинцы, евреи, чехи, поляки, грузины) - несли певцу Украины свою любовь.
       В приветствии Михаила Коцюбинского были такие строки: «Пусть еще долго звучит душа Ваша вместе с народной, пусть еще долго живет и после смерти не умрет наш славный Боян — Николай Лысенко!»
Среди них, приветствия от украинских народных хоров под руководством неутомимых собирателей народного песенного тврчества- композиторов и дирижеров: Порфирия Даниловича Демуцкого, Якова Михайловича Яциневича и Кирилла Григорьевича Стеценко.
Во время празднования, друзья Николая Лысенко организовали сбор средств на издание произведений композитора и покупку для него и детей дома ,  Николай Виталиевич сказал: «Прожил я 60 лет без  собственной хаты и еще  проживу,  а вот без школы нам не обойтись» и  использовал все средства на организацию Музыкально-драматической школы, которая начала работать осенью в 1904 году и стала первым украинским учебным заведением, которое предоставляло высшее музыкальное образование по программе консерватории.

 ЮБИЛЕЙ ИВАНА СЕМЕНОВИЧА НЕЧУЯ-ЛЕВИЦКОГО

       19 декабря 1904 года, в помещении Общества 500 гостей отмечали 35-летний юбилей литературной деятельности известного украинского писателя ,  автора повестей «Микола Джеря» , «Кайдашева семья», «Маруся Богуславка» и многих других- ИВАНА СЕМЕНОВИЧА НЕЧУЯ-ЛЕВИЦКОГО (1838-1918). Поздравляли писателя деятели культуры не только  со всех концов Украины, но и Варшавы, Москвы, Санкт-Петербурга , Дерпта. Во многих выступлениях звучали  призывы к борьбе за политические свободы.
       От Киевского общества грамотности приветствовал юбиляра Владимир Науменко. Олена Пчилка выступила с докладом  о писателе и  подарила ему портрет Т.Шевченка.  По завершению празднования она, вместе с  другими  участниками вечера подписала обращение к кабинету министров Российской Империи,  в котором указывалось, что «существующий запрет  украинского  языка лишает не  только украинскую  интеллигенцию  возможности  выражать свои мнения, но и отбирает у  народа  единственное средство для проведения  знаний в массы на родном языке,  в результате чего поддерживаются  темнота и невежество,  которые убивают  духовные силы народа и наносят вред его  экономическому  благосостоянию».
Однако, не обошлось, в этот раз, без курьёза. После первых приветственных речей, и , как раз тогда, когда Иван Стешенко делал доклад о творческом пути мастера, Иван Семенович глянул на часы, встал и направился к выходу. На все уговоры собравшихся остаться, он покачал головой : «Уже поздно» и спокойно покинул юбилейное собрание. Даже ради торжественного случая, мастер не сделал исключения в своих правилах.
Иван Нечуй-Левицкий был приветлив с соседями и очень пунктуален: на прогулку он ежедневно отправлялся в 15:00, а спать ложился строго в 21:00.

ЗАКРЫТИЕ ОБЩЕСТВА

       Деятельность Общества, его демократическая направленность, год от года привлекала новых сторонников, непрерывно ширилась аудитория и количество членов. Если в 1895 году в нем насчитывалось 37 членов, то в 1904 году — 757. Если на первых литературных вечерах присутствовали несколько десятков посетителей, то только в течение 1903 года мероприятия Общества посетили почти 13 тысяч человек .
К сожалению, ряд организационных просчетов привел к тому, что Общество стало переживать серьезные материальные трудности. Кроме того, на волне общенационального подъема,  в  Общество вошла группа лево-радикальной молодежи, членов Киевской организации РСДРП, среди которых были писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед , будущий советский нарком просвещения  АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛУНАЧАРСКИЙ(1875- 1933) и , политолог, учёный-экономист, будущий нарком продовольствия - АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ ШЛИХТЕР (1868-1940). А.Г. Шлихтер был даже избран в Правление.
        С их приходом в Общество на собраниях молодежи, всё чаще стали звучать критические высказывания в адрес как местных властей, так и правительства. В результате, в октябре 1905 года указом царского правительства Общество было закрыто. Однако, как мы видим, за 10 лет своей деятельности, Киевское Литературно-Артистическое Общество внесло огромный вклад в развитие и подъем национальной культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ:

1.Михайло КАЛЬНИЦЬКИЙ "Київське літературно-артистичне товариство та корифеї української культури" 2.Ольга Друг і Дмитро Малаков «Особняки Києва» 3.Л.Д. Федорова, Т.І. Лазанська. "КИЇВСЬКЕ ЛІТЕРАТУРНО-АРТИСТИЧНЕ ТОВАРИСТВО" http://www.history.org.ua/?termin=Kyevske_lit_art_tov-tvo
4.Ірина Щукіна «Маріїнсько-Благовіщенська, 97 – Київський Дім Лесі Українки»
5.С. І. Світленко,  Дніпропетровський національний університет імені Олеся Гончара «Т. Г. Шевченко в житті та творчій спадщині С. О. Єфремова у дореволюційний період»
6.Юдина Татьяна Сергеевна «Общественно-политическая деятельность С. Н. Булгакова (1890 – 1918 гг.)» http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Yudina.pdf


Рецензии