Поэзия гобоя Н. К. Генари

Борис Турчинский
Тот памятный юбилей…

Мои одесские друзья прислали мне видео о юбилее профессора гобоя одесской консерватории, прекрасного музыканта и добрейшего человека Николая Константиновича Генари, правда, с большим опозданием.

Однако, права народная мудрость: лучше позже, чем никогда. Что я имею в виду?
Несколько очерков я написал о близких мне людях, преподавателях одесской консерватории, среди которых мой учитель Калио Эвальдович Мюльберг, Владимир Николаевич Луб, Вера Петровна Базилевич, Александр Яковлевич Салик. Не хватало только Николая Константиновича Генари. И этот ролик всколыхнул воспоминания об этом замечательном человеке…

18 декабря 2000 года, актовый зал одесской консерватории имени Неждановой. Мы среди присутствующих, и я хочу читателю рассказать, кого я увидел в зале и что прочувствовал в тот вечер юбилея.
Программу концерта ведёт Ирина Константиновна Баранова – давний концермейстер Николая Констатиновича Генари. Специалист очень высокого класса. Лауреат международного конкурса, дипломант международных и национальных конкурсов. Ирина Константиновна обладает ещё и чудесным голосом и нередко участвует в концертах вокальной музыки.
Ирина Константиновна и мой концертмейстер также. С ней я выступил на выпускном государственном экзамене по окончании консерватории в 1978 году. В моей пятёрке по специальности и её огромная заслуга. Вот так, через много лет, добрыми словами в этом очерке, я хочу выразить ей свою благодарность.
Юбиляра поздравляет его давний друг и коллега Калио Эвальдович Мюльберг, в то время заведующий кафедрой духовых инструментов консерватории. Не будем пересказывать все те хорошие слова, которые звучали в знаменательный вечер. Главное в них то, что все отмечали: Николай Константинович внёс большой вклад в дело воспитания музыкальных кадров.

За годы преподавательской деятельности им было выпущено много первоклассных специалистов, которые сегодня успешно работают в ведущих оркестрах всего постсоветского пространства и за рубежом. Преподают в различных учебных заведениях лауреаты, профессоры, а главное – всё это очень достойные, хорошие люди. Я уверен, что у всех у них осталась в душе та доброта учителя, которую он когда-то вложил в учеников и которую они, став мастерами, передали своим ученикам, будто эстафету.

Нужно ещё вспомнить, что Николай Константинович много лет проработал солистом симфонического и оперного оркестров Одессы. Выступал и как солист-инструменталист во многих концертах. Все, кто помнит эти концерты, в один голос говорят, что это была игра мастера!
Предельная собранность при исполнении, неповторимый по тембру и красоте звук. Для каждого стиля он находил свою интерпретацию, присущую этому произведению, композитору и эпохе.

…Поздравления, поздравления и много-много цветов. В конце вечера на сцене была уже просто-таки целая цветочная оранжерея!
Выступает духовой оркестр консерватории. Нежно льётся прекрасная музыка, это лирический вальс Генари. Николай Константинович приглашает свою жену, они танцуют, кружат…
Генари ещё и композитор, хотя давным-давно, когда мы с ним как-то беседовали на эту тему, он мне сказал, что это как крик его душевно порыва, но ничего серьёзного. Со сцены в исполнении духового оркестра всё льётся и льётся прекрасная музыка лиричного вальса Генари. Кстати это произведение он посвятил своему другу и моему военному дирижёру народному артисту Украины, профессору одесской консерватории Александру Салику.
Юбиляр сам исполняет чудесный романс «Любимой женщине». У него есть ещё много романсов, вальсов, он композитор-лирик. И пусть он и открещивался от высокого звания композитора, но его произведения прекрасны по форме и содержанию.


«Многие духовые оркестры мира исполняют его вальс»

Первый раз его лирический вальс я услышал в исполнении баяна. Да! Именно так.
Когда я работал над очерком об Александре Салике, то в паутине Интернета нашёл этот вальс и написал исполнительнице Валентине Ахмедзяновой письмо. Расспросил, что для неё этот вальс, почему она решила исполнить его на баяне, каково значение в её жизни личности автора – Николая Константиновича Генари. Ну, и немного о себе, конечно. Вот, что она мне ответила.
«Дважды получила высшее музыкальное образование. Окончила Московский государственный институт культуры в 1973 году и Алма-Атинскую государственную консерваторию. Имею специальности концертного исполнителя, преподавателя (баян, аккордеон), дирижёра оркестра. Работала по всем трём специальностям. Последнее место работы – дирижёр оркестра ансамбля танца «Черноморский сувенир» Одесской государственной филармонии.
Лирический вальс Генари написан для духового оркестра и посвящён выдающемуся военному дирижёру Салику, впоследствии главному дирижёру Одесского муниципального духового оркестра, рано ушедшему из жизни. Многие духовые оркестры мира исполняют этот вальс. Мне он так понравился, что я решила сделать переложение для баяна и посвящаю эту свою работу автору – Николаю Константиновичу Генари, известному гобоисту, композитору и прекрасному человеку.
И с Генари, и с Саликом я лично знакома, это люди с большой буквы. Теперь на всех своих концертах я включая вальс Генари в свой репертуар. Его играют и мои ученики. Это произведение знают за границей, даже в Аргентине – так далеко, и я этим горжусь».

«Учителя вспоминаю с благодарностью»

Мне пришло письмо от Леонида Белинского из США, ученика Н. К. Генари, одного из первых его учеников.
«Здравствуйте, Борис. Вас я не знаю лично – наверное, разминулись по годам жизни в Одессе. Но не в этом дело. Большое вам спасибо за то, что взялись за эту тему. Думаю, выражу благодарность от всех воспитанников нашего учителя.
Мои годы учёбы у Николая Константиновича пришлись на 1953-1956 в одесском музыкальном училище.
Николай Константинович был замечательным человеком, с чувством юмора. От него веяло добротой и соучастием. Не важно, в чём это проявлялось, это могли быть хлопоты о стипендии для учащегося или его устройство на работу параллельно с учёбой.
Вспоминаю, как он приносил ноты второго и первого гобоя из театра, и мы на уроках разучивали важные отрывки из опер, балетов. Это сейчас – зайди в Интернет и бери, что угодно, а в те годы… Всё это было на вес золота.
Потом, когда он убедился, что я ему могу быть хорошим помощником в оркестре, уговорил главного дирижёра оперного театра Николая Дмитриевича Покровского взять меня регулятором. И я учителя ни разу не подвёл. Скажу о Генари главное: он гобоист от Бога!
А ещё, Борис, пользуясь, случаем, хочу вспомнить людей, которые нас тогда окружали. Какие творческие это были титаны. А просто люди, какие! Калио Мюльберг, Владимир Попов, Владимир Тихонов. Почему-то в воспоминаниях моих одни кларнетисты. А Вера Петровна Базилевич—дирижёр, педагог, органистка, теоретик! И её тоже нужно обязательно вспомнить. Именно она и, конечно, мой педагог Генари, оставили неизгладимый след в формирование меня как музыканта и человека.
После Одессы, с 1961 года я жил и работал во Львове и только в 1974 году, перед эмиграцией в США, снова приехал в Одессу, попрощаться. Получилось – прощался я навсегда.
Какая это была встреча с любимым городом и с учителем! Николай Константинович и я расплакались... Он мне говорит: «Лёнечка, ну, иди, удачи тебе, родной! Только не поворачивайся!». Есть такая примета. Прошло более сорока лет. Я не поворачиваюсь в прошлое, гляжу в будущее, но своего главного учителя в жизни всегда помню, вспоминаю с нежностью и благодарностью».

Моё новое "Рубато"

В 1978 году к нам в Одессу приехал выдающийся трубач современности Тимофей Докшицер.

Об этом я уже писал в своём очерке, посвящённом профессору одесской консерватории Владимиру Николаевичу Лубу. Ведь именно он, как ученик Тимофея Докшицера, был во многом инициатором этого исторического визита.
Кульминацией всего, что происходило в эти дни в культурной жизни Одессы (мастер классы, встречи со студентами школы-десятилетки и консерватории) был концерт в одесском театре оперы и балета, где Тимофей Докшицер исполнил «Рапсодию в стиле блюз» Джорджа Гершвина в своей обработке. Аккомпанировал ему оркестр штаба Одесского военного округа, дирижировал начальник военно-оркестровой службы округа Валерий Богданов. Выступление прошло блестяще!
До сих пор вспоминаю это событие и самого Тимофея Докшицера. Так получилось совершенно случайно (хотя, наверное, и нет случайностей в жизни), что в зале театра на концерте мы сидели рядом с Николаем Константиновичем Генари, а ещё ко мне в гости и, конечно, из музыкального любопытства к великому Докшицеру, приехал мой отец из Житомира. Я познакомил отца с Генари.
Мне показалось, они понравились друг другу. Музыканты всегда находят общий язык, им было интересно общаться.
У меня в скором времени должен был состояться госэкзамен по кларнету в консерватории. Генари поинтересовался, какую программу подготовил я к экзамену. Узнав, что среди произведений я готовлю «Первую Рапсодию для кларнета» К.Дебюсси, Николай Константинович оживился. «Люблю это произведение, по случаю послушаю его в твоём исполнении, ты не против?». «Буду только рад!»- ответил я.
И уже через несколько дней, как бы нечаянно, когда я репетировал Рапсодию с моим концертмейстером Ириной Константиновной, Генари зашёл в наш класс, ведь она была и его концертмейстером. Не умаляя заслуги моего учителя Калио Эвальдовича Мюльберга, опытного и прекрасного музыканта-педагога, Генари дал мне несколько полезных советов, которые я взял во внимание. Через некоторое время Калио Эвальдович уловил новое «Рубато» в некоторых местах Рапсодии, понял, в чём дело, и без вопросов принял его.

Правая рука – концертмейстер

Не получится полноценного рассказа о Николае Константиновиче Генари без творческой и человеческой связи его с концертмейстером Ириной Барановой. Она, по сути, была вторым педагогом в его классе. Вместе у них почти 30 лет совместной интересной творческой профессиональной работы. И в музыке, и в области человеческих отношений со студентами тоже. Как это важно, знаю по себе. Поэтому разрешите мне представить этого человека: Баранова-Дейкун Ирина Константиновна.
Родилась 31 августа 1945 года в Москве. В 1964 году окончила среднюю специальную музыкальную школу-десятилетку имени профессора Столярского по классу фортепиано у профессора Рыбицкой Марии Ипатьевны – выпускницы ленинградской консерватории по классу Анны Есиповой. В 1969 году окончила одесскую государственную консерваторию имени А.В.Неждановой по классу фортепиано у доцента Залевской Леокадии Казимировны, в 1970 году по классу сольного пения – у доцента Голятовской Марии Васильевны.
С 1972 года – концертмейстер кафедры духовых и ударных инструментов одесской государственной консерватории. Работала в классах кларнета (профессор Мюльберг К.Э., и.о. профессора Буркацкий З.П.), фагота (доцент Карауловский Н.И.), саксофона (доцент Крупей М.В.), трубы, тромбона, тубы на кафедре камерного ансамбля. С 1974 года – концертмейстер класса гобоя профессора Генари Н.К.
Баранова-Дейкун ведущий концертмейстер, лауреат международного конкурса, дипломант международных и национальных конкурсов.
В своей музыкальной деятельности И. К. Баранова-Дейкун сочетала два исполнительских профиля, выступая как концертмейстер и ансамблистка, а также как певица в ансамбле с духовыми инструментами и камерными оркестрами. Была солисткой народного симфонического оркестра одесского Дома учёных.
Впервые в Одессе она исполнила ряд произведений для голоса и духовых инструментов, а именно: И. С. Бах, арии из ораторий и кантат для сопрано и гобоя; А. Веберн. Трио для голоса, кларнета и бас-кларнета; В. Кладницкий. Диптих для голоса и четырёх тромбонов; Л. Дычко. Цикл романсов; Произведения композиторов Одессы.
И. К. Баранова-Дейкун лауреат международного конкурса «Открытый украинский музыкальный конкурс» в номинации «Камерный ансамбль», (Одесса, 2010); Дипломант международного конкурса (2009); дипломант ряда национальных конкурсов (1986, 1990); Награждена почётными грамотами министерства культуры УССР и Республиканского комитета профсоюзов работников культуры (1976).
Ко всему этому нужно добавить, что Ирина Константиновна душевный и отзывчивый человек, не раз приходившая нам, студентам, на помощь. Спасибо вам, дорогой наш человек, за всё то доброе, что вы принесли людям. Мы это помним!
А самое главное на сегодня то, что и дети, и внучка Ирины Константиновны Елизавета Меньшагина тоже пришли в мир музыки! Она гобоистка, учится в школе имени Столярского, играет на блок-флейте и поёт в одесской кирхе. В ютуб есть немало записей этой талантливой Сегодня Елизавета лауреат многих престижных международных конкурсов, часто выступает с сольными концертами и в сопровождении одесских оркестров.

Главный его ученик

Приступив к работе над очерком о Николае Константиновиче Генари, я сразу же столкнулся с тем, что все мои знакомые одесситы-музыканты в один голос говорили мне: ты должен найти его главного ученика Николая Кононова, который в полной мере оправдал все чаяния учителя и стал высокопрофессиональным музыкантом, сегодня его знают и почитают не только в его родной Украине, но и далеко за её пределами.

От автора.

Лучший из учеников Генари Николай Кононов. В 1967-1984 годах солист филармонического оркестра одесской филармонии. Участник ансамбля старинной музыки «Пастораль», среди первых участников которого известные музыканты Одессы. Основатель ансамбля и руководитель М. Турчинский, участники: С. Закорский, Н. Кононов, А. Зелинский, Ж. Герасименко. По воспоминаниям одесских любителей музыки, на концертах коллектива были всегда аншлаги. Ансамбль и сейчас, но уже с другими участниками, выступает и радует слушателей своим мастерством.
В новом составе играли, кроме М. Турчинского, И. Шаварский, В. Томащук (блок-флейта, кларнет), Б. Орехов.
Сотни и сотни концертов дал Николай Кононов как концертный исполнитель в составе камерных ансамблей. Стали выдающимися его соло с оркестрами. Им записано 11 дисков с музыкой различной направленности и жанров.
В свою очередь также показал дорогу в музыку многочисленным своим ученикам. Немало произведений для гобоя композиторы посвятили своему учителю Н.Кононову.

И вот я разыскал Николая Кононова и беседую с ним. Сегодня он доцент Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского, солист оркестра Национальной оперы Украины, заслуженный артист Украины, лауреат республиканских и международных конкурсов.

-Николай, давай начнём наш диалог с того, что в следующем году
состоится международный инструментальный конкурс Евгения Станковича. И ты – председатель жюри этого солидного музыкального состязания. Два слова о нём.

-Евгений Фёдорович Станкович (1942) —украинский композитор. Народный артист УССР (1986). Глава Национального союза композиторов Украины (с 2005 года), Глава правления Союза композиторов Украины. (1990—1993), профессор и заведующий кафедрой композиции Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского (с 1988 года). Герой Украины (2008).
Уже в пятый раз проводится этот конкурс. В отличие от других подобных, в нём могут участвовать все возрастные категории и все духовые инструменты, включая ударные. Приезжают участники из многих стран: Польша, страны Балтии и Скандинавии…

-Николай, я помню, мне рассказывал Николай Константинович, что он твой единственный учитель. Я спросил тогда у него, а школа, а музыкальное училище? Разве всего этого не было у Кононова? На что он мне ответил, что ты учился и окончил училище без преподавателя. Разве такое бывает? Думал байка... Как ты пришёл к гобою? Или это он пришёл к тебе?

-Совсем не байка, Борис, действительно редкий случай. Не хочу вырывать страницы из контекста моей жизни и постараюсь вкратце, насколько это возможно ответить на этот вопрос.
Я из городка Тульчина Винницкой области. Родился в большой и малообеспеченной семье. Начал заниматься музыкой в местном Дворце пионеров под руководством хорошего дирижёра и наставника Степана Даниловича Черного. Играл на втором теноре. Затем меня уговорили друзья пойти воспитанником в военный оркестр. В Вапнярке была сержантская школа техников и при ней довольно хороший оркестр. Тогда я уже понимал: мне надо учиться и учиться серьёзным образом. Но где? Конечно, в музыкальном училище областного центра.
Поступаю на тромбон, но мне предлагают гобой. У нас был толковый завотделом духового оркестра Виталий Архипович Гуцал. Отличный педагог! Достаточно назвать нескольких его учеников и всё будет ясно. Братья Кафельниковы, Дима Левитас, братья Бандеревские... Известные фамилии в мире музыки.
Гуцал меня уговорил перейти на гобой. А я до этого даже и не видел такого инструмента. Когда мне его принесли, я чуть инфаркт не получил, таким он мне показался странным. Тем более, и учителя-то по гобою не было. Был один студент на четвёртом курсе. Дал мне трость, которую потом задела одна девушка своим шарфом, и я остался без трости… Взял я тогда бамбук и начал строгать себе трости. Можешь представить, как они звучали… Позднее я уже ездил за ними в Киев. Вот так и окончил училище с отличием. Сам себе учитель, получается…

-Интересная история прихода в музыку, ничего подобного никогда не слышал. Итак, консерватория, но почему Одесса?

-Когда я учился на четвёртом курсе училища, все творческие коллективы нашей области поехали в Киев с творческим отчётом. «Декада искусства» это называлось. Пользуясь случаем, я пришёл в консерваторию на прослушивание к Н.Безуглову. Я ему понравился, но не мог не задать вопрос, который меня всё время мучил: а смогу ли я найти хоть какую-нибудь работу по специальности. Ведь мне некому было помогать материально. Получил неутешительный ответ на свой вопрос: в первые два года нет перспектив... Меня это очень расстроило.
Приехав в Винницу, я долго обдумывал, что же делать дальше. Может, вообще с музыкой заканчивать, были и такие мысли.
Один педагог увидел меня в этом состоянии и дал совет. «А почему бы тебе не поехать учиться в Одессу? Это недалеко, город со многими хорошими музыкальными традициями и коллективами. Консерватория не хуже киевской...». Спасибо ему большое за этот ценный совет. Он круто изменил мою жизнь.

Талантлив он был во всём

Николай Константинович был одарён во всём. Кроме игры на гобое, а это отдельный разговор, он пел, писал музыку и стихи. Много романсов он посвятил своей дорогой супруге, с которой жил душа в душу. Написал несколько пьес для духового оркестра. Прекрасно играл в шахматы, а это даётся только умным людям. Знал много баек и анекдотов, причём никогда не рассказывал анекдотов пошлых! – и всегда был душой компании.
Юморист он был отменный! Как-то, в хорошую погоду, взял меня на море. Там нам встретились друзья из консерватории. Среди них и пара девушек. Мы разговорились, а «Никконст» зашёл в воду и как-то резко нырнул. Сделал он это очень артистично. Мы продолжали разговаривать и через некоторое время одна из девушек заголосила: «Генари утонул! Я видела, как он нырнул и больше не показывался!». Она не знала, что Николай Константинович был отличным пловцом!
Через минуту-другую он сзади подошёл к этой девушке и тихо спросил: «А что голосим так?».
Раньше я бы не стал обо всём рассказывать, но теперь многое можно: Генари был прекрасным и удачливым преферансистом! Среди его сотоварищей по увлечению были профессоры вузов, кандидаты наук. Фамилии некоторые знаю, но не будем афишировать... Однако, и здесь подчеркну, что эта игра, как и шахматы, приносит успех людям думающим. Но главное, в чём Генари по-настоящему состоялся – он был учителем!

Человек – эпоха в музыкальной культуре Одессы

Как-то на одном из концертов филармонии, в начале 70-х, выступал с одесским симфоническим оркестром Давид Ойстрах. В исполняемом произведении было большое, развёрнутое соло гобоя, с которым Николай Кононов мастерски справился. После бурных аплодисментов великому скрипачу, Давид Ойстрах вызвал Николая на авансцену и расцеловал.
В первом ряду, пряча слёзы радости, сидел с женой Верой Николай Константинович. Это был триумф его педагогической деятельности.
Вот, что рассказывает о Генари Калио Мюльберг, заслуженный деятель искусств Украины, кандидат искусствоведения, лауреат международного конкурса, профессор. А главное – друг и коллега.

Творческая жизнь Николая Константиновича Генари – это целая эпоха в музыкальной культуре Одессы. За годы работы в оркестре одесской оперы, а это ни много ни мало 30 лет! и преподавания в консерватории он внёс большой вклад в музыкальную жизнь нашего города, города, где культура всегда была важной частью жизни.
30 лет в оркестре оперного театра, и почти все годы – на партии первого гобоя! Я много лет играл с ним в этом оркестре и всегда восхищался его культурой звука, фразой, тёплыми обертонами. Обертонами души. Как звучал его гобой в «Лебедином озере», в «Аиде», в «Травиате»! Недаром кто-то из журналистов, написав о нём статью, назвал её «Поэт гобоя». Точно подмечено.
Николай Константинович был прекрасным и мудрым преподавателем. Справедливым и тактичным. Студенты его очень любили. Сейчас, какого гобоиста не спроси в Одессе, чей он ученик, ответ будет однозначным: или самого Генари, или уже его учеников.
Много лет я с Николаем Константиновичем проработал и на преподавательской ниве. В одесской консерватории, позже переименованной в академию музыки. Был я достаточно долго и заведующим кафедрой духовых инструментов, и проректором по научной работе – и никогда у меня не было с Николаем никаких споров. Генари понимал всё с полуслова, а если уже не соглашался с чем-то, то старался доказать свою точку зрения в мягкой форме. Мы были хорошими друзьями!
Не ошибусь, если скажу, что все его любили. И педагоги, и концертмейстеры, и технические работники, а о студентах я уже говорил. Души не чаяли.
Да, он был поэтом в жизни – хоть и не в прямом смысле этого слова – и память о себе оставил добрую и долгую.

Его любовь к жизни, его любовь к музыке

Из воспоминаний Владимира Михайловича Лясоты, художественного руководителя и главного дирижёра духового студенческого оркестра Одесской национальной музыкальной академии музыки имени А. В. Неждановой, профессора, заслуженного артиста Украины, лауреата первой премии Всеармейского конкурса военных оркестров 1988 года в Москве.
…Часто вспоминаю моего коллегу, добрейшего человека и замечательного музыканта Николая Константиновича Генари.
Он обладал великолепным даром педагога: его ученики и выпускники прекрасно владели своим инструментом – гобоем. Интересной была методика преподавания Николая Константиновича. Он обучал студентов всесторонне – теоретическими рассказами, игрой на гобое и на фортепиано, пением, дирижированием. Очень любил студентов, проявлял о них заботу, следил за их творческим ростом. Они для него были как дети. Сам проработавший в оперном театре многие годы как солист-гобоист, воспитывал учеников на примерах великой классической музыки, которую знал досконально. Очень умело увязывал соло гобоя с вокальными партиями оперного репертуара.
Душа компании, он был просто «начинён» интересными историями, необычными стихами. Никогда не унывал, всегда весел, оптимистичен, «балагур». Сложные житейские проблемы решал просто, с юмором. Писал музыку – в основном, лирическую: вальсы, романсы. При всём своём весёлом обаянии был серьёзным человеком. Практически, в любых ситуациях его поступки были продуманны и уместны, он видел, как достичь конечной цели с самыми лучшими результатами. И так во всём, будь то обучение ребят, игра в оркестре или человеческие отношения. Всё для него было важно.
Каждая встреча с ним была и для меня подарком: от него исходили такие флюиды, что можно было получить заряд на весь день.
Николай Константинович нередко приходил на репетиции и выступления нашего студенческого духового оркестра, которым я руковожу по сей день. Он был любителем не только оперного искусства, но и духовой музыки. Написал замечательный «Лирический Вальс» для духового оркестра, который мы взяли в репертуар и часто исполняем. Кстати, и на юбилее маэстро в 2000 году мы его исполнили на сцене нашей академии.
Мы, его коллеги и ученики, часто его вспоминаем – за любовь к жизни, за любовь к музыке, за любовь к нам. За всё то хорошее, что он оставил нам в наследство.

Постскриптум.

С 2003 года в Одесской национальной музыкальной академии имени А.В.Неждановой проводятся «Декабрьские вечера», посвящённые памяти большого музыканта, учителя и основателя одесской школы гобоя Николая Константиновича Генари.

Б. Турчинский