Милан. Родина теплых воспоминаний

Анна Петросян
Так вышло, что в 2013 году в Милан мы с ПП летали дважды — в апреле и в июле. Первый раз — на крупнейшую в мире выставку мебели I saloni и переговоры, во второй — выяснять отношения. Несмотря на непростые обстоятельства, «туманность» со стороны так называемых партнеров, тревоги по домашним, души наши просили праздника в столь любимой нами стране искусства. Праздник выгрызался у суровой реальности периодически. У нас была стремительная рабочая поездка на спортивной машине из Милана в Турин. Но это нельзя назвать путешествием, потому что продолжались разговоры о работе. Нас привезли на центральную площадь Турина, мы заглянули в два собора — в одном из них хранится Плащаница, в другом — ее музей. Ощущения угнетающие, несмотря на обилие золота и мрамора. В центре города снимали кино. Потом мы очутились на самой высокой точке Турина, откуда виден как на ладони весь таинственный город и делящая его пополам река. Затем бежали как спринтеры в ресторан, дверь которого обклеена плакатами «Гид Мишлен рекомендует», расположенный в самом центре в старинной галерее. В ресторане были раздолбанные дамские и джентльменские комнаты. По этой причине нашей переводчице пришлось идти в мужской, а мне «сторожить» у входа. Зато узнала новое слово по-итальянски - «окупато». «Occupato?» спрашивали вежливые итальянцы. «Si» - отвечала я. Зачем переводчица в итальянском ресторане заказала суши? Сама галерея безумно красива — с застекленной полуовальной крышей и обилием растений в  ухоженных клумбах. Кроме старинного ресторана, в ней располагались сувенирные и антикварные лавки. Купила себе серебряную лютню. Зачем?
На поезде вернулись в Милан. На такси - из Милана в Канту, где располагалась наша гостиница. Но это все проза. И завтраки в отеле с молоком и клубникой — проза, и жрицы любви на заправках в нарядах, как у Лилу, - проза. А вот поездка в старинный город мастеров Кремону — поэзия, и посещение театра Ла Скала — тоже поэзия. О Кремоне я писала в рассказе «Любовь с первой скрипки». http://www.proza.ru/2014/01/12/2434 Это отдельный долгий разговор. Сегодня хочется говорить о Милане. И именно в центре этого прекрасного города расположен самый знаменитый в мире оперный театр, построенный на деньги нескольких аристократических семейств. В апреле в Ла Скала проходили Дни русского балета, а хотелось почему-то на оперу. И был лишь один день, и «давали» «Макбет». И один билет через сайт театра стоил 220 евро. Два билета — 440, такси из Канту до Милана и обратно — еще 120, итого — 560. А попасть внутрь непременно хотелось. И помог интернет: оказалось, можно в день постановки купить билет в галерею (на самом верху). И стоит он 16 евро. И одеваться по-вечернему необязательно. Изучив все подробности добычи билетика на галерею, мы сначала поехали на выставку во Fiera Milano, а в 13:00 прибыли в центр города, прошли мимо Дуомо и очутились в левом «крыле» театра. Нет, не так. Сначала ПП привел меня в старинную булочную. И там мы поели пиццы. И купили еще в коробочке дольче с клубникой, вкус и запах которого не поддаются описанию. И съели его, измазав пальцы, стоя у закрытых касс самого вожделенного театра.  То, что было потом, достойно отдельной истории или фильма. Скорее, это могла бы быть комедия. Итак...
В назначенное время у массивной двери с надписью «Biglieteria serale» появились два импозантных итальянца средних лет в бархатных пиджаках. У одного в руках были белые листы, у другого маленькие цветные листочки. Нужно было подойти к ним с открытым загранпаспортом, они записывали фамилию и ставили рядом с ней порядковый номер, выдавали цветной листик с цифрой.  Стали подходить меломаны разных национальностей. Особенно выделялись рослые молодые француженки: они были симпатичные, много говорили и улыбались. Немцы стояли с серьезными лицами, из русскоговорящих были мы с ПП и пожилая пара. Подошла большая группа португальских школьников с учительницей. Одеты очень ярко, говорили в четыре раза громче француженок.  Позже всех подошли престарелые миланцы — великолепно одетые пожилые пары. Они номерки не взяли, а просто стояли и ждали. В положенный час у нас с ПП в руках оказались бумажки с номерами «88» и «89». Когда бумажки закончились, дяденьки начали выкрикивать номера. И как было страшно пропустить свою очередь. «Ottantotto! - раздалось громче всех разговоров. И вот ты уже внутри кассы протягиваешь кассиру 16 евро и получаешь билет в галерею. После покупки билетов у нас еще было время немного погулять до постановки. Не помню точно, что мы делали, кажется, в основном сидели рядом с Ла Скала у статуи Леонардо да Винчи, слушали уличных музыкантов, рассматривали многонациональную толпу. В положенное время, когда на город спустились сумерки, плотно закрытые в театр двери открыли молодые пажи в черных нарядах с массивными кулонами на груди — парни и девушки. Они проверяли билеты и помогали добраться до нужного места. В театре есть лифты, но мы поднимались на самый верх пешком, а вот спускались, помню, уже на лифте. Нашли галерею, уселись, на сиденьях — экраны-переводчики. Сцена далеко. Голова кружится. Португальские школьники оказались нашими соседями. Разговоры не затихали. Приходилось их периодически в течение спектакля по-русски успокаивать. Действовало. Опера долгая, трагическая, непонятная. Но цель была достигнута — попасть внутрь, все увидеть своими глазами, что-то услышать. Красиво и будто давно знакомо. Не досидели до конца, спустились на лифте вниз, взяли такси и умчались спать, переполненные впечатлениями долгого дня. Потом была снова проза.
Прошло всего два месяца, как не стало папы. И нам с ПП снова нужно было лететь в Италию. По работе, как обычно. Но на этот раз повод был очень серьезный — разборки, как это называется по-простому. Разборки с итальянцем на его территории. На английском, после долгих смс-переговоров и уговоров. Он приехал в наш отель, что расположен неподалеку от Milano Centrale. Выяснять отношения и требовать выполнения обязательств у взрослого мужчины — занятие трудное. Нервы потом восстанавливали больше года. Воспоминания, урок и практика — на всю жизнь. Но...
За день до этого мы ходили по мраморной крыше одного из самых прекрасных соборов мира — Миланского собора. Все просто: покупаешь внутри билетик, а потом долго и мучительно поднимаешься через левый неф на самый верх. В некоторых местах проход столь узкий, что еле-еле помещается один человек. И ты думаешь - «А может, хватит, ну зачем...». Но все же находишь в себе силы и идешь. Еще ступенька, еще одна, и еще... Честно, не все дошли. А там наверху... Нееет, пусть это будет вашим личным откровением.
В июле небо такое синее, белый мрамор такой теплый, а город...
По дороге вниз и потом еще долго не хочется говорить. Совсем. Тихое торжество внутри. И покой.
Наверное, эта энергия, полученная от красоты архитектуры и маленького собственного подвига, помогла на следующий день разговаривать с итальянцем без агрессии, с попытками увещевать и вразумить. Жаль, не подействовало. Хотя, кто знает.
Кто-то советует не жить воспоминаниями. Наверное, в этом вопросе все очень индивидуально. Лично меня хорошие воспоминания подпитывают и согревают, вдохновляют и дают силы. Положительные впечатления превращаются в энергетические подушечки, к запасам которых ты периодически обращается. А еще иногда эти невидимые нити натягиваются сами, и ты ощущаешь себя идущим по уже знакомому парку и слышишь становящуюся родной быструю речь. И это не мешает любить одновременно свое, тоже не до конца познанное, тоже многогранное и ускользающее. Оно все начинает пульсировать в тебе одновременно, то затихая совсем, то пробуждаясь в ярких мелодиях образов и ощущений.