Глава 2. Апокрифы или все ли мы знаем об Иисусе?

Никита Панфилов
Глава 2. Апокрифы или все ли мы знаем об Иисусе?

Итак, начнем с того что я отвечу на вопрос что же такое апокриф? Апокриф – это какое какое-либо произведение, не вошедшее в состав канонических книг Ветхого и Нового Завета. Сразу же возникает вполне логичный вопрос: «Кто, когда и по какому праву вдруг начал делить книги на те, которые нужны верующему и те, которые не нужны?».
Чтобы ответить на этот вопрос нужно вернуться к самому началу христианства, а именно в то время, когда оно еще не было сильно популярно в мире и распространялось среди мелких групп верующих в каждой из которых был свой набор Евангелий. Единственное что объединяло все эти группы были так называемые «Апостольские правила» которых насчитывалось ровно 85. В этих правилах содержались все главные канонические нормы, по которым жило раннее христианство. Конечно, как и в случае со всеми новозаветными книгами, эти правила с очень малой долей вероятности были написаны самими апостолами. Вскоре одних правил оказалось мало. Константин I, римский император и конечно же язычник, которому в 310 году во время посещения священной рощи являлся сам Аполлон, уже через два года во время войны с Максенцием утверждает, что ему во сне явился Христос, который велел ему написать на щитах и знаменах своего войска греческие буквы ХР, а на следующий день Константин увидел в небе горящий крест и услышал голос с неба: «Сим победиши!». В 313 году после победы над Лицинием, Константин настаивает на свободе вероисповедания. Сам Константин был крещен только перед смертью, однако это не помешало ему сыграть роковую роль в формировании современной церкви. После спора, возникшего между александрийским священником Арием и епископом Александром Константин в 325 году созывает первый Вселенский собор, также называемый Никейским. Результатом этого собора стало признание Ария еретиком и принятие Никейского Символа Веры. Про символ веры мы поговорим в следующих главах, сейчас нас интересует другое. А именно то, что сказал Константин на этом соборе: «Вы – епископы внутренних дел церкви, я – поставленный от Бога епископ внешних дел». Согласитесь, очень сомнительно то, что Богу было угодно чтобы внешними делами его церкви занимался язычник. Но видимо в то время Отцов Церкви это мало смущало, так как им было нужно не то, чтобы христианство осталось в первозданной чистоте, а то чтобы оно получило в Риме статус государственной религии. Кстати говоря, «помазанник Божий» Константин, через год после Никейского собора, убил своего сына и его мачеху. И вот, начиная с этого собора, начались гонения на все общины христиан, которые по словам епископов, которым посчастливилось участвовать в этих собраниях, не соответствовали канонам церкви. Очень много христианских общин пострадало и было уничтожено, очень много книг было сожжено в огне невежества ранней церкви. Те книги, которые остались после этой чистки мы находим только теперь. Дальнейшая история церкви и Вселенских соборов шла по проверенной схеме. На каждом соборе находились неугодные церкви общины, которые впоследствии с помощью Рима истреблялись. И так шло до тех пор, пока на одном из Соборов не было принято решение на основе апостольских правил канонизировать книги Нового Завета. В этот ВИП список вошли: четыре Евангелия – Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния апостолов, послание Иакова, 2 послания Петра, 3 послания Иоанна, послание Иуды, 14 посланий Павла и Откровение Иоанна Богослова известное так же как Апокалипсис. Насчет последнего очень долго велись споры вводить его в канон или нет и все-таки окончательно он там утвердился в 692 году на Трулльском Соборе.
Итак, книги собраны, канонизированы, остальные либо потеряны, либо уничтожены, у Отцов Церкви все прекрасно удалось. Те немногие книги, которые остались после уничтоженных общин и не вошли в канон стали апокрифами. Вот их короткий список: Евангелия Иуды, Петра, Фомы, Марии, Филиппа, Никодима, Варнавы. Есть еще Евангелия детства, несколько Апокалипсисов, множество Деяний Апостолов. Все эти книги были отвергнуты церковью, по каким причинам? Ну скорее всего из-за того, что чем проще вера, тем проще ей обучить людей. А чем проще обучить людей, тем проще ими управлять впоследствии. Ведь согласитесь, сколько нужно современному человеку времени чтобы прочесть и осознать Евангелие? Я думаю от силы два года. Это если каждый день уделять ему хотя бы часа два - три. Читая апокрифы, я пришел к выводу что эта литература гораздо сложнее. Я расскажу вам о некоторых из них.
Наверное, самое нашумевшее и популярное – Евангелие Иуды. Оно было найдено в Египте в 1978 году и входило в состав так называемого кодекса Чакос. Скажу сразу, это гностическое произведение, оно очень тяжело усваивается современному стандартному верующему и даже кажется немного фантастичным. Большинство людей, как только начнут читать краткое содержание, которое я изложу ниже, отбегут от экранов с криками что это все от сатаны. Остальным я предлагаю перечитать его несколько раз и если вы все поняли правильно, то у вас врятли возникнут сомнения в роли этой книги для полной и правдивой истории Иисуса Христа.
Евангелие состоит из нескольких бесед между Иисусом и его учениками, а также приватных бесед между Иисусом и Иудой Искариотом. Время действия, согласно первому предложению в Евангелии, в зависимости от перевода, 7-8 дней до распятия Христа, хотя само распятие в Евангелие не включено. Здесь все завершается предательством Иуды, что для автора данного Евангелия является апогеем и логичным окончанием повествования о последних днях и проповедях Иисуса Христа.
После вводного предложения идет краткое повествование о том, что Иисус совершил множество чудес ради нашего спасения и так как одни идут по пути праведному, а другие по греховному было призвано двенадцать учеников. Потом мы узнаем, о чем были проповеди Христа его ученикам – он рассказывал им о «таинствах, которые над миром и о том, что будет в конце».
Дальше идет описание первой в этом Евангелии беседы Иисуса со своими учениками. Он застает их за евхаристией и смеется над ними, конечно же вызывая у них недоумение и гнев. На вопрос учеников «Почему ты смеешься над нами?» Иисус отвечает, что смеется не над ними или над тем что они делают, а над тем что их Бог получит благословение. Конечно же это вызывает у учеников еще большее недоумение и возможно даже шок. «Учитель, Ты разве не Сын нашего Бога?» - спрашивают они Христа. Далее он объясняет им что его Бог отличается от их «бога» и что они не поняли кем на самом деле является Иисус. Ученики продолжают гневаться, но им не хватает ни духа, ни знаний, чтобы хоть что-то возразить ему. Всем кроме Иуды. Он поднимается со своего места и говорит правду об Иисусе: «Я знаю, Кто Ты и из какого места Ты вышел. Ты вышел из эона Барбело, бессмертного, и пославший Тебя – Тот, Чье имя я не достоин произнести». Эта фраза для обычного верующего не имеет практически никакого смысла, но если немного углубиться в истоки христианства, то она становиться вполне логичной. Видите ли, в 1 – м веке существовала группа верующих, которые впоследствии будут названы гностиками. Так вот по их убеждениям тот Бог, который создал все сущее и тот Бог который послал на Землю Иисуса для спасения людей - это разные личности. Ну в принципе до этого не сложно додуматься, почитав Ветхий и Новый Завет и проследив за деятельностью обоих сделать такие же выводы. Эон Барбело – это, если очень упрощённо, мир Барбело, божественная сущность, которая известна по другим гностическим текстам, мать всего живущего, которая живет в Плероме. Плеромом у гностиков называлось некое подобие Рая. Теперь если перевести эту фразу на язык более простого христианства, то это будет выглядеть примерно так: «Ты вышел из матери всего живущего, которая обитает на одном из небес Рая и был послан на Землю бессмертным Богом, чье имя я не достоин произнести». Теперь, когда все упрощено до невозможности я могу продолжить повествование о первой беседе Христа с его апостолами. Ответ, который дал Иуда вполне удовлетворил Иисуса, и он отзывает его для частной беседы, но к сожалению, она заканчивается так и не успев начаться, так как Иисус оставляет Иуду.
На следующий день Иисус возвратился к своим ученикам, и они спросили у него, где он был и почему покинул их. На их вопрос он отвечает, что «удалялся к иному великому поколению, святому». Конечно же ученики спрашивают его что это за великое поколение и находится ли оно среди их современников или в ближайших веках. В ответ Христос опять рассмеялся и стал объяснять им что никто из их современников не увидят этого поколения, и что никто не будет править над ним, и никто из них не сможет прийти к нему. Далее к сожалению манускрипт сильно поврежден и конца, наверное, самой важной фразы из всего Евангелия Иуды мы возможно никогда не узнаем. После этой фразы ученики смутились и замолчали.
На другой день Иисус пришел к ним, и они рассказали ему о видении, которое их посетило во сне. Они видели огромный дом с жертвенником и двенадцать священников, которые должны принять служение и которых ожидала огромная толпа людей, которые приносили в жертву собственных детей, жен, друг друга и произносили при этом имя Христа. Иисус объясняет им что эти священники они сами и множество жертв которые они видели, это люди которых собьют с пути верой не в того бога, который послал на землю спасителя. Далее следует очень пророческая фраза, которую я не могу не цитировать: «На жертвеннике это встанет архонт мира сего, и та он воспользуется Моим именем, и будут призывать его поколения благочестивых. после него иной человек поставит блудников, и иной поставит детоубийц, иной же мужеложников и постников, и остальные - нечист–ту и беззаконие, и заблуждение.
И говорящие: «мы равны ангелам», они – звезды, совершающие всякое дело, ибо сказано поколениям людей: «Вот, бог принял вашу жертву от рук священников, то есть служителей заблуждения; Господь же повелевающий, Тот, Который Господь над всем, в конце дней посрамит вас...». Далее манускрипт так же очень поврежден. Но думаю смысл ясен, и эта фраза не нуждается в пояснениях.
После нескольких вопросов, ответы на которые так же сильно повреждены, Иуда рассказывает Иисусу о том, что его тоже посещало видение, но не такое как у остальных учеников. Он видел, как его побивают камнями остальные ученики и преследуют его, потом он увидел огромный дом, который окружало и было внутри множество великих людей, и что он хотел войти в этот дом. Иисус объяснил ему что его посетило видение его собственной судьбы. Далее Христос начинает рассказывать ему о «сокровенном, которого не видел не один человек». Этот рассказ занимает очень большую часть Евангелия и является гностическим вариантом сотворения мира и человека. Разбирать его досконально очень долго и не просто, поэтому ограничусь основной идеей этого повествования Христа: сотворение мира это не дело рук Единого Бога, а существ, которые ниже него по статусу и очень жестоки. Люди, которые заявляют о своей преданности Богу на самом деле обмануты и поклоняются ложному богу. Целью спасения должно являться выход за пределы власти сущностей.
После рассказа Иуда задает несколько вопросов о судьбе человечества. На что Иисус отвечает, что многие люди существуют лишь временно в этой жизни, но кроме них есть те которые обладают божественной искрой, которая позволит им покинуть этот мир и обрести жизнь в великой реальности. Но это будет возможно лишь после того как рухнет власть ложного бога.
После Иисус говорит Иуде: «Ты же превзойдешь их всех, ибо человека, который носит Меня в себе, ты принесёшь в жертву». Из этого выражения следует то что предательство Иуды — это акт милосердия и очень большой преданности воле Иисуса, так как ему нужно умереть чтобы не остаться запертым внутри своего тела и вернуться обратно в Плерому, откуда он и произошел.
Далее следует ведение Иуды, которое по большей части тоже утрачено, и непосредственно сам акт его предательства. В самом конце рукописи значится ее название «Евангелие Иуды».
Следующее Евангелие, про которое я расскажу – Евангелие от Петра. К сожалению, сохранился лишь отрывок этого Писания. И насколько можно судить по нему оно не столь революционно как Евангелие Иуды и практически ничем не отличается от канонических Евангелий, кроме момента вознесения Христа, он описывает это событие следующим образом: «И в ту же ночь, когда рассветал день Господнен, сторожили же воины по двое каждую стражу - громкий голос раздался в небе. И увидели, как небеса раскрылись и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к гробнице. Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли. И когда воины увидели это, они разбудили центуриона и старейшин, ибо и они находились там, охраняя (гробницу). И когда они рассказывали, что видели, снова увидели выходящих из гробницы трех человек, двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. И головы двоих достигали неба, а у Того, кого вели за руку, голова была выше неба. И они услышали голос с небес: "Возвестил ли Ты усопшим?". И был ответ с креста: "Да". А те обсуждали друг с другом, чтобы пойти и сообщить Пилату. И пока они раздумывали, снова разверзлись небеса, и некий человек сошел и вошел в гробницу. Увидавшие это вместе с центурионом поспешили к Пилату, оставив гробницу, которую охраняли, и возвестили обо всем, что видели, в сильном замешательстве и волнении, говоря: "Истинно, Сын был Божий"
Что здесь увидели еретического Отцы Церкви непонятно, но это Евангелие было очень популярно в первые века христианства и это подтверждают исторические источники. И что самое интересное, оно было найдено в 19 веке в Египте в могиле средневекового монаха, так же вместе с ним в могиле нашли «Апокалипсис Петра».
Последнее апокрифическое Евангелие, о котором я расскажу в этой главе называется Евангелие от Марии (Магдалины). Оно было написано во 2 веке на коптском языке и найдено в 1850 году, но опубликовано было лишь в 1955. К сожалению, сохранился лишь отрывок, но и он многое говорит об истине, которую хотел передать Христос и которая была уничтожена. Суть Евангелия от Марии в том, что она была самой любимой ученицей Иисуса и именно ей он открыл какие-то знания, сокрытые от остальных апостолов. Они просят ее рассказать им об этом и она соглашается. Из-за повреждений невозможно точно передать полноту этих утаенных мыслей, но то что она передала апостолам очень разозлило Петра так как не он, а женщина стала для Иисуса первым учеником. Так как основателем церкви и первым Папой считается апостол Петр, то становится ясно почему служение в церквях консервативной направленности можно осуществлять только мужчинам.
Вот мы и пробежались по нескольким апокрифическим книгам. Я думаю, те кого заинтересовала данная тема, сами прочтут остальные. Подвергать сомнению истинность того что в них написано можно, но тогда нужно подвергать сомнению и канонические книги, так как время написания у них всех примерно одно и то же, а авторы неизвестны. Единственное что кардинально различается – взгляд на философию Христа, она становиться более сложной, выходит за пределы привычных нам догм. Но это не повод для того чтобы забывать о них, скорее это повод для того чтобы начать изучать их. Кто знает, что было истинной две тысячи лет назад и о чем точно проповедовал Иисус Христос? ...
В третьей главе я затрону тему толерантности с другими религиями в христианстве.