Бабушка Анна Петровна

Леонид Лосев
Летом к нам из Саратова  приехала бабушка, Анна Петровна. Два года назад она гостила у нас в Ростове, но время стерла из памяти тот визит, оставив лишь  туманные и  незначительные фрагменты. Теперь я был старше, как никак 8 лет, поэтому воспоминания приобрели бОльшую осмысленность и определенность.

 
Вот мы с бабушкой сидим на диване и наперебой с сестрой  рассказываем ей  веселые и грустные истории из нашей жизни. Она внимательно слушает, живо реагирует.  Помню, как  близко к сердцу она приняла рассказ о нашей любимой собаке Дианке. Мы во всех деталях расписывали, как любили Дианку, как она бежала за нашим поездом, как мы рыдали, глядя в окошко. Видно было, что ей жалко и нас и бедную собачонку.


Уже вернувшись в Саратов, она прислала мне к новому году такую поздравительную открытку:

Леньчик мальчик-золотунчик
Видел сон под новый год,
Что на спутнике с Дианкой отправляется в полет.
Полетят друзья, наверно, и на Марс и на Луну
И откроют по дороге еще новую звезду.


Бабушка любила по русскому обычаю почаевничать, я  тоже пристрастился к этому, правда,  в Китае. Пили мы с ней много, часто, по несколько чашек в один присест. Вот мы сидим за столом, и уже в который раз с наслаждением, отдуваясь и пыхтя, пьем чай, а заодно дегустируем варенье, которое делала летом мама. Варенье чудо! Мне больше всего нравится абрикосовое и вишневое. Нравится и малиновое, но его, как говорит мама, надо пить только при простуде, чтобы как следует пропотеть.

 
Неожиданно бабушка спрашивает: «Ленчик, а на каком музыкальном инструменте ты хотел бы играть?
Я делаю серьезное лицо, хмурю брови, будто впервые задумался над этим вопросом. На самом деле мы уже давно с родителями решили, что будем с сестрой играть на пианино. Через пару минут сообщаю об этом бабушке.  «Да, это замечательный инструмент, - говорит бабушка, - но скрипка мне нравится больше. Ты знаешь, ведь скрипка – царица инструментов!» Тут уж я задумываюсь не на шутку. Аргумент, в самом деле, серьезный. Через минуту я понимаю, что должен играть только на царице инструментов, и вечером объявляю родителям о своем решении. Бабушка довольная, улыбается, отец надо мной подшучивает (у меня в детстве были оттопыренные уши): «Да, брат, тебе с твоими музыкальными ушами надо играть только на царице музыки. Никак не меньше!».

 
Вскоре мы с бабушкой и матерью пошли на прослушивание в музыкальную школу, которая находилась в самом центре города. Я спел песенку, отстучал заданный ритм, кажется на этом прослушка и закончилась. Затем преподаватель сказал нам, что набор на скрипку уже закончен, поэтому мне предложили год позаниматься на фортопьяно, а после этого меня  возьмут на скрипку.
Осенью заниматься музыкой я не стал, у меня начались серьезные проблемы с глазами, которые отняли у меня практически весь учебный год. Не до музыки было...


Но продолжу о бабушке. Тогда, после первого класса, я еще частенько просил отца почитать книжку. А вот бабушку не надо было просить. «Ленчик, хочешь я тебе почитаю?» - спрашивала она. У меня загорались глаза: «Конечно хочу!» Вот бабушка переходит от одного книжного шкафа к другому и выбирает книгу. Наконец достает томик Пушкина. «Неужели «Руслан и Людмила»? – с ужасом думаю я. В то время отец читал нам Пушкина, но чаще всего поэму «Руслан и Людмила». Поэзию Пушкина я тогда воспринимал тяжело: совершенно немыслимая перестановка слов,  нарушавшая обычный порядок, затрудняла восприятие, мешала понять смысл. Кроме того у Пушкина было много устаревших слов, которые либо непоняты совсем, либо понятны, но звучали не так, как в современном мире, и ударение ставилось не там, где положено. В то время мне нравилась  только  «Песнь о вещем Олеге». И хотя все поэтические сложности, о которых я сказал, были  и тут, но меня подкупало мистическое начало в этом стихотворении, и конечно же финал – неожиданный и трагичный.
Но вот бабушка начинает и с первых слов я понимаю, что это «Руслан и Людмила».


  Я сижу с кислой физиономией и слушаю поэму. Бабушка время от времени поглядывает на меня поверх очков. Неожиданно она откладывает книгу и говорит: «Что-то совсем неинтересно! Да?» Я удивленно смотрю на нее, не верю своим ушам, потом с готовностью говорю: «Да, да! Совсем неинтересно!» Начинаем искать другую книгу.


 Я запомнил этот случай на всю жизнь. «Неужели бабушке на самом деле не нравится «Руслан и Людмила»? Странно как-то...» - думал я. Только спустя время понял: бабушка обожала всего Пушкина, знала наизусть «Евгения Онегина» и конечно же любила эту поэму тоже. Но она, в отличие от отца была еще и педагогом. Она преподавала в гимназии царского образца, потом в школах, техникуме, университете при советской власти. Бабушка ясно увидела, что я пока не дорос до Пушкина, увидела и не стала навязывать мне его.


Я уже говорил о чудесной железной дороге, на которую любовался в отделе игрушек каждый раз, когда возвращался домой из школы. В комплект входили черный паровозик с красными колесами, два зеленых вагона, железные рельсы и пульт с батарейкой. Это была совершенно фантастическая игрушка! Ничего похожего в своей жизни я не видел. Стоила она, конечно, больших денег. Умолял купить отца, но он неизменно отвечал: «Спроси у мамы». Мать, как я и предполагал, была непробиваемой, как Великая китайская стена. «Нет денег!» - каждый раз говорила  она. Деньги конечно были, но с ее прагматичной натурой, невозможно было рассчитывать на другой ответ. Но однажды она сказала: «А ты напиши письмо бабушке, объясни, что к чему. И попроси, чтобы она выслала на твой день рождения деньги». Я крепко задумался. Уж если для нас это дорого, то для нее, думал я, и подавно.  Думал два дня, а потом сел и написал письмо. Обрисовал все красочно и убедительно. Я писал: «Представляю, как воинский эшелон везет моих солдатиков на фронт!» Дело в том, что в вагончиках, о которых идет речь, крыши выдвигались как в школьном  пенале. Туда можно поместить солдатиков. А солдатиков у меня было целое войско –  оловянные и пластмассовые, с которыми я увлеченно подолгу играл, причем как с друзьями, так и один.

Отправив письмо, я, честно говоря, совсем не надеялся на положительный результат. Откажет, думал я, как отец с матерью. И я бы понял и нисколько не обиделся бы на бабушку.

 
Каково же было мое изумление, когда спустя время обнаружил в почтовом ящике денежный перевод на нужную сумму. Перевод конечно же был от бабушки, и конечно же для меня. Нет слов, чтобы описать мою радость!


Я был самым счастливым человеком, когда стал обладателем чудесной железной дороги!Ко мне приходили играть соседские ребята , одноклассники. Сначала они с восхищением и одновременно с завистью смотрели на фантастическую железную дорогу. Потом мы дружно принимались за дело: сооружали для поезда туннели, мосты. Мы могли с азартом, совсем не замечая времени, играть, играть и играть.  Я берег свою железную дорогу, как зеницу ока... Она, в самом деле, дорога мне.
Только много лет спустя я узнал, что бабушка, желая помочь своим внукам,  стесненым в денежных средствах, или желая сделать им приятный сюрприз, сдавала в букинист уникальные книги из своей библиотеки. И делала она это много раз. Уж такой она человек.

   
С тех пор прошло много лет. Уже  более полувека, как нет на этом свете бабушки... а игрушка цела.
С ней в начале 80-х играли мои маленькие дочки, в середине «лихих 90-х» - мой младший сын. Только вместо солдатиков, он помещал в вагоны уже других героев – Бэтмана, утенка Дональда Дака и прочих  диснеевских персонажей.  «Аккуратнее, сын!» - преупреждаю его, - Это подарок от моей бабушки, твоей прабабушки». «Знаю, знаю, - поспешно говорит малыш, не отрываясь от дела.


Сейчас, в 21 веке, когда в моем доме собираются дети и внуки, кто-нибудь из внуков обязательно говорит: «Дедушка, достань, пожалуйста, железную дорогу!» Я охотно выполняю просьбу: лезу в чулан и выношу коробку, в которой бережно хранится чудесная железная дорога. Мои внуки из другого времени, они привыкли к другим фильмам, к  другим игрушкам: радиоуправляемым вертолетам, автомобилям, катерам. Но вот они начинают играть: весело бежит по рельсам паровозик, будто прямиком из той далекой эпохи в век нынешний, соединяя времена и поколения. Я вижу как радостно светятся их лица, наверное, как у меня, в тот далекий памятный день, когда я стал благодаря бабушке обладателем заветной игрушки.

продолжение:  http://www.proza.ru/2015/12/15/1503