Хроника одного дня

Иракли Ходжашвили
Хроника  одного  дня

     «Жаворонок» - это  не  про  меня. Я, наверное, самая  типичная  «сова», скажем  лучше, «филин» (всё  же  слово  мужского  рода!)
Да  к  тому  же  филин  лучше  других  сов  видит  днём.
     А  что  у  нас  сегодня?  Ветки,вроде, не  качаются, точнее, качаются, но  не  от  ветра, а  от  прыжков  нашей  дворовой   белочки.
«По  утрам  по  веточкам  здесь  часто  скачет  белочка...» 
(Хорошо  сказал! Может, потом  что-то  и присочинится.)
     Небо, вроде,  малооблачное, исчерчено  расширяющимися  следами реактивных  самолетов. Чего  это  они  разлетались? Хорошо  еще,что  их  не  слышно!  Хватит  и  того, что  все  самолеты, подлетающие  к  городскому   аэродрому, перед  посадкой  делают  разворот  над    нашим  районом,  берут  курс  на  посадочную  полосу, летя  вдоль  нашего  моста, и  начинают  постепенно  снижаться. Хотя  над  нами  они  пролетают  еще  на  относительно  приличной  высоте, первое  время  этот  нарастающий  шум  двигателей  чувствовался  даже  на  фоне  городских  звуков, особенно, по  утрам  и  вечерам.  Представляю, каково  жителям  около  самого  аэродрома!  Хорошо, что  ночные  полеты  отменили, а  то  вообще  было  бы  не  заснуть. 
     Так, солнышко  светит, но  нижняя  часть  стёкол  запотела, значит, ночью  температура  упала. Нет, деревья  всё  же  слегка покачиваются  не  только  от  белочки. Ну, лёгкий  ветерок еще  куда ни  шло!
Пора  за  дела!  Нина  уехала   к  внучке, вернется  вместе  с  ней (Еленука  даже  останется  у  нас  ночевать!)  только  завтра  после  обеда.
     Овсянка  для  меня...Овсянка  с  молоком - для  мамы… Разложить   лекарства  на  весь  день...Мама, несмотря  на  снотворное, допоздна  читает, а  потом  поздно  встает,  так  что   завтракаем  порознь.
Ей  91 год.   Несмотря  на  неудачно  сросшиеся  переломы  обеих  голеней  и  колена после  наезда  машины , она, слава Богу, еще  может  следить  за  собой,  а  в  хорошую  погоду  даже  любит  выходить   с  роллатором  гулять  на  набережную, где, устроившись  на  скамье, читает  книги.
     Какое  счастье, что  она  любит  и  может  целыми  днями  читать!
Нашу  здешнюю  скромную  «библиотеку»  она  уже  давно  прочла  и  теперь  мы  «прочесываем»  книжные  полки  соседей  и  знакомых.
     Недавно   ей  пришла  в  голову  мысль  составить  список  прочитываемых  книг.  В  91  год! Если  бы  внуки  сейчас  начали  это!
     Да, надо  еще  успеть  к  приезду  «девочек»  прикупить  кое-что  по   оставленному  мне  списку… А  еще - подготовиться  к  занятиям.         
    Сегодня  после  школы  придет  Игорь. Ему  13 лет. Мы  с  ним  уже  несколько  лет  занимаемся  шахматами. Он  очень  быстро  усвоил  основные   положения, тактические  приемы, даже  успешно принимал  участие  в  городских  турнирах школьников, но  любовь  к  футболу, кажется,   пересиливает.  У  него  много  времени  уходит  на частые  тренировки, игры. Кроме  того - увлекается  компьютерными  играми, из-за  чего    постоянно  не  высыпается. 
      Иногда  кажется, что, раздумывая  над  ходом,  он  просто  заснул  с  открытыми  глазами. 
    Я  подобрал  для  него  несколько  интересных  позиций  из  партий   школьников  и  мы  их  проанализировали.
     Опять  на  футболе  его  грубо  сбили  во  время  игры  и  он  жалуется  на  боль  в  колене.  Колено  в  синяках, царапинах. Кажется,  тренеры  и  судьи  не  принимают  никаких  мер  по  предотвращению  грубой игры  и  спортивного  травматизма. Если  так   пойдет  и  дальше, то  добром  это  для  Игоря  не  кончится!
 Обратил  внимание  и на  свежие  ссадины  на  костяшках  пальцев  правой  руки — так  и  есть! Сегодня  дрался  с  кем-то  в  школе, куда  он  в  этом  году  перешел. Что ж, иногда  мальчикам на  новом  месте  приходится  и  так  самоутверждаться. 
Теперь  надо  быстро  пообедать  и  бежать  на  другие  уроки!

   3-й  этаж. Аделия, 6,5 лет.
Обычно, она   прячется  за  дверью  в  свою  комнату  и  «неожиданно»   выскакивает,  рыча,  как  тигр, лев, или Серый  волк. Надо  отгадать.       При  этом,  ее  младшая  сестра,  еще  нетвердо  стоящая  на  ногах,   иногда  начинает  плакать  от   испуга!
  Дверь  открывает  мама. Тапочки  для  меня  Аделия  уже   приготовила, но  ее  самой  не  видно.
 С  порога  «осторожно»  вхожу,  начиная  разыгрывать  сценку, но  тут  слышу  совершенно  неожиданные  звуки -  это  ее  младшая  сестра, сидящая  на полу  посреди  коридора,  «рычит», смешно  пугая  меня  еше  и  поднятыми  ручками!  Жаль, что  не  смог  сфотографировать!
    Так  уж  совпало, что  у  большинства  моих  учеников  наступил  период  смены  зубов, и  они, зная, что  я  -доктор  (потому, что  не  разрешаю  тащить  в  рот  карандаши, резинки и  разные  игрушки), начинают  демонстрировать  мне  свои  беззубые  рты,  показывая, какой  выпал, а  какой  шатается. И коробочки  с  выпавшими  зубами.
   Сегодня, во  время  «перерыва  на  историю»,  Аделия  показала  мне  куклу,  которую  сделал  и  подарил  ей  сосед  снизу.
- «А  ты  знаешь, как  я  могу  к  нему  пойти?»  (Все   со  мной на «ты»).
- «Спустишься  по  лестнице  и  он  откроет  дверь».
- «А  вот  и  нет!» ,- она  сползает  на  пол  и, очерчивая  рукой  квадрат, показывает  на  нем,- «Здесь  дверь  и  я  прямо  отсюда  могу  спрыгнуть»
- «А  если  я  случайно  наступлю  на  нее  и  провалюсь  вниз?»
Хохочет. - «Ты  же  не  знаешь  волшебного  слова! Дверь же  закрыта!»

  Теперь  к  Сёмочке! Когда  мы  начали заниматься, бабушка  приводила  его  к  нам после  детского  сада, а  сама  отправлялась  за покупками, а  чаще - просто  покурить  на воздухе. Он  забирался  с  ногами  на  диван  и    говорил: « Я  устал. Я  хочу  спать».
  И  начинался   уже  другой  спектакль.   
  Каждый  раз  придумывалось  что-то  новое. Потом  он  говорил, что  проголодался,  и  у  Нины  всегда  находилось  что-то  вкусненькое. И он  с  удовольствием  съедал, хотя  перед  уроком  бабушка  всегда  скармливала  ему  булочку, или  бутерброд.
   Сейчас  ему  уже  8  лет. Повзрослел.  Иногда  автобус, развозящий  детей  после  школы, опаздывает,  и он  не  успевает  поесть  перед  уроком.  Я  не  помню  случая, чтобы  он  съел  кусок, пока  мне  тоже  не   дадут  чего-нибудь, или  не  нальют  мой  чай. (Во  время  урока  я  столько  говорю, что  без  этого  не  обойтись). 
    Сегодня, решая  задачу, он  быстро  сделал  ход, тут  же  понял, что  ошибся  и  вдруг  насупился, сложил  руки  на  груди  и  сжал  губы!
- «Сёмочка, что  случилось?» Молчит, хмурится.  Потом  сердито:
- «Я  такой  злой  на  себя!»
-  «За  что?»
-  «Что  пошел  сперва   и  не  подумал!»
    Он  очень  любит  конфеты  типа  «Коровка»  и на  день  рождения  «Волшебный  мешок»  подарил  ему  еще  и  пакет  их. Сёма  очень  обрадовался, а  когда  я  уходил, набрал  полные  горсти   конфет: «Это  тебе  и  тёте  Нине!»  - «Нет, Сёмочка, это  же  подарок  тебе!».    
   Насупился. Пришлось  придумать, что  мы  на  диете и  нам  конфет  есть  нельзя. Трюк  не  проходит. Сошлись  на трёх  конфетах: одна  мне, две- Нине.
Вот  такой  у  нас  есть  друг -  Сёмочка!

   Теперь -  Рон, 4.5 года. Более  старшие  дети  в  это  время  дня  уже 
  «занятиенеспособны», а  ему  хоть  бы  что!   
   Уникальное  создание, рассуждающее, как взрослый  человек. Старший  брат  перед отъездом  на  учебу  успел  научить  его правильной  расстановке  и  ходам  фигур.   
   Теперь  Рон  хочет  уже  выигрывать. 
   Наше  четвертое, или  пятое    занятие.Учимся, как  надо нападать  на  противника, защищаться  от  нападения. Как  спасать  короля  от  шаха.
    В  ход  идет  всё -  одевает  рыцарские  доспехи, атакует  мечом, загораживается  щитом.
    В  общем,  идет  настоящее  сражение!
    Пол  в  гостиной  выложен  плиткой, около 40 х 40  см, жаль, что  одноцветной, и  мы маршируем  по  «полям» ,изображая  Короля. Он  большой, толстый, сделает  шаг - «Уфф! Надо  отдохнуть!» Сделает  еще  шаг  в  сорону — опять  «Уфф!». Отдыхает.
Не  то, что  Слон, или  Ладья !   Или  Ферзь! 
Но  Конь -  самое  интересное, особенно, когда  надо  найти  кратчайший  путь,  чтобы  перебраться  с  одного  поля   на  другое. Можно  еще  и перескакивать   через  стулья, а  не  обходить  их,  как  другие фигуры!    
  Дорогу, как  Мальчик-с-пальчик, обозначаем  разноцветными  фишками  (их  у  меня  больше  сотни).
    Сегодня, после  победно  завершенного  «сражения», он  сказал, что  уже  столько  знает, что, может,  больше  ему  и  на  надо  учиться.
Так  что  моё преподавательское  положение,видно, довольно  шаткое.

С  занятиями  на  сегодня  всё! 
Уже  около  восьми  вечера. Темно.  Поднялся  холодный  ветер.
Срезая  дорогу, иду  через  неосвещенный  парк, чтобы  успеть  к  трамваю, потому  что  в  это время  они  начинают  ходить  с  более  длинными  интервалами, а  до  другого  транспорта  шагать  и  шагать!
Иду  быстрым  шагом, почти  бегу, помогая  палкой. Хочется  глубоко  вдохнуть, но  я-то  себя  знаю! Как  только  пару  раз  вдохну  такой  холодный  воздух -  сразу  за  грудиной  начнется  поцарапывание, потом появится  покашливание  и  пошло, и пошло...Так  что  приходится   идти, прикрывая  рот  свободной  рукой, или  воротником  куртки. Предлагала  же   Нина  достать   кашне  (можно перевести  как  «спряченосник»)!
С  пересадками — домой. Я  прикинул - на  час  занятий  уходит  еще  около  1,5 часа  пути. Иногда  слушаю  музыку, а  иногда  меня  посещает  «транспортная  Муза»  и  я  что-то  сочиняю, из-за  чего  несколько  раз  проезжал  мимо  нужной  мне  остановки. Вот  и  сейчас  пришла  на  ум  строка  «Еще   ноябрь, но  студит  в  жилах  кровь  холодный  ветер..»
Не  хватало  мне, действительно, сейчас  заболеть!  Через  неделю - день  рождения! Может, удастся и  детям   подъехать!
«Дай  мне  еще  неделю! Приедут   дети…, внуки…Быть  может…»
Нина  приготовит  что-нибудь  особенное.
Хотя  у  внуков  свои  вкусы  и  надо  их  тоже  учитывать.
«Сядем  все  вместе  еще  раз  за  стол…»

    Мама  уже  пообедала  без  меня  и  опять  сидит  с  книжкой  в  кресле в  своей  комнате. Она  взяла  за  привычку  кушать  2  раза  в  день  и  то  понемногу. Мне  все  время  кажется, что  она  ничего  не  ест.
   И  сержусь  на  нее  за  это.  И  за  то, что  она  принимает  очень мало  жидкости. А  она  молчит, или, оправдываясь,   говорит: «Это,  чтобы  ночью  реже  вставать...»
   Понимаю, что  плохо  поступаю, но…
   Так, два  стакана  кефира — мне  и  (две  ложки  сахара)  маме…
Сегодня  она  не  выходила  гулять,  так  и  просидела  весь  день, читая, так  что  надо  ее  немного  развлечь.
По телевизору  ничего  интересного не  передают. К  тому  же  у  мамы  несколько  снизился  слух, а  к  слуховому  аппарату  она  никак  не  приспособится.Да  и  дикция  у    ведущих  передачи, или  звук  в  фильмах  такой, что  мне  самому  часто  непонятно  о  чем  речь.
   Поэтому  мы  играем  в  карты. Раньше  играли  в  «11», а  в  этом  году  наши  внуки  научили  нас  в  «Скип-бо»  и  теперь  сражаемся  в  нее.
Когда-то моя бабушка  говорила  врачу  в  больнице: «У  меня  сердце  не  болит, но  говорит: «Я здесь!»
   Так  и  у  меня — после  пятой-шестой  партии, а  они  длятся  до-олго!,  моя  поясница  говорит  мне  «Я  здесь!»
   Завершаем  игру.   Лекарства  на  ночь - каждому  свои.И  я  валюсь  на  аппликатор  Кузнецова. Включаю  компьютер. Проверяю  почту.  Отвечаю  на  комментарии,  хожу  на  «приглашения»,  выхожу  в  скайп -  несмотря  на  разницу  во  времени,  всегда  кто-нибудь  на  связи:  так  разбросало  родственников  и  друзей  по  всему  миру! 
 Уже  около  часа  ночи. Выключаю  компьютер.
«Еще   ноябрь, но  студит  в  жилах  кровь  холодный  ветер..»
Строка  крутится  в  мозгу. Встаю, достаю  из  сумки  блокнотик  с  трамвайными  набросками.  Перечитываю. 
А  что  потом?  Потом — видно  будет. Подумаю  завтра.  Не  спеша.
Теперь  всё! Спать! 
Ощущение  какого-то  покоя.  Вроде, день  прошел  хорошо, без  каких-то  неприятностей. Всё  успел,..  не  разболелся.
Да, надо  позвонить  маме  Игоря. И  насчет  колена, и  насчет  того, что  он  опять   пришел  без  шапки. В  тот  раз  шел  дождь  и  голова  у  него  была  такая  мокрая, что  полотенце  можно  было  выжимать. Неудивительно, что  все  время  шмыгает  носом.

ОС.   Нет, «жаворонок» - это  точно не  про  меня.
      Уже  начало  четвертого, а  сна  как  не  бывало. У  меня  есть    
      ручка  с  подсветкой  и, не  включая  ночник,  я  могу  записывать…

     Холодный  ветер  28 ноября 2015 г.(Эссе)
Еще   ноябрь, но  студит  в  жилах  кровь  холодный  ветер...
-Ты  не  спеши! Дай  мне  еще  неделю! Приедут  друзья,  дети…, внуки…
Быть  может…
Сядем  все  вместе  еще  раз  за  стол…
А  потом...
Потом  посмотрим,
что и  как...потом…
А  пока — не  спеши, не  студи  в  жилах  кровь, холодный  ветер!..

ООС. Некоторые  знакомые, спрашивают  меня: «И  что  ты, как  молодой, мотаешься  по  всему  городу !   Оно  тебе  надо ?»