У вас есть дача? Гл. 10

Людмила Волкова
                Гл.10.  И  снова – о детях и прочих цветах

                В качестве эпиграфа к этой главе привожу мой диалог с мужем.
                «ВИТЯ (муж). Зачем ты пишешь о всякой ерунде? Кому интересны наши внуки, соседи по даче и наша жизнь в селе?
                Я (отбиваясь). Я пишу не пособие по огородничеству и садоводству, а мемуары о нашей жизни в селе. А наша жизнь – это не огород и сад, а дети и мы сами в этом саду и в огороде.
                ВИТЯ. Но это никому не интересно!»
                Так что, господа, кому не интересно, можете тихо уйти со странички. А мне мои внуки интересны. На даче они провели самое счастливое время своей детской жизни. Как впрочем, и взрослые дяди и тети, которые туда приезжали в качестве гостей. А мои внуки  - не просто дети, а личности, в чем я убедилась в дальнейшем.
                Итак, продолжаю.
                Вот уже альпийские горки стали зарастать травой,  усложняя мое существование на даче, а дети подросли и в полном комплекте стали ночевать в нашей тесной хатынке, когда мы туда приезжали без их родителей. Все равно разместиться  было бы негде.
                День для меня, совы, начинался рано, а значит – вставала я без удовольствия, как из-под палки, засыпая почти под утро. Нужно было накормить детскую ораву из трех человек и  себя с мужем  завтраком и приступить к прямым обязанностям «пахаря».
                Завтрак проходил под грушей, за уже успевшим покоситься столом. Коллектив вел себя возбужденно, но вполне прилично.
                – Сегодня вы будете помогать мне на грядках, – радую я внуков. – Каждому выдам по одной.  Варе – прополоть морковку, Илюше свеклу красную, винегретную, Женечке – белую. Ну, к делу!
                Впереди деловым шагом идет восьмилетняя Варя, за ней топает шестилетка Илюша, последней ковыляет пятилетняя Женечка. Все они ужасно симпатичные: зеленоглазая стройная Варя,  полноватый, но в меру, Илюша, у которого красиво вьются волосы, и немножко неуклюжая, но такая милая моему сердцу Женечка, синеглазая, как и ее братец. По характеру это ангел, а не ребенок, с нею никаких проблем, она даже не умеет капризничать.
                Варина грядка – самая заросшая и длинная, у брата с сестрой – по два рядочка свеклы, но  почище. Во всяком случае, овощ явно отличается  от травы, и мне вроде бы понятно, что нужно оставить, а что вырвать.
                – Смотрите, – демонстрирую, как  нужно прорывать бурьян.
                Внуки смотрят, потом разбегаются по своим местам – вроде бы с удовольствием.
                Через пять минут бежит Илюша с пучком  юной свеклы в кулаке:
                – Бабушка, я правильно вырвал?
                – Ты решил оставить на грядке бурьян, а свеклу уничтожить? – спрашиваю, разглядывая ярко-красные хвостики свеклы.
                Иду на его рабочее место, снова объясняю, где сорная трава, а где овощ.
                Женечка пыхтит, ковыряется  на своем участке – попкой кверху, молча. Пока следов уничтожения сорняка не видно…
                В сторону Вари даже не смотрю, у нее уже есть опыт сельскохозяйственных работ в деревне.
                Тороплюсь заняться своими делами – меня ждет плита с предстоящей готовкой обеда. И тут бежит Илюша, издали кричит:
                – Бабушка, а это бурьян?
                В руке травяной пучок. Точно – бурьян. Хвалю: молодец!
                Он уходит довольный. Через  несколько минут мчится назад:
                – Бабушка, а это тоже бурьян?
                – Илюша! Ты что – каждые пять минут будет спрашивать?
                Убегает.
                Иду проверять, что же делает Женечка. Никаких следов труда не вижу. Ребенок сидит на свекле и ковыряет землю палочкой.
                – Женечка! Показывай, сколько прорвала!
                – Я уста-ала, – жалуется она, не успев еще вырвать ни травинки.
                Возвращаюсь к плите,  уговорив  лентяйку прорвать хоть бы один рядок из двух.
                Первой  через полчаса приходит отчитываться Варя:
                – Я  кончила.
                Иду принимать работу.
                Вот это да-а-а!
                – Ха-ха-ха! – смеюсь я, осматривая Варин участок.
                Грядка не просто очищена от бурьяна – его  словно корова языком слизала! На  черном фоне утоптанной земли красуются три ряда   молодой морковки!
                – Ты чего смеешься? – спрашивает сердито Варя.
                – Умница! – хвалю. – Но зачем ты утоптала землю вокруг?
                – Чтобы виднее морковку было.
                – А теперь придется рыхлить!  Ты немного перестаралась.
                – Завтра, – говорит Варя, швыряя маленькую  сапочку.
                Характер!
                – Женечка, Илья, сюда идите! – зову остальных полюбоваться на Варин труд. – Смотрите, как нужно работать! Ни единой травинки не осталось! А вы? Показывайте, что сделали!
                А практически ничего. «Уставшая» Женечка надергала пучок травки и отдыхает, Илюша переполовинил  мою любимую салатную свеклу… Она лежит в куче с бурьяном… Ну, не видит он разницы между травой и овощем! Городское ленивое дитя…
                Отпускаю  своих тружеников   на волю, еще раз похвалив Варю. Эта неулыбчивая девочка  даже похвалу воспринимает без особого восторга, с достоинством.  Уж такая самостоятельная…
                Вечером дети помогают  поливать цветы. Действие сопровождается воплями, визгом. А  вода из лейки щедро поливает их пузо и ноги! Дорожки превращаются в реки…
                Процесс купания под душем – процедура трудоемкая.  В ней участвует и дедушка. Моих сил не хватает, чтобы отмытого от грязи ребенка перенести в хату и там переодеть в чистое. К этому времени мы уже с ним изрядно устали…
                Послеобеденный сон давно отменили, так что по идее дети должны ложиться рано и засыпать крепко. Но вечером укладывание на ночевку превращается в маленький кошмар.  На внуков нападает неудержимый приступ болтовни и смеха. Понять, что их так смешит, невозможно! Заводила, конечно, Варька, малыши подыгрывают своей командирше.
                В маленькой комнате две кровати, где спят девочки: одна под окном, другая под стеной, согретой теплой печкой. В хате так сыро, что приходится топить хворостом даже летом.  Между ними, прямо под платяным шкафом, устанавливаем раскладушку для Ильи. Практически между детьми крошечное расстояние.
                Мой диван-малютка – под другим окном. Я ложусь последней. После ужина все нужно занести в хату из сада. Но стоит мне выйти, как детвора начинает беситься, швыряясь подушками. Я пытаюсь угомонить их без прикладывания рук (насилие ненавижу), но мой демократизм только разжигает веселье.
                Дедушка Витя спит в «рыбацкой» комнате. Это такой чуланчик, где ничего нет, кроме кровати для тех, кто приезжает порыбачить и встает  на заре. Рыбаки – мой зять, папа Варин по имени Володя, старший брат – Женя. Но когда на даче наплыв детей, в рыбацкой спит дедушка. И вот этот дедушка не выдерживает  – бежит наводить порядок. А    наводится  тот просто – шлепком по заднице – всем подряд без разбору. И Женечке достается столько же за ее смех, сколько заводиле Варьке и шумному Илюше. Она начинает плакать от обиды, хитрый Илюша прячется под одеялом,  замолкает (не надолго) Варя. Но стоит деду выйти, как спектакль начинается снова, пока уже не сдержусь:
                – Хватит! Больше никогда вас не возьму на дачу!
                Когда мы с Варей ночуем одни, без двоюродных сестры с братом, внучка моя  шелковая. И засыпает быстро, и рвется помогать, и  ест без капризов, что дадут.
                Правда,  лет до пяти она не просилась ночью на горшок, так что приходилось вставать и будить ребенка. После чего уже я не могла заснуть.
                С маленькой Варей связано одно смешное воспоминание о «страшной» ночи.
                Однажды я проснулась от странного звука в темноте:  шлеп-шлеп… Пауза – и снова: шлеп-шлеп. А звук такой сочный.
                – Варенька, это ты? – шепчу.
                В ответ молчание и – снова шлепанье, прямо у моего изголовья. Ну, дедушка так не ходит, у сестры, Наты,  которая спит в соседней  в  кухне, тоже не такая походка…
                Я нащупываю выключатель на торшере. В распахнутое окошко заглядывает июньская  тихая ночь… В такое крошечное окно не мог пролезть человек.  А вот   на подоконнике сидит …лягушка и таращится  на меня,  а вторая шлепает  по полу, пытаясь найти выход из ловушки. Как они по стене хаты попали сюда, понятия не имею!
                Выкинула гостей в окошко, легла, посмеявшись про себя, успокоилась и даже заснула. И вдруг  чья-то живая рука  в кромешной тьме накрывает мне лицо и начинает  двигаться по нему. Вот схватила за нос, сдавила его.
                Спросонья  я чуть не заорала от страха, и хорошо, что не успела,   услышала шепот:
                – Бабуля, я хочу писять.
                Это моя четырехлетняя Варя попыталась в темноте нащупать меня, чтобы не будить!
                Дети на даче - это, конечно, часть жизни. И она потом вспоминается как что-то светлое, радостное, забавное. НО пока их пасешь, невольно думаешь: "Вот уедут, отдохну по-настоящему!"
                Да только отдых на даче получается  неважный.