В Дагдском Доме культуры. Подборка статей

Валентина Томашевская
ЛИГО В ДАГДЕ

Молния.Синее небо. И первые капли дождя. Какое же это Лиго без дождя! Верна народная примета.

Смотришь на могучие, красивые деревья в Дагдском парке и кажется: ни один листик не шевелится под дождем. Люди же, пришедшие к началу праздника, перетерпели все. Природа властно предложила свое начало праздника (у нее свой сценарий), сказав: присмотритесь к каплям дождя, к деревьям, к травам, окружающему, друг к другу. Постойте под зонтиками, просто под деревьями, пошутите друг с другом. задумайтесь на минуту: предки посадили этот парк, а что посадили вы? Что останется от вас?

Но вот небо светлеет. Утихает дождь. Начинается движение. Детишек манит к мангалу запах шашлыков, взрослых - традиционное пиво. Зрители расстилают на скамейках принесенные клеенки, газеты, рассаживаются.

На коне разьезжает Янис, делает пробные круги. Двое мужчин ведут негромкий разговор:
"На коне надо уметь ездить. Это тебе не на мотоцикле. Там и дурак притормозит, а попробуй притормози коня - нет никакой кнопки."

Звучит народная песня "Лиго" . На сцену выходят участники художественной самодеятельности.

танцует коллектив учащихся 4 - 6 классов Дагдской средней школы, его сменяет народный танцевальный ансамбль "Дагда" под руководством Ины Зандаре. Серо-голубые тона одежды танцоров сменяются черно-сиреневыми, красно-черно-желтыми. На головах у танцующих девочек веночки из ромашек, васильков, трав.

В иносон природе оформлена эстрада. Неброски краски венков, сакты... Ласкают глаз зеленые флажки. Хорошо потрудился художник Дома культуры Эдуард Рутка. "Я не помню другого дня Лиго, чтобы так отмечали,"- слышу я рядом.

На сцене - девушка ведет танец мальчиков - эдакая упряжка. Вдруг мое внимание привлекает деталь - ребята танцуют босиком. Девушки в алых платках исполняют "Сиеву полку". Это молодежный танцевальный ансамбль  районного дома культуры Краславы (руководит Язеп Орницан).

Цветы. Их сегодня много: ромашки, васильки, последние тюльпаны, жасмин.  Все цветы, что цветут в этот день - Яновы!

К сцене подъезжает на коне Янис, ему вручают факел, и он на высоком металлическом постаменте зажигает общий костер. Люди встают со всех мест и подходят к костру. Лиго, лиго"!. Поют и танцуют.

Звучит музыка.На эстраде танцы. Танцует и молодежь, и люди уже немолодые, и детвора. А вот и хоровод. это скорее диско-хоровод. Луч прожектора высвечивает лица танцующих. Всем здесь весело.
В.Томашевская, методист Дагдского ДК
5 июля 1988 г.

***
Сразу после публикации статьи методист Дагдского Дома культуры В.Томашевской "Лиго в Дагде" (N 79 oт 5 июля сего года)в редакцию позвонила А.Ю.Орницане из Дагды."Хорошо себя расхвалили работники культуры по поводу организации праздника Лиго в Дагде, но не до конца честно,- сказала она.- Почему автор не рассказал, сколько недовольных, даже возмущенных было в этот вечер? Все начальство пришло в парк по пригласительным билетам, а вот простым смертным пришлось платить по рублю. Сколько дружинников было необходимо, чтобы по кустам вылавливать мальчишек, которые хотели прошмыгнуть без билета! Многие дагдчане так и не пошли на место общего празднования, в том числе и я.
Нет, не из-за рубля. Просто было обидно, что в этот традиционный латышский праздник песни Лиго в своем же исполнении у поселкового костра мы сами должны  оплачивать.

Поверьте, во всей Латвии, насколько мне известно, в том числе в Краславе и районе, до такого не додумались. Неужели мы насколько бедны? А если это так, то эти средства надо было по-другому собрать.
Те, кто обиделся и возмутился, не смогли отметить праздник Лиго по народным обычаям и в кругу своих семей, так как сыр и пиво в магазинах не продавались, только в парке. Разве это справедиво?

ВСТРЕЧА С МАЭСТРО

Раймонд Паулс и его воспитанники из детского ансамбля «Дзегузите» порадовали концертом учителей района в день традиционной педагогической конференции. Концерт состоялся на сцене Краславского дома культуры. А также в Дадском доме культуры.

- Нас, жителей Латгалии, нечасто балуют своим вниманием известные актеры, музыканты...

- Надо посещать и отдаленные районы Латвии,- ответил Маэстро. – Особенно, если можешь дать людям что-то хорошее – хороший концерт или спектакль. И тем самым как-то помочь им в их повседневной нелегкой жизни. Иногда эта помощь значит не так уж и мало.

- Детский ансамбль «Кукушечка» - ваше давлее пристрастие. Вам нравится работать с этими детьми?

- Я считаю их своими воспитанниками. Вижу, как они развиваются, становятся сильнее как исполнители. Все, что они делают,  - это от души. В ансамбле – сильный состав. И это уже пятое поколение ребят, а «Кукушечке» - уже двадцать пять лет.

- У вас в ансамбле есть мальчик из Дагды?
- Да, это Карлис Голубев.

- Поскольку вы приехали к нам в канун 1 сентября, хочется спросить вас о том, что вы думаете о сегодняшней школе?

- Не хотелось бы кого-то поучать. Возможно, я не буду оригинален, но скажу одно: к школе надо относиться серьезно. Без этого у нас ничего не получится. Недостаточно только национальных кадров, важно, чтобы с детьми работали умные и профессиональные люди.

- В Латгалии закрываются маленькие школы...

- Сейчас период разных реформ, конфликтов. Будучи министром, я соприкоснулся с этим. Неизбежно что-то открывается, а что-то закрывается. Понятно, почему в наше время обанкротились гиганты-дворцы культуры. Что касается школ, то в каждом отдельном случае это нужно решать на местах. Исходя, конечно, из пользы и смысла.

-  С чем сейчас связаны  ваши личные творческие планы?

- Готовлюсь к гастролям в Петербурге и в Америке. Дай Бог сохранить тот темп, который я сам взял. Могу сказать, что я спешу.

                ***
Раймонду Паулсу сравнительно недавно исполнилось шестьдесят. Человек дела, высокой культуры. Соприкосновение с его искусством – не телевизионное, а непосредственное, живое, в концертном зале,- событие незабываемое, волнующее.
Еще бы: им дана возможность роста, становления, когда рядом с ними - человек высокого профессионализма и таланта.

Валентина Томашевская
Газета "Эзерземе" 6 сентября 1996 г.

ВЕЧНЫЕ НОТЫ

Детский хор из Риги(приход Святого Франциска) исполнил в Дагдском костеле произведения композиторов прошлых столетий. Дети пели  "Ave Maria", Св.Аткинсона и аббата Пола Деша.

Ирина Янум является одним из организаторов этого коллектива. К тому же среди его юных участниках есть и ее ребенок.

- Хор прихода св.Франциска, в котором участвуют 50 детей из разных районов Риги, существует уже 4 года, - рассказывает она.- Хотя подобный коллектив был еще в довоенные годы, и можно считать, что возобновляется его традиция. Во многом благодаря заботам монсеньора Далецкого. Руководит хором Сармите Грунштейн.

Многие дети, поющие в хоре, учатся в музыкальных школах. В коллеттиве есть и семейные традиции, например, трое братьев из одной семьи. А недавно к нам пришли сразу четверо братьев и сестер. Самому юному участнику  Риналду Спружу - три года.

Каждая репетиция начинается и заканчивается молитвой.

Хор поет как классику - произведения Моцарта,  Генделя, так и песнопения, написанные в наше время.
Приходский хор уже успел побывать за границей - в Польше и Франции. Благодаря этому, в его репертуаре, кроме произведений, исполняемых на латинском, латышском и русском языках, появились и польские и французские песнопения.

К 2000 году коллектив готовит мессу Иоанна. Музыку пишет молодой композитор Ингмар Земзарс. Есть мысль о том, чтобы объединить для исполнения этого произведения звучание разных хоров. Поэтому, пользуясь случаем, И.Янум попросила откликнуться органистов и хоры, которые также регулярно поют мессы.
14.7. 1998


ЗАБЫЛИ О КИНО

(...) Поговаривают, что здание кинотеатра в Дагде передается костелу. Пусть так, но можно ведь найти место, подходящее для показа кино. Ведь в сельских клубах крутили кино,
а у нас есть Таутас намс (Народный дом), впрочем вряд ли оправдывающий свое название:
народ туда не очень-то идет. Да это , кажется, никого и  не волнует. Театра нет, в гости к нам никто не едет, но кино-то - один из самых демократических видов искусства.
Герой недавнего телесериала сожалел о том, сколько хорошего он мог бы сделать, если бы жил не в то время, в которое живет. Так и мы: сколько хороших фильмов можно было бы посмотреть, если бы не...

Терпеливый дагдский зритель готов пропустить зиму, уже пропустил (понятно: отопительный сезон, большие затраты), но в более теплое время давайте не забывать о кино. Как хотелось бы увидеть на экране хороший фильм! Хоть иногда встретиться с полюбившимися актерами, увидеть их "живьем ". Встречались же мы когда-то с Вией Артмане, Ниной Незнамовой, Юрием Соломиным, Тамарой Семиной, Ларисой Голубкиной и Андреем Мироновым, с Зинаидой Кириенко... Как грели душу подобные встречи, помогали любить кино, саму жизнь.
23.03.1993

ЛьВЫ В ДАГДЕ

Откуда, спросите вы, в Дагде -  львы ?
Некогда две львиные статуи были привезены из Санкт-Петербурга на усадьбу в деревне Мамоны. В 60-е годы этот дом купил и перевез в Дагду Виктор Борейко. Переехали сюда и львы, отливающие на солнце золотом.  Видимо, в глазах хозяина они имели ценность.
И он очень огорчился, когда один из львов исчез. Просил Виктора Стикута, тогдашнего мэра города, помочь найти.

Сегодня хозяина двух львов, к сожалению, уже нет в живых. Один из львов продолжает
охранять пустующий дом, поглядывая «царским» оком в сторону здания городской
думы. А другой, который в буквальном смысле легче на подьем, поселился почему-то
на улице  Асунес. Теперь лев  находится около дома на улице Лиепаяс.

И все же, наблюдая эти величественные фигуры, хочется думать, что их история еще
не завершена...

Xopошо бы узнать что-то о хозяине львов...

Фото автора
Дагда, Латвия  1998 г.


ФЕНОМЕНАЛьНАЯ ПАМЯТь

 В Доме культуры встреча с интересным человеком: Геннадием Бабунашвили.
Невысокий человек, говорит он  с легким грузинским акцентом. Пожелав собравшимся здоровья и добра, рассказывает  о том, что слово влияет на нервную систему, создает плохое или хорошее настроение. Настроение же оказывает влияние на организм.

Перед нами человек, наделеный феноменальной памятью: способный запомнить свыше тысячи слов в определенной последовательности. Но тысяча – это слишком долго, а вот двадцать, включая непривычные для него имена, он называет. И не вразброс – по порядку, после предварительного их прочтения ассистенткой. Так же легко называет по порядку двадцать цифр, указывает карточку по цвету. По его просьбе на сцену поднимаются помощники.
Они задумывают числа, имена и отчества знакомых людей. Геннадий Бабунашвили называет их. Зал затаил дыхание: перед нами маг, вводящий нас в мир индийских йогов. Иная сторона способностей. Йог ложится на битое стекло, на него кладут доску, сверху становится ассистент. Когда йог поднимается, на теле его – лишь следы от вдавленного стекла.
 Сеанс со зрительным залом. Наш гость просит сконцентрировать внимание на своих болевых ощущениях, заболеваниях, если у кого они есть. Он говорит, что людей, не поддающихся внушению, нет; просто одним для этого требуется больше времени, другим – меньше. Напоминает нам о том, что нужно совершенствовать себя, работать над собой, тренировать свою память.
 Я  сделала небольшое наблюдение (аудитория согласилась на предложение загипнотизировать ее): тело подчинялось указаниям гипнотизера, а в дальних уголках сознания оставалась накопленная за день усталость, оставалась забота о дне завтрашнем.
 А одна женщина потом рассказала. Что у нее была мысль о мелком рисе, который она не купила на октябрьский талон (не отоварила – октябрь 1991 года). Но, хочется верить, что недалеко то время, когда решим проблему накормить, одеть,обуть) подойдем вплотную к возможностям человека, может быть, человек сам будет регулировать продолжительность своей жизни, лучше владеть собой, своим настроением, станет добрее, лучше. А пока он, по сути, проживает половину жизни. Идешь на встречу, чтобы решить какие-то внутренние вопросы, идешь с надеждой, что станет хоть немного легче.

Было предложено задавать вопросы. Я спросила, пока все молчали, прочитанное накануне лекции: «Гипноз – это толпа на двоих». В ответ Аркадий Панц назвал автора этих слов, известного французского психотерапевта и гипнотизера Леона Шертока и пояснил: «Толпа не критична, ей нужен вождь. В гипнозе автор – отец, гипнотизер, а толпа – ребенок.
Потом было моя соседка спросила о детских страхах, о заикании. Обычно считается, что заикание детей надо лечить с 9 -10 лет, но здесь иной ответ: «Испугался ребенок, начал заикаться – нужно сразу же помочь: обратиться к логопеду, гипнотизеру.
Одна девочка (она с мамой сидела рядом со мной) испытывала страх перед темнотой. Стоило ей услышать вопрос и ответ, как она устыдилась своего страха, и сказала маме, что больше не боятся.
Людей интересовало, как наш гость относится к Алану Чумаку, Анатолию Кашпировскому. «Хорошие люди, - сказал он, - а в то, что по телевизору можно можно лечить – не верю. Но ведь помогает некоторым. Если помогает – смотрите, не помогает – не смотрите».
Вопрос: «Как относитесь к биополю».
- Никак. Я отношусь к результату. Экстрасенс, гипнотизер - какая разница, кто помог? Надо считаться с результатом.

 И хотя это просто концертные номера с самыми легко внушаемыми, хотя они типичны и кто-то видел их уже, тем не менее каждая встреча с таким человеком – событие, которое сродни чуду. На эту встречу приходим мы с вами,
со своим опытом пережитого, может быть, с накопленными стрессами и видим человека, который словом, действием хочет помочь нам. Такие встречи заставляют задуматься о нас самих, о наших возможностях.
На следующий день меня спросили:
- Ну что? Вылечили тебя? И что ты все лечишь?
Я улыбнулась:
- Ходила не лечиться – послушать интересного, талантливого человека, а потом написать заметку в газету.
1990

ГОСТИ ИЗ АВСТРИИ В ДАГДЕ

Дагду впервые посетили гости из Австрии: аббат Бернхардс Наберс (Альтенбургский монастырь) и директор одной из школ г.Корна Эрнст Хунгерс. Встреча состоялась в Дагдском Народном доме.

Эрнст Хунгерс рассказал о школе, директором которой он является. В школе учатся дети, перенесшие тяжелые болезни, осложнения. Всего - 35 детей, 11 педагогов. Между школой и родителями существует тесная связь.

Встреча, проходившая в форме доброжелательной беседы, оставила благоприятное впечатление на дагдчан. Также встреча состоялась в Дагдской средней школе.

После 1991 г.

Мне хотелось бы упомянуть имя художника:  Эдуард Рутка. Невысокого роста, худенький, огромные грустные глаза на круглом лице. Скромно одет, пальто, шарф осенних тонов, слегка хромал и держал голову набок.
Я заходила к нему в мастерскую, он работал, память не сохранила тех разговоров, но помню задумчивый, размышляющий  взгляд, что это был интересный, самобытный человек, жил он одиноко, с женой он расстался,  писал плакаты, оформлял зал, сделал вывеску для городкой думы, но потом ее сменила другая вывеска, с более тонким шрифтом. А сам художник ушел тихо и незаметно, как и жил.
Я работала методистом в ДК несколько месяцев. Писала о мероприятиях, о выставках цветов...

 На фото: Вилма Паулиня, директор Дагдского дома культуры.
Из инета:

Из 60-летней истории “Эзерземе”

* 1 декабря 1947 года: в Краславе выходит газета под названием “Социалистический путь” — на русском языке.

* 2 февраля 1957 года: название прежнее, но газета выходит также на латышском.

* 1 мая 1961 года: и латышское, и русское издания приходят к читателям под названием “Заря коммунизма”.

* Время от времени меняются редакторы (В. Трубкин, П. Кузичев, М. Смирнов, С. Чернов, В. Баяр, К. Дундур). Дольше всех (26 лет) на этом посту проработал Константин Макня. Именно благодаря ему газета стала ярким знаменосцем времен Атмоды, смело встала на путь свободы и независимости. Латышское издание редактируют Е. Трупс, Э. Круминя, А. Руденс, Э. Арцимович, А. Лочмелис.

* 1989 год: еще одна смена названия: как у латышского, так и у русского издания появляется новая “шапка” — “Эзерземе”. Газета выходит трижды в неделю, формат — такой же, как теперь, но издание наполовину тоньше, только четыре страницы.

* 1992 год: страницы становятся вдвое меньше, газета выходит два раза в неделю, затем — полтора.

* 1997 год: сотрудники создают ООО под названием “LER 8” (ровно столько работающих, следовательно, соучредителей было в редакции на тот момент).

* 12 февраля 1999 года: газета начинает выходить в ее теперешнем формате, только страниц в ней меньше — всего четыре. Постепенно она становится восьмиполосной, а отдельные номера насчитывали двенадцать страниц.

* В настоящее время зимой у нас десять сотрудников, летом — девять. Газета выходит на латышском и русском языках. Вот уже 41 год редакция является первым и единственным местом работы нашего кассира-переводчика Вероники Миглане. Тридцать пять лет проработал здесь фотокорреспондент Алексей Гончаров.

Мы глубоко признательны всем нашим читателям, которые выписывают и покупают “Эзерземе”, помогают нам делать газету: звонят, предлагают темы, высказывают интересные идеи, иногда адресуют нам нелицеприятную критику, которую мы непременно учитываем при подготовке очередных материалов. Несколько дней назад в редакцию пришло хорошее письмо из Прейльского района. Предлагаем вашему вниманию еще одну историю жизни.

Редактор Эрика СТЕПИНЯ.