Акустический портрет бытия

Евгений Габелев
Если станешь мастером, постарайся этого не заметить.*



Говорят, люди перестали читать. Многие ищут в том знак конца времен. Мир увядает и приближается закат цивилизации. Впрочем, падение древних богов и отмена рабства тоже казались вестью наступающего конца.

Но культура и мир растут, а не гибнут.



ТАЙНОЕ ПЯТИКНИЖИЕ
 

Когда-то давно, во времена, где люди еще могли читать книги, было одно известное всем Пятикнижие. Первая его книга звалась «Бытие», и начиналась со слов «До того как все было, ничего не было».

Потом пришел бог и велел миру быть, и стал мир.

Потом те времена прошли. И миллионы людей прекратили спорить о странных словах, зачинавших древнюю книгу. Бросили искать в них метафорический смысл, складывать буквы и давать им цифровые эквиваленты.

Перестали исследовать как код, содержащий в скрытом виде все сущности и смыслы бытия, откровения и знаки. Они стали жить своей жизнью.

И так ничего и не узнали.

Прошли века, и один добрый человек тоже написал пять книг. Завершающий текст этого обновленного Пятикнижия он назвал «Быть».

На свою беду, мир не придал тому должного смысла, и не искал в журчании слов тайный шифрованный знак. Люди не стали складывать значения букв и делить их на число строк. И опять упустили все самое интересное.

Как вы знаете, я поступил иначе. Я прочел ее, и постиг часть шифра.

С тех пор мне открыты все тайны бытия. Книга, о которой идет речь, называется «Быть», и принадлежит руке замечательного нижегородского фотографа и поэта Алика Якубовича. Она у него и вправду пятая.

Как существо, узревшее знаки былого и грядущего, предскажу, что за ней последуют Книги Пророков, Новый Завет... а потом, Деяния Апостолов.

Знаю, сквозь них говорит бог. И велит нам быть.

Так что, теперь мы есть. Мы есть, и можем читать эту странную книгу.

А бога нет.




АКУСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ


Теперь, на время покинув шутливый стиль эпиграммы, я расскажу, что такого особенного в упомянутой книге «Быть», зачем я заговорил о ней и какое это имеет отношение к изменениям мира. И куда эти перемены нас приведут.

Смею сказать, это действительно текст абсолютно нового типа.

Книга принадлежит к жанру так называемой «акустической фотографии» - и этот жанр действительно существует, он признан многими и уж давно, хоть творит в нем лишь единственный человек в мире.

Как вы наверняка уже догадались, это сам ее автор, он же родоначальник, почтенный основоположник, и живой классик жанра.

Ничего смешного тут кстати нет.

Так поступали многие, кому было тесно в узких границах рамок. Если то, что вы творите, не вписывается в существующий тренд, ломает классификацию, и кто-то говорит, что лучше изменить себя и быть как все…

Просто измените мир. Смените правила игры, но сохраните верность себе. Разрушьте обусловленность, создайте свой жанр. Делайте что хотите.

Не бойтесь быть странным. Странность – вежливость королей.

Это первый и главный урок данной книги, ее Первая Заповедь. Выражайте себя, делайте то, что просит и к чему стремится сердце. Не тревожьтесь об общественной пользе, признании и соответствии нормам.

Станьте одинокими, замечайте то, что не видят другие. Не бойтесь отличаться от них. Может статься, вслед пойдут толпы. Или никто. Это не важно.

Будьте собой, и пусть весь мир подождет.

Вторая Заповедь книги «Быть» - никого не учите и ничего не объясняйте. Автор не будет разъяснять, разжевывать и класть в рот. Не станет, гордо взмахнув рукой, вести за собой. Он не учитель, не пророк и не вождь.

Люди и так все поймут. Они не дети, нуждающиеся в присмотре. Они сами разберутся с собственной жизнью и смыслом текста. Каждый на свой лад.

Оставьте им больше простора, они заполнят его собственным светом.

Третья Заповедь – соединяйте несоединимое. Книга соткана из дивной россыпи слов, нерифмованных стихов, белого фона и изумительных черно-серых снимков. Они танцуют вместе, неразделимо и неслиянно, как лики Троицы.

Звук не противостоит взору, фон не спорит с формой. Разум не изгнал чувств. Мир всегда существовал цельно, как есть, не разбитый на части.

Вы не обязаны выбирать. Берите все.

Не думайте, что за все взятое в мире вы будете принуждены платить. Оставьте страх, не сдерживайте себя. Будьте безответственны, станьте игривы – вот Четвертая Заповедь книги. Игра это истинная вечная ценность.

Забудьте рассуждения об ответственности поэта и гражданина. Оставьте ответственность чиновникам и ворам. Не отвечайте за себя.

Будьте легки, позвольте себе. Осмельтесь играть.

Не принимайте все слишком всерьез. Ни собственных мыслей, ни текстов, ни книг, ни дел. Не принимайте всерьез своего величия. Тем более, величия прочих лиц. Это и есть ее Пятая и наверно самая легкая Заповедь.

Тогда можно делать удивительные вещи, выразив в нескольких словах и простых жестах сложнейшие представления и идеи.

Летайте как птица, танцуйте с огнем.

Может быть, тогда все решат, что вы солнце. И попросят светить.

Этот мир ваш.



ОТРАЖЕНИЕ ТЕКСТА


Книги родились в жестком мире. Тексты сдерживали его ткань, наставляя, уча и повелевая людьми. Одни предлагали нам свод заповедей, посланий и норм. Другие правили скрытой силой невероятных сказок.

Мир вырос, и их перестали чтить.

Мы больше не ждем поучений. Это не крах истории, не распад нравов. Скорее эволюция, обращение детей во взрослых. Сам текст изменился, став не собранием истин, а самостоятельной формой жизни.

Книга обрела душу. Сознание, отличное от мысли и воли автора. Многостраничные истории отступили, сжавшись в иероглиф. Речь обратилась в жест.

Лишь вам решать, как истолковать его.

Сменилось не только отношение к книге, тексту как сумме нравоучений, запретов и правил. Изменился весь свет. Мир и способы рассуждать о нем.

Бытие суть отражение психики, и иного мира нам знать не дано. Сегодня мир отражает не только сознание, линейную прозу, собранную из слов. Но и подсознание, слепленное из пустоты и бушующих смутных форм.

Мир это не текст. Не речь, не поток, не текущий ход знаков.

Он не выстраивается в ряд причинно-следственных связей. Мир это переплетенье форм, не скованных логической цепью. Теперь вы бог своего мира, все на вас. Никто не даст вам избавленья, не отведет, не скажет правды.

Наивно ждать, что слово сможет объяснить мир. Оно как гордый охотник, пляшущий вкруг обретенной добычи. В свете костра, в царстве тени и форм.

Такова и эта книга. Можете танцевать с ней.

Она просто есть. Ничему не уча, ничего не делая, она изменяет мир.

А вы…?




ПРИМЕЧАНИЯ
 

Заповеди и смыслы
 

Если станешь мастером, постарайся этого не заметить.* - одна из строф книги Быть, созданной Аликом Якубовичем. Иных заповедей в ней нет. Но, вы можете их там найти. Если по-настоящему захотите. Не останавливайте себя.

По самым скромным подсчетам, их не менее десяти.

Впрочем, скорей всего найденные вами заповеди, значения и смыслы будут разительно отличаться от обнаруженных мной.

Заодно, можно поразмышлять о причине столь странного расхождения.

Считайте это домашним заданием.



Отношение к тексту и миф о сотворении мира словом
 

Говорят, люди перестали читать… согласно классификации, предложенной Маршаллом Маклюэном, цивилизации есть смысл разделить на не-письменные, до-письменные, письменные и пост-письменные.

Не-письменная цивилизация – общество, не знающее письма.

Все представления об устройстве вселенной, происхождении мира, природе и сути обычаев передаются устно, чаще всего в поэтичной форме, в виде ритмичного, не слишком рифмованного стиха.

Вселенная, мир, людские обычаи, законы и порядок вещей создается прямым действием, поступком. Стих нужен, чтоб знать и воздать хвалу.

Поэт суть летописец, сказитель и жрец.

Он шаман, слуга духа.

До-письменная цивилизация – общество, где письмо уже появилось, но все еще мало распространено, являясь привилегией немногих.

Текст и способность письма сакрализуются, наделяются магической силой. Предания, космологические мифы и кодексы, регулирующие поведение, становятся письменным текстом. Книга есть источник истин и норм.

Возникают представления о мире, созданном словом. Вселенная как оттиск текста, материальное воплощение живого слова.

Поэт кажется мудрецом и пророком, от него ждут наставлений в правде.

Письменная цивилизация – мир, где письмо доступно всем.

Тексты становятся общедоступными. Писателей и книг с каждым днем все больше. Речь теряет священный смысл, распадаясь на жанры.

Автор это просто автор, поэт это просто поэт. Они не учителя, не волшебники, создающие мир, не пророки. Это профессия, одна из многих. При этом, пишущие различаются в мастерстве, стиль выходит на первый план.

Возникает идея, что мир это текст. Не отражение текста, не воплощение слова, а непосредственно сам текст.

Поэт это бог… но, бог умер.

Пост-письменная цивилизация – все, что случилось потом.

Созданы уже миллионы книг. Появляется интернет, текстовые сообщения, пишет каждый, миллиарды людей рождают текст.

Можно прочесть лишь малую часть написанного, большинство вещей останутся нам неизвестны. Текст не только окончательно утратил священный окрас, но стал чем-то вечно и навязчиво преследующим нас.

Большую часть времени мы проводим не в реальном мире поступков и дел, а в мире слов. Просматриваем тексты, рассылаем и создаем их.

Писатель стал хищником, охотящимся на нас. Он ест наше время.

Возникают новые виды речи, альтернативные формы письма, новые жанры и способы производить смысл. Текст стал иероглифом, тайной идеограммой.

Люди начинают рассуждать о мире как отражении психики.

Поэт соединяет сознание с подсознанием, ведет нас по причудливым лабиринтам бессознательных образов и форм. Он снова жрец, пляшущий мудрец, шаман, говорящий с духом и заклинающий змей.

Он не возвещает истин, а разрушает их. Не учит, а принуждает нас усомниться во всех утвержденных нормах. И творит свой собственный мир.

Он летит как птица, он танцует с огнем.

И мы летим вместе с ним.



Пятикнижие
 

Пятикнижие – как известно, Библия состоит из Пятикнижия Моисеева, открывающегося Книгой Бытия, далее идут Книги Пророков, а затем Новый Завет, включающий Евангелия, Деяния Апостолов и Апостольские Послания.

Есть древняя традиция поиска скрытых знаний, якобы заключенных в них, включающая странные манипуляции с буквами, числами и словами.

Затем, на основе исчисленных знаков, судят о тайном устройстве мира.

Современная научная психология рассматривает подобное поведение как невротический симптом. Как болезненную попытку придать жизни смысл.

Но многие до сих пор верят, что там код.

Кто знает.