Толстой вне нашей критики

Виктор Гранин
  Так ответила мне особа, настолько уважаемая мной, что я решился  чуть- чуть приоткрыть, таким образом, тайну наших виртуальных отношений.

Вне критики. И это правильно! Достаточно и того, что подобные глыбы существуют на нашем горизонте, давая нам возможность не блуждать среди хаоса точечных излучений разного рода сознаний. А брать себе на ум уж  излучения мощные и многозначащие .
 
Как-то давно вспомнилась мне глава шестая и седьмая из повести Детство (Льва нашего Николаевича) да, в пандан тому, широко известное стихотворение Н.А Некрасова.

"Обед кончился; большие пошли в кабинет пить кофе, а мы побежали в сад шаркать ногами по дорожкам, покрытым упадшими желтыми листьями, и разговаривать. Начались разговоры о том, что Володя поедет на охотничьей лошади, о том, как стыдно, что Любочка тише бегает, чем Катенька...
 ...Сначала мы все бросились к забору, от которого видны были все эти интересные вещи, а потом с визгом и топотом побежали на верх одеваться, и одеваться так, чтобы как можно более походить на охотников. Одно из главных к тому средств было всучивание панталон в сапоги. Нимало не медля, мы принялись за это дело, торопясь скорее кончить его и бежать на крыльцо, наслаждаться видом собак, лошадей и разговором с охотниками.
...День был жаркий... дождя не будет и погода будет превосходная...
....Барыни сошли...  уселись, раскрыли зонтики и поехали.
Глава VII
....Хлебная уборка была во всем разгаре. Необозримое блестяще-желтое поле замыкалось только с одной стороны высоким синеющим лесом, который тогда казался мне самым отдаленным, таинственным местом, за которым или кончается свет, или начинаются необитаемые страны. Все поле было покрыто копнами и народом. В высокой густой ржи виднелись кой-где на выжатой полосе согнутая спина жницы, взмах колосьев, когда она перекладывала их между пальцев, женщина в тени, нагнувшаяся над люлькой, и разбросанные снопы по усеянному васильками жнивью....

...Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная -
Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда - растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они - всё равно!

Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям...
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам?..

...Подъехав к Калиновому лесу, мы нашли линейку уже там и, сверх всякого ожидания, еще телегу в одну лошадь, на середине которой сидел буфетчик. Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки. Нельзя было ошибиться: это был чай на чистом воздухе, мороженое и фрукты. При виде телеги мы изъявили шумную радость, потому что пить чай в лесу на траве и вообще на таком месте, на котором никто и никогда не пивал чаю, считалось большим наслаждением."

Так где же здесь неправда?  Нет её там для меня.  Она вообще  не существует? -  такое суждение было неверным. Всяк знает, что неправда ещё как существует - но не в реалиях наших деяний, а в наших  представлениях о них.

В моём городе проживает замечательная женщина, выпустившая в свет двадцати!томник Словаря.
вот одна цитата из него
"Косишь-косишь, устанешь, ну и возьмём да прикорнём, паре, уснём. Спать-то охота - мы же ночь-то пролятали, проголовесили. Ну, будят всё рамно. Встаёшь и идёшь косишь. А к обеду отобедашь - грёб, грести надо. Тогда же все работали: и женщины, и старики, и ребятишки - ну все. Ну,  ты чё?! Держали, ой, строго раньше нас, строго держали! Война!"
стр. 299.  Афанасьева-Медведева Г.В.  Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири. : в 20 т. ...... - Иркутск, 2007.  Т. 2


Для меня  этот словарь как энциклопедия истории жизни моего народа.
Это тем более важно, что профессиональные историки всё продолжают наводить тень на плетень дел давно ушедших дней, вроде того как один высокосознательный колхозник на свои деньги купил для фронта два самолёта. А мы-то и ведёмся на эту мякину, да ещё стращаем маловеров определением в недостаточной любви - не скажу  к чему и к кому. Кажется, что это их сверхзадача. А как же нам-то быть, сирым и убогим, как не рехнуться, находясь в постоянном раздвоении сознания между реалиями дня сегодняшнего и картинами прошлого? Вот и сводят  с ума нас - умников многозначительных .
Но мы же пришли в этот мир не для того чтобы судить кого-либо - что, да как. Может быть,  наша- то сверхзадача  - просто познавать этот мир. И что? Вот это цветок - он аленький, а  мне больше нравятся синенькие. Чтоб все сплошь были синие. Перекрашивать что ли? А ведь и перекрашиваем, образно говоря, далеко не одни только цветочки. И украшая их непререкаемыми ярлыками.
 12 декабря 2015 г.   11:24:47