Свобода воли и ее ограничения Эдвардс и Лютер

Инквизитор Эйзенхорн 2
CВОБОДА ВОЛИ И ЕЕ ОГРАНИЧЕНИЯ: ЭДВАРДС И ЛЮТЕР
Джереми Алдер

Введение

Когда Бог создал человека, Он создал его правым как носителя Своего образа. Это значит, что у человека есть личностные привязанности, разум, совесть и воля, которые по своей природе являются свободными. До падения эти аспекты его образа могли быть использованы для того, чтобы прославить Бога. Его действия не были внешне вынуждены, но свободно вытекали из его характера. Образ Божий по сути своей является двояким: в нем есть неотъемлемая часть, которая не может быть потеряна), то есть чувства, разум, совесть и воля), и есть этическая часть, то есть святость и праведность, которая может быть потеряна. Даже после падения, человек по-прежнему в образе Бога, ибо он все еще обладает его неотъемлемыми аспектами (Быт.9.6). После восстания Адама, этический аспект образа был утерян, что привело к смещению  нравственной истины. Какое конкретно влияние это оказывает на волю человека? Является ли она по-прежнему свободной и способной делать добро, или человек есть раб греха? Эта статья представляет собой взгляд на этот вопрос через сравнение учений Джонатана Эдвардса и Мартина Лютера на эту тему.

1. Джонатан Эдвардс

Введение

Джонатан Эдвардс считается одним из самых блестящих умов Америки и светскими учеными, и евангельскими христианами. В 1727 году он стал помощником пастора, своего деда, Соломона Стоддарда, в Нортхэмптоне, Массачусетс. Он видел, что город духовно омертвел и арминианство стало распространяться по округе. В 1729 году его дед умер, и он сменил его на посту пастора. Вскоре он прочел пять проповедей об оправдании только верой в борьбе с препятствиями к возрождению. Он продолжал свое служение в Нортхэмптоне, пока не начались споры, которые в конечном счете привели к его снятию со служения. Эдвардс учил хорошему богословию и выступал против заблуждений, и  он воевал с мертвой ортодоксией, говоря о христианском опыте, хотя и не за счет хорошей теологии. Он столкнулся с просвещенческой идеей своекорыстия, оправданного на этической основе,  и настаивал на истинной благочестивой добродетели, и ратовал за славу Бога, противостоя ложной идеологии и проповедуя истину, изменяющую сердце.

Человек был создан правым

Эдвардс заявил, что человек был создан правым по образу Бога как "Существа вечного, неизменного и абсолютно совершенного" (Gerstner. Rational Biblical Theology (RBT) 2:237). Человек, будучи сотворен по образу и подобию Божию, обладал нравственным образом, который был потерян в падении. После падения человек по-прежнему обладал образом Божиим. Он был создан с телом и душой, обладающим пониманием и волей (Schreiner 291).
Если человек был создан хорошим, следует задуматься, как он мог стать греховным. Многие утверждают, что человек по своей свободной воле выбрал восстать против Бога, и именно поэтому он является грешником. Даже если это правильно, это еще не показывает, почему человек восстал. Эдвардс рассматривает этот вопрос в своих дневниках, где он пишет: "Если мы попытаемся понять, как человек пришел к греху, видя, что он не имел никаких греховных наклонностей, и скажут, что не могло быть иначе, кроме как Бог забрал Свою благодать от него и, таким образом, позволил ему пасть, то я отвечу, что не было никакой необходимости отнять что-либо данное человеку, ибо он согрешил от искушения думать, потому что Бог не дал ему большего. Бог не отнял эту благодать от человека, когда он был совершенно невиновен. Благодать была его изначальной праведностью, и он не подтвердил ее; в то же время утверждающая благодать дана святым на небесах, чтобы они больше не подвергались искушениям" (Фрагмент 290).
Герстнер указывает, что с этим объяснением есть проблемы. Эдвардс говорит, что Бог не забирал у Адама благодать изначальной праведности, но Он лишь удержал подтверждающую благодать, иначе говоря, не дал Адаму благодать, исключающую его падение. Герстнер говорит, что Бог был бы готов дать эту благодать Адаму, если бы он о том просил, но человек не стал доверять Богу и просить большей благодати. Он также объясняет: "Эдвардс говорит, что человек не сталкивался с искушением не просить больше, потому что Бог не мог дать ему больше. Человек нуждался в большей благодати, чтобы просить о большем" (Gerstner. Mini-Theology. P.36). Благодати, которую Адам имел, было недостаточно, чтобы он захотел просить милости, которая поддержала бы его в искушении. Бог не создавал человека падшего, но Эдвардс считал, что человек был создан "на волосок от падения" (RBT 2.237).

Грех не обошелся без последствий

До падения понимание и воля человека были непорочны и его разум управлял его волей; после падения все это осквернено и поэтому воля человека правит его разумом, хотя и то и другое заражено грехом. Эдвардс считал, что все люди рождаются с первородным грехом, который он определяет как «врожденную греховную испорченность сердца". По Эдвардсу первородный грех имеет два аспекта. Первый из них состоит в том, что человеческая природа в корне развращена. Расположение сердца создает честь  честность или нечестие всех моральных качеств. Эдвардс отмечает, что сердце имеет «истинную тенденцию" влиять на все, что исходит из его расположения. Он делает вывод, что падший человек имеет природную склонность к греху; это 'тенденция' естественная для «естественного человека». Эдвардс говорит: "Если есть любая вещь в природе человека, посредством чего он имеет универсальную неизменную тенденцию к этому моральному злу, которое, в соответствии с его реальной природой и самой сутью вещей как они есть подразумевает его полное разорение, это следует рассматривать как полноту злой склонности или предрасположенности" (Winslow, 227). Сердце подверглось глубине морального разложения и, следовательно, человек имеет тенденцию ко греху. "Это говорит о том, что сама природа человека или его состояние сопровождается пагубной или разрушающей тенденцией в моральном смысле" (Ibid,228).
Вторым следствием первородного греха является вменение греха Адама всем его потомкам.  Эдвардс использует многие места Писания, чтобы поддержать эту доктрину универсальной греховности человечества, например Рим.3.10-18, где говорится, что никто не праведен, никто не понимает, никто не ищет Бога,  что все отвернулись, и никто не делает ничего хорошего и т.д.  Эдвардс делает вывод, что эта греховная тенденция человечества дается ему от вменения греха Адама всему человеческому роду.
Эдвардс иллюстрирует первородный грех и его влияние на человеческую волю. Он пишет: "Если  злые люди подвергаются искушению совершить некоторый грех, и их разум говорит им, что он подвергнет их вечному гневу Божьего,  то будет, следовательно, ужасающей глупостью для них делать то, чего они хотят" (Winslow 245). И он продолжает утверждать, что многие, возможно, пожелают быть обращенными и даже молятся Богу, чтобы Он обратил их, и ищут возрождения", но когда им предлагают спасение, они не готовы прийти, ибо слишком любят свои грехи" (Ibid.,246). И, что касается Христа, он пишет: "В то время как природные люди, кажется, хотят спасения и молятся о том, чтобы прийти ко Христу, они в своих сердцах остаются злейшими врагами Ему, и нет такой вещи, как искренняя готовность принять Того, Кому мы при этом остаемся врагами" (Winslow, 247).

Мотивация воли

Далее Эдвардс приступает к обсуждению того, что определяет наш выбор. Определяя свободу воли, он описывает, как воля определяет то, чего она желает. Он пишет: "По 'определения воли,' если эта фраза будет использоваться хоть с каким-то смыслом, она должна означать то, в результате чего акт воли или выбора должен иметь место таким, а не иным образом; и воля должна быть определена как то, что в результате некоторого действия направляет выбор и фиксирует его на конкретном предмете" (Sproul, 158). Воля определяет  выбор не на основе некоего безразличия. "Если говорить об определении воли, то это предполагает влияние, которое должно иметь причину" - пишет Эдвардс. Он продолжает: "Если есть определяемое, то есть и определяющее. Следует полагать, что это касается и тех, кто думает, что воля определяет себя сама... Она  является причиной , которая действует и производит эффекты в отношении самой себя, и является объектом своего влияния и действия" (Ibid.). Согласно Эдвардсу, этот принцип означает, что каждая причина должна иметь следствие, и наоборот. Воля определяется в том смысле, что она делает выбор, но сам этот выбор определяет волю, ибо он основывается сильнейшим мотивом в сознании и находится под его влиянием.
Человек был создан как дихотомия души и тела. Душа также дихотомия понимания и воли. Эдвардс определил волю как "то, посредством чего ум выбирает любык вещи" (Winslow, 197). Для Эдвардса не воля определяет, что делать или не делать; это способность ума. Выбор, который делает каждый человек, делается на основе того, что считается лучшим.  Так как ум делает выбор, осуществление воли есть то же самое, что и упражнение выбора. Эдвардс говорит, что это является результатом мотива, определяющего волю. Он объясняет, что "все, что движет, возбуждает или приглашает ум, относится к воле, будь то одна вещь по отдельности, или много взаимосвязанных вещей" (Winslow, 201). Мотив может быть под влиянием только одной вещи или многих. Эдвардс говорит о наличии слабых и сильных мотивов. Более слабые мотивы - это те вещи, которые имеют более низкую степень побуждения воли к действию, а более сильные имеют более высокую. То, что имеет самую высокую степень побуждения воли или выбора, является наиболее сильным мотивом. Эдвардс пишет: "воля всегда определяется сильнейшим мотивом" (Winslow, 203). Выбор, который делается нами, всегда основан на том, что кажется лучшим для человека. Он делает этот выбор, основанный на наборе определенных понятий, проблем и интересов, которые для человека весомы и дают ему стимул, имеющий для него значение. Выбор всегда коренится в массе всех конкурирующих возможностей, и то, что кажется лучшим для человека, есть то, что мотивирует волю к выбору. Если Эдвардс говорит о сильном мотиве, это то, что кажется лучшим в понимании личности. Этот мотив, что кажется нам лучшим, на самом деле не обязательно хорош и угоден Богу, так как мы бываем очень рады тому, что вовсе не морально. Наши развратные сердца имеют склонность к греху, который влияет на выбор воли. Спраул отмечает, что "воля действует согласно тому, что представляется наиболее приемлемым для человека. То, что самое приятное для нас, может считаться удовольствием. Что привлекает падший человек грешить - так это стремление к некоторому воспринимаемому удовольствию" (Sproul 160).

Моральная необходимость и неспособность 

Эдвардс также говорит о моральной необходимости и неспособности. Моральная необходимость, как это определено Эдвардсом, есть "необходимость связи и следствия, которое возникает от таких моральных причин, как наклонности, мотивы и связи, которые есть во многих случаях между этими вещами, и определенные волевые действия" (Winslow 213). Моральная необходимость - это привычки, склонности и мотивы сердца, которые приводят к воле. При этом моральная неспособность состоит в отсутствии наклонностей, силе наклонностей противоположных или«неимением достаточного мотива" подтолкнуть волю к действию (Winslow 216). Это означает, что никто не может желать того, что идет вразрез с наклоном его собственного сердца.
Как это относится к падшему человеку и как это отразится на человеческой воле? Эдвардс говорил о человеке, имеющем моральную необходимость, которая отражает состояние сердца в его наклонностях. Но моральная неспособность человека есть отсутствие у него  достаточного мотива или склонности к морально хорошим мыслям, поведению или словам. Мыслитель иллюстрирует это на многих примерах. Он говорит: женщина, которая имеет высокую нравственность не будет заниматься проституцией; ребенок, который любит отца, не может пойти и убить его; пьяница не в состоянии воздержаться от питья (Ibid.). при моральной неспособности, человек не может быть по-настоящему свободным, хотя воля всегда действует свободно, выбирая для себя в соответствии с сильным мотивом или наклонностью. Воля свободна выбирать в соответствии с ними, но не против них. Воля не может выбрать то, чего она не желает выбрать. В некотором смысле воля свободна, но в другом смысле это не так.

Необходимость Святого Духа

Эдвардс считал, что если человек сможет изменить  свою мотивацию к добру, это будет дело Божие. Когда Святой Дух пребывает в человеке, происходит покаяние - изменение ума. Для Эдвардса возрождение есть обращение к Богу от греха, которое он также отнес только к делу Бога, ибо человек сам не способен на такое действие (Gerstner. Mini-Theology, 61-62).  Только такое изменение в сознании приводит ко благу, ибо "живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим.8.8).

 Заключение

Эдвардс считал, что из-за первородного греха наклонности человека направлены ко греху, и человек по собственному выбору не может выбрать то, что идет вразрез с его желаниями. Грешный человек желает греха. Согласно Рим.8.6: "живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном". Этот отрывок описывает неспособность падшей человеческой воли выбрать добро, и это действительно говорится о ее  возможности выбора; ее выбор всегда зло. Воля человека свободна выбирать в соответствии со своими наклонностями, и когда эти наклонности грешны и развратны, воля не может выбрать нечто противоречащее себе и, следовательно, выбрать добро, но выбирает только зло. Поэтому она не свободна в абсолютном смысле, чтобы выбрать одинаково добро или зло, но только в соответствии с ее способностями.
Следует отметить, что состояние естественного человека само по себе безнадежно. Спасение от Господа, и человек зависит от Божьей благодати ко спасению. Если он не исполнится Святого Духа Божьего, чтобы изменить свои наклонности, он никогда не будет выбирать благочестие, но когда Бог исполняет его Своим Духом, он несомненно избирает Бога и спасение,  потому что его природа меняется. Бойс, чтобы пояснить это, избирает такую иллюстрацию: "Есть животные плотоядные и травоядные. Лев, животное  хищное, не будет есть сено или овес. Физически он в состоянии их прожевать и проглотить, но это не в его природе. Он ненавидит растительную пищу; он не способен есть ничего, кроме мяса" (Boyce. P.213). Вот иллюстрация того, что происходит с естественным человеком. Он обладает естественной способностью выбрать Бога ко спасению, но он не будет этого делать, ибо у него нет моральной способности. Человек не может сделать что-то духовное, когда он духовно мертв (Рим.7.14). Он имеет к тому естественную способность, но не моральную. Он не может прийти к Богу, потому что естественный человек ненавидит Бога и приход к Богу не будет приятным для него. Самое приемлемое для естественного человека - это отказ от Него (Рим.8.7-8).
 
2.Мартин Лютер

Введение

Некогда Лютер, желая угодить отцу, начал изучать право, чтобы стать адвокатом, хотя позже он предпочел стать монахом. Когда он возвращался с учебы домой, в него чуть не ударила молния, сбросившая его с коня. Вскричав о помощи, он решил дать монашеские обеты. Дома он вернул все книги по юриспруденции и присоединился к августинскому монастырю с самым строгим уставом. Он поступил в монастырь, чтобы спасти свою душу, считая, что если христианин хочет быть серьезным в своих отношениях с Богом, он должен быть монахом. Он был одержим идеей, что чем строже аскетизм, тем монах ближе к Богу.
Лютер боролся с духовной тревогой. Он не мог смириться с тем, что он был грешником. Он ежедневно тратил часы на исповедь, но это не давало ему покоя души. По совету духовника он стал писать диссертацию по богословию и узнал о "доктрине, с которой Церковь стоит или падает". Так он открыл учение об оправдании только верой.  Впоследствии он был отлучен от церкви и потратил немало времени на реформирование вероучения, в том числе через проповеди и письма. Лютер считал "Рабство воли" одной из своих самых важных книг, ибо она говорила о проблемах, которые всегла были сердцем веры (Sproul. P.87). Именно к этой работе мы перейдем сейчас. 

Неизменная воля Бога

Рабство или свобода воли - это вопрос, который вырабатывает у человека правильное понимание самого себя и своего отношения к Богу. Лютер связывает эту проблему с понятием суверенитета Бога. Для Лютера Бог всеведущ и знает все, что человек делает, и имеет полное знание всего, что происходит или может произойти Бог знает не только то, что человек сделал, но то, что человек будет делать или может сделать в будущем. Псалмопевец говорит, что Бог знает, что мы будем просить, даже прежде, чем мы просим этого (Пс.94.11 KJV). Лютер пишет: "Принципиально необходимо и спасительно для христианина знать, что Бог не знает заранее ничего условно, но что Он предвидит и ставит цели, и делает все по Своей неизменной, вечной, и непогрешимой воле. Вот молния, которая полностью разбивает свободный выбор, и тот, кто его утверждает, должен либо отрицать или оправдать эту молнию, либо избавиться от нее некоторыми другими средствами" (Rupp, 118).
 Здесь Лютер говорит, что Бог не знает "ничего условно" и предусматривает и определяет все вещи. Отправляясь от неизменности Божьей воли, Лютер говорит, что если воля Божья является атрибутом Его предвидения, то Его предвидение является вечным и неизменным, потому что это Его природа (Ibid,119). Понятно, что все, что происходит, имеет место по неизменной воле Бога. Его воля "действенна и не может быть затруднена", потому что это "сила" природы Бога (Ibid.).  Если воля Божья не может быть затруднена, ничто не может изменить ее, в том числе человеческая воля. С точки зрения Бога нет случайностей или непредвиденных обстоятельств, потому что Его воля неизменна, но с человеческой точки зрения, изменения и случайности существуют, потому что наша воля является изменяемой.

Необходимость Божьей воли

Лютер затем говорит о «необходимости» (хотя он и не любит это слово), не предполагая при этом какое-либо принуждение, но как раз не подразумевая этот смысл. "Ибо никогда человек, как и Божественная воля, не делает то, что делает, будь то добро или зло, в силу некоего принуждения, но от чистого удовольствия и желания, как со свободой, и все же воля Божья неизменна и непогрешима, и потому управляет нашей изменяемой волей... и наша воля, особенно когда она зла, не может сама по себе делать добро" (Rupp, 120). Лютер твердо придерживался понятия, что определенность Божьей воли будет сбываться. Он утверждает, что христианская вера, Его обещания и Евангелие полностью зависят от предвидения Бога и необходимости того, что должно сбыться. То, что поддерживает христиан в любых испытаниях -это знание, что Бог делает все неизменно и что Его воля не может быть изменена в любом случае (Rupp, 122). Лютер снова указывает, что, если мы усомнимся в этом или решимся отвергнуть тот факт, что Бог "знает заранее все вещи, не условно, но обязательно и неизменно, как можно верить в Его обещания и с уверенностью полагаться на них и доверять им?" (Ibid.). Это тайна суверенитета и провидения Бога, что Он проводит Свою волю неизменно, не нарушая свободы выбора тварного морального агента; человек не марионетка, потому что Бог действует через него и используя его волю, хотя Он может действовать   и несмотря на выбор, сделанный человеком.
Лютер также постановил, что ясность и истинность Писания требует открыто подтвердить то, чему учил Павел по этому вопросу. Бог "кого хочет милует, а кого хочет ожесточает" (Рим.9.18). Лютер ставит под сомнение выводы Эразма, для которого Бог ставит Свои слова и действия в зависимость от выбора людей. Лютер отвечает, что "Писание говорит, что все вещи стоят или падают вместе с выбором и властью Бога" (Rupp,135).  Человек в его падшем состоянии склонен к греху и злу и никогда не может прийти к Богу сам, ибо он не имеет моральной способности к этому, хотя выбор человека никогда не находится под принуждением (Иоан.6.44). Выбор человека отражает его характер и природу; он не является независимым от его состояния.
Лютер пишет: "Под обязательным я имею в виду необходимость в силу неизменности, а не по принуждению... То есть, когда человек без Духа Божия, он не творит зло против его воли, как будто его взяли за шиворот и вынудили к тому, как преступник творит зло уже по привычке и зная о наказании,  но он делает это по собственному желанию и с готовностью воли" (Rupp,138). Он продолжает утверждать, что воля не находится под внешней властью и не вправе ссылаться на любого рода внешнее принуждение при своем уклонении. Лютер указывает, что "этого не произойдет, если человек имеет свободный выбор". Он продолжает указывать на то, что для того, чтобы человек пожелал избрать Бога, он должен быть изменен. В 1 Пет.5.5 говорится, что Бог дает благодать смиренным, плачущим над своим греховным состоянием, и это не может быть сделано, пока человек не поймет, что спасение не в его власти и силах и полностью зависит от «выбора, воли и работы другого "- Бога. Пока человек считает, что он может что-то сделать, чтобы хотя бы помочь себе в спасении, и сохраняет некоторую уверенность в себе, не отчаявшись полностью в себе пред Богом, он не смирится до конца. Но когда человек не сомневается, но знает, что спасение зависит от воли Бога полностью, то он смирится и презрит себя, и так он приближается к благодати, а затем он может быть спасен (Rupp 137).

Необходимость Святого Духа

Бог должен действовать в нас и изменить нашу волю Своим Святым Духом, ибо воля человека желает и действует добровольно и в соответствии со своими собственными склонностями. Она не принуждается даже вратами ада, но она поступает, руководствуясь тем, что она любит, в том числе в том случае, когда она радуется неправде. Душевный человек находится под богом века сего (сатаной) и в плену у его воли (2 Тим.2.26), поэтому человек не хочет ничего, кроме того, что хочет сатана (Rupp 140). Христос сказал, что если царство разделится само в себе, оно не может устоять. Это верно царства сатаны, а также для Царства Божьего. Так невозрожденные (те, без Духа Божьего) люди исполняют  волю сатаны без принуждения или силы, но охотно в соответствии с их собственной природой. Вот почему Иисус сказал: "Ваш отнц дьявол,  и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Иоан.8.44). Лютер пишет по поводу этого: "Если Бог войдет в его (такого человека) волю, она исполнит то, чего хочет Бог, если в нее войдет сатана, он будет исполнять то, чего хочет сатана"  (Rupp 140). Лютер указывает, что воля вовсе не свободна без благодати Божией, но неизменно в рабстве злу, потому что она не может самостоятельно делать добро.
Лютеру не нравится термин «свободный выбор», потому что «мы ничего не делаем в силу свободного выбора, мы делаем все по необходимости. Этот термин должен быть связан только с Богом, а не человеком, потому что только Бог является по-настоящему свободным" (Rupp 142). Он говорит, что человек с его правом выбора  делать или не делать, как ему заблагорассудится, всегда под контролем свободного выбора Бога, который делает, что Ему угодно. В отношении вечного спасения, апостол Павел говорит нам, что Бог открыл истину о человеке, о Себе и о Евангелии через Его Святого Духа.  Это означает, что если Дух Божий не открывает истину человеку, ни один человек не будет иметь никакого знания о ней и не будет сам искать ее. "Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?  Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах" (Мтф.16.13-17). Определение Эразма гласит: "Под свободным выбором в этом месте мы имеем в виду силу человеческой воли, с помощью которой человек может применить себя к вещам, которые приводят к вечному спасению, или отвернуться от них" (Rupp 169-170). Но это явно не так, потому что человеческая воля не обладает властью или способность охватить что-то, что принадлежит к вечному спасению, без Святого Духа, дающего человеку благую волю и желание истинной веры, необходимой для спасения.

Использование закона

Кроме того, Лютер возражает Эразму, что закон Божий был дан не так, чтобы человек мог подчиняться ему и спастись по собственному выбору, а чтобы показать человеку его неспособность повиноваться и  необходимость Христа. Лютер пишет относительно Закона Божьего, что он был дан, " чтобы привести нас с помощью закона к познанию нашего бессилия, и и  именно поэтому Бог вообще дает закон". "Человеческая природа настолько слепа, что не знает своих сил, а точнее болезней, и так горда, чтобы представить себе, что она знает и может делать все, и против этой гордости и слепоты у Бога нет более легкого средства, нежели Его закон" (Rupp 185). Это означает, что закон был дан не для подтверждения понятия свободного выбора, но чтобы воспитывать ум в его бессилии; по этой причине Павел пишет: "Поэтому никто не оправдается пред Ним делами закона; ибо законом познается грех" (Рим.3.20).
 
Заключение

Лютер считал, что Бог не знает "ничего условно" и предусматривает  цели всех вещей, и что воля Божия "действенна и не может быть затруднена". Человек в его падшем состоянии склонен к греху и злу и никогда не может прийти к Богу сам, ибо он не имеет к тому моральной способности, хотя выбор человека никогда не находится под принуждением. Выбор человека отражает его характер и природу. Если человек живет без Духа Божия, он не творит зло против своей воли, но делает это охотно. Воля сама по себе не может измениться; Бог должен действовать в нас, чтобы изменить волю Своим Святым Духом, а затем воля человека действует охотно, по собственной склонности делать добро.

Сравнение

Эдвардс считал, что человек был создан правым в образе Божием и стоял на своих ногах, так что Бог не давал Адаму какую-то особую благодать, которая поддерживала бы его в испытаниях. Эта концепция противоречит лютеровской, и у нее есть свои проблемы. Отправной точкой для Эдвардса является тот факт, что человек был создан с пониманием и волей, и что воля правит человеческим разумом.  Но отправной точкой Лютера является суверенная и неизменная воля Божья. Он исходит из того, что Божья воля не может быть изменена, в том числе человеческой волей.
Сходство здесь в том, что выбор всегда определяется некоторым мотивом. Эдвардс говорит, что понимание и воля падшего человека были осквернены, и поэтому его воля (которая правит разумом) теперь заражена грехом. Лютер также говорит, что ни человеческая, ни Божья воля не творит ничего, доброго или, для человека, злого, под каким-либо принуждением, но из чистого удовольствия и желания. Эдвардс и Лютер согласны также, что изначальный грех передается всему потомству Адама как своего рода источник инфекции в человеческой воле. Тайна суверенитета Бога в том, что Он проводит Свою волю неизменно, не нарушая свободный выбор аморального агента, ибо человек не марионетка, и Бог действует через него, несмотря на выбор человека. Они оба считают, что человек в своем падшем состоянии склонен к греху и злу и никогда не может прийти к Богу сам, потому что он не имеет к тому моральной способности, хотя выбор человека никогда не находится под принуждением. Этот выбор отражает его характер и природу; они не являются независимыми от его состояния. Человек имеет свободный выбор, но воля человека не может желать истинного блага помимо работы Святого Духа в ней, которая может изменить природу человека. Они оба считают, что воля человека в определенном смысле свободна и в другом смысле не свободна.

Заключение

Концепцию рабства воли порой трудно понять. Как она была темой дебатов и при Эдвардсе, и при Лютере, так и сейчас. Это важнейшая тема, ибо она отдает власть спасения в руки либо человека, либо Бога. Если воля человека свободна или в состоянии творить добро, то спасение зависит от человека и его способности, а не от Креста. Но если человеческая воля находится в рабстве греха и лишена желания добра, то человек находится в отчаянной нужде в благодати, исходящей от Креста Христова.
Между Эдвардсом и Лютером много сходных черт, но есть и разница. Они сходятся в том, что грех извратил природу человека, и что природа человека желает греха и не способна стремиться к благодати или соответствовать Божьим стандартам. Человеческая воля находится в плену своей природы, согласно Рим.8.6: "живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном".  Человек отчаянно нуждается в работе Святого Духа, чтобы Он дал ему новую природу, способную желать добра и угождать Богу.

Althaus, Paul. The Theology of Martin Luther. Philadelphia: Fortress Press, 1966.
*Boice, James Montgomery. Foundations of the Christian Faith. Downers Grove, Illinois: InterVarsity Press, 1986.
*Gerstner, John H. Jonathan Edwards: A Mini-Theology. Wheaton, Illinois: Tyndale House Publishers, 1987.
*Gerstner, John H. The Rational Theology of Jonathan Edwards, Volumes I and II. Orlando, Florida: Ligonier Ministries, 1992.
Lull, Timothy F. (Edit.). Martin Luther's Basic Theological Writings. Minneapolis, Minnesota: Fortress Press, 1989.
Oswald, Hilton C. (Edit.). Luther's Works. Vol. 25. Lectures on Romans. Saint Louis, Missouri: Concordia Publishing House, 1972.
*Rupp, E. Gordon and Philip S. Watson, (trans. and ed. By). Luther and Erasmus: Free Will and Salvation. Philadelphia: Westminster, 1969.
*Schreiner, Thomas R. and Bruce A. Ware (Editors). The Grace of God The Bondage of the Will. Grand rapids, Michigan: Baker Books, 1995.
Simonson, Harold P. (Edit). Selected Writings of Jonathan Edwards. Prospect Heights, Illinois: Waveland Press, Inc., 1970.
*Sproul, R.C. Willing to Believe. Grand Rapids, Michigan: Baker Books, 1997.
*Winslow, Ola Elizabeth (Edit.). Jonathan Edwards Basic Writings. New York: New American Library, 1966.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn