И такое бывает

Наталья Катаева-Вергес
            Во второй класс ко мне привели девочку из другой школы. Её первая учительница не нашла с ней общего языка. Ребёнку была нанесена очень сильная психологическая травма. Маму постоянно вызывали в школу. Та была очень измучена, и выход был только один – перевести девочку в другую школу. Поблизости была наша…
           Ребята встретили Иру хорошо. Они ничего не знали об её прошлом, в отличие от меня. И вот, как я того и боялась, началось… Почти каждый день вместо нормальной и спокойной рабочей обстановки, к которой я привыкла, начался какой-то кошмар!
           - Он у меня ручку взял! – кричит Ира и начинает плакать.
           - Саша! Отдай ручку! – говорю я её соседу по парте.
           - Да я не брал! – говорит он.
           Ищем ручку всем классом. Находим. Успокаивается. Работает. Через некоторое время:
           - Ой, я неправильно написала!
           - Зачеркни!
           - Да, зачеркни! Я уже пятёрку не получу!
           - Четвёрка тоже хорошая оценка!
           - Нет!... И снова слёзы…
           - У меня не получается!..
           - Она линейку сломала!..
           - Он меня стукнул!..
           - Она меня обзывает!
           - У меня ластик украли, теперь меня мама убьёт!.. И снова истерика. И так, представьте, почти каждый день конфликты из-за мелочей.
          Часто Ира не хочет идти домой, сидит в классе и горько плачет.
          Говорю:
          - Ира, нужно класс закрывать, уже поздно! (Учимся во вторую смену).
          В ответ только всхлипы и плач.
          Звоню по телефону её маме, вызываю в школу. Зная характер своей дочери, и заранее предвидя все трудности, она просила звонить, не стесняясь.
          - Вы Иру не ругайте так сильно! Ребята испортили вещи! Они принесут новые! - говорю я.
          - Да что Вы, - удивляется мама, - я её никогда за это не ругаю!
          - Не ругайте её за четвёрку. Она ведь только учится! – говорю в следующий раз.
          - Да что Вы, - снова удивляется мама, - никто её за это не ругает!..
          Интересно, правду говорит или лукавит?
          В класс приходит уборщица, начинает мыть пол. Вскоре Ира успокаивается, берёт маму за руку и идёт с ней домой, а я закрываю класс и вздыхаю: снова из-за неё провела на работе лишний час! Мне жаль девочку! Я уже поняла: что-то произошло в её жизни, поэтому она требует к себе постоянного внимания!
          Однажды я оказалась в больнице. Ребята навестили меня, я поговорила с ними, они ушли. А вскоре появилась Ира. Обиженная на весь мир. И снова разговоры о терпении, понимании, дружбе...
          Не скоро, но темперамент её вошёл в нужное русло. В старших классах Ира была помощницей мне во всём. Активно принимала участие в КВН, организовывала классные часы. Она всегда старалась помогать всем …
          Вскоре после того, как Ира поступила в институт, она приехала ко мне домой. Улыбается, глаза сияют! Протягивает мне шоколадку.
          - Это Вам, с моей первой стипендии!
          - Ира, зачем? – запротестовала я. - Родителям деньги не дают на работе, каждая копейка на счету, а ты мне привезла подарок!
          - Нет, если бы не Вы, не ваше терпение, неизвестно, что бы со мной было!
          Мы попили чай, поговорили об институте, о школе.
          Прошло много лет. Иногда бывают такие дни, когда думаю: «Какую трудную профессию я выбрала. Сидела бы где–нибудь в конторе, писала бумажки и после работы не думала ни о чём. А тут… Порой идёшь с работы, а в голове мысли: «Как завтра поведёт себя Коля? Как помочь Денису? Как заинтересовать Ольгу? Чем увлечь Игоря?»…
          Часто, когда я иду по улице, то встречаю своих бывших учеников, которые везут коляски с детьми и улыбаются мне.
          - С кем поздравить? – спрашиваю я.
          - У меня сын! – с гордостью говорят одни.
          - А моей дочке сегодня полгода исполнилось! – радуются другие.
          Они восторгаются своим крошечным чудом:
          - Смотрите, какие у неё маленькие пальчики!
          И я удивляюсь, и радуюсь вместе с ними.
          - Вырастут – к вам в школу приведём! – говорят они.
          - Приходите! – говорю я.
          Жизнь продолжается… Каким будет оно, новое поколение?