Имя ее - МАТЬ! Часть 13

Незабудка 2
   Допрашивал следователь и почтальоншу Зину. Та, впервые узнала о "признательной бумаге" подписанной умирающим Валерой. От волнения и потрясения, Зина путалась в показаниях и, следователь задал ей вопрос : "Вы третий раз говорите об одном да по-разному! А может вы знали о предстоящей краже? Может и вы в том участвовали?" Ошарашенная услышанным, Зина забилась в истерике : "Нет! Нет, нет, нет! Я не знала, я не участвовала! Я ни в чем не виновата!!!"    Как-то вечером подруги собрались у Марии. "Более тупого следователя я не встречала!" - Возмущалась Лена. "А много ты их встречала?" - С иронией спросила Татьяна. "Танька! - Прикрикнула Елена. - Типун тебе на язык! Бог миловал! Этот первый."   "Девчата! - Заговорила вдруг Мария. - Вот что-то сердце у меня ликует... Ой, девчата, чует мое сердце все скоро закончится... Ваня вернется!" Подруги посмотрели на Марию и молча перекрестились.   Предчувствие не обмануло исстрадавшуюся мать. А дело разрешилось совсем неожиданно и помощь пришла откуда и не ждали!   Оскорбленная напрасным подозрением в соучастии, Зина долго плакала. А потом, обозлившись на бестолкового следователя, она написала письмо-жалобу в Москву, поехала на вокзал к поезду и, заплатив не маленькую сумму, передала письмо с оказией. Благо человек попался добросовестный и письмо очень быстро попало в руки адресата.
   
   Приехал проверяющий из Москвы и все дело завертелось, закрутилось! Марии пришла повестка в суд и она волнуясь и трепеща сердцем, засобиралась в район.
   "Ты,Мария, держи себя в руках. - Поучала ее Вера. - Что бы там не говорили, отвечай спокойно." "Да, да. - Отвечала Мария, а сама мысленно уже была в дороге. - Да, я спокойна!"

   Ваню оправдали. И Мария с трепетом ждала когда он вернется. Пришли подруги, посидели, попили чай, побеседовали. Потом, посмотрев друг на друга,дружно встали : "Ты, Машенька, отдыхай, отдыхай... - Сказала ей Вера. - Столько нервов за все это время потратила! А мы тут сами все помоем, приберем, наведем порядок. А ты отдыхай." Мария посмотрела на подруг : "Сговорились?" "Сговорились, Машенька, сговорились." - Весело кивнула Лена и подтолкнула Марию к Ваниной комнате.

   Каждый, вечер перед сном,Мария подолгу сидела в Ваниной комнате, просматривала фотографии, перебирала тетрадки с записями, черновики и чертежи. Сколько думок было передумано, сколько слез полито!... А вот теперь, когда Мария уже знает что завтра Ваня будет дома, нет ни слез радости, ни волнения, а какая-то пустота от смертельной усталости...

   Дверь со скрипом приоткрылась и тихо вошла Даша. "Дашенька! - Мария радостно протянула навстречу Даше руки. - Как хорошо что ты зашла!" "Тетя Маша, - проговорила Даша, - я завтра с вами поеду на вокзал. Можно?" "Да, Дашенька, - ответила Мария, - конечно. поедем вместе!

   На вокзал Мария и Даша приехали за полтора часа. Не могла мать дома сидеть! Не могла... "Дашенька, - уговаривала Дашу Мария, - мне легче будет на вокзале ждать чем дома. Спокойнее." И Даша не спорила. Мария сидела на скамейке и нервно теребила край платка, потом вдруг вскакивала и ходило по перрону взад вперед, останавливалась и тихо говорила : "Ну что же он так долго не приходит этот поезд? - И повернувшись к Даше спрашивала : - Может он сломался?" "Не сломался, - терпеливо отвечала Даша, - еще час подождать и приедет."

   Как медленно тянется время когда ждешь! И как медленно оно тянется для исстрадавшейся матери... Но вот уже диспетчер скучным голосом объявила прибытие поезда и Мария побежала по перрону! Даша едва успевая за ней кричала : "Тетя Маша! Осторожнее, не торопитесь!" Мария бежала не слыша ее.
   Поезд остановился, проводники открыли двери вагонов и стали выходить первые пассажиры. Мария смотрела на людей и не видела сына... "Где же он? - Шептала она. - Где же мой сын? Где Ваня?" Даша обняла ее : "Сейчас, сейчас и Ваня выйдет!"
   "Мама." - Услышала Мария тихий голос сзади себя, оглянулась, перед ней стоял взрослый серьезный парень. "Ваня?  - Дрожащим голосом спросила Мария и тут же теряя самообладание закричала : - Ваня! Сынок! Родной!" Сын прижал ее к груди и тихо сказал : "Это я, это я, мама, успокойся, это я!"
   Когда эмоции слегка улеглись, Ваня спросил : "Мне сказали что Валера признался в ограблении. Его посадили?" Даша и Мария переглянулись... "Ваня, - заговорила Даша, - поехали домой! Там мы тебе все подробно расскажем."
   
   Дома все было готово к встречи Вани. Подруги накрыли праздничный стол, все сияло чистотой и от этого маленькое жилище было таким приветливым! Мария с Ваней прошли вначале в его комнату и Мария все подробно ему рассказала.
   "Ты отведешь меня на могилу к Валере?" - Спросил мать Ваня. "Конечно, сынок! - Ответила Мария. - Завтра и сходим. А теперь пойдем, нас там ждут."
   На следующий день, как обещала Мария, они пошли на кладбище. Сидели на скамеечке у могилы Валеры и тихо разговаривали.
   "Смерть, это страшно. - Сказал Ваня. - Там, у нас был парнишка, сел по глупости... Поспорили пацаны что не струсит, а он и не струсил, залез в чужую квартиру. А там была одна только бабка старая... Ее инфаркт свалил, с перепугу. Его наши пацаны напрягали, унижали, зная, что не может отпор дать, что хотели то и творили над ним. А один ему посоветовал : "Ты вскройся, Так, чуть-чуть. И полежишь в больничке. А там может кого выпустят, а кто и отстанет"
"И что дальше?" - Спросила Мария. "Вскрылся. - Хмуро ответил сын. - Только не рассчитал... Его не смогли спасти." Мария ошарашенно смотрела на могилу Валеры и молчала. Потом прижала к себе голову сына и запричитала : "Господи, Господи! Да что же это? Да что же это творится на свете белом?" "Пойдем, мама. - Освобождая себя из ее объятий сказал Ваня и встал. Посмотрел еще раз на могилу и сказал : -"Прости, Валера! Пусть тебе земля будет пухом..."

   К вечеру Мария ушла в дом Федора, дежурить всю ночь. "Ваня, - перед уходом попросила она сына, - может ты у тети Веры переночуешь?" "Что я, маленький что ли! - Хмыкнул Ваня. - Дома останусь. Не волнуйся." И Мария ушла.

   Страшная бессонная ночь была у Марии. Федор надрывно кашлял,задыхался, рвал на груди майку и хрипел. Всю ночь Мария просидела у его постели пытаясь хоть чкм-то помочь.
   "Замучаю я тебя. - Прохрипел обессиленный Федор. - Шла бы ты спать, все одно ни чем не поможешь и от смерти не отобьешь... Ваньку бы твово увидеть. Успеть бы повиниться перед мальцом. За все бы грехи свои поклониться ему в ноженьки! Ох и тяжко, Маша, ох и тяжко!" "Дядя Федор! - Мария пыталась его успокоить. - Все будет хорошо, еще поправитесь." "Нет, Маша! - Федор вытер ладонью пот с лица. - Мой путь закончен. Вон она, у порога косой машет! А я себя знаю! Весь путь свой помню и дела поганые свои оцениваю. Ей меня не запугать! Я к Богу пойду не скрывая : мразь я!!!"  Мария невольно оглянулась - у порога, на стареньком коврике спал облезлый котенок. "Нет там никого. - Тихо сказала Мария. - Успокойтесь и постарайтесь заснуть." "Для тебя нет! - Захлебываясь от кашля прокричал Федор. - А я, Маша, смерть своей кожей чую. Не трусь, Машка! Я ее не боюсь. Пусть она меня боится..."

   Только Федор немного притих, Мария села на самодельный топчан напротив его кровати и, не заметила сама как задремала... Проснулась неожиданно и резко, словно кнопочку кто нажал. За окном светало... Мария глянула на Федора и сразу все поняла : "Преставился..." Села около кровати, взяла Федора за еще теплую руку и заплакала.
   Немного поплакав она встала, накинула платок на голову и направилась к выходной двери, а в мыслях пронеслось : "Вот тебе и второй, кого ты похоронишь..."

   Елену и Веру долго будить не пришлось, сон у них был чуткий. Участкового еле добудились. А когда проснулся, долго не мог понять что от него хотят. По пути зашли за двумя бабушками, которые по первому зову и днем и ночью шли обряжать покойного...
   Бабушки обмыли Федора, одели и положили на кровати, на чистой свежей простыни. "Легонький как перышко!" - Сказала бабка Авдотья. "Словно и не взрослый мужичина, а подросток. - Добавила бабка Шура. - Совсем его пьянка да болесть поели. Отмучилси, бедолага. Ну да Бог ему судья, а мы не обвинители, все простили..."
   
   Хоть и славился Федор лихой пьяной жизнью своей перед односельчанами, хоть при жизни и докучал немало многим, а проводить его пришли все соседи, много было народу на кладбище и многие плакали искренно, без притворства. А в этом и есть суть простой русской души - не помнить зла и прощать, прощать.

   Вернулась Мария домой села на табурет заплакала. "Мам, ты чего? - Спросил Ваня. - Чего ты плачешь?" "Жалко Федора. - Ответила Мария. - Он ведь, пока я за ним ухаживала, всю жизнь свою рассказал. Как будто на исповеди... Жалел обо всем!" Ваня подошел к матери и погладил ее по руке.
   Мария закрыла глаза. Как хорошо, как тепло от руки сына! Сердце матери трепетало в груди как раненная птичка. Мария замерла боясь пошевелиться и нечаянно спугнуть это мгновение. "Господи! - Мысленно молила мать. - Не оставь нас, помоги! Чтобы все наладилось и мир вернулся в мой дом..."

    Плачь трепещи, многострадальная! Но пусть твое сердце не дремлет, потому что не окончились твои беды-горести, ждут тебя еще большие испытания и слез обширные реки прольются... Ты выдержишь, ты пройдешь все испытания достойно. В скорбях и бедах своих ты окрепнешь для нового полета.