Штрихи к портрету. ЧСЗ-1977-1997 гг

Людмила Хасхачих
  КНИГА:               
«История – газетной строкой. Черноморский судостроительный завод в 1977-1997 гг.»

                Глава 2. ТВОИ ЛЮДИ, ЗАВОД.
               

                ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Для того чтобы изобразить лицо человека, необязательно натягивать холст на подрамник, вооружаться кистями и тюбиками с масляной краской. Бывает, что большой портрет, выполненный в лучших традициях станковой живописи, оказывается менее выразительным, чем простой карандашный набросок. Несколько движений грифелем — только намечены контуры головы, прядь волос, изгиб лба, а воображение уже по этим немногим, но точным штрихам легко довершает остальное.

Сейчас модно стало писать социальные портреты рабочих коллективов. Это большая и трудная работа. Она требует много сил и времени. А хороших коллективов даже на одном нашем предприятии — немало. Как рассказать обо всех?

Возьмем в руки карандаш... Попробуем хотя бы вкратце рассказать о производственном участке старшего мастера Владимира Лаврентьевича Павельчука из второго судомонтажного цеха.

Цех выбран не случайно. При обсуждении итогов первой ударной вахты в честь шестидесятилетия СССР второй судомонтажный цех был признан лучшим. А вот выбрать в этом цехе лучший участок было нелегко. Успех всего коллектива судомонтажников не мог быть обеспечен хорошей работой только одного какого-нибудь участка. Условия соцсоревнования составлены так, что недоработка даже одной бригады, прогул, допущенный одним человеком, ощутимо сказываются на «показателях всего цеха и значительно снижают его шансы на победу.

Отсюда: если цех стал победителем, то значит, все его подразделения работали на совесть. Вот в этом и заключалась трудность выбора - из хороших выбрать лучших.

Сознаюсь, я не делала никаких подсчётов и проверок, а положилась на случай.

Первым в цехе я встретила Анатолия Андреевича Кукушкина. Мы разговорились. Потом подошли другие мастера этого участка, и само собой получилось так, что я стала задавать вопросы и записывать данные и фамилии в свой блокнот.

Под руководством В.Л.Павельчука — четыре мастера: Степан Васильевич Руденко, Анатолий Андреевич Кукушкин, Анатолий Николаевич Калинин и Анатолий Алексеевич Животов. У каждого из них по две бригады. Всего на участке работает 56 человек. Основная специальность — слесарь-монтажник. Выполняемая работа — монтаж холодильного оборудования и трубопроводов холодильного комплекса, а затем сдача их в действии приемной команде.

Участок В.Л.Павельчука — второй по объему работ после участка сдаточного механика.

Монтаж трубопроводов начинается на первой стапельной позиции и завершается уже на плаву. К швартовным испытаниям всё должно быть готово.

В ведении этого участка находится то, что составляет основу современного траулера-рыбозавода: комплекс морозильных установок. Ведь так и говорят: «морозильный траулер», ставя рядом, уравнивая назначение судна для добычи рыбы и её сохранности. Одно без другого представить трудно.

От слаженной, добросовестной работы участка В.Л.Павельчука зависят не только сохранность улова, но и комфорт моряков, а в конечном счёте — их работоспособность в условиях длительного автономного плавания вдали от родных берегов.

Установки, работающие на фреоне-22, замораживают рыбу и рыбопродукты, а те установки, в стальных жилах которых течёт фреон-12, создают искусственный климат в каютах и служебных помещениях. Систему кондиционирования тоже монтируют рабочие этого участка.

Вот так в общих чертах можно представить этот коллектив. Теперь — несколько дополнительных штрихов. Их сделают другие.

                Штрих первый.
Секретарь комсомольской организации судомонтажного цеха В.САВЧУК:

— Я хорошо знаю этот коллектив. Это один из самых передовых участков цеха. Он постоянно занимает призовые места в социалистическом соревновании как в цехе, так и по заводу. Мне, как комсоргу, работать с этими людьми очень легко. На молодёжь участка большое влияние оказывают опытные рабочие.

У нас в цехе это единственный пока участок, где нет потерь рабочего времени. Здесь не встретите во время смены праздношатающихся. У каждого день расписан по минутам. Ровно в двенадцать сходят монтажники с судна на обед — и ни минутой раньше. А во время сдачи систем вообще обедают на подменке, чтобы не прерывать испытаний.
    
Групкомсорг участка - Саша Чёрный, молодой коммунист, воспитанник коллектива. В общественной жизни цеха комсомольцы участка принимают самое активное участие. И на митинг, и на демонстрацию, и на субботник выходят дружно. Они оказали большую помощь в подготовке большинства массовых мероприятий.

Достаточно сказать, что половина комсомольцев участка избрана делегатами тридцать третьей отчетно-выборной комсомольской конференции завода.


                Штрих второй.
Мастер участка Анатолий Андреевич КУКУШКИН:

— От результатов нашего труда также зависит, скажут ли моряки «Спасибо!» черноморцам за траулер или будут поминать «незлым тихим словом». Искусственный климат, который будут поддерживать на траулере установки, смонтированные нами, должен быть таким, чтобы самочувствие моряков всегда было на отметке «нормально» даже тогда, когда стрелка барометра показывает бурю или затяжной жаркий штиль.

Работа у всех наших бригад аналогична, и потому легко подводить итоги социалистического соревнования. В течение года все бригады идут, что называется, плечом к плечу. И если кто-то вырывается вперёд, то с минимальным разрывом. За год переходящее Красное знамя участка успевает побывать у каждого из мастеров.
В том, что наш цех стал победителем первого этапа соревнования в честь шестидесятилетия СССР, есть немалая заслуга и нашего участка.

Вот, например, коллектив, который возглавляет мастер А. А. Животов, за время первой ударной вахты на траулере «Кондрат Билютин» подготовил к швартовным испытаниям весь холодильный комплекс. Хорошо поработали бригады и других наших мастеров.

Люди у нас на участке замечательные. Недавно в газете «Южная правда» был снимок группы черноморцев. Среди них — наш бригадир Николаи Иванович Макеев. Очень достойный человек. Грамотный бригадир. Имеет личное клеймо «Отличное качество». Его коллектив вышел победителем в соревновании среди строителей траулера «Александр Тюрин» и бригадиру было предоставлено почетное право прикрепить эмблему государственного "Знака качества" на этом судне, первом после присуждения серии траулеров типа «Пулковский меридиан» высшей категории качества.

Между прочим, другая бригада с участка мастера С.В.Руденко, которой руководит Анатолий Иванович Гнатовский, выполняет работы по монтажу агрегатных узлов холодильных установок. Так этим узлам "Знак качества" был присвоен раньше, чем всему траулеру.

                Штрих третий.
Мастер участка Степан Васильевич РУДЕНКО:

— Люди - вот главное богатство нашего коллектива. Но ведь настоящим рабочим человеком не становятся сразу. Его воспитывает коллектив. Вот такой круговорот получается. Приходит к нам человек, как мы говорим, "из-за ворот". И через год-два, смотришь - появился у нас новый классный специалист.

Все бригады у нас смешанные по возрасту. Молодёжь работает рядом с опытными людьми. Ну а наши ветераны не держат свои знания и большой опыт "на замке", охотно и щедро делятся ими с новичками: готовят смену.

Вот, например, наш известный наставник Анатолий Григорьевич Грабарчук. Работает в цехе со дня его основания Опытнейший слесарь. А бригада у него самая молодая и самая нестабильная. Но это мы ставим не в вину ему, а в заслугу, потому что ученики Анатолия Григорьевича, пройдя хорошо школу в его бригаде, уходят в другие коллективы участка и пополняют ряды наших передовиков.

Я сам — ученик Анатолия Григорьевича. Начинал рабочим у него в бригаде. Через два года работал уже самостоятельно. Он сам знает и умеет много, но не подавляет авторитетом. Умеет доверять новичку. Покажет, как что делать, и даёт ему возможность работать самому. Не боится тратить время на учёбу. Потом это оборачивается значительной экономией времени. И самое главное, даёт всему нашему коллективу уверенность в завтрашнем дне. Вот в этом году у нас много старых рабочих ушло на пенсию, но дело не страдает. Они оставили хорошую смену.

Штрих последний в портрете коллектива старшего мастера В.Л.Павельчука делать ещё рано. Я знаю, что со страниц нашей газеты мы ещё не раз расскажем об успехах этого дружного и слаженного производственного подразделения второго судомонтажного цеха.

Следующие информации о его трудовых достижениях станут хорошим дополнением к этому «карандашному» наброску.

28.11.81г.
                Л. ХАСХАЧИХ