Не без юмора литература как быть писателем

Сергий Чернец
Жил да был Онорэ де Бальзак.
А написал он «Человеческую комедию». В неё входило три раздела: 1) Этюды о нравах, 2) Философские этюды, 3) Аналитические этюды. Всего было задумано 143 больших произведения, а написано всего 95 романов из этой «комедии», в основе сюжетов которой открыть всё неустройство и устройство общества человеческого. А фабула была не в том, чтобы высмеять, но показать – где и как можно и где и как нельзя жить людям.
И что такое Сюжет? А что такое Фабула?
А это – То, на чем построено произведение писателя. Как нам легко объясняет юморист-писатель Трушкин: «Всё на этом построено, как её…, на глупости…. 1. Вот отец бил его в детстве бутылкой по голове, по выходным, по воскресеньям: на этом всё построено; а мать была учительницей – то есть, психически ненормальной! 2. Или. Отец её был потомственный дибил, а мать есть не давала, жадная: на этом всё построено; а бабушка защищала: гонялась с ружьём… за дедушкой и, однажды догнала».
И кроме того, Онорэ де Бальзак написал еще и 100 «Озорных рассказов», как это говорится: остросюжетных.

Сюжет – это… схема такая, базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. – Буквально: сюжет – это «предмет».
Но «фабула» - это фактическая сторона повествования, то есть события, случаи, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете, на основе закономерностей усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений! Вот!
И что-то, кто-то понял? Ну, понятно, что ничего не понятно!

Проще:
Первоначально «фабула» - это басня, побасенка, сказка: то есть произведение определенного жанра. В дальнейшем «фабула» - это то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняющееся по ходу изложения автором.  «Фабула», таким образом, - это система связанных между собой мотивов в произведении.

С «сюжетом» еще проще: это основа формы произведения, выстроенная по определенным правилам демонстрации. В изобразительном искусстве – это предмет изображения. Вот тут и начинается литература или «подноготина» искусства.
Сюжет включает: 1. (первая точка) Экспозицию 2. (вторая точка) Завязку 3. Развитие действий 4. Кульминацию 5. Развязку 6. Постпозицию 7. Пролог 8. (и восьмая точка) Эпилог.

Сюжет и Фабула тесно связанные понятия. Термин «сюжет» - подразумевает сам ход событий в произведении, а под «фабулой» понимается основной художественный конфликт, который по ходу этих событий (по ходу сюжета) развивается. Фабула – это схема сюжета, «композиция сюжета» (как изображает автор).

И, как говорил Бальзак: "Когда человек хвастается, что не изменяет (не имеет) своих убеждений (несмотря на убеждения своих героев рассказа, то есть остается отстраненным), - он обязуется идти всё время по прямой линии (плыть по течению). (То это) – «болван» (по выражению Бальзака), уверенный в своей непогрешимости. Принципов (для него) нет, а есть события (о которых он рассказывает); законов нет – есть обстоятельства (ну, такие порядки были, и прочее)".

На самом деле, «Гении опережают века, а таланты иногда опережают только годы».
Тут кроется опасность в «клевете», которая равнодушна к ничтожествам (среди которых для «писателя-гения», отстраненного и все люди простого общественного бытия).
Кто умеет льстить обществу, умеет и клеветать на него.

Клевета – это такой порок, обладающий необычайными свойствами. Стремясь умертвить её, вы, тем самым поддерживаете её жизнь. Надо оставить её в покое – и она умрет сама. Клевета похожа на докучливую осу: если у вас нет уверенности, что вы тут же на месте убьете её, то и отгонять её не пытайтесь, не то она вновь нападет на вас с еще большей яростью.

Что ж такое – клевета? А это тоже всё довольно просто: «Утверждать что-либо, не имея возможности доказать это законным путем, - и означает клеветать. А законы всегда у нас меняются: «как дышло…».
Клевета, конечно, это месть трусов и глупцов. Люди глупые не всегда безопасны: у них хватает ума сказать ровно столько, сколько нужно для того, чтобы оскорбить и оклеветать ближнего.
Клевета наносит удары, обыкновенно, людям достойным уважения, так и черви, например, всегда выбирают и набрасываются на лучшие фрукты. Мы можем закрыть все ворота города и местечка своего, но не можем закрыть рта врагам. Клевета для слуха – то же, что полынь горькая для языка.

Так не поранит острый нож,
Как ранит подлой сплетни ложь.
Бессильна с клеветой бороться добродетель
И мастер клеветы нас обвиняет,
Даже рассыпавшись во всяких похвалах.

Трем лицам пакостит наш клеветник:
Оклеветанному, и слушающему, и самому себе.
Не знает тот, кто клевету плетет,
Что клевета потом его же и убьет.

Молва – это бедствие, быстрее которого нет ничего на свете, тем более молва о клевете. Тот, кто прислушивается к клеветнику и ябеднику, кто верит ему, окажется в трудном положении, которое и разумом исправить будет трудно. И много дружеских связей расторгнуто бывает, много домов обращается в развалины от доверия клевете.
Как вороны налетают, чтобы обсев со всех сторон, выклевать очи мертвых, так и льстец растаскивает богатство неразумных. Клеветы и злоречия надо остерегаться, как ядовитого червя на цветке розы, - они скрыты бывают тонкими и лощеными оборотами лести. Нет порока злее клеветы: чужой поступок обсуждая, клеветник на себя принимает позор. Ибо нет ничего тайного, что бы не открылось во времени. Все тайное будет явным и вскроется всякая ложь.

Вот тут можно сделать остановку. Писательство, не только сочинение и выдумка, но интерпретация фактов жизни. Тут трудности ждут и талантов и гениев: как отразить природу общества без клеветы лжи, но в тоже время ярко и красиво!
Конец.