ЖЛОБ по Н. Болотову

Айболит 2
Ну, какой русский человек не знает кто такой или что такое жлоб. Я тоже думал, что это понятие настолько очевидно исконно русское, что и говорить не о чем. Но стоило мне напечатать это название, как компьютер выдал отрицательную реплику: «Возможно бранное слово. Его употребление в литературном языке нежелательно». Я человек мало верующий, поэтому сразу лезу в словари. А все толковые «бестолковые» современные словари однозначно глаголят:
«ЖЛОБ, -м. (прост, презр.). Скряга, скупец. || прил. жлобский, -ая, -ое.
ЖЛОБ, -а, м, ЖЛОБИНА, -ы, м и ж. 1. Большой, сильный, толстый, здоровый, тупова-тый человек. Вон какой жлоб вымахал (вырос). Где только таких жлобов накопали, у всех кулаки как моя голова! 2. Жадина, скряга. Ср. уг. «жлоб» — чужой среди воров; жадный; мужик, неопытный, неблатной».3. плохой , жмот, жмудик(воровское). Ничего себе наборчик с уклоном в уголовщину!
А в одном из многочисленных сейчас словарей ругательского русского языка  про слово "жлоб" говорится  следующее:  " "Жлоб" - это бытовая грубость,  это  не  смертельное оскорбление,  заметьте,  объект,  в  котором  гармонически  сочетаются  такие каче-ства, как хамство, жадность, а также духовное убожество, причем  жадность преоб-ладает.  Люди, как известно, делятся на две категории -  которые  ничего себе,  которые  все  себе. Так вот, жлоб относится  ко  второй группе. Женская форма употребляются редко. Но в последнее время в связи с социальными изменениями  употребляются все чаще. Жлобиться,  жадничать, зажимать   что-либо».   .

Более того, в народе широко ходит байка, жлоб – это житель юга Воронежской губернии с выше означенными характеристиками. Дескать, это формула великого знатока русской речи В.Даля. При чем настолько широко распространенное мнение, что никто не удосу-жился его проверить, то бишь, открыть этот самый словарь на 1356 странице первого тома и между словами: «жичка - жижка» и «жлоктать, глоктать – пить жадно»……нет ничего подобного на «жлоб». И заметьте это при таких лингвистических тонкостях, как «жичка и жлоктать», которые современным словарям русского языка  и не снились.

Я житель г. Воронежа в 4-м поколении и для меня это великое разочарование.  Ну, чем-то мы должны отличаться от других!… Конечно, проще было бы сорвать злость на совре-менных  лингвистах – оракулах, которые под видом наукообразия вещают нам первую попавшуюся им на язык (не в голову) формулу в качестве закона (канона). Поскольку им одним дано знать с выше, что следует сегодня говорить, а что нежелательно. Вся их твор-ческая деятельность заключается в исключении из словарного запаса В.Даля слов, кото-рых они не знают или значения которых не понимают и включении в него англоязычных неологизмов и российского бренда. В результате современный словарь Даля сократился в трое по объему, но обогатился словами, «употребление которых в русском языке нежела-тельно» в .т.ч. ЖЛОБОМ.

Но худа без добра не бывает, стало быть, есть тема для разговора. Поскольку «ЖЛОБА» у Даля в 1903 году в его огромном лексиконе (многократно излишнем для нынешних рус-скоязычных лингвистов) не было, то будем считать его современным неологизмом, а ,следовательно, попытаемся дать его  толкование. Тем более, что ругнуться этим словом становиться все более модным. Однако, современная полемика в Интернете, организован-ная русско-еврейской интеллигенцией на тему «За что вы не любите жлобов?», дает неожиданно большой процент ответов: «Я жлоб и этим горжусь». Судя по выше изложен-ным, явно ругательским значениям слова, здесь что-то не так. Не свойственно русской духовности накапливать в себе отрицательные качества в «качестве заслуг». Ведь даже виртуозно ругающийся матом русский человек в душе этим не гордится, а, наоборот, осознает, что это в принципе грешно и при случае даже может в том покаяться. А с другой стороны, если это просто ругань, то на нее должна быть соответствующая реакция в зависимости от личности оскорбленного. Для настоящей русской интеллигенции оскорбление простым словом: « Вы сударь дурак-с!» приводило к немедленной дуэли. Конечно, можно  парировать и по-современному: «От жлоба слышу». Но это мало прибавляет знания по сути предмета. А посему, давайте разберемся в деталях.
 

Начнем с этимологии
Откуда это слово смогло произойти?
По В.Далю и согласно существующей тенденции: жлоб - ближе всего ассоциируется с по-нятием «жадный». Предположительно  происходит  от  старинного   глагола "жлоктать"  (жадно  пить,  захлебываясь,  или  хлебать), который  бытовал   в Смоленской  губернии в прошлом столетии. Видимо, существовало  слово  «жлок»  - тот,  кто  жадно хлебает, не нахлебается. Это лишь предположения. Поскольку у Даля и «жлока» тоже нет. Но по тому же Далю – жадность не бог весть какой грех, если учесть корни  этого слова. А они весьма красноречивы: «жадность» от слов «жаждный, жаждить, хотеть» и даже более того (и более глубоко) – «иметь жадъ». Жадъ- нефрит - полудрагоценный священный камень у многих народов с языческой культурой. Так что, как видите, быть жадным аналогично иметь в кармане пусть полу -, но драгоценный камень. И это ни одно и тоже, что быть презираемым изгоем. Поэтому откровенно ругательским слово – жлоб,  исходя из его возможного происхождения от русских корней, считать нельзя. Да и формально корень «жлоба» нельзя напрямую связать ни с одним русским словом. Вот вам очередная загадка жлоба. Скорее всего (моя версия) жлоб  - производное от нарицательного имени (достаточно широко распространенной в Малороссии фамилии, к примеру  «Александр Жлоба».
Если какой-либо  современный «Жлоба» был похож на выше описанную словарно - тал-мудистскую характеристику, то бойкий профессиональный лингвист мог бы и обогатить  этим русскую речь. Надо же в чем-то компенсировать  анахронизмы Даля! Но двоякость любого понятия определяет его диалектику и неоднозначность. Следовательно, давайте посмотрим социальный аспект проблемы.
 

Социальный аспект
Итак «жлоб» он же "жила", "жмот". С точки зрения «интеллигента»: «Поразительно, ка-ким мелочным может быть порой человек. Вот и эта категория - жлобье, не способное сделать ничего просто так или за небольшое материальное воздаяние... Этот народец торгуется, сравнивает выгоды, взвешивает и без конца пересчитывает "баланс" усилий и доходов с этих усилий. Во всем в первую очередь он учитывает свой интерес и сравни-вает его с остальными интересами, при этом если даже он получает больше чем стоят плоды его усилий, но видит что кто-то поимеет еще больше - он будет до последнего упираться рогом и торговаться за копейки, чисто из принципа».
Весьма красноречиво, но бестолково по сути. Все выше сказанное является  характери-стикой современного бизнеса и бизнесмена во всем мире от Америки до Китая. И в значительной степени относится к злополучным жителям юга Воронежской губернии – хохлам. Однако любые сравнения относительны,  и в плане целого государства аналогия этому – Франция и французы. Это не я придумал, это ближайший аналог к российскому жлобовству, выданный нашими политологами. Французская лексика только подтверждает такие подозрения. Весьма характерный пример: слово «bien» - не просто по-русски - «хорошо», но и «очень» и «большое количество». Ну, как вам такая совместимость? Хорошо – это всего побольше и сразу.
И самое несусветное – это конечная фраза обличения жлобов интеллигенцией – «он будет до последнего упираться рогом и торговаться за копейки, чисто из принципа». Видимо авторы цитируемого опуса никогда не бывали на Востоке (Ближнем или Дальнем не важно), ибо они перестали бы себя уважать после контакта с любым торговцем на местном базаре, который почитает за (почти физическое) оскорбление принципиальное нежелание поторговаться за его товар.
Итак, видим, что доморощенная интеллигенция в основе своей презирает то, что надо как минимум приветствовать, и уж ни коем образом не ругать.
 

От противного
Поскольку мы не знаем точно, что такое жлоб, может быть проще будет разобраться в данном понятии от противного. В смысле кто – не жлоб.

Жлоб не лодырь

Для начала аляповатые стихи  А.Корнет «Песни десятого студенческого корпуса», кото-рый почему-то считает себя жлобом. Пропуская мимо ушей, бездарность стихотворца из десятого корпуса, обратим внимание на суть этого лирического « псевдожлоба».
Я не хочу работать! Да, я жлоб!
Я лежу и курю, мой дом - мой гроб.
Я не желаю учиться, жить на сто рублей,
Я хочу лишь напиться и устроить бордель.
Да, я жлоб, ей-ей-ей-ей!
Но я хочу, чтоб все любили меня,
Чтобы кофе в постель, а ночь до утра,
И каждый вечер кабак для меня и друзей
Был заказан теми, у кого есть музей,
Да я жлоб, ей-ей-ей-ей!
И я не хочу, быть ментом, не хочу!
И омоновцем тоже быть не хочу!
Не желаю стрелять из пушек в людей,
Мне на них наплевать, у меня есть кровать,
Да я жлоб, ей-ей-ей-ей!
Но если б у меня был пулемет,
Я не тратил бы патроны просто так.
И всех, кто ведет к торжеству своих идей,
Я поставил бы к стенке и нажал на курок,
Да я жлоб, ей-ей-ей-ей!
 И так далее….Даже убрав наиболее бездарные строфы и стихи, приходится констатиро-вать сильную деградацию студенчества с шестидесятых годов. Видимо правда следует произвести переаттестацию высших учебных заведений России. В общем, сплошная агрессивная обломовщина, точнее, современная бомжовщина. Настоящий жлоб (в пони-мании современного словаря) далеко не инфантильный  бомж  «а ля Корнет» и не лодырь, и он понимает, что прежде чем устроить бордель или кабак для друзей, надо заработать много более ста  рублей. Более того, жлоб обычно умеет это делать, в чем ему всегда по-могает его беспринципность. Недаром большинство новых «чистокровных» русских – это жлобы, да и все новые русско-евреи тоже. В этом плане гораздо более тонкая в психологическом отношении ремарка про жлоба-работника  у Алексея Слаповского в его энциклопедии «Российские оригиналы». Приведем описания с некоторыми сокраще-ниями.   

« Время от времени жлоб  (его звали  Константин  Костев)  выполнял  самые разные  по-ручения,  которые  под силу были  его сообразительности.  Выполнял чeтко, аккуратно, хоть и не всегда так, как требовалось. Однажды в  городской квартире хозяина вдруг  потолок  подмок, пятнышко появилось. Попросили Костева разобраться. Тот поднялся на этаж выше, позвонил. Открыла старушка, вся  мокрая,  со шваброй.  Объяснила:  туалет  засорился, тряпочка туда  случайно  попала. Уж извините. Костев  извинил, но  простить  не  мог:  взял в  туалетной комнате горсть того, что из  унитаза выплыло и помазал  старушку:  чтоб умней была и впредь тряпок в унитаз не бросала. Старушка в крик. Хозяин поднялся, увидел - и рассчитал Костева в ту же минуту.
-  Она  виновата, а  я отвечай,  - пожал плечами  Костев -  и удалился, глубоко обижен-ный несправедливостью».

«Службу  он нашeл  себе  быстро -  у какого-то предпринимателя  широкого профиля. Однажды предприниматель отправил его в  деловую  поездку, требующую  не столько  ума,  сколько упорства  и выносливости. Костев всe сделал отлично и вернулся  с  прибы-лью для хозяина. Прямо с вокзала поехал в его  особняк. Было уже темно. Направляясь переулком к задней двери, Костев  встретил  брешущую собачонку. Вполне  уважая  пра-во  животных,  даже бродячих, на  жизнь,  он  не  стал  с нею спорить,  а  пошел себе  мимо.  Но собачонка пристала, брехала  сипло  - и  наконец  хватила Костева  за  ногу, порвав брюки. Само собой, Костев собачонку пришиб одним ударом.
Сразу же выяснилось, что собачонка  была не  дворнягой,  а заведенным  во  время отъез-да Костева  породистым  питбулем, которого хозяин приобрел за  большие деньги  и  успел  уже  полюбить, а  особенно  полюбила его  дочь Машенька,  которая  и не  догляде-ла,  упустила  пса  на  улицу;  все  в доме принялись искать - и наткнулись на  Костева,  который пихал  палкой сдохшего питбуля  поближе к мусорному  баку: он  не  любил  бес-порядка и  мусора  где попало. Машенька зашлась в истерике.
     - Что ж ты? - сказал хозяин.
     - А я знал? - резонно спросил Костев.
     - Ладно. Пошли, отчитаешься.
 Костев отчитался, а на утро хозяин опять его вызвал. Костев приехал. Ему вручили ка-кую-то странную одежду и велели облачиться. Костев удивился,  но, черт с вами, оделся  в длинную,  расшитую золотом хламиду. Потом ему дали толстую книгу и повели во двор. Во дворе, посреди лужайки, была вырыта яма. Вокруг ямы стоял весь в  черном  скорбный народ. А в маленьком изящном  гробике покоился  питбуль  со сложенными  лапками,  в которые всунута была свеча. Кроме ямы, приготовлены были ограда и крест.
     - Прочитаешь отходную молитву и похоронишь! - сказал  хозяин Костеву. - И проще-ния попросишь напоследок.
     - У кого?
     - У него.
     - Ясно...
Нет, Костев не считал,  что  хозяин не прав. Он понимал его,  как  жлоб жлоба. Ты за-шиб мою собаку и виноват, а знал ты или нет, что она моя, - меня это не касается! Это Костев понимал! И он не  был сильно верующим.  Он об этом как-то вообще  не думал, хотя сына своего - крестил. И крест носил не грузно-золотой, на цепи, на пузе поверх одежды, а обычный, нательный,  который ему мама  дала со всякими словами, - их Ко-стев стеснялся вспоминать.
Но читать отходную над псом и хоронить его не захотел. Он медленно снял с себя хла-миду, положил поверх книгу.
     - Подумай! - сказал хозяин.
     - А  пошeл  бы ты! -  равнодушно ответил  ему Костев. И это  слышали  и видели все».
Какова психология жлобовская?  Не всё так просто под луной, как кажется……
«Но - не будем обольщаться. Жлоб в  первую очередь собственник.  Поэтому для  Косте-ва  его  честь  и  гордость были  понятиями  не  нравственными,  а материальными: МОЯ честь, МОЯ гордость. А  СВОЕГО  у себя ни один жлоб отнять не позволит - даже ценой собственной жизни. 
Известен в наших местах  случай, когда в зоопарке дочка жлоба сорвала с папы дорогие часы и бросила  в клетку африканского  льва. Жлоб одним ударом кулака сшиб замок с клетки,  вошел – и был  за минуту растерзан львом. Не потому, что лев осерчал на такую наглость, нет, он тоже по-жлобски рассуждал: ХОЧЕТСЯ съесть, НАДО съесть – и съел.  А  хорошо  это или плохо - дикая  природа таких дурацких  вопросов не знает...».

Да, дикая природа «свободного рынка» таких дурацких вопросов не задаёт. Думается мне, что эта ремарка очень точно описывает основные качества жлоба. Он всегда имеет СВОЕ – вот в чем все дело. И это свое – его дом и его крепость и оборонять эту крепость он бу-дет даже в безнадежной ситуации, против более хитрого противника за счет своей перво-бытной полудикой осторожности.
Характерный анекдот про «свое» у настоящего жлоба-хохла: «Грыць, у тебе спид  е ?» -Озадаченный Грыць чешет затылок.- «Е трохи, да тильки для сэбе!»
В том вся суть жлоба. Точнее российского народного юмора нет оружия на свете.
 

Жлоб далеко не лох и не вахлак
Лох. Он же - Лопух (простореч.). Он же - Лапоть, Лапотник  (устар.)…. Приметы:   во-лосы   реденькие,  глазки   серенькие,   а  взгляд  вообще голубенький.  Возможны  исклю-чения, но    чернокудрявых  и черноглазых Лохов практически не бывает.
Характерные   признаки:  простодушие,  доверчивость,  плохое  понимание реальностей жизни при одновременной самообманной хитроумности. Подобные  качества жлобу не присущи кроме повышенного мнения о своей хитроумности. Водится  лохи повсеместно, что облегчает облапошивание  тем, для кого  существование лохов так же жизненно необ-ходимо, как для китов - планктон. Ибо настоящий лох даже и будучи облапошенным не хочет признавать, что он - лох. На том и стоит. На том будет стоять и жлоб. Поэтому жлоб только частично лох  Жлоб, в сущности, и частный случай Вахлака. Но среди Вахлаков попадается,  немало  людей добродушных,  несмотря на грубость свою, неуклюжесть  и  неотесанность.  Среди  них  даже  есть  люди,  радеющие   об общественном благе! Среди жлобов при всей сходной грубости, неуклюжести и неотесанности таких  людей нет.
В плане конкурентном жлоб превосходит две другие категории. В доказательство четыре коротких анекдота: три про жлобов-евреев и один, про русского жлоба.

Из Израиля приходит письмо родственникам в бывшем СССР: Здравствуйте мои доро-гие! наконец-то я на земле обетованной. Так мне и надо!
В еврейскую семью приходит телеграмма: « Волнуйтесь. Подробности письмом».
Рабинович, за вами три рубля! Рабинович оборачивается: Где?
Кладбище. На надгробной плите эпитафия: "Ну что, жлобы из профсоюза? Теперь вы поверили, что я болен?"
Ну, а про то, что жлоб в какой-то степени и лох, другой анекдот.
Новый русский с подругой на крутой тачке возвращается с загородной прогулки. Заезжа-ет в Богом забытую деревушку - купить кока-колы.
Машину сразу окружают бедные и обозленные  аборигены.
"Паразиты!! Буржуи проклятые!
Жрете .. А мы все по карточкам покупаем!!!"
Новый русский открывает портмоне, достает "VISA GOLD" и обескуражено
говорит: "Да и мы, блин, тоже..."
 
Жлоб – не аристократ, а воинствующий мещанин   
Разница между ними лежит в мире вкуса.  Жлоб предпочитает простое, сноб-аристократ предпочитает сложное, высокое и тонкое. Жлоб любит есть то, что есть. Сноб любит есть лишь то, что любит. Жлоб это тот же сноб, но наоборот. Их вкусы никогда не совпадают, их предпочтения по ту сторону друг друга. Именно поэтому они так легко переходят и превращаются друг в друга, с обратным знаком  Полноценная позиция в мире вкуса есть позиция непредпочтения и распробования всего богатства мировой культуры. Генри Миллер может быть воспринят вместе с Прустом, Барков вместе с Пастернаком, Шнитке услышан вместе с АББА, соленый огурчик съеден с французским вином, порнофильм просмотрен на одном сеансе с фильмами Чаплина.  Жлоб этого не оценит, сноб просто задохнется.
Позиция жлоба естественна. Он предпочитает грубое и простое, поскольку это проще и не требует больших усилий и чувственного ума. Позиция сноба притворна. Сноб воспитал и развил свой вкус. Он стал тонким ценителем, он предпочел тонкое и сложное грубому и простому, и нашел удовольствие, чтобы смотреть на жлоба свысока, что впрочем самому жлобу невдомек. Он выше таких тонкостей.
Для разрядки тройка медицинских анекдотов со снобистским уклоном про жлобов и жло-бих (в наш эмансипированный век бывает все что угодно).
Почему тебя комиссовали?
- Болезнь.
- Какая?
- Не знаю, но всю дивизию от меня тошнило.
Гинеколог спрашивает молодую женщину:
- Какой у вашего мужа резус?
Она краснеет
- Не знаю. Наверное, сантиметров 15.
Идет экзамен по анатомии в медицинском вузе:
Студентка  отвечает по строению скелета:
Это череп, это позвоночник, это очевидно ребра, вот здесь была печень, а тут легкие, а вот тут был половой член.
Не был, а бывал, поправляет преподаватель, это женский скелет.

 
И самый сложный вопрос жлоб – интеллигент?
Не торопитесь отвечать на него сразу отрицательно. Давайте посмотрим сначала кто такой этот интеллигент (или интеллектуал). В своем начале российский  Интеллигент  был почти адекватен Гражданину.  Это был человек общественного долга, образованный,  несущий свои знания и умения в народ: адвокат-демократ, литератор-либерал, сельская учительница,  земский врач и т.п. Но были  ведь  и так  называемые  чеховские  интеллигенты: ноющие, вялые,  вечно  безнадежно  и  уныло влюбленные  и скептически относящиеся  к общественному  благу. Историческая  роль и  тех, и  других была неблаговидна: если первые  устроили Октябрьский переворот, то  вторые  спокойно  по-зволили  это сделать.
После революции Интеллигент надолго попал под государственное сомнение. Сперва, в эпоху учения о бесклассовом обществе, он слишком выделялся своими, явно  классовыми  признаками  и  замашками.  А потом,  когда признали,  что  и  при социализме  классы есть,  он  оказался  неполноценной прослойкой между рабочим классом и крестьянством. Тогда  вопросом, что есть Интеллигент, никто не  задавался. Его просто или перевоспитывали,  или  уничтожали.  Или  чередовали  первое со  вторым: сначала перевоспитывали, а потом уж уничтожали. Но  потом  ядерную  советскую  бомбу  создали,  потом советская  ракета взлетела,  потом  "Ивана Денисовича" напечатали – и   стали  с  тех  пор  с  вынужденным  уважением  говорить: "наша советская интеллигенция". И  она,  интеллигенция,  в   самом  деле  опять   оформилась  и   почти заблагоденствовала - как сословие.  А  вот  с вопросом,  кто  есть  истинный Интеллигент, началась чехарда, какой никогда не бывало.
Очень популярным стало мнение, что, дескать, образованием  неча в глаза тыкать, быть можно  дельным человеком от  сохи, от трактора, от  вагранки, и при  этом  -  Интеллигентом.  Но и другое мнение было: нет, мол, мы  так запутаемся, давайте все-таки считать Интеллигентом  представителя интеллигенции  как сословия (в  анкетах отдела  кадров  это  соответствовало  слову   "служащий").  Однако  не  простого представителя, а того, кто,  кроме  основной  работы  тенором-солистом  в  оперном   театре,  ведет бесплатно кружок хорового  пения, или добровольно  едет  в  глухой сибирский поселок  - единственным врачом на  тысячу окрестных верст,  то  есть опять  возникла  тема бескорыстного  служения людям.
    
Истина, очевидно, в том, что Настоящий Российский Интеллигент  -  образ собиратель-ный. В который уже раз приходится вспомнить гениально  подмеченную Гоголем ситуа-цию, в которой  оказалась Агафья Тихоновна из  его  "Женитьбы", если  б нос от того, уши от другого,  осанку от  третьего - вот и  идеальный жених! Образованность от одного,  бескорыстие от другого, духовную жизнь  от третьего - вот и получится идеальный Интеллигент.

Из этого следует, основное отличие русского интеллигента в большой степени духовно-сти. Без нее он превращается в обычного интеллектуала или высокого профессионала, как вам угодно. А надо вам сказать, что русская интеллигенция за последние 100 лет деградировала в русско-еарейскую интеллигенцию (см. эссе «Евреи-кто они»), которую-то  и назвать интеллигенцией язык  не поворачивается. Все по простой формуле: интеллигент = интеллектуал + духовность, интеллектуал = интеллигент – духовность. Поэтому жлоб никогда не может стать интеллигентом, но вполне может быть интеллектуалом. Посмотрите сколько жлобовских настроений в нашей демократической прессе. Полностью продажная, она, тем не менее, защищает СВОЁ право на свою «четвертую власть» всеми дозволенными, а большей частью недозволенными способами. Большая часть репортеров откровенные жлобы и по большей части жлобы еврейской психологии. Видимо еще и поэтому русский жлоб так ненавидит своего еврейского собрата и является, по сути, единственной альтернативой окончательной евреизации русской интеллигенции.
Для несогласных с такой точкой зрения два сравнительных анекдота про женскую интел-лигентность еврейского  и российского типов.

Разговор двух евреек на коммунальной кухне: «Сагачка, если я разрешу тебе поджарить мою яичницу на твоем сале, то ты будешь мне обязана сварить свое мясо в моем буль-оне».

Слон сбежал из зоопарка и забрел на дачу к тете Саше. Подслеповатая престарелая учительница набирает телефон МЧС и говорит:
« У меня в огороде какое-то животное с большим толстым хвостом. Оно срывает им мою капусту и засовывает…»
« Куда засовывает?»- интересуется МЧС.
«Товарищи дорогие, скорее приезжайте, я не могу передавать по телефону такие мерзо-сти…»
 

Жлоб еще и  не…..
Энтузиаст – работать за зря или из-за простого удовольствия не будет, и он – не хариз-матическая личность, то есть человек, источающий из себя неизъяснимое обаяние, встре-чаются повсеместно, но не среди жлобов.
Так кто же он такой.
Давайте опять спросим у понравившемся нам А.Слаповского.

«Жлоб  почитает  пупом  земли  одного себя  -  и делает  это не только  открыто, как и довольно простодушный Вахлак,  но и нагло, с вызовом.
Жлоб  часто слаб умом  и силен телом - но это не закон. 
Жлобы встречаются и средь хилых интеллектуалов, и средь интеллектуальных здоровя-ков.
У жлоба  в  жизни две  задачи:  сделать свою жизнь хорошей, невзирая на средства до-стижения  этой  цели, а других людей научить, как нужно жить, в выборе средств то-же не стесняясь.

Быть на  самом верху он не  любит, потому что это опасно, а у  жлоба  - звериное чув-ство  опасности. Он любит быть -  рядом. Он любит действовать от имени  авторите-та другого  имени, понимая, что у него  самого имени никакого нет, да оно ему и без надобности: имя не сахар, с ним чаю не попьешь!
Он любит хапнуть из-под руки другого, из-под  мышки, из-за  плеча, - но действует  при  этом  напролом.  Грабя  ближнего,  он  не  заботится  искать аргументы, оправдываю-щие грабеж,  он говорит просто:  "Мне надо!" - и  очень удивляется, если кто-то этот аргумент считает недостаточным.
Жлоб любит  иметь друзей,  хотя  не верит в дружбу, полагая, что  любой продаст его в  любое время,  дали бы только подходящую цену. И часто продает первый, упреждая  дру-га  (и тем самым, как  ни парадоксально, спасая  его от греха предательства).
Жлоб абсолютно всех женщин считает бл...ми. Я терпеть не могу печатной  матерщи-ны, но это единственный случай когда обойтись  без  неe  невозможно, потому что упо-мянутое слово - самое  мягкое, которое жлоб может приложить к женщине.
Тем не менее, он женат. Жену он  не  считает тем, кем других женщин, не потому, что она и в самом деле лучше, а потому, что она - ЕГО жена. Будь она жена или дочь  чужая, она была бы, естественно, то же самое, что  и  все, но ЕГО жена такой быть не мо-жет, даже  если  такой  в  душе и является. Как  он разрешает в душе этот софизм - непонятно!
Искусство и культуру жлоб любит  - как  всякий нормальный человек (а он нормален  на   сто   процентов,  нормален  так,  как,   может,  ни  один  из представителей других ти-пов). Он  любит искусство за  то, что оно доставляет ему удовольствие. То же  искус-ство, которое ему удовольствия не приносит, он презирает открыто, при этом часто  даже  не от себя лично, а от лица народа.

Он  искренне полагает, что  это  просто-напросто перевод народных  денег.  И когда  ему в лапы каким-нибудь образом попадается  представитель  нелюбимого вида искус-ства, он высказывает  ему в глаза все свои тугие соображения. Если деятель искусства согласится, он его, может, и отпустит. Если начнет спорить - поучит. Потому что дураков учить надо.
Жлоб, кстати,  не  дурак,  российская  поговорка "дураков  нет!"  -  не образное  выраже-ние, а  буквальное. Нет  в России дураков,  вывелись за этот жестокий век. Придурков, полудурков, дурковатых и  т.п. - сколько  угодно, а дураков  в чистом виде, готовых на любое явление рот раззявить и себя самого прошляпить - нету!
Научили уму-разуму, спасибо хоть на этом!
И поэтому одно из свойств истинного российского жлоба-оригинала: полное осознание  себя жлобом».
Точнее трудно что-либо сказать. Более искреннее может быть только исповедь.
 

Откровение конкретного жлоба
(инкогнито, под матершинным псевдонимом, с сокращением некоторого числа орфогра-фических ошибок и  мата)
«Я – жлоб. Жлобом быть удобно и правильно. Я не знаю точного определения слова «Жлоб», но в это понятие я вкладываю своё видение. Возможно, многие не согласятся, но мне по ….., потому что у меня жлобское видение мира. У нас государства товарно - де-нежных отношений и поэтому я с самого детства убеждался, что жлоб всегда прав. Собственно это и есть одно из наиболее точных определений жлоба.
ЖЛОБ ВСЕГДА ПРАВ!» В этом тоже есть определённая истина, но дело не только в правоте. Жлобство, на мой взгляд, является качеством весьма позитивным. И всё, что будет сказано ниже, есть лишь моё мнение и нравоучением не является. Просто к сведе-нию.
Вообще, в последнее время я начал осознавать, что «подонок», это тот, кто в душе мечтает стать Жлобом, но осознаёт, что видимо ни … из этого не выйдет, потому что просто не хватает ощущения собственного внутреннего пафоса. Именно пафоса, потому что мне далеко не всегда по …, как я выгляжу в глазах окружающих. И на переговоры я никогда не приду в джинсах или в военных штанах. И буду чувствовать себя ….. как некомфортно, если буду ощущать некую некредитоспособность. И именно это главное. Деньги и ещё раз деньги. Кто скажет, что срал на финансовую со-стоятельность, тот конченый ….. Деньги нужны всем, потому что именно они олицетворяют свободу. Конечно, есть другая свобода, когда просто уходишь в себя, становишься БОМЖем и счастлив тем, что сегодня тепло и есть бычок, чтобы докурить его. И остатки пива на дне банки, брошенной в урну. Но явно не об этой свободе думают те, кто стучит по клаве и сидит в инете. Не об этой свободе думают те нытики, которые плачут, что невозможно найти работу, а сами ни … не делают, чтобы хоть как-то поправить своё материальное положение. Проще наверно сидеть у папы с мамой на шее, или постоянно занимать/перезанимать у друзей с мыслями «вот завтра пойду, и заработаю». Ни … не выйдет товарищи, потому что сами по себе только кошки родятся. И чтобы был результат, нужно вкалывать и работать.
И поэтому в обществе потребления вызывает уважение тот, кто работает и зараба-тывает. А ещё большее уважение вызывают те, кто при падении находит силы, и заново восстанавливает утраченное, понимая, что лучше опять начать с зарплаты в 200 бак-сов, но сейчас и понимая, что опять поднимешься и быстро, чем искать 5000 и плевать в потолок в ожидании звонка из крутой конторы, которая только и нуждается в твоих услугах. Дубль два: «Не выйдет ни ….товарищи!»
А как важна репутация! И не понаслышке многие из Вас знают, сколько уебланцев есть в том бизнесе, которым вы занимаетесь. И если такого человека уволят, к себе Вы его не возьмёте, потому что у него …. репутация. И за свою репутацию Вы также будете рвать жопу. Приятно осознавать себя «Белым воротничком» с хорошей репутацией. Да что там, клерком. Просто быть специалистом в той области, в которой работаешь, да хоть водителем автобуса, хоть уборщиком улиц. Если что-то делаешь, делай хорошо. Кто-то не согласен? Идите на …..
Собственно, возвращаясь к Жлобству в моём представлении. Я часто слышал, когда по-купал дорогую водку, фразы, типа «во, жлобство!, возьми лучше Гжелку, она не хуже».  Я не буду пить Гжелку, если есть Стандарт, или, в крайнем случае, Чёрный Кристалл. Потому что они, на мой взгляд, лучше. Или покупая хорошие сигары, или дорогой пар-фюм. Можно, конечно, пойти на рынок, и купить воду а ля Фаренгейт под названием Фа-радей, или ГугоБот, вместо Хьюго Босса. И цена не 30 баксов, а 50 рублей. Но на … это надо? Та же ситуация, когда просто лень ехать в метро, хотя будет явно быстрее. Проще выйти на дорогу и просто поймать такси. Или просто позвонить в службу такси и вызвать по телефону тачку. Да! Просто ломает ехать на метро. Если не ломает, по-еду на метро, мне по ….. В любом случае у меня есть в кармане книга и в ушах музыка. И машину я себе сейчас не куплю. Потому что мне она на …. не нужна. Мне так удобней. Захочу – куплю.
И ничто мне не мешает иногда пойти в обычный кабак, или побухать портвейн на улице. Потому что мне так хочется, и я не буду задумываться над тем, сколько балабосов на это потрачу. Я живу один раз, и если я нахожусь в районе Знаменки, я всегда зайду в Рози О’Грэдис, чтобы выпить Гинес, потому что это хорошее пиво, и пить Золотую Бочку, там где есть Гинес, это мудачество. Если нет альтернативы, буду пить Бочку или Клинское. Я пью пиво для удовольствия, а не для ужора, и поэтому вопрос «нажраца по-дешевле» никогда не стоял. Не мне вам рассказывать, как можно нажраца дешёвым коктейлем пиво/водка.
Есть обычное желание повы…… для своего внутреннего «Я». И я глубоко уважаю тех людей, которые сами себе создали возможности жить для себя за свой счёт. Мне всегда приятно угостить товарища Гинесом или хорошей водкой. Но это будет вопрос именно «угостить», потому что мне это просто приятно. Но я не перевариваю тех людей, ко-торые уходят из кабака, кидают на стол бумажку 100 рублей, типа расплатились, и съё….. с чувством «как хорошо, что почти на халяву пожрал». Потому что когда прино-сят счёт и ты видишь что оставленные на столе суммы как-то не соответствуют то-му, на сколько наели, возникает обычное чувство неприязни, потому что сделано это бы-ло с некой сцыкливостью.  Не перевариваю вечных халявщиков, бухающих за чужой счёт. Хотя, если речь идёт о корпоративной халяве, я всегда в первых рядах, потому что это святое. Грех не пойти на тусу к клиенту и халявно побухать. Но это другая халява. От-носительная.
Я не понимаю людей, осуждающих жлобство, потому что это обычное лицемерие и чув-ство зависти. Зависть к тому, что «Он смог, а я не могу». Главное жизненное кредо жлоба выражается в короткой фразе: «Я не лузер, поэтому все идут на ….». Я знаю, что я не лузер, и если мне что-то будет нужно в жизни, то у меня обязательно это бу-дет. Всё просто – я жлобствую.
P.s. Перечитал, и вспомнилось, что Сфинкс, кажется, когда-то писал что-то похожее. Но по ….. Идеи никогда не мешает освежить.
Е.А. (c)»
Ну, как вам? Отбрасывая в сторону характерное полудебильное словотворчество, мы находим в этих откровениях точно такие же постулаты в характеристике жлоба, которые подсмотрели со стороны.
1. Великая уверенность, что жлоб пуп Земли, даже Сфинкс про то знает, но молчит.
2. Жлоб всегда прав и этим горд, не понимая, что всегда и во всем быть правым мо-жет только полный дебил  или святой (см. эссе «схема Российского интеллекта»).
3. Львиная доля откровений, как и следовало ожидать, относится к высшей жлобов-ской категории, что он пьет и ест. Все по лозунгу: жить – чтобы вкусно поесть. Обоснование – по вечной формуле товар – деньги – товар.
4. Полное неприятия творчества, как процесса получения удовольствия человеком. О том, что творчество вообще присуще человечеству, он не догадывается.
5. Вызывает некоторое удивление некоторый уклон в сторону «мании величия». Его заботит, как он выглядит (не внутренне), а в каких штанах…Я как-то думал, что на это настоящему жлобу наплевать. Ведь даже интеллигент высокого порядка иногда пренебрегает модой.
6. В основном живет за свой счет, но любит чужую халяву и ненавидит друзей-халявщиков за его счет. Первая халява не просто хорошая, а святая (относительная) поскольку может быть отнесена на чужой счет, вторая – отвратительная по своей низменности, поскольку не может быть на сей счет отнесена.
 
Итак, жлобы – кто они ?
Суммируя все выше сказанное, попытаемся обрисовать имидж российского жлоба.  Жлоб - это не каждый российский мужчина, который матерится, называет женщину "бабой" и обижает слабого. Жлоб - это тот, кто все это делает осознанно, по убеждению и смакуя, следовательно, он идейный хам. Упертость в своей правоте – пожалуй, основное качество жлоба. Но, кроме того, он раб зависти и жертва собственной бесталанности. Именно по-этому (при отсутствии обратной связи о своем имидже) жлоб очень гордится собой.  Обычно жлоб враг инакомыслия, даже, если он почти интеллигент. Он дружно не воспринимает мыслей, которых не понимает, чем публично гордится (гордиться не тем, что не воспринимает, а именно тем, что не понимает). В этом плане характерно дружное непонимание предвыборных ходов Путина его жлобовскими оппонентами, начиная от коммунистов до японо-еврейской жлобихи Хакамады. Они полностью уверены, что публично выраженное  (перед телекамерами) непонимание очевидных вещей  и есть аргументация, сшибающая с ног любого политического конкурента.
Жлоб – не плохой работник, но относительно ленив и падок до чужого
Жлоб - это социальный тип характерный для любой национальности, но, пожалуй,  среди евреев их относительно больше, особенно среди бюрократов.
Некоторые приметы жлоба, взятые из Интернета:
Семечки в местах, где он сидит или ходит.
Распитие  Клинского  Толстяка и чего угодно другого  в метро, такси, или походя на улице
Особая культура речи, вернее, ее отсутствие.

Особая манера загибать пальцы и дрыгать своими конечностями на дискотеках.

Кроме того, они любят, по собственному признанию, скручивать туалетную бумагу с об-щественных туалетов, большая экономия денег!  (Не подумайте, что это от нищеты, это такое состояние души, очень гордое!)

Или варить  самогон из сахарных пакетиков, украденных в  Макдоналдсе! ( И попробуй сказать, что ты придумал что-то еще лучше!) 
И все другое, но все в этом же роде.
Кроме того, жлоб любит рассказывать жлобовские анекдоты про себя:
Доктор осматривает больного, и приговаривает уверенным, бодрым тоном:
- Так, хорошо, очень хорошо!
Больной, которому худо, морщась, спрашивает: - Что хорошего, а?
- Хорошо, что у МЕHЯ этого нет!
Скажите честно, доктор, эти ваши лечебные травы приносят хоть какую-нибудь поль-зу?
- А как же! Недавно  купил сыну дачу, а дочке дом достраиваю...
Одесский жлоб появляется в порту, подходит к пришвартованному пароходу и, задрав голову, кричит:
- Эй, капитан, тебе помощник нужен?
Капитан отрицательно мотает головой.
- Может, тебе боцман нужен?
Капитан отрицательно мотает головой.
- А рабочий палубы нужен?
Капитан отрицательно мотает головой.
- Твое счастье, падла, я б тебе наработал!
- Сара, вчера мне хотели дать по морде!
-Откуда ты знаешь?
-Да потому, что дали.
-Так при чем же тут - хотели?
-Так если б не хотели, разве дали бы?
-Ребе, муж хочет со мной развестись!
-Почему?
-Говорит, что не может с такой уродиной жить.
Раввин берет толстую книгу, долго листает ее, наконец, поднимает голову, смотрит на женщину и говорит:
-Твой муж прав.
Однако все это мелкотравчатый юмор.
Ну, а хотите посмотреть, на что способны настоящие малороссийские жлобы (снимок из коллекции М. С. Паниковского справа).
Не подумайте, что это симпатичный общественный одесский туалет. Этот величественный монумент в честь незалежности Украины соорудили они. Как в песне «Выходили из избы здоровенные жлобы, порубили те дубы...»
Корни у векового дуба отрубили, ветви тоже, обрубок воздвигли на постамент — символ независимости Украины получился. С точки зрения жлоба-хохла это тонкий намек на «толстые обстоятельства», во что превратила Россия некогда цветущее таинственное государство. Надеюсь поднапрягшись, украинские жлобы назовут хотя бы имя этой территории до 1654 года, проституировавшей между Крымом, Турцией и Речью Посполитой. Потому что Украиной ее обозвали великороссы, у края государства которого оно потом, на свое счастье, оказалось.
У жлобов с арифметикой по большому счету туго, а с тонкими намеками просто кошмар. Этот дуб ставший частью «дубового монумента», — всегда был составляющей обширной одесской мифологии. Экскурсоводы с придыханием сообщали туристам, что оный дуб видел сам Пушкин, восхитился им и вдохновился на знаменитое: «У лукоморья дуб зеле-ный». Нормальный украинский интеллигент посчитал по годовым кольцам обрубка, что в год незаслуженной смерти дубу  было  не более 169 лет. Ненавистный москаль Александр Сергеевич Пушкин жил в Одессе 178 лет назад, а написал великолепную сказку про Руслана и Людмилу 173 года назад. Выходит, деревце посадили в честь великой сказочной поэмы через три-четыре года, чтоб сказку сделать былью и в пыльной сухой одесской степи создать дубравное лукоморье. Так нет же: «Геть з вытцеля!» и великий русский язык и дуб зеленый. И стоит обрубок без корней и побегов как вековой жлобовской символ недоделанного государства и примитивной тупиковой славянской культуры у края России.
Однако не будем заканчивать опус на печальной ноте. Ну, нет в интернациональном жло-бе российской духовности. Но он работоспособен. Бодр и свеж. И я еще не встречал ни-щего жлоба. А вот нищенствующих интеллигентов хоть пруд пруди. Главное он сообра-жает, как заработать себе на жизнь, что в современной России совсем не мало важно. Ну, не полетит он на Марс и не откроет новых фундаментальных теорий, но продавать пам-персы умеет  и сможет даже наладить их производство из местных материалов. Кому от того плохо? Нашему обществу существенно не хватает самостоятельности, и если хотите, нагловатой упертости в своей избранности (я такой-сякой и горд этим). За почти столетие пренебрежения к личности в России, когда не существовало незаменимых людей и даже самых гениальных можно было запросто превратить в прах, наконец, появляется незаме-нимая в собственных глазах личность. Конечно, не очень хорошо, что эта личность – жлоб. Более того, это быстро растущая социальная группа. Да, этот рост объясняется ка-питализацией нашего общества. Поскольку при «социализме» как ни странно (при отсут-ствии материальных стимулов в работе) шло массовое воспроизводство творчески мыс-лящих людей (энтузиастов, изобретателей и пр.) готовых трудиться ради интереса. Жлоб будет работать только ради прибыли. С этим, видимо, надо временно примериться.
Радетели  великорусской духовности забывают, что гармонично идеальное развитие об-щества в принципе невозможно. Экономические стимулы всегда были определяющими и первенствующими, поскольку дух все же должен держаться в каком-то теле, а не наобо-рот. И прежде чем возвести храм духа,  человек должен вообще дорасти до технического уровня его возведения и хотя бы заготовить кирпичи. Поэтому жлоб в широком понима-нии это материально движущая сила любого общества с частной формой собственности. И настоящая разница между жлобом и интеллигентом определяется на  уровне интеллек-та. Все драгоценные перлы у  интеллигента в голове, у жлоба в руках.
И еще одно соображение в пользу жлоба. При всей своей духовной несовместимости с русским общинным духом новоявленный имидж жлоба несет с собой и одно положитель-ное, с моей точки зрения качество,: «чрезмерное (ни в какие рамки не вписывающееся) чувство превосходства над согражданами». Оно в принципе чуждо русскому человеку, всегда отличавшемуся генетической скромностью в поведении и в требованиях к жизни, и малой склонности к хвастовству. Ну, спросите у любого (даже заведомо процветающего) русского бизнесмена, как у него идут дела. Ответ  в лучшем случае будет: «Нормально»,- а чаще «Так себе». А еще лучше вспомните Зощенское описание пациентов в клинике, с рвением и гордостью доказывающих друг другу, что у каждого из них болезнь по  страшнее будет.
В некоторый резонанс - «жлобовская» реакция крутого американца, который с «М-16» в руках готов нести  «демократию» всему миру, но, как кот  «Матроскин»,  обязательно в свою пользу. 
Вот вам типичная (моя любимая) картинка из любого американского  боевика. Из канали-зационной трубы вылезает весь в фекалиях, поцарапанный и избитый до синяков гражда-нин Соединенных штатов Америки и первый вопрос, который задает ему невредимый и здоровый гражданин тех же штатов: «Ты в порядке»? На что обычно следует вымученная улыбка во весь рот. Ну, что разве здоровяк не видит, что его товарищ еле дышит. Тем не менее, следует предложение: «Ну, побежали»!
Даже русский жлоб бросился бы перевязывать, за неимением перевязочных средств, про-сто  посочувствовал бы и, также сочувственно, потащил бедолагу на своей спине .
Поймите меня правильно, я не призываю пренебрегать страданиями ближнего, но нельзя и, наоборот, выпячивать собственные невзгоды и недостатки в качестве заслуг или божьего наказания, которое делает нам честь. Никакой чести оно нам не делает, но снижает устойчивость нации и ее конкурентоспособность в открытом мировом сообществе. Поэтому, думается, небольшая толика новых жлобовских геномов в российской популяции нам не помешает, главное не переборщить, все хорошо в меру.
 

Отсюда общий вывод относительно понятия ЖЛОБ.
Поскольку он сеть и видимо будет всегда, не надо с  ним бороться, как с ветряными мель-ницами. Можно его не уважать, тем более есть за что. Ну, хотя бы за то, что он обычно грубиян и хам. С появлением личного оружия в России, надеюсь, перевоспитать жлоба можно будет посмертно при помощи дуэли. А пока его можно даже при желании ненави-деть, но презирать, как некоторые снобы и подлинные интеллигенты, это все равно, что презирать лягушек или тараканов. От этого они не исчезнут.
Поэтому ругайтесь этим словом себе на здоровье, но лично для меня оно является просто определением. И заранее прошу жлобов  не обижаться, если кого-то из них я так назову. Ведь не обидится на меня любой португалец или индус, если я их назову португальцем и индусом. Главное не перепутать. И уж теперь я жлоба ни с кем не спутаю, надеюсь….
 
Р.S
Во всяком случае, напоследок, хочу уточнить толковые словари своим самобытным «тол-кованием»:
ЖЛОБ -  не такое уж ругательское слово и его  употребление в литературном языке желательно и даже необходимо.
И начинать надо с компьютерных программ, совсем заколебавшими меня настырными указаниями про то, что жлоб – вероятно, бранное слово. Его употребление в литератур-ном языке нежелательно.
 

Июль 2005 года.



    
    




 

.