Игрушки октябрят

Наталья Катаева-Вергес
       Проработала я в начальных классах 6 лет, сделала 2 выпуска. И вот однажды попала мне в руки книга Амонашвили «Здравствуйте, дети!». Начала её читать и вдруг прозрела. Уж очень строго обращаюсь я со своими учениками! Это ведь маленькие дети, которым нужна сказка, игра!
       Решила я читать своим новым ученикам на классных часах книгу Гангус-Васильевой «Азбука вежливости». Вижу по лицам ребят, что книга им нравится, а особенно полюбились им шаловливые и непослушные  герои – гномы.
       Тут как раз в магазинах появились в продаже игрушки – маленькие гномы. И стали мои первоклассники приносить их каждый день в школу. Ставят игрушки на парту, а во время уроков, когда пишут или читают, посматривают на них. Видимо, интереснее им учиться с ними.
       Однажды привела я своих учеников в столовую, сели они за столы, и вдруг вижу, как Маша своего гнома в тарелку с кашей положила и грозит ему пальцем:
       - Куда ты с грязными руками! Надо сначала их помыть!
       «Вот и отлично, - подумала я, - теперь сама руки не забудет вымыть, и одноклассники - тоже!»...
       Захожу как-то после звонка в класс, а на моём учительском столе все гномы стоят. Ребята их так аккуратно поставили, чтобы и мне осталось место для работы.
       - Что это такое? – удивилась я.
       - Пусть они у Вас весь урок стоят, смотрят на нас и учатся, как надо себя правильно вести.
       Надо же, кто-то додумался до этого!..
       Сидят, работают, дисциплина идеальная!..
       Вот так, через игру мы и учились! Только об одном мы условились с ребятами: если завуч или директор в класс придут, то гномиков нужно будет убрать в портфель, спрятать!
       «Почему?» - удивитесь вы. Да потому что время тогда было такое. Приведу один пример.
       Пришёл однажды в класс директор и спросил:
       - Ребята, все вы – октябрята, поэтому я знаю, что вы - честные ребята. А ну-ка, скажите мне, кто из вас был в церкви?
       Застыла я в недоумении от такого вопроса. Подумала: «Наверное, какая-то очередная антирелигиозная кампания идёт».
       И вдруг поднимают руки двое учеников.
       - Встань, - сказал директор Саше. – Что ты делал в церкви?
       - Мы с мальчишками в войну там играли, - ответил мальчик, трясясь от страха.
       - А где была эта церковь? У нас в городе? – строго спросил директор.
       - Нет, в деревне у бабушки, - ответил Саша и заплакал.
       - Садись! - сказал директор.
       В классе стояла тишина.
       - А ты как попала в церковь? – спросил он у Лены.
       - А меня бабушка крестила, - дрожащим голосом ответила девочка.
       - А ведь вы все - октябрята! Никогда больше не ходите в церковь! Вы поняли меня? – строго сказал директор и удалился из класса…
       А что могли подумать завуч или директор, если бы у октябрят, внучат Ильича, увидели на партах гномов? Не советские герои какие-то!