Submarine

Гончар Виктор
Юг. Берег моря. Трое. Мужчина, Женщина и Друг. Все они счастливы.
Смеющаяся, молодая Женщина бежит вдоль кромки воды. За ней гонится молодой Мужчина. Женщина с визгом уворачивается от его объятий.
Друг, сидя на песке, целится в них фотоаппаратом.
Мужчина промахивается в очередной раз и с хохотом падает, с головой зарываясь в волны. В этот момент Друг нажимает кнопку Полароида.
Смеющаяся Женщина продолжает бежать вдоль кромки воды.
Женщина оглядывается. На поверхности никого нет. Улыбка сползает с её лица. Она неуверенно зовет Мужчину. Мужчина не показывается из под воды.
Друг, откладывает фотоаппарат в сторону. Всматривается в волны.
Фотография выползает из Полароида прямо на песок.
Женщина, растерянно оглядывается на  Друга.
Друг, прямо в одежде, с разбегу,  бросается в воду. 
Женщина остается одна. Она мечется среди волн, кричит.
Через какое-то время, метрах в десяти, выныривает Друг. Хватает воздух широко раскрытым ртом и, даже не взглянув в сторону Женщины, снова ныряет.
Женщина зашла в воду уже почти по пояс. Она, не замечая этого, все дальше и дальше заходит в море. Неожиданно, прямо перед ней, в туче брызг, выныривает Мужчина. Хохочет. Он чрезвычайно доволен своей шуткой. Женщина плачет.
Выныривает Друг.
У Женщины истерика.
Мужчина растерян, пытается её успокоить. Друг, проходя мимо них бросает на Мужчину неодобрительный взгляд. Мужчина неуверенно улыбается, ищет у друга поддержки.
Друг:
- Дурак.

Фотография, медленно проявляется на солнце.
Стоп-кадр: Море, смеющаяся женщина, в туче брызг, бежит вдоль кромки воды.
Фотография покрывается трещинами и становится похожа на картинку пазла.
Мужские руки перемешивают фрагменты пазла словно костяшки домино.

Подводные лодки у пирса. Марширует строй моряков.

Квартира офицера-подводника.
Посреди комнаты, на полу уже почти собранные чемоданы. Женщина перебирает свои вещи. Говорит механически, как давно заученный монолог.
Она уезжает в город. Она устала от ожиданий, она ненавидит море, ей необходим отдых. Она устала от этой квартиры, она устала постоянно ждать.
Женщина выходит в коридор.
Мужчина, совершенно потерянный, сидит на стуле.
Он просит её подождать. Всего неделя-две, и все разрешиться. Он уже написал рапорт. Он уволится и они уедут вместе в Большой Город…
Слышно как в коридоре плачет Женщина.
Мужчина продолжает. Он уже все придумал, у него есть друзья в Большом Городе. Он устроится в пароходстве... лоцманом… или штурманом.

Мужчина замолкает. Он один в опустевшей комнате. Прислушивается. Чуть помедлив, он встает, делает шаги в сторону коридора. Тут раздается телефонный звонок. Мужчина останавливается. Секунду медлит. Затем берет трубку.
Офицер получает приказ срочно прибыть на базу. Предстоит плановая транспортировка списанной дизельной подводной лодки на кладбище кораблей. Срочно требуется заменить заболевшего офицера и возглавить швартовую команду.

Фотография: Море, смеющаяся женщина, в туче брызг, бежит вдоль кромки воды.

Захлопывается дверь. Женская рука поворачивает маленький ключ в желтом замке. С небольшой задержкой опускает ключ в карман.

Пирс. Палуба подводной лодки.
Короткая шеренга матросов. Мичман проверяет индивидуальные средства спасения. Проводит инструктаж швартовой команды. Лейтенант нетерпеливо поглядывает на часы. Наконец, по трапу быстро поднимается Офицер. Звучат команды. Офицер здоровается. На ходу отдает приказ лейтенанту принять командование и ныряет в глубину лодки. Лейтенант переглядывается с мичманом.
Натягиваются тросы. Взрёвывает буксир. Начинается буксировка лодки.

На маленьком привокзальной площади, на скамейке, сидит Женщина. Её руки сложены на коленях. 
Из проулка, на площадь выходит военный патруль. Сухопутный лейтенант и двое матросов. Лейтенант замедляет шаг. Заинтересованно-оценивающе смотрит на Женщину. 
Женщина замечает это и устало отворачивается.
Лейтенант приостанавливается, достает сигарету. Не отрывая от Женщины взгляда, прикуривает. Молодые матросы понимающе улыбаются. Откровенно разглядывают её.
Женщина встает и быстро заходит в здание авиакасс.

По полированной поверхности стола рассыпаются фрагменты пазла.

Штаб спасательной операции.

Совсем молоденький лейтенант, ломающимся от волнения голосом, докладывает собравшимся в кабинете старшим офицерам.
Подводная лодка буксировалась к месту назначения в надводном положении. Неожиданно один из буксировочных тросов оборвался. Лодку развернуло и ударило о бетонные заграждения. Лодка получила пробоину. Она накренилась и через открытые палубные люки в лодку начала поступать забортная вода. Во время удара трое матросов швартовой команды были смыты с палубы. Позже их подобрали спасатели с буксира. Двое, лейтенант и мичман - погибли во время столкновения. Одного разрезало пополам лопнувшим тросом, а второй от удара потерял сознание и утонул. Тело его ещё не нашли. Те же члены экипажа, которые находились внутри лодки, не успели задраить палубные люки, но смогли загерметизироваться в незатопленном отсеке. Лодка затонула на небольшой глубине, но легла на бок. Очень неудобно. В данный момент ведется подготовка мероприятий по спасению экипажа.

Руки начинают складывать фрагменты пазла.

Штаб спасательной операции.
По последним данным - На борту осталось всего несколько человек. Трое матросов и мичман находятся в боевом отсеке. Офицер, в смежном с ними жилом отсеке. У моряков в боевом отсеке, чудом оказались индивидуальные средства спасения. У офицера их нет. Лодка была подготовлена к утилизации и полностью разукомплектована. Анализ ситуации показывает, что даже при самом благоприятном стечении обстоятельств спасатели не успеют добраться до жилого отсека быстрее, чем за сутки. Это гораздо больше того времени на которое может хватить воздуха офицеру.

Женщина в самолете. Самолет, накренившись, поднимается все выше, над сопками. За иллюминатором, далеко внизу, видна бухта и корабли спасателей.

В боевом отсеке. Молодые испуганные лица. Запертые в своих отсеках поддерживают связь между собой и штабом спасательной операции. Слышно, как через задраенную переборку офицер старается успокоить молодых ребят.

На берегу сослуживцы сообщают родственникам погибших о случившемся. Виноватые взгляды. Тревожные лица. Офицеры стучат в очередную дверь. Никто не отзывается. Желтый замок.

Женщина выходит из Метро в Большом Городе.

Руки складывают фрагменты пазла.

Спасатели пытаются поддержать офицера, но всем очевидно, что помощь придет слишком поздно.

Город. Женщина идет по красивой набережной. Красивые корабли. Много моряков в парадной форме, много целующихся пар.

Офицер пишет Прощальное письмо.

... улыбнись мне, пожалуйста. Я почувствую твою улыбку и сохраню её... А в те моменты, когда тебе станет совсем грустно - я, буду тебе её возвращать, по чуть-чуть... у меня на небе будет хорошая занятие... только ты пожалуйста не скупись - улыбайся почаще... Ну хотя-бы ради меня...

Перед ним та самая фотография из полароида – смеющаяся женщина, в тучах брызг, бежит вдоль кромки воды.

Женщина за столиком в небольшом кафе. В руках ключ от квартиры. По лицу пробегают блики от ключа. С соседнего столика за ней наблюдает Пожилой Господин. Перед ним на столе разобранный пазл. Руки господина ставят на место еще один фрагмент.

Спасательная операция в полном разгаре. Все работают с полной отдачей. Даже появляется надежда на сокращение сроков операции.
Спасатели пробираются к боевому отсеку. Пляшущий свет фонарей на стенах лодки.

Фотография: смеющаяся женщина бежит вдоль кромки воды. Офицер заканчивает письмо.

Еще один фрагмент пазла садится на место. Внимательные глаза пожилого господина. Женщина словно окаменела. Время в кафе остановилось. Напротив, за окном, словно сорвавшись с тормозов, с огромной скоростью живет Большой Город. Движение машин, людей, всё ускоряется постепенно превращаясь в бурую смазку.

Спасатели уже в боевом отсеке. Все матросы живы. Есть надежда на благополучный исход всей операции.

Фото: смеющаяся женщина бежит вдоль кромки воды. Офицер переворачивает фотографию, медленно рвет письмо. Из соседнего отсека слышны голоса спасателей.
Дышать невозможно. Сознание меркнет. Ключ лежит на бумаге. Он всё рвёт и рвёт письмо на всё более мелкие клочки.

В кафе. Официантка включает телевизор. Новости. Женщина словно очнулась, медленно поворачивает голову в сторону телевизора. Роняет ключ. Официантка провожает безучастным взглядом его полет. Ключ медленно и беззвучно подпрыгивает на кафельном полу. Словно от его удара, Большой Город замедляет свой бег. Время приходит в себя. Машины, прохожие.
В новостях очередное сообщение о затонувшей подводной лодке. Фамилии мужа, в списке находящихся людей на борту, нет.
Внимательные глаза пожилого Господина.

Спасатели проникают в жилой отсек. Вода по колено. Пусто. Офицера в отсеке нет.

Доклад наверх. Требование все перепроверить. Растерянность. Вопросы к выжившим матросам. Все спасенные в один голос доказывают, что непрерывно общались с офицером и что тот их постоянно поддерживал.

В жилом отсеке один из спасателей неуклюже задевает бумаги офицера. Планирует фотография. Как опавший лист на воду. Мелкие обрывки письма, белым облаком разлетаются по всему отсеку. Ветром их вытягивает в открытый люк.

Город. За окном кафе неожиданно начинает падать крупный снег. Усталый взгляд пожилого господина. Официантка подбирает ключ с пола. Протягивает его женщине. Женщина, словно очнувшись, не обращая на официантку внимания, выбегает из кафе. Хлопок двери.
Официантка смотрит ей вслед. С улицы слышен визг тормозов. Удар. Крики людей. Официантка подходит к столику Пожилого Господина. Пожилой Господин переводит взгляд на Официантку. Официантка, молча, кладет ключ на его стол рядом с пазлом и отходит.

Рука ставит на место последний фрагмент пазла. Очень крупно. Что изображено на картинке – непонятно. Рука разглаживает пазл. Вслед за рукой с картинки сползают швы.

Жилой отсек. Спасатель наклоняется к фотографии. Он сдергивают с головы дыхательную маску. Спасатель, это Друг, с того южного берега. Фотография в его руке.
На фото: вдоль кромки воды, держась за руки, БЕГУТ ДВОЕ – смеющаяся женщина, и молодой человек – офицер. Они снова счастливы.

Фотография медленно покрывается трещинами и осыпается детальками пазла. Мужские руки перемешивают фрагменты пазла словно костяшки домино.