Обиженные буквы

Лана Невская
         Пятиклассник Сережа сидел за письменным столом с мрачным видом,  грыз кончик ручки и пытался понять, как выполнить заданное на дом упражнение по русскому языку.
- Жи-ши  - пиши с буквой «и», ча-ща – пиши с буквой «а», чу-щу пиши с буквой «у» - тоска зеленая! – думал он,  читая задание. – Всю голову сломать можно! Напридумывают правил всяких, а ты мучайся, учи! Какая разница, какие там буквы будут? Ведь  когда произносишь слово,  слышатся совсем другие буквы, но  все прекрасно понимают, какое слово ты сказал! Так зачем  писать  и говорить по-разному?!
И так он рассердился и на эти правила, и на учительницу,  и на  весь учебник русского языка для пятого класса, в котором опять были упражнения для повторение правил правописания, пройденных еще в начальной школе, что схватил он этот учебник, да как шарахнет им по столу! Ручка  подпрыгнула и упала со стола, стекло в окне тоненько зазвенело, кот  сорвался с дивана и бросился прочь из комнаты. 
Комната наполнилась какой-то неестественной  тишиной,  перед глазами у него мелькнуло облако мелких частиц, которые  вихрем вылетели из учебника  и полетели в сторону открытого окна.   Потом  в  учебнике что-то скрипнуло, затрещало,   будто из него выдирали страницы, и чей-то незнакомый голос,  непонятно откуда,  строго спросил:
- Это что же такое вы себе позволяете, молодой человек?
Сергей вздрогнул и стал озираться по сторонам, пытаясь понять, кто с ним разговаривает, но никого не увидел.
Он вскочил со стула, заглянул под стол, за диван, даже шкаф проверил на всякий случай, но нигде никого не было!
- Не трудитесь, молодой человек, там нет никого! – снова раздался тот же голос.
Сережа замер на месте,  потом тихо опустился на стул и сжал голову руками:
- Перезанимался,  наверное! – подумал он. - От этих правил еще и не такое померещится!   
- Так извольте объяснить, за что вы так бесцеремонно накинулись на учебное пособие, выданное вам для повышения  грамотности,  а вовсе не для забивания гвоздей? – снова  спросил невидимый собеседник.
- К-к-к-аких гвоздей? – заикаясь от страха,  спросил Сережа, с ужасом понимая, что это не сон, а самая настоящая явь, и от этого  стало еще страшнее.
- Ну, это я образно выражаюсь! Но вы же должны понимать, что такое обращение с учебным пособием не только недопустимо, оно возмутительно!
- А я, это…, я нечаянно, я не хотел, так получилось! Я больше не буду! – залепетал Сережа, пытаясь найти то место, откуда шел голос, чтобы повернуться в нужную сторону.
- Не трудитесь! Я здесь, перед  вами! Это  именно мной вы сейчас стукнули по столу так,  что все буквы слетели со своих мест,  слова перепутались, а некоторые буквы вообще высыпались из меня  совсем,  и я теперь вовсе не уверен, что вы сможете вернуть их обратно,  расставить по своим местам  и вернуть  текстам первоначальный вид! – сурово произнес голос, а Сережа замер и уставился на лежащий перед  ним учебник.
Когда он, наконец, понял, кто с ним разговаривает, то быстро пришел в себя и  настолько осмелел, что довольно бесцеремонно  спросил:
- А что это ты мне голову морочишь? Как это буквы могут из учебника вылетать и слова путаться, если они на бумаге краской напечатаны. Никуда они не денутся, и нечего меня  воспитывать!  Понаписали  сами не пойми чего, а потом удивляются,  что у них слова перепутаны! Конечно перепутаны, но я к этому не имею никакого отношения! Мне еще и зубрить приходится все эти  ваши глупые  правила и словарные слова! Сил моих нет!

- Ай, как нехорошо! До чего же вы  плохо воспитаны, юноша! Разве вас не учили, что со старшими и незнакомыми людьми надо говорить спокойно, доброжелательно и обязательно  на «вы»? – укоризненно сказал учебник.
- Ха! Какой же ты старший, когда тебе всего три года! Посмотри,  тебя напечатали  три года назад, а мне уже двенадцать скоро будет! Так кто из нас  старше? Это – во-первых! А во-вторых, - это с людьми надо доброжелательно и на «вы», а ты что, человек разве?
- - Вежливым надо быть со всеми, кто тебя окружает! Это прописная истина!
- Ладно, хватит мне нотации читать! Лучше давай посмотрим, что там у тебя с места слетело! -  оборвал  речь учебника Сережа и раскрыл его примерно в середине.
- Ничего себе! – только и смог произнести он.

Все буквы и слова слетели со своих мест, строчки наползали друг на друга,
буквы стояли отдельно  или вместе, но промежутки между словами тоже оказались нарушены, и конец одного слова прилепился к началу другого так, что получалась полная  галиматья!
Сережа пытался прочитать хоть одно предложение, но у него ничего не получалось!
- …одче..кнут…     …мя черт…  ловстве…ми  ..сог…ас..и ., - бормотал он, бегая глазами по странице, и чувствовал,  как холодный пот тонкой  струйкой потек по спине.
- Что же я родителям скажу? Мало того, что я уроки не выучил, так еще и учебник испортил! Как я теперь узнаю,  какое упражнение делать,  если ничего нельзя прочитать, да и найти это упражнение теперь невозможно?
Сережа схватил учебник двумя руками, прижал к груди и стал ходить взад и вперед по комнате, причитая на ходу:
- Что же теперь делать? Как же я завтра в школу пойду? Ведь учебник библиотечный, по нему после меня еще два года кто-то учиться должен, а он теперь  испорчен, и если я не принесу новый, то… - он даже представить себе боялся , какой разговор ему предстоит с  родителями, учительницей и библиотекарем!
Сережа ходил по комнате, тряс учебник, стучал им по столу и дивану, умолял все буквы, чтобы они вернулись на свои места, выглядывал в окно и шепотом звал назад те буквы, которые улетели на  улицу, но все было бесполезно: буквы были смертельно обижены и никак не хотели возвращаться на место!
Ситуация становилась безвыходной!
Время приближалось к шести, скоро должны были вернуться с работы родители, а учебник был в плачевном состоянии.
Тогда , потеряв всякую надежду на возможность исправить положение своими силами, Сережа опять схватил учебник и в отчаянии залепетал:
- Учебник, миленький, ну, пожалуйста, сделай все,  как было! Если ты умеешь разговаривать,  значит,  ты можешь сказать буквам, чтоб они вернулись на место ! Ну, пожалуйста, что тебе стоит!
Учебник долго молчал, но потом, видимо, сжалился над нерадивым учеником  и  сказал:
- Я выполню вашу просьбу, юноша! Но не потому, что пожалел вас. Такое поведение недопустимо! Но лишь потому, что надеюсь – у вас хватит ума, чтобы понять. что без знания русского языка, его правил и исключений, вы останетесь  необразованным человеком, общение с которым всем будет неприятно: и соотечественникам и иностранцам!
Как неприятно слышать безграмотную речь, читать письма, документы или переписку в соцсетях, где в одном слове может быть три ошибки! И так становится стыдно за этих людей, которые выросли, а родного языка так и не выучили!
Учебник опять глухо затрещал, защелкал, встряхнулся, выгнулся  как заспанный кот, и  лег перед Сережей. Тот осторожно открыл первую страницу и радостно закричал:
- Ура-а-а! Все исправилось! Теперь не попадет! Надо быстрее упражнение сделать! – и он схватил тетрадь и ручку.
- По-моему, вы кое-что забыли, юноша! – снова раздался голос.
- Чего забыл? – испуганно  спросил мальчик.
-  По-моему, вы забыли  сказать волшебное слово, не так ли?
- Ой, спасибо, спасибо. спасибо! – закричал Сережа! – Это я от радости забыл, что все исправилось! Ты меня просто спас!
- Надеюсь, мне больше не придется выполнять функции МЧС! Мне и своей  образовательной деятельности вполне хватает!  Удачи  вам, юноша! – сказал учебник и тихо зашелестел страницами.
В это время раздался звонок – это вернулись с работы родители.
Сережа  открыл глаза, вскочил со стула и побежал открывать дверь.
- Ну, как у нас с уроками? – спросил папа, входя в комнату. – Все сделал? Вопросов нет?
- Да почти все! Вот только русский сейчас доделаю! – быстро ответил Сережа и склонился над тетрадкой!
В тетради было написано только число и номер упражнения.
Сережа  потер лоб, почесал затылок и внимательно стал читать задание.
- Жи-ши, ча-ща… Это что со мной было? Я спал или на самом деле учебник говорил со мной? – сам себя спросил Сережа.
В это время послышался тихий голос:
- Работайте, юноша,  работайте! Не отвлекайтесь!

- Да какая, собственно, разница – приснилось, не приснилось! Учить надо правила и упражнение делать! – подумал Сережа и склонился над тетрадью.
- Жи-ши пиши через «и»…