Любовь земная

Светлана Еремеева
В издательстве «Центр духовного возрождения Чернозёмного края» вышла книга рассказов члена Союза писателей России и журналистки из Новохопёрска Натальи Моловцевой «Тонкий серпик луны»

Когда мне бывает плохо, я смотрю на дальний лесок за воротами и представляю, что за ним, за чуть видимым краешком зеленого поля, там, где целуются небо и земля, есть особенный – светлый и теплый мир. Наверное, в нем живут люди, в чем-то похожие на героев новой книги рассказов Натальи Моловцевой «Тонкий серпик луны».

Ее персонажи вовсе не идеальны и далеко не безгрешны, но в них нет ненависти друг к другу, и они умеют прощать. Герои книги совершают поступки, которые в жизни люди хотят сделать, но часто, по каким-то причинам, не могут. Гордыня не дает. Ну скажите, разве так сложно, например, примириться двум соседям? Не враждовать годами, придумывая как бы побольнее задеть и обидеть, а подойти и попросить друг у друга прощения. Трудно? Увы, иногда – практически невыполнимо. Но только не для героев рассказов Натальи Моловцевой.

Не враждуют, а объединяются две матери одного сына из рассказа «Павел – сын Павлины, сын Марии». С одного конца жизни на другой едет попросить прощения у оставленного в молодости жениха пожилая женщина («Вот придет Большая Медведица»).

В присутствии соперницы признается в своей ошибке и любви к мужу Алина («Шпаргалка для жены»). Не гнушается своей маленькой провинциальной родиной, а наоборот, возвышает ее известный столичный профессор («Тонкий серпик луны»).

Гордыне автор противопоставляет человеческое достоинство. Многое пережили ее герои, но чувство нравственного закона внутри себя не утеряли. Они впитали его от земли, на которой всю жизнь работали, от своих прошедших войну отцов, от вечных деревенских устоев. Они и не знают, что в них этот закон извечен: просто ТАК живут, ТАК работают, ТАК плачут.

Именно достоинство не позволяет простым деревенским старикам, всю жизнь тянувшим лямку трудов и нужды, Петру и Евдокии совершить фиктивный брак для того, чтобы получить новый дом («На самом краешке заката»). Достоинство не дает учительнице музыкальной школы Ольге Васильевне ради собственного благополучия разбить чужую семью («По ту сторону счастья»).

Женские образы в рассказах Натальи Моловцевой – как тонко настроенные музыкальные инструменты. Автор чутко передает движения души, рисует нас такими, какими мы бываем только наедине с собой. Не важно, доярка или профессорша – главные героини рассказа; важно, что в душе они абсолютно одинаково хотят любви и счастья. Хотя в последнем автор или сама жизнь часто им отказывают.

Женские персонажи из рассказов Моловцевой, как правило, – с неустроенной личной судьбой. Но несчастливыми их не назовешь. Разве может быть несчастна та, которая любит? У поэтессы Новеллы Матвеевой есть такая песня:
И если ты уходил к другой,
Иль просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.
Туман и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет,
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след…
«Маленький след» - это стопка писем от жениха, которого всю жизнь любила героиня из рассказа «Вот придет Большая Медведица» («Когда ей нездоровилось или просто становилось грустно, она брала какое-нибудь из них, используя его как таблетку. Помогало – боль проходила. И так было всю жизнь»).

Это – нарисованный погибшим на войне парнем портрет молодой девушки с косами по плечам, который висит на стене у одинокой пожилой женщины. («Путешествие к почтовому ящику»). Маленький внешний след огромного чувства внутри, которое греет, освещает и дарит самую большую радость – ЛЮБИТЬ.

По большому счету, главный герой этой книги – любовь. Она разлита по страницам, как флакончик стойких духов. Впрочем, самому автору больше нравится сравнение любви с водой. Вода очищает, вода – источник жизни:

«…Из папкиных глаз лилась такая любовь. Я не знаю, какими словами назвать, какими словами определить ее. Я только чувствовала, что льется она почти ощутимым потоком – как вода, и из глаз его перетекает прямо в наши души, и в этой любви-воде растворяется все… А остается, сейчас и впереди, только она – чистая-пречистая любовь» («Белы снеги выпадали»).

Удивительно, но такую любовь изливает на своих домочадцев умирающий отец, который в прошлом пил и гонял их. Правда, еще он воевал и всю жизнь пахал. Его маленькой дочери казалось, что кто-то ПРАВИЛЬНЫЙ должен объяснить отцу, как нужно жить, и она написала письмо в «Пионерскую правду»: «Наш отец издевается над нами…» Она была уверена в том, что и на войне-то он, наверное, думал только о ней, о водке «окаянной». Слушала его рассказы, как в Кенигсберге он с фронтовыми друзьями выпил целую флягу вина, и не понимала, что перед этим-то нужно было этот город с кровью и боем взять.

Понимание пришло с годами. Понимание и осознание тяжелой судьбы русского крестьянина, воина – маленького винтика, на котором держалась большая система. Он создавал в этой стране все, а сам должен был всю жизнь обходиться минимумом. Минимумом еды и одежды, земли и жилой площади.

Каждый человек – это Вселенная. Сколько чувств, эмоций, ощущений, движений души! И все это у нас одинаковое и разное одновременно.

Наталья Моловцева пытается приоткрыть завесу этой Вселенной. Она никого не поучает. Она просто еще раз напоминает, что жизнь очень коротка. И вместе со своими героями спрашивает: «И на что же мы ее тратим?..»