О модели симбиоза и конкуренции

Виталий Шолохов
Читая «Время second-hand. Конец красного человека» Светланы Алексеевич («Дружба Народов» 2013, #8), я нашел ее вопрос «Как назвать то, что произошло в девяносто первом?». Рассматривалась альтернатива: «Революция или контрреволюция?»  «Сейчас – ни социализма, ни коммунизма».
Чтобы найти хотя бы приближенный ответ, нужна модель. Двадцать пять лет назад мой брат Алексей Григорьевич защитил диссертацию по математической теории леса. Уже тогда он обратил мое внимание на то, что деревья оказываются неплохой моделью людей, а лес – общества людей. Конечно, в некотором отношении. Например, взаимодействие с ближним окружением, которое включает конкурентную борьбу за пространство и ресурсы. (Шолохов, Алексей Григорьевич. Моделирование динамики густоты буковых насаждений Северного Кавказа : автореферат дис. ... кандидата сельскохозяйственных наук : 06.03.02 / НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства.- Москва, 1990.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-8/2886).
Диссертация опирается на большой объем экспериментальных данных. Для анализа данных использована также модель математическая - Вольтера. Я сейчас использую эту модель, как говорится, в первом приближении. Без выводов и доказательств. Надо также подчеркнуть, что результаты математического моделирования зависят он некоторых условий. Например, арктическая тундра создает такие условия, которые приводят к возникновению симбиоза. В горах, результат зависит от высоты произрастания леса. Есть такие районы, где растет только одна порода, например, ель или береза. Есть районы, подходящие для произрастания нескольких пород деревьев. Борьба за существование приводит в таких случаях к монопольному произрастанию одной породы.
Рассмотрим случай елового леса. Исследования показывают, и модель отражает такой факт как возникновение пожаров, приводящих к полному уничтожению елового массива. В среднем это происходит через 70 лет. К этому возрасту лес достигает полной зрелости.
Я представляю себе ели как рыцарей революции, стоящих плотными рядами в зеленых шинелях и остроконечных шлемах, готовые сгореть в пламени борьбы за свои идеалы. Это – «республиканцы»! Достаточно только искры – удара молнии, чтобы они сожгли себя полностью, до пепла. И красное знамя у них – символ огня «Революции, пожирающей своих детей».
Но на месте пожара, на земле, удобренной пеплом, быстро вырастают березы – «демократы»!
Своими широкими кронами они закрывают землю и не позволяют прорастать другим породам деревьев. Кроме елок! Для молодых елочек тень – лучшее условие их жизни. А со временем они поднимутся и создадут тень для берез, в которой березы то не могут жить. Так приходит тихая контрреволюция.
Теоретики определили сущность советского государства как государственно-монополистический капитализм. С этим трудно было выходить к народу и –идеологи придумали «социализм».
Идеология любого государства сильно зависит от окружающей обстановки. Если государству ничего не угрожает и оно защищено океанами, горами, пустынями от своих соседей, то власти предоставляет свободу своим гражданам, как в отношении трудовой деятельности, так и в отношении культурных традиций. Возникает свободный рынок, который государство контролирует налогами. Под контролем государства всегда находятся армия и инфраструктура, из которой важнейшее значение имеют информационные сети.
В более сложном положении оказываются государства, которые в силу сложившихся обстоятельств ведут войны за достижения положения империи. В этих государствах власть берет под контроль все социальные переменные и, в первую очередь, граждан своей страны. Такая необходимость заставляет государство использовать жесткие методы управления. А наука доказала, что системы жесткого управления являются неустойчивыми системами, если число управляемых переменных становится больше, чем три. Это: перегибы, опоздания с принятием решений или принятие неверных решений, введение нормативов, не учет человеческого фактора и т.п.
Интуитивно ясно, что происходящие до 1991 и после события в России качественно протекали подобно тому, как нам подсказывает модель. «Коммунизм», то есть симбиоз различных систем возможен теоретически при определенных условиях, вероятно, критического состояния глобальной окружающей среды.
Надо иметь в виду, что применение модели ничего не доказывает, а служит только цели наглядности в описании динамики сложных систем. Но можно надеяться и на получение новых неожиданных точек зрения.
12\10\15