То, что касается медицины

Кочетков Иван
Граждане России постоянно слышат, что у нас медицина бесплатная. Но так ли это?
Как-то, ещё в 2009 году, в Енисейске, я обратил внимание на то, что в стационаре больным врачи говорили, какие они должны купить себе лекарства, так как у них лекарств нет. Позже мне пришлось это слышать и в Красноярской краевой больнице.
В связи с этим я задал вопрос главному врачу Енисейского района, человеку весьма уважаемому, Арутюняну Владимиру Арменаковичу: почему больные, лежащие в стационарах, должны покупать для своего излечения лекарства? Ведь государство выделяет для этого средства.
Он ответил, что хакеры взломали их базу данных и похитили со счёта двадцать шесть миллионов рублей! Где-то на Урале удалось перехватить двадцать миллионов, но шесть миллионов так и исчезли.
Это известие меня тогда так потрясло, что я даже не обратил при этом внимания на факт, что люди-то не виноваты! Что раз уж такое произошло, то возместить ущерб должно государство! А получалась какая-то странная штука: стационар на каждого больного выписывает лекарство из аптеки, соответственно и списывает его, а больные покупают аналогичное лекарство в том же объёме по совету врачей!
Но если больные покупают его сами, значит, существует прецедент кому-то на этом недурственно заработать? Разве не так?
В этом году мне дали направление, чтобы я сдал анализ на ПСА. Это проверка на рак. И когда я пришёл сдавать кровь, то был крайне изумлён, что это анализ платный! Причём независимо от того, являюсь я инвалидом или нет! Что только раз в три года этот анализ можно сдать бесплатно!
Стоимость этого анализа по нынешним временам — незначительная, что-то около двухсот пятидесяти рублей.
Но дело не в этом! Давайте предположим, что у человека нет лишних средств. А дело то срочное, нешуточное! Ему что, три года ждать, когда придёт его очередь сдавать этот анализ бесплатно?
Но если у него — не дай Бог! — обнаружат симптомы этого страшного, смертельного недуга, то сейчас, на ранней стадии, его ещё можно вылечить! А вот через три года — увы!
Но платная сдача ПСА не является единственной. Их целый список!
— Так распорядилось правительство Красноярского края,— объяснили мне юристы главного врача Енисейского района,— согласно имеющемуся постановлению правительства РФ.
Из документа, который мне они дали, я понял (не совсем же тупой!), что действительно Москва отмашку дала: зарабатывайте, ребята! Ну а раз так, тут, как говорится, сам Бог велел!
Но всё-таки возникает резонный вопрос: для чего тогда трепать языком, что у нас медицина бесплатная? И для чего у нас страховой медицинский полис, который оплачивает — во всяком случае, должен! — любые услуги, связанные с медициной?
Зачем в последнее время, после выписки из стационара или когда ты приходишь в поликлинику на приём, тебе в обязательном порядке дают бумажку, в которой ты должен расписаться, опять же в обязательном порядке, во что обходится забота государства о тебе? Получается, что медицина не совсем уж бесплатная! Кстати, у нас что, больше некуда лес девать, решили на бумагу его перевести? Живём по принципу: после нас — хоть потоп? Развели такую бюрократию — жуть! Советский Союз со своей бюрократией может смело отдыхать!
Суммы на бумажках — значительные! Жаль только, что сами врачи из них не получают и цента. Иначе бы они не жаловались на низкую зарплату.
Но, как говорится, это из другой оперы.
А поскольку я уж взялся писать о медицине, то не худо написать ещё вот о чём.
Когда инвалид приходит за льготными (бесплатными) рецептами к своему участковому врачу, то ему ещё предстоит (во всяком случае — в Енисейске!) пойти в другой кабинет, где отпечатают те рецепты, поставят печати на них, после чего он вновь возвращается к участковому врачу. Участковый, в свою очередь, вновь заверяет их своей подписью и личной печатью. Дальше инвалид идёт к заместителю начальника поликлиники по лечебным вопросам на комиссию, где опять же рецепты заверяются подписью и печатью. И только после этого, находившись по этажам, настоявшись в очередях, он идёт за лекарствами. Ну чем не «хождение по мукам», скажите?
Однажды я сказал участковому врачу, что недурно было бы всё это делать в одном кабинете, а не гонять инвалидов по этажам! Очередь от этого не уменьшится, и затраты времени для больных останутся прежними. Что лучше несколько сократить штат, минимум на два человека, а их ставки отдать врачам. Врач на это ответил, что идея в целом хорошая, но этим вообще-то должна заниматься соцзащита.
Возможно. Но тогда там надо делать ставку для врача, который хотя бы знает, как пишутся по латыни лекарства, да и вообще должен знать, чем можно заменить то или иное лекарство, если на прайс-листе из аптеки его нет в наличии. Но даже в этом случае подход к каждому больному должен быть индивидуальный! Необходимо учитывать его возраст, попутные заболевания (а они есть у всех!), может быть — вес, наконец. Ведь одну и ту же болезнь нельзя лечить одинаково у всех подряд! У каждого свои особенности организма! Настоящие врачи знают об этом. И больные с многолетним стажем также разбираются, что им подходит, а что нет. Большинство из них уже сами в состоянии установить себе диагноз. Они знают, что происходит с их организмом. Если, конечно, они не выжили из ума, не впали в старческий маразм, ну, или что-нибудь в этом роде.
А совсем недавно мне пришлось убедиться в правоте слухов о том, что дефицитные дорогостоящие лекарства российского производства стараются заменить более дешёвыми и не очень эффективными лекарствами. Скрыть от больных наличие их в аптеках по льготным рецептам.
Я с этим столкнулся, когда себе требовал то лекарство, которое мне прописали в краевой больнице, которое мне подходит. А мне всячески пытались навязать другое местные врачи, мотивируя тем, что в данное время в аптеке этого лекарства нет.
Когда же я заявил, что уже интересовался в аптеке о нём, что оно есть, начальник поликлиники Белоусов Василий Михайлович, человек вполне уважаемый и хороший специалист, спросил меня, кто мне это сказал. Я назвал имя этого человека, совершенно не подозревая, что у него из-за этого могут быть неприятности (позже в связи с этим его вызывали на врачебную комиссию!), а когда, что называется, крыть стало нечем, он договорился в приступе ярости до того, что это лекарство предназначено для другого человека! А я что, рылом не вышел?
Тут поневоле закрадывается вопрос: а нет ли здесь злого умысла — руки погреть?
Ведь у нас в России как? Где работаешь, там и тащишь! Ну а если ты занимаешь солидную должность, то и возможностей больше! Вдруг завтра места лишишься — где потом заработать-то?!
Вообще, неплохо было бы московской комиссии приехать в наш город да и проверить всё должным образом!
Краевой доверять — смысла нет. Рука руку моет, и ворон ворону глаз не выклюет. Где гарантия, что если у нас на этом кто-то греет руки, то при этом не делится с краем?
Главврач района Арутюнян В. А. по этому поводу мне заявил, что они не виноваты, раз федерация меняет лекарство.
Может быть. Но тогда как же понимать слова Белоусова В. М., сказанные в октябре этого, 2015 года, что то, что мне нужно, предназначено для другого человека?
Ну и, наконец, последнее. В сентябре я по уважительной причине не был в Енисейске, поэтому льготные лекарства получить не смог.
Когда же в начале октября я попросил врачей, чтобы мне выписали их, то услышал в ответ от старшего терапевта Фоминых (не помню её имени-отчества), что уже поздно! Нужно было приходить вовремя!
Но позвольте! Край и федерация проплатили за меня деньги! Из моей пенсии по инвалидности в счёт получения этих лекарств было вычтено полторы тысячи рублей! А в итоге — ни лекарств, ни денег!
И тут опять проклятый червячок недоверия поднял голову: а всё ли тут чисто, товарищи?
Что это всё значит? Непродуманность законов или — ей-богу, не хочется верить! — всё-таки надувательство нас, заработки на наших кровных деньгах и лекарствах, для нас полагающихся?

Опубликовано в «Красноярской газете»