Шахматный рябчик

Любовь Кушнир
Он появился у меня случайно. Много лет назад осенью соседка очищала свой палисадник и предложила мне целое ведро мелких луковичек, которые сначала намеревалась выбросить. Я с радостью приняла это богатство, так как в то время только купила заброшенную дачу, на которой не было никаких цветов.
Рассадила луковички рядками вдоль дорожки перед домом, а весной  была приятно удивлена, увидев весёлый голубой ручеёк, бегущий вдоль дорожки. Очаровательные весенние цветы назывались мускари  армянский. Я не уставала каждый день любоваться ими и однажды заметила среди их густых лепестков изогнутый крючком стебелёк.   Стебелёк выпрямился, и на конце его оказался крупный бутон. Когда бутон раскрылся, я  была просто очарована его прелестью.  Стебелёк был невысокий, сантиметров двадцать, сизого цвета, а листья узкие, длинные, тоже с сизоватым  налётом. На верхушке стебелька красовался  крупный колокольчик, головкой вниз. Сначала он был зеленоватого цвета, а по мере распускания белел и в конечном итоге стал чисто белым, очень изящным. На фоне голубых мускари  он выглядел прекрасным белым лебедем. Очень долго я не могла узнать название своего нежданного красавца. Это оказался  шахматный рябчик. До этого я встречала его, но цветы имели тёмно-коричневый цвет со светлыми прожилками  «в клеточку», поэтому и назвали его « шахматным». А вот с белым  рябчиком я столкнулась впервые, хотя цветами занимаюсь уже давно, многое повидала. Я с трепетом  растила этот цветок, боясь его потерять. Отметила место, где он растёт, и на следующий год  на этом месте  появилось два стебелька и четыре белые головки. Луковички разрастались ежегодно, и настал момент, когда я рискнула  отсадить их от мускарей.
Рябчик цвёл с конца мая до середины июня, затем цветок усыхал, появлялась семенная коробочка, вызревали семена, крупные, круглые и плоские. Я попробовала их сеять, ничего не получилось. Тогда я просто срезала отцветшие головки и тем самым содействовала  размножению луковиц-деток. Стебель оставляла до момента полного высыхания, это происходило к августу. Вот тогда и решилась его рассадить. Луковки оказались  белого цвета, без чешуи, круглые и плоские, сантиметра три в диаметре. Все они были здоровые на вид, но на всякий случай я их обработала в растворе марганцовки. Затем немного подсушила и высадила. Лунку сделала в другом , солнечном месте, заправила её питательной смесью и луковки расположила в пяти  сантиметрах друг от друга. Известно, что все луковичные сажают на глубину, равную трём размерам высоты луковицы, вот я и засыпала их на два сантиметра. Детку посадила отдельно, гораздо мельче.  Рябчику было тесно среди мускарей, не хватало питания, зато следующей весной, получив простор и необходимое питание, он показал всю свою красоту: стебли стали выше и толще, листья крупнее и сочнее, а цветы – не описать словами: двойные, тройные, крупные. Самые красивые тюльпаны не смогли затмить красоты  шахматного рябчика.
Несколько лет я не трогала их. Их действительно не нужно лишний раз трогать, они этого не любят. А когда через несколько лет лунка стала им явно мала, я снова рассадила их по пять луковиц в гнездо. Детку опять посадила отдельно. Высадила  их среди роз, так как розы распускаются долго, май – середина июня ещё голо. Белые группки рябчиков очень украшают розарий, а когда наберут силы розы, рябчик, как истинный рыцарь, уходит «в  тень», не смея соперничать с королевой сада. Так и живут они уже много лет, не мешая друг другу.