Чеховская пепельница

Алексей Ольгин
   Матвей Иванович, бомж по убеждениям, шел без всякой цели и в неопределенном направлении по весеннему городу, когда к нему подошла незнакомая женщина.

   - Возьмите, пожалуйста, эту пепельницу. Может быть, вам пригодится.
   - Она же дорогая, мадам! - растерялся Матвей Иванович.
   - Берите, берите... Моему мужу запретили курить, и я не хочу, чтобы в доме
 оставалось хоть какое-то напоминание о курении.
   - Весьма благодарен! - изыскано выразился Матвей Иванович, что никак не   вязалось с его обликом, но говорило о начитанности в далеком детстве.
   Пепельница была старинной работы /еще до советского времени/, голубого стекла, отделанная резным металлом, возможно, и серебром. А главная ее особенность - крышка. Она открывалась способом волчка: нажмешь на пупырышек, и крышка утопает, забирая окурок в чрево.
   Матвею Ивановичу приобретение принесло тихую радость и преобразило.Теперь,желая закурить, он доставал из заплечного мешка драгоценный подарок...Сладко затягиваясь, он аккуратно стряхивал пепел, нажимал на рычажок и удовлетворенно наблюдал за его работой.

   Матвей Иванович сидел в уединении в дальнем углу сада, под ласковым солнцем, и выпускал дым в ничем не затуманенное небо... Неожиданно на его лицо легла тень. Матвей Иванович поднял глаза и увидел мужчину приятной наружности примерно его лет.
   - Где вы взяли эту вещь? - мягко спросил незнакомец, указывая на пепельницу.
   - Нравится? - в ответ спросил Матвей Иванович.
   - Мне кажется, вы ее украли, - незлобиво проговорил мужчина.
   - Не извольте беспокоиться! - возразил бомж на забытом интеллигентском языке. - Видите ли, некая дама вручила мне, чтобы не нервировать мужа.
   - Надо же, - это была моя жена, - извините... Забудем... Окажите любезность, угостите меня сигаретой.
   - С превеликим удовольствием, - засуетился Матвей Иванович, - только у меня самые простые, не обессудьте.
   - Что вы! Что вы! Сделайте одолжение!.. Но, пожалуйста, моей...
   Незнакомец прикурил от сигареты Матвея Ивановича и с наслаждением затянулся, а потом сбросил пепел в подставленную Матвеем Ивановичем пепельницу.
   

/Рассказ написан мной в 2005 году как отклик, сказанному когда-то,как бы шутку А.П. Чеховым: "Вот, стоит пепельница, - хотите, я напишу рассказ?" Однако не написанный им,-  и опубликован впервые в моем сборнике "Все мы немного лошади" в то же время. 
   В последствии рассказ был перенесен на "Прозу.ру" для широкого круга читателей. Алексей Ольгин /.