Н. С. Кохановская. Уроки верующего сердца

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
От публикаторов:
В дни тяжёлых испытаний, постигших Россию в 1905 году, в дни массовых восстаний и революционных выступлений, «Черниговские Епархиальные Известия» опубликовали в 11-ом номере за этот год небольшую статью «Уроки верующего сердца о перенесении горя» (Отрывки из писем известной писательницы). Так задушевное слово писательницы Надежды Степановны Соханской, глубоко верующей и горячо любящей свою родину русской женщины, спустя два десятилетия после её смерти вновь прозвучало, чтобы призвать православных сограждан к миру, терпению и согласию. Настоящие письма  Надежды Степановны Соханской (1823 – 1884), писавшей под псевдонимом Кохановская, были обращены к её племяннице, Марии Онуфриевне Мозговой (по второму браку Красноскуловой), которая после смерти писательницы унаследовала её архив и предоставила его для изучения и опубликования Степану Ивановичу Пономарёву. С.П. Пономарёв и подготовил выдержки из писем Н.С. Кохановской к печати в «Черниговских Епархиальных Известиях».

НАДЕЖДА КОХАНОВСКАЯ

УРОКИ ВЕРУЮЩЕГО СЕРДЦА О ПЕРЕНЕСЕНИИ ГОРЯ
(Отрывки из писем известной писательницы).

1. Получила я твоё письмо, залитое слезами, и сама поплакала над ним... И Господь ведает и Матерь Божия, как душа моя ходатайствовала за тебя у Господа Отца... Прочитай и ты не раз и не два (как обыкновенно читают - поутру и ввечеру), а несколько раз на день «Отче наш! Отче наш!» Если у тебя нет там человека, к которому ты могла бы обратиться, то у всех нас, везде и всегда, есть наш Отец Небесный, не по имени только, а по всей неисповедимой любви Его к нам.
2. Положись всею твоею преданностью на любовь Его: Он, что ни делает в наших личных судьбах, делает к нашему лучшему, - хотя это лучшее и бывает скрыто от наших детских глаз, как солнце за облаками. Но каким надо быть маленьким и неразумным ребёнком, чтобы, проснувшись иногда в пасмурное утро и не видя солнца, унывать и думать, что нет солнца! пропало солнце!.. Верь, что незаходимое Солнце Промысла и любви Господней всегда стоит над нами, и в этой ласкающей и укрепляющей душу вере почерпни бодрость.
3. Сиротством-то и воспитывает нас Господь, что бы в Нём одном мы искали себе Отца Бога, всё заменяющего и всё выполняющего. Конечно, это - высокое и трудное духовное воспитание, которое совершается терпением, смирением и не без слёз горьких и скорбных, сиротливых слёз. Корень этого учения вполне горек, но плоды его - райской сладости: человек становится на свои ноги, чувствует в себе свою собственную природу, перестаёт осматриваться робким, заискивающим взглядом по сторонам, выжидая от людей ласки и внимания; он сам даёт им больше, нежели они могут дать ему (если только он выработал в себе полноту человеческого чувства). Достоинство нашей бессмертной души, в своей духовной сущности - не быть рабом окружающего нас. Любят тебя? - хорошо! - слава Богу! - Что может быть лучше и дороже любви! Не любят - смирись, примирись с этим, перетерпи эту напасть, зная, что насильно мил не будешь, и делай сама своё дело любви, веруя, что божественный свет твоего сердца пересилит наконец всякую тьму ненависти и злобы.
4. Боже мой! Давно ли было время, когда ты щебетала мне так весело и радостно, как будто ласточка, прилетевшая из-за моря и против солнышка щебечущая у своего гнёздышка? А теперь!.. Что делать, друг мой! И у ласточки бывают непогожие дни, и если сама она, птичка без разума, умеет переносить их и справляться с ними по-своему, - то ты должна по-твоему справиться с тем, что постигло тебя. Но только прими мой сердечный совет тебе и мою душевную просьбу: не ухудшай своего положения ещё каким-нибудь резким шагом. Терпи. Это - всесветное лекарство от всех жизненных зол. Не поддавайся дурным внушениям... Посердиться можно, - кто не сердится! И человек - не ангел. Но вспылить и наговорить горького - очень оно горько становится в совести, когда пыл пройдёт... Дай тебе Бог разум и сердце люботрудное, не удаляющееся от нравственного труда над своей душою. Пожалуйста, дитя моё, на всякий шаг к тебе отвечай двумя, на всякое слово доброе - десятью добрейшими, и молись ко Господу: «Из нашего злого сотвори Своё божественное благое, Царю наш и Господи!».
5. Господь даёт нам так много хорошего в жизни, что счастье наше - часто в собственных наших руках, но мы не умеем ни пользоваться им, ни держать его.
6. Приставать кому-либо к семейным загнездившимся ссорам - это выйдет не умирять, а подливать масла на огонь: одного виноватого в этих случаях не бывает, а виноваты все, всякий в свою меру.
7. Жизнь молодая стоит пред тобою и ждёт от тебя подвига женской, всепреданной любви.
8. Самые плодотворные часы в духовном росте человека - те, когда он заглядывает поглубже в самого себя. Нечего смущаться, что будто ничего не делаешь, или делаешь всё такое обыкновенное: поспишь, поешь, потрудишься, посердишься, устанешь, -  и опять спать ляжешь. Под этой неизбежной обыденностью жизни сколько душ воспиталось для Неба! Сознавая, что ты - не совершенство (которого, впрочем, и нет в подлунной) и проникаясь живым чувством радостного добра, которое тебе хотелось бы сделать помаленьку (в большие благодетели рода человеческого ты не забирайся!), говори сама себе в просыпающемся ощущении нового дня: «Господи! Помоги мне сделать что-нибудь хорошее, маленькое хорошее, и не сделать дурного!») - и начинай делать свои маленькие житейские дела просто, с охотою, с покорностью необходимой злобе дня, и поверь, что день твой выйдет отраден. Нужно только не погрязать в этих мелочах, не отдаваться им всей душою и думать о добре... Не о великом, всемирном добре, до которого мы не достанем, а об этом маленьком-премаленьком, которое везде и всюду ждёт нас, и которое все мы, без большого труда, можем делать направо и налево. Когда мы это маленькое поделаем и не перестанем делать, то воля Божия может вывести нас и на более обширный круг действий. Ищи Господа в малом твоей жизни, - и найдёшь Его в великом души твоей.
9. Не будем простираться далеко, а будем поблизу, насколько возможно, засевать свою маленькую ниву. «Верный в малом - и во многом верен» - говорит Господь Спаситель, и вот именно эта-то маленькая верность и может низвести Божие благословение на что-либо большее.
10. Пожалуйста, не финти. Когда больна – боли; весела - веселись; грустна - грусти; а эти пересилованья ни к чему доброму не ведут. Поплачь, да помолись Господу Богу, - это успокоит лучше всякого притворного спокойствия.
11. Царствие Божие - в душе человека, а царство нашего земного счастья - в здоровье нашего тела.
12. Беру тебя за одно ушко и говорю в тихий слух другого: не делай себе характера, а будь тем, чем тебя Бог создал. Лучше того не будешь. Ничего нет хуже деланных, измышленных положений души. Простота и прямота, т.е. истина в нравственном строе движений и выражений сердца, есть та красота души, которая дарована ей Богом.
13. Ты часто говоришь мне в своих письмах: «У меня нет характера, нет твёрдости!»... Как будто вся сила характера, да ещё женского, состоит в непреклонности! Вспомни басню «Дуб и Трость». Тростинка говорит: «Хоть я и гнусь, но не ломаюсь», и таким образом устояла там, где рухнул дуб. Вот тебе пример и образец женской устойчивости! Не идти прямо наперекор, а будто сгибаться, покоряться тому, что выше нашей воли, и устоять этой мягкой силою против напора суровых сил: вот тебе шептанье твоей старухи тётки.
14. Когда человек в мире с самим собою, тогда ему ничто не страшно, и неважны никакие суды и пересуды людей.
15. Стыдись своего малодушного гнева. Нравственным подвигом души своей стань на ту точку, чтобы простить и не гневаться. Перенесением обид и оскорбительного невнимания от близких покорись Богу и искупай те, может быть, немалые оскорбления, которые от тебя получала твоя родная мать.
16. Умок держи про себя, а доброту пускай в обиход вашей семейной жизни.
17. В самой свободе будь достойна счастья свободы, которое состоит в том, чтобы не платить злом за зло и гнётом за гнёт, а уметь насладиться плодами своей душевной правды, которые зреют на солнце сердечного мира. Читающий да будет понимающий!..
18. Очень бы желалось, чтобы ты приветливостью твоею, и непамятозлобием, и весёлою ласкою твоей молодой души заманила старых и унылых. Прощай всё, да и тебе прощено будет. Людям прости, а к Богу воздохни - и поживёшь человеком. Не выговоренное, а молча выплаканное горе, оно как будто святое к Богу идёт.
19. Живи, как тебе Господь даёт жить и не поропщи никогда; сохрани ясность души и светлое чувство; люби, молись, трудись, чтобы у тебя всегда была свеча Богу, ласка и помощь бедному.
20. Терпи: в терпенье благодать. Без снисхождения ко всем, кроме самой себя, нельзя мирно и благотворно прожить на белом свете.
21. Терпи: всем и каждому жизнь говорит это строгое слово, только одному раньше, а другому позже. Никто не избегает этого огненного крещения в жизни: погляди-ка вокруг, что ты увидишь! что ты услышишь!!
22. Потерпи непогоду, и даст Бог солнышко. Когда душа верует и взывает к Богу, то она всё найдёт у Его богатого милосердия. Но во всяком случае у верующей души есть смиренное воздыхание: Господи! из моего злого сотвори Своё божественно-благое и помилуй меня!
23. Ты должна знать, что величайшее достоинство, признанное за русской женщиной, есть именно самоотвержение и преданность семейным обязанностям.
24. Молчи и оставляй обстоятельствам самим собою сглаживаться. Потихохоньку да полегохоньку всё сладится и обгладится, как вода обглаживает камни и камушки: такая мягкая - и такое твёрдое! Это великое жизненное правило: не идти резко наперекор в делах жизненных, а тем более семейных; а прочее придёт помаленьку, если ты будешь доброй умницей (что, по правде сказать, редко бывает).
25. Ты уже слышала от меня, что скорбь переносится со сжатыми губами. Между тем у каждого из нас  - «язык мой - враг мой». А всякое наше слово есть семя, которое мы засеваем и которое непременно принесёт свой плод по роду и по подобию.
26. «Злое слово - и доброго человека делает злым, а доброе слово - и злого располагает к добру», - говорит св. Макарий. Слово - это такая цевница духовная, которая проходит до глубины сердца, или смиряет и умиляет, или всё переворачивает вверх дном и производит самые тяжкие опустошения в чувстве любви.
27. Kpacноречие сердца - самое увлекательное красноречие; оно сказывается малым и будто бы простым словом, но слово это истинно и потому и действенно на душу.
Прости. Будь здорова и Богом хранима и наставляема и укрепляема. Он истинно пребывает с несчастными, но с теми, которые Его любят. Да благословит тебя Христос Господь Своею кроткою и спасающею десницею!

P. S. Ты опять спрашиваешь меня: «Что делать? Чем жить?» Я снова говорю тебе: чем жить? крепким и непреложным упованием, что Бог богат милостью ко всем, ищущим у Него щедрот, что он - Отец наш и не до конца оставить нас. Проживём со всеми время наказания и испытания, - и время другое - милости и благодати - настанет нам, когда мы потерпим, помолимся, попечалимся о грехах наших и скажем Господу Богу и Отцу нашему: «Да будет воля Твоя! Благая прияхом от Господа, злых ли не стерпим? С верою и смирением упования непостыдного облобызаем карающую и милующую нас десницу Господню. Любовь Божия путем страданий ведёт к славе»...
Мы только не хотим замечать явлений в нашей жизни, не хотим смотреть на них в духе Всеблагого Промысла; а как бы нам сделались ясны и понятны, теперь неизъяснимые, игры так называемого случая. Как ни мал человек, но велико о нём попечение Промысла.

*
Приведённые нами отрывки извлечены из целого ряда писем Н.С. Соханской к её племяннице. Они ясно показывают прекрасную душу писательницы и могут принести читателям великую пользу душевную. Отрадно вспомнить при этом, что в таком же духе смотрели на жизненные страдания славные наши писатели - Жуковский, Гоголь, Козлов, Майков и другие. И в настоящее дни всероссийской скорби нашей можно сказать каждому русскому слова поэтов:

«Не говори, что нет надежды,
Что ты в страданьях изнемог...
Чем ночь темней, тем ярче звезды;
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог!»...

«Работай и молись. Сноси судьбы удары,
Как за грехи ниспосланные кары,
Без ропота, без злобы, как залог,
Что там, на небесах, с тебя не взыщет Бог!»

Жуковский писал: «Мы должны не по событиям судить Промысл Божий, и события по Промыслу Божию. Бывают страдания, которых цели мы понять не можем. На что в таком случае опереться? На мысль о Боге. Страдание - от Него, следовательно - дар Божий, следовательно - благо. Что бы ни случилось, всё - лучшее, ибо оно от Бога!
С[тепан] П[ономарёв].