Казанская сирота

Александр Зельцер 2
По рассказу Тамары Ивановны Смирновой (Борониной) (г. Череповец) из книги «Последние леушанки»,  изд. «Леушинское подворье». Санкт-Петербург, 2010.

Родина моих родителей - деревня Вонявино Мусорского сельсовета (в настоящее время - Череповецкий район Вологодской области - ред.) Отец занимался кожевенным делом. Жили неплохо, поэтому в 30-е годы раскулачили. Семью, в которой уже было трое детей,  сослали в Кандалакшу. Там родилась я, младшая сестрёнка Надя и брат. Один из братиков умер в детском возрасте.
Отец погиб в Баренцевом море, у матери на руках осталась пятёрка малолеток.
В грозный 1941 год  из Кандалакши всех стали эвакуировать на родину. С нами помощницей поехала тётя, сестра отца. Наде только исполнился годик. Эшелон до Вологды добирался целый месяц.
Вернулись в свою деревню, а нашего дома уже нет. Пришлось ехать в Мяксу к сестре мамы - Александре Ивановне Мельниковой.  Её единственная дочь Римма была на фронте,  а муж работал на мельнице.
В 1942 году умерла мама. Нас, троих младшеньких, оставили у тети. Вот с этого момента я и помню, что меня взяли к себе монахини. Называли меня «казанская сирота», я чувствовала их душевную теплоту и заботу. Почему «казанская сирота», не знаю, но мой день рождения совпадает с летним празднованием иконе Казанской Божией Матери - 21 июля. Помню, у монахинь в комнате стояли  пяльцы, а рядом на полу лежала белая подстилочка для меня. Я ходила под пяльцами и не могла достать до одеял, которые были натянуты в работу.  Поиграю, да тут и усну. Сейчас не могу сказать, где это было, то ли в Мяксе, то ли в Маленькой Новиночке.
В 1945 году с фронта вернулась дочь тётушки, Римма Ивановна, и стала работать в школе учителем русского языка. Меня и брата устроили на три года в детский дом,  в Григорьевское Щетинского сельсовета. Надю оставили дома. Дядюшка каждый выходной на лошади приезжал за нами. В детдоме сахар выдавали по кусочку в день. Я хорошо знала, что дома сахар - большая редкость, и каждый кусочек складывала в укромное местечко, под подушку - копила, чтобы на выходном привезти его домой. Садимся пить чай, развяжу узелок, а никто и не берёт, говорят: «Ешь сама, это тебе дали, ты учишься, от сахара память будет лучше». Я очень расстраивалась, сидела и плакала, слёзы от обиды так и капали на мой узелок. 
Монахини не забывали меня, они жили в Маленькой Новиночке, и я бывала у них в гостях.  Запомнилось, что в их большом доме всюду на стенах висели иконы. Много лет я получала от них письма, а на праздники - очень красивые открытки, на которых буквы были иностранные. Эти письма я берегла. Потом связала и отнесла храниться на чердак, а там они куда-то пропали, не знаю, поскольку давно живу в городе.
Когда у меня родилась вторая дочь Татьяна, и у малютки серьёзно заболело ушко, я услышала во сне слова, поразившие меня: «Или мы лечим, или они». Проснувшись от этих слов, я сразу подумала о монахинях, ведь я их никогда не забывала, а одну из них  звали тоже Татьяна. Сейчас, занимаясь в воскресной школе для взрослых в селе Мякса, изучаю молитвы, и у меня возникает ощущение, что я их уже знаю.
       
Детскими воспоминаниями делится соседка Т.И. Смирновой (Борониной) по Мяксе Ида Александровна Климина (краевед,г. Череповец):
"Надя, Тамара и Славик Боронины жили неподалеку. У нас была мама (отец погиб на войне), а у них не было ни отца, ни матери. Иногда мы могли себе позволить провести день на реке, их же мы чаще встречали у дома с охапкой дров или полными ведрами воды.
 Сестры остались в нашей памяти как добрые и отзывчивые люди. Надежда воспитала девять детей, из них семеро -свои".

От составителя:
1. Автор воспоминаний - Тамара Ивановна Смирнова (Боронина) родилась в 1937 г. в поселке Нивский Кандалакшского района  Карельской АССР, в то время это место назвалось "Нива-3". Её отец, Боронин Иван Алексеевич, погиб в финскую войну. Корабль, на котором он находился,подорвался на мине в Баренцевом море.
Её мать,Боронина Екатерина Ивановна, умерла в Мяксе в 1941-м году в возрасте 35 лет, сиротами остались пятеро детей.
Кандалакша - до 1938 г. рабочий поселок в 60-ти км от города Апатиты и в 70-ти от Кировска Мурманской области, расположен в устье Кандалакшской губы Белого моря при впадении в неё реки Нива, с 1938 г. - городок с населением около 22 тыс. человек.
 Сведений о жизни семьи Борониных в Кандалакше сохранилось мало. Не удалось установить место работы отца. В 1930-е годы этот район бурно развивался, при строительстве широко использовался труд заключенных и высланных на поселение. В 1930-1934 г.г. ускоренными темпами построена гидроэлектростанция "Нива-2", выполнена электрификация  железнодорожной ветки Кандалакша-Апатиты, построено депо, расширен порт,а в 1939 г. началось строительство алюминиевого завода на базе кольских апатитов.
2. Монахини, о которых вспоминает Т.И. Смирнова, были бывшими насельницами  Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Монастырь был основан в 1875 году в местечке Леушино недалеко от реки Шексны между городами Череповец и Рыбинск. Действовал до 1931 года. В период с 1941 по 1946 годы был затоплен водами Рыбинского водохранилища. Многие монахини продолжали жить в окрестных деревнях.