(2 истории)
№1
Казалось бы, самолёты - это небо, романтика. Раз и ты в другой стране. Благодать! Но это не совсем так. Не всё так хорошо. Каждый год миллионы людей погибают, разбиваясь вместе с самолётами.
Заглянем в далёкое прошлое. Уже давно люди, глядя на птиц, мечтали летать. И первая катастрофа, связанная с полётом случилась в Греции (если следовать мифологии). Дедал смастерил, из перьев и воска, крылья для себя и для сына Икара. Не послушав отца, Икар поднялся высоко к солнцу, лучи растопили воск и он погиб.
Теперь переместимся в 15 век. Как не странно, но первый макет самолёта появился в эпоху Высокого Возрождения. Автор “Моны Лизы” (“Джоконды”, портрет жены богатого флорентийского банкира Франческо деле Джокондо, женщины с загадочной улыбкой, 1503 год), “Тайной вечери”, “Дамы с горностаем” и других немногочисленных, но бесценных полотен; разработчик законов перспективы; конструктор ткацких станков, печатных машин, приборов для шлифовки стекла; исследователь волновых процессов, трения, световых явлений; создатель проектов гидротехнических сооружений, техники сфумато и металлургических печей; итальянский художник, инженер и учёный Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452- 1519) впервые не только зарисовал самолёт (а так же вертолёт, “птицелёт” и парашют), но и пытался сконструировать первые летающие аппараты. Конечно, из этой затеи ничего не получилось. Явно опережая время, учёный не мог точно знать, из чего состоит крыло современного самолёта, но в одном он был прав. И сейчас крылья самолётов напоминают форму птичьих крыльев. Рассмотрим крыло в разрезе и увидим впереди утолщение, которое потом сходит на нет и форма эта не семерична (длина сверху больше, чем снизу). При обтекании крыла с двух сторон поток воздуха проходит разный путь. Воздух при выпуклости на верхней стороне вынужден двигаться быстрее, чем при нижнем движении, при этом боковое давление воздуха уменьшается. Заметим ещё одну закономерность. В полёте все иллюминаторы закрыты неспроста, ведь верхние слои воздуха очень холодны и неприспособленны для дыхания и жизни человека.Всё это сейчас известно, а во времена да Винчи было в новинку и потому его свободно можно считать гением, замыслы которого воплотились в жизнь лишь спустя пятьсот лет.
Мысленно переносимся ещё лет на 400 лет в будущее. Начиная с 1861 года, было совершено множество полётов совершённых на различных летательных аппаратах. Наиболее значимый вклад в авиацию внёс немецкий инженер Отто Лилиенталь (Liliental, 1848-1896). Он упорно создавал и усовершенствовал планёры, совершая полёты на них. К сожалению, один из них оказался плачевным. Совершив более 2000 полётов, в 1896 году, его планёр падает на землю и разбивается. Следуя идеям Лилиенталя, владельцы велосипедной компании, американские авиаконструкторы и лётчики братья Райт (Wright), в конце 19 века, продолжали исследования крыльев самолётов. Их отец подарил им в детстве макет игрушечного самолёта, но из детства эта страсть к полётам перешла к ним и во взрослую жизнь. В 90-е годы они постепенно улучшали свои проекты. К 1903 году Райт понимают, что для улучшения полёта самолёту требуется двигателем внутреннего сгорания. Они сконструировали такой самолёт и первыми в мире опробовали его. Им тогда удалось преодолеть 284,34 ярда (или 260 метров), продержавшись в небе чуть меньше минуты. В 1904 году они улучшили свой результат до 1 410,76 ярдов (или 1290 метров). К 1908 году они смогли преодолевать 1км/ мин., установив на соревновании новый рекорд. Хотя тогда в их проект никто не верил. Считалось, что у авиации нет будущего. Но теперь мы знаем, что это не так, а братьев Райт свободно можно считать пионерами авиации.
В России плотно занялся проблемами полётов великий учёный Николай Егорович Жуковский (5 [17] января 1847, с. Орехово (ныне Владимирской области) — 17 марта 1921, Москва), став “отцом русской авиации” и создателем современной авиации. Его способности проявились рано, ещё в гимназии, когда он самостоятельно освоил высшую математику. Может, этому способствовало то, что его отец был инженером- строителем железных дорог, т. е. тоже хорошо владел математикой. Николай Егорович стал золотым медалистом, затем поступил на физико-математический факультет Московского университета и окончил его на год раньше положенного срока. Изучение движения жидкости в трубах - этому была посвящена его магистерская работа. Найдя формулу, которая позволила рассчитать поведение каждой частицы в движущимся потоке, Жуковский становится не только магистром, но и обладателем стипендии для стажировки в любом европейском университете. Используя этот шанс, он объезжает крупнейшие европейские институты и научные лаборатории, слушая лекции Политехнической школы Парижа, Британского университета и даже, Сорбонны, знакомясь с самыми известными учёными и изобретателями. Затем становится профессором Московского университета. К началу 20 века, в 1902 году, построил в институте аэродинамическую трубу, исследуя величину подъёмной силы крыла, а так же возможность сопротивления воздуху тел различных форм. В 1904 году создал специальный институт для аэродинамических исследований на базе лаборатории в посёлке Кучино, Московской области. Имея недюжинный ум, он даёт формулу
и источник подъёмной силы крыла. Он, с точки зрения математика, дал расчёт для вычисления подъёмной силы для любого летательного аппарата, и эта теория стала началом курса аэродинамики. Также ему принадлежит: теория крыла; метод расчёта воздушных винтов и динамики полётов; аэродинамическая лаборатория при Московском вычислительном техническом училище (1910 год); усовершенствование водопроводной трубы; доказательство возможности “мёртвой петли” на аэроплане, исследовав фигуры высшего пилотажа. Город в Московской области - город авиации- с численностью населения 101, 3 тыс. жителей (судя по переписи 1992 года) назван в честь Жуковского.
Перенесёмся ещё в будущее. 1918 год. В этом году студент Андрей Николаевич Туполев (29 октября (10 ноября) 1888 года, сельцо Пустомазово Корчевского уезда Тверской губернии — 23 декабря 1972, Москва) , учившийся у Жуковского, заканчивает МВТУ и уже тогда мечтает произвести прорыв в аэродинамических расчётах самолётов. Академик АН СССР с 1929 года, один из организаторов ЦАГИ (главный создатель- Жуковский), Сергей Алексеевич Чаплыгин (1869-1942, тоже ученик Николая Егоровича) стал для Туполева учителем и наставником. Чаплыгин помогает талантливому мальчику в его начинаниях и разработки методик расчёта самолёта как единого целого. За короткое время Туполев становится одним из главных авиаконструкторов страны. Создавая глиссеры, аэросани и самолёты, к 1922 году было создано конструкторское бюро Туполева. В его бюро проекты назывались либо Ту (от фамилии), либо АНТ (начальные буквы имени, отчества и фамилии). Там же был создан первый цельнометаллический самолёт (задолго до того, как его стали изготовлять в Европе). За свою долгую жизнь, он создал более 100 боевых и гражданских типов самолётов.
Во время Великой Отечественной Войны, его бомбардировщики Ту-2 (а так же семейство торпедных катеров) были для советских солдат чем-то вроде спасательного круга. Хотя ещё к началу войны мы отставали от противников, фашисты возлагали большие надежды на знаменитого немецкого промышленника и авиаконструктора Вилли Мессершмитта (Messerschmitt, 1898-1978), создателя знаменитых Мессершмитов, то уже к середине Россия превзошла врага благодаря, в том числе, и Туполеву. Но и после войны, авиаконструктор создавал военные самолёты,
на которых совершенно множество мировых рекордов высоты, дальности, высоты подъёма грузов и 28 уникальных вылета. Наиболее значимые самолёты: бомбардировщик Ту-16, АНТ- 25 (“Родина”), первый реактивный Ту-104, за ним семейство реактивных лайнеров, сверхдальний Ту-114 (Туполев работал до последних дней, но не дождался окончания создания этого своего последнего проекта). При чём к пассажирским моделям Андрей Николаевич перешёл одним из первых. Девиз жизни: “некрасивая машина никогда не будет летать”.
Ну, конечно, дело создания самолётов оказалось для Туполева – делом всей семьи, так сказать, авиаконструкторской династией. Жена Юлия Андреевна Туполева на протяжении многих лет возглавляла специальный отдел, занимающийся внутренней отделкой самолёта, основанный Туполевым в составе своего бюро, в котором ей удалось создать самолётные интерьеры, напоминающие интерьеры шикарно обставленных гостинец. В них каждый пассажир чувствовал себя, как дома. Этот отдел тоже был новаторским. А сын, Алексей Андреевич (1925- 2001), доделывал Ту-114 и стал генеральным конструктором ОКБА А. Н. Туполева сразу после смерти Андрея Николаевича в 1972 году. Он достиг почти тех же высот, что и отец, хотя оставался в тени. Вот, к примеру, советский авиаконструктор А. Н. Туполев после смерти Сталина, в 1953 году, стал академиком АН СССР, и российский авиаконструктор А. А. Туполев стал академиком в 1984 году, правда тогда она стала называться РАН.
Во многом он усовершенствовал задуманные отцом планы, занимаясь не только новыми моделями самолётов серии Ту, но и ракетными системами.
Все эти события произошли перед моим мистическим рассказом. Все они - череда последовательных открытий, доходящих до 1984 года. Именно в этом году и именно с одним из самолётов, проектируемых Туполевым-сыном, случилась эта история. 15 июня один влиятельный чиновник отправляется по путёвке в Сочи. Летит на самолёте и вдруг отказывает двигатель, машина падает и разбивается. Погибают все кроме пилота, он вовремя выпрыгивает с парашютом и спасается. Проведя тщательное расследование, пилота признали невиновным.
Вдова чиновника, оставшись дома, жалела, что не смогла отговорить мужа лететь. Сожалея, Елена была верна мужу 5лет. В 1989 году, гуляя по улице, она замечает молодого человека, лет на десять моложе себя. Со дня трагедии, вдова ни разу не улыбнулась и ходила в чёрном платке. Видя несчастную женщину, мужчина подошёл к ней и стал её утешать. Вскоре жизнь женщины наладилась, и дело дошло до свадьбы. За день до неё, смотрясь в зеркало, вместо своего отражения она замечает в нём прозрачную фигуру покойного мужа, которая молвила загробным голосом: “Не выходи замуж”. Молвил и исчез. Жена задумалась, толи он ревнует, толи её будущий муж чем-то не хорош, но на следующий день свадьба состоялась. Когда жених вёл невесту под венец, то неожиданно поскользнулся и упал.
Голова его была пробита и скорая не смогла его спасти. Когда погибшему расстегнули рубашку, чтобы послушать сердце, то увидели на его животе кровавую надпись: “Я - убийца, убил 150 человек”.
Покойный и есть тот единственный спасённый пилот, который в 1984 году допустил грубейшую ошибку при полёте и действительно был виновен в аварии. Он, почуяв опасность, раньше времени выпрыгнул из самолёта, тем самым спас свою жизнь и не попытался спасти жизни пассажиров. Возможно, дух почившего мужа отгородил вдову от дальнейшей опасности, а может, это был несчастный случай, а людям просто померещилась эта кровавая надпись, а жене этот прозрачный силуэт в зеркале.
№2
Опять прибегнем к истории авиации и катастроф. Знаменитый российский военный лётчик, основоположник высокого пилотажа, создатель “петли Нестерова” Пётр Николаевич Нестеров (1887-1914) впервые применил таран в воздушном бою и геройски погиб.
Сделавший многое для советской авиации (испытывал самолёты: истребителя И-16, АНТ-25 (после неудачного полёта С. Леваневского)) Валерий Павлович Чкалов (1904 – 1938) погиб в декабре 1938 года, испытывая истребитель И -180.
В 1968 году, из-за ошибки в пилотировании самолёта, погибает первый российский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968) с инструктором.
В 2000 году на своём собственном самолёте разбивается российский офтальмолог, первый директор комплекса «Микрохирургии глаза» Святослав Фёдоров (1927 -2000).
Широко известна и авиакатастрофа губернатора Александра Ивановича Лебедя с многочисленными жертвами. Всё это далеко неполный список жертв самолётов. И речь в моём рассказе пойдёт о, подобной этим катастрофам, гибели одного из самолётов Боинг в 1982 году, возле берегов Тихого океана. Студентка Джерома Клайд, желая отправиться за границу, к жениху, покупает билет на самолёт. У неё было место у иллюминатора, но сосед решил поменяться с ней местами, и она согласилась. Хотя никто в самолёте не говорил, но в её голове звучали голоса: «Будь осторожна!». За тем к ней подошла стюардесса и застегнула на ней ремень безопасности и надела спасательный жилет (единственной пассажирке). А через минуту пилот сообщил о неисправности самолёта.
Машина начала стремительно падать. На лету её разорвало на две части. Все люди, находящиеся у иллюминатора мгновенно погибли, сгорев. Вторая часть самолёта упала в океан. Не пристёгнутые люди сразу вылетели из сидений, и они посыпались в воду, начав тонуть. Глубоко, и спасателей не было, и весь народ пошёл ко дну. Осталась одна Джерома. Она надула спасательный жилет и поплыла. Ей удалось добраться до берега. Из большого числа экипажа и пассажиров – спаслась только эта студентка.
Что её спасло – удача или мистические силы – этого и она сама не знала.