Голос честного человека. Иван Аксаков

Кирилл Владимирович Ратников
                К 180-летию со дня рождения И. С. Аксакова

        В истории отечественной литературы и журналистики есть имена, занимающие особое место не только по величине внесенного ими художественного вклада, но и, главным образом, по той чистой и светлой ауре высочайшей нравственности, безусловной человеческой и писательской порядочности, которая окружала их на протяжении всего зачастую нелегкого и тернистого жизненного и творческого пути. И действительно, в сфере общественно-политической журналистики, дававшей и в XIX веке, и позднее немало оснований для упреков в конъюнктурности, угодливости, продажности, тем более ярким и отрадным явлением должна представать фигура публициста, редактора, издателя, для которого была немыслима сделка с совестью, отказ от своих заветных убеждений, попытка подстроиться к интересам властей предержащих или использование заведомо непорядочных методов идейной борьбы с оппонентами. Именно таким безупречно честным и принципиальным человеком, живым воплощением совестливости и беспристрастной объективности во всём, что он писал, говорил и делал, был Иван Сергеевич Аксаков – один из крупнейших представителей славянофильского направления в развитии русской социально-философской мысли, выдающийся пропагандист и защитник подлинно патриотических ценностей в культуре, политике, общественной жизни России середины XIX века. Такой человек по праву достоин служить нравственным примером и для наших современников, своим примером ясно напоминая нам о строгих моральных требованиях, предъявляемых к тем, кто выступает на поле общественной деятельности, неся людям свое слово, а вместе с тем и свой духовный образ, свободный от низменных искажений расчета и корысти.
   
        Иван Аксаков родился 26 сентября (8 октября по новому стилю) в Москве, в большой, патриархальной и очень дружной семье замечательного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, создателя знаменитой «Семейной хроники» – живой летописи, повествующей о родовом укладе образованного русского семейства, незыблемо сохранившего в своих недрах глубокие корни исконно отечественного воспитания, основанного на всестороннем  развитии лучших духовных качеств человека. «Детские годы Багрова-внука», «Аленький цветочек (Сказка ключницы Пелагеи)» – эти широко известные произведения Аксакова-отца несут в себе великий нравственный потенциал, обосновывая идеалы добра, чести, высокой духовности. Иван был одним из 14 детей (6 сыновей и 8 дочерей) в аксаковской семье, унаследовав от отца четкое представление о чести, горячую любовь к родине и обостренную чуткость ко всему, что препятствует становлению справедливой и гармоничной общественной жизни в России. Большое влияние оказал на Ивана его старший брат Константин – страстный проповедник славянофильского учения, призывавший воспринять от русской допетровской истории незамутненные истоки народного русского духа и общинного жизненного строя.

        Активно стремясь собственными силами содействовать разумному и позитивному ходу государственных дел в своем Отечестве, Иван Аксаков, получив основательное юридическое образование, поступил на службу в губернские административные учреждения и принялся ревностно исполнять свои обязанности на основе законности и высокоморальных представлений о долге честного государственного служащего. Однако реальная действительность крепостнической России, с которой пришлось столкнуться молодому чиновнику, весьма неприглядная и бесконечно далекая от желанного идеала, очень скоро отрезвила его от радужных иллюзий. В многочисленных письмах, адресованных родным и единомышленникам, писавшимся в самых глухих уголках российской глубинки, куда Аксакова приводили служебные разъезды, отразились освещенные с горестным сарказмом впечатления от всеобъемлющей неурядицы государственного и общественного устройства России, а также впервые были высказаны раздумья о необходимости и неизбежности давно уже назревших коренных реформ. В глазах официальных властей подобные мысли выглядели настоящей крамолой, особенно на фоне революционных волнений в Европе, что и привело в марте 1849 года к аресту дерзостного чиновника по личному распоряжению императора Николая I. Находясь в заключении в Петропавловской крепости, Иван Аксаков с такой откровенностью и чистосердечием отвечал на предъявленные ему обвинительные вопросы, что эта открытая позиция честного и смелого человека произвела сильное впечатление на российского самодержца, лично начертавшего на следственном деле арестованного резолюцию шефу жандармов: «Призови, прочти, вразуми, отпусти!»  И арестованный был действительно отпущен… под тайный полицейский надзор – на всякий случай, для подстраховки. Такова власть в России, и такова цена ее официальной риторики.

        Некоторое время после выхода из-под ареста Аксаков продолжал добросовестную чиновничью службу, совмещая ее с литературной работой. Когда сведения об этом дошли до непосредственного начальства, Аксакову было предложено сделать знаменательный выбор: если служить, так уж не писать, а если писать, так уж не служить. Убедившись в полной безрезультатности попыток придать правительственной политике хоть сколько-нибудь просвещенный и общественно ориентированный характер, Аксаков вынужден был с сожалением оставить службу, сумев превратить свою неустанную многолетнюю публицистическую деятельность в ничуть не менее эффективную форму общественного служения на благо родины и русского народа.

        Окончательно перебравшись из провинции в Москву, Иван Аксаков развернул здесь активную пропаганду славянофильских воззрений на коренную сущность русской жизни, веками твердо державшейся на общинной взаимопомощи сельских тружеников-крестьян и подкреплявшейся отныне распространением в их среде просвещения, культуры, гражданских идей, к чему призваны были, по его мнению, патриотически мыслящие образованные круги столичного и губернского общества. В целях доведения этой программы до широких читательских кругов, Аксаков выпустил в 1852 под своей редакцией объемистый «Московский ученый и литературный сборник», содержавший ряд весьма ценных материалов по русской истории, а также несколько злободневных наблюдений над современным состоянием дел в народной жизни. Сборник вызвал настоящий переполох в правительственных верхах, а его редактор был обвинен в злонамеренном распространении нежелательных идей. После этого Ивану Аксакову не только запретили впредь редактировать какие-либо издания, но даже появление самого его имени под статьями, представляемыми в печать, стало делом практически невозможным. В это трудное и печальное время он обратился к возможностям поэтического слова, выражая в отточенных и гармоничных формулировках свои самые задушевные убеждения и нравственные принципы, от которых не счел возможным отказаться, несмотря на все правительственные гонения:               

                Не дай душе твоей забыть,
                Чем силы в юности кипели.
                И вместо блага, вместо цели
                Одно стремленье полюбить.
                Привычка – зло. Одним усталым
                Отраден дух ее пустой…
                Стремясь, не будь доволен малым
                И не мирись своей душой!..

        Когда разразилась Крымская война и Россия столкнулась лицом к лицу с враждебной ей коалицией ведущих европейских государств, у опального Ивана Аксакова ни на мгновения не возникло колебания относительно того, куда властно призвал его гражданский и патриотический долг, – он сразу же записался в военное ополчение и вместе со своей дружиной проделал путь к театру военных действий, но только вот принять участие в сражениях ему не довелось: военная кампания закончилась для России болезненным и постыдным поражением. Расследуя, по поручению командования, вопиющие злоупотребления интендантских служб, Аксаков смог воочию увидеть причины бедствий русской армии на собственной земле от превосходивших ее в вооружении и военном снабжении чужеземных врагов: размеры тылового воровства и лихоимства оказались столь огромными, что едва ли не равнялись урону, наносимому материальной базе русских войск действиями противника. А это – всего лишь частный, хотя и в высшей степени показательный, пример того, в каком удручающем положении находились дела в России. Безотлагательные коренные реформы встали на повестку дня, и Иван Аксаков, по мере возможностей, пытался содействовать их скорейшему проведению в жизнь.

        С этой целью он основал в 1859 году газету «Парус», само название которой символизировало страстное ожидание свежего и сильного ветра перемен, дующего в паруса идущего последовательным реформистским курсом государственного корабля. В передовой статье новой газеты Аксаков в шутку обратился с призывом к мифологическим божествам благословить корабль на благополучное плавание. Среди этих фантастических существ упоминался и «русский синий водяной». Какой-то добровольный осведомитель подал правительству донос, в котором утверждалось, что обращение к «синему водяному» – это скрытая насмешка над голубыми мундирами жандармского корпуса. Власти поверили, обиделись, вознегодовали – и аксаковский «Парус» был свернут уже на втором номере. Нет, у российский властей с чувством юмора всегда было туго! Над ними нельзя шутить, тем более нельзя их ругать – позволено лишь беспрекословно и без рассуждения подчиняться распоряжениям верховных властей.

        Иван Аксаков, как человек с собственными, четко определенными программными принципами, отказался играть роль печатного рупора правительственной политики и пассивного статиста в проведении властью своих сомнительных административных мер. Не удивительно поэтому, что все последующие газеты Аксакова – «День», «Москва», «Москвич», «Русь» – ожидала та же судьба, что и злополучный «Парус»: век их был недолог. Но, несмотря на цензурные рогатки, Аксакову-редактору все же удалось сделать многое – прежде всего, предельно ясно обозначить славянофильские нравственные приоритеты в общественной жизни, высоко поднять знамя просвещенного патриотизма и действенного народолюбия. Он сам совершенно четко писал о своем понимании славянофильской общественной программы: «…Не боясь ложных упреков в исключительности, мы смело ставим наше знамя. Наше знамя – русская народность. Народность вообще – как символ самостоятельности и духовной свободы. Свободы жизни и развития… Народность русская, как залог новых начал, полнейшего жизненного выражения общечеловеческой истины».
 
        Энергичный публицист, корректный и объективный полемист, наконец, писатель, обладающий ярким литературным даром, – Иван Аксаков в 60 – 80-х годах XIX века стал одним из самых заметных и влиятельных участников общественной жизни и сопряженной с ней внутриполитической борьбы. Причем влияние его на современников обусловливалось отнюдь не поддержкой правительственных структур, как это было у целого ряда его оппонентов из официозных изданий, а достигалось благодаря высочайшей степени его нравственного авторитета и заслуженной репутации неподкупно честного и морально бескомпромиссного борца за свои идеалы и убеждения. По сути, Иван Аксаков стал лидером младшего поколения славянофилов – тем центром, вокруг которого собирались не только отечественные силы, но и передовые представители славянских стран, духовное родство с народами которых Аксаков неустанно пропагандировал перед российской общественностью. Когда в Москве проходили славянские съезды, Аксаков неизменно выступал их устроителем, руководителем и главным оратором – глашатаем идеи всемирного славянского братства.

        В эти годы, на почве славянских симпатий, Иван Аксаков сблизился с великим русским поэтом, идеологом мирового союза славянских держав во главе с Россией, Федором Ивановичем Тютчевым. В своих письмах к нему Тютчев чрезвычайно высоко оценивал силу нравственного примера, подаваемого Аксаковым русскому обществу: «Значение ваше не в рати, а в знамени. Знамя это создаст себе рать, лишь бы оно не сходило с поля битвы. Не бросайте и не предавайте его. Это мое задушевное убеждение». Внимательно следя за выступлениями Аксакова в печати и жадно ловя сочувственные им отголоски в великосветской среде, Тютчев очень точно выразил сущность воздействия, оказываемого публицистикой Аксакова на общественное мнение в России и на позицию власти, вынужденной всё чаще считаться с этим мнением: «Еще раз я имел случай убедиться, какое значение приобрело у нас слово печати, разумно-честной печати, особливо в правительственных сферах. Его еще не всегда слушаются, но всегда слушают».

        В гостеприимном доме Тютчева Иван Аксаков обрел и свое семейное счастье: его женой, верной спутницей жизни и убежденной единомышленницей стала дочь поэта – Анна Федоровна Тютчева, разносторонне образованная, очень талантливая, выдающаяся по характеру женщина, старавшаяся распространять идейные убеждения отца и мужа при императорском дворе, где она служила сначала фрейлиной жены будущего императора Александра II, а затем воспитательницей младших детей императорской четы. И для самого Аксакова духовная близость с Тютчевым чрезвычайно много значила, о чем он сам свидетельствовал в большом биографическом очерке, посвященном памяти глубоко уважаемого им тестя. Аксакову же принадлежит емкое и, пожалуй, исчерпывающее афористическое определение внутренней сущности тютчевской поэзии: «У него не то, что мыслящая поэзия, – а поэтическая мысль». Таким образом, две замечательные русские семьи – Аксаковых и Тютчевых – оказались связаны не только кровным, но и неразрывным духовным родством.

        Сердце честного и благородного человека не выдержало непрерывной тягостной борьбы с правительственной цензурой за право открыто и свободно отстаивать свои заветные убеждения. Иван Аксаков скоропостижно скончался от разрыва сердца 27 января (8 февраля по новому стилю) 1886 года, еще накануне с полной отдачей сил готовя к выпуску очередной номер последней своей газеты. Двадцатые числа января – роковые вехи в истории отечественного слова: в эти дни не стало Пушкина, Достоевского, Аксакова… Жизнь оказалась преждевременно подорвана, но оставила яркий и неизгладимый след в общественном бытии той эпохи. А лучшей эпитафией вождю славянофильства стало, наверное, крылатое выражение, имевшее широкое хождение в тогдашнем журналистском мире: «Честен, как Аксаков».

        Октябрь 2003