Запись пятнадцатая о том, как книги спасают

Елисей Лис
Эту запись хотелось бы начать с того, что книги – это спасение.

С начала заезда читала книгу Эльчина Сафарли. Она меня воодушевила. Вдохнула в меня надежду, показала другие стороны жизни.

Главная героиня больна раком, расстается с  молодым человеком, которого очень любит, потому что от него не чувствует должной отдачи. Он говорит, что им хорошо вместе, чего еще можно пожелать? Но ей нужны были другие слова, самые главные. После этого она уезжает в другой город и начинает там новую жизнь. Я была восхищена ей, так как она, не смотря на все существующие преграды, радуется жизни. Она не отчаивается, но и никуда не спешит, она просто живет в свое удовольствие и благодарит жизнь за то, что еще дышит. В конечном счете, она вылечилась, она радовалась каждому дню, и это ее исцелило.

Мы все поглощены поиском решений, а кто-то вовсе не пытается искать выход, предпочитая, жаловаться всем, кто попадается на дороге, что забываем о простом: нужно видеть счастье во всем, что нас окружает. Везде есть что-то хорошее, будь это здоровье близких или самый обычный снег.

Еще пара моих любимых цитат из книг вспоминается, я давным-давно уже их заучила.
Например, в произведении Фицджеральда «Ночь нежна».

«Говорят, душевные раны рубцуются - бездумная аналогия с повреждениями телесными, в жизни так не бывает. Такая рана может уменьшиться, затянуться частично, но это всегда открытая рана, пусть и не больше булавочного укола. След испытанного страдания скорей можно сравнить с потерей пальца или зрения в одном глазу. С увечьем сживаешься, о нём вспоминаешь, быть может, только раз в году, - но когда вдруг вспомнишь, помочь всё равно нельзя».

Это ведь на самом деле так. Кажется, что  всё, воспоминания отпустили, тоска испарилась, как утренний туман, но стоит заиграть одной песне, а иногда услышать знакомые слова, которые кто-то когда-то произносил, и этой прекрасной иллюзии приходит конец… Или в моей ситуации приснившийся сон.

Из книги Олдоса Хаксли «Шутовской хоровод»:

««Никогда больше, никогда больше»: было время, когда ей достаточно было один или два раза произнести вполголоса эти два слова, чтобы разрыдаться. «Никогда больше, никогда больше». Она тихонько повторила эти слова. Но слезы не выступали на глазах. Скорбь не убивает, любовь не убивает; но время убивает все, убивает желание, убивает грусть, убивает под конец и душу, что испытывала их; иссушает и расслабляет тело, пока оно еще живо, разъедает его, как щелок, а под конец убивает и его. «Никогда больше, никогда больше». Вместо того чтобы плакать, она рассмеялась, рассмеялась вслух».

Ах, время, время… Чем больше его проходит, тем более далекими кажутся события. Иногда, кажется, все что было тогда, в прошлом, было совсем не с тобой, а с кем-то другим. Будто кто-то взял и рассказал тебе всю эту историю, или она тебе взяла и приснилась. А иногда мне кажется, что всего того, что произошло со мной, на самом деле не было, и я давным-давно сошла с ума.
Собственно говоря, к чему я о книгах?

Сегодняшний день открыл для меня что-то новое. Я пока не могу с точностью сказать, что именно. Но я точно чувствую это. Не знаю, чувствую.

После обеда с горячим чаем я пришла в телевизор и подсела к Даше.

- Ты не против? – спросила я.

- Нет, конечно, садись.

- Как сходили на водопад? А то никто мне не хочет ничего рассказывать.

Я охотно поделилась с ней впечатлениями. Пока мы разговаривали,  к Даше подбежала местная собака, встала на задние лапы, положила передние ей на колени и начала играючи кусать за рукава.

- Эй, Герда, не надо меня кусать! Мне еще в этом домой возвращаться. Я не хочу остаться без кофты.

Мы начали замерзать, потому что погода совсем нас не радовала теплом.

- Может пойдем и разожжем костер? – предложила я.

- Да, пожалуй.

- Тогда я за спичками.

- Хорошо, встретимся здесь, тем более, что с собакой мне далеко не уйти.

Я вернулась со спичками, а Даша все еще отбивалась от собаки.

- Помогите кто-нибудь. Уберите от меня этого зверя, – молящим голосом сказала она.

На наше счастье мимо проходила повар, направляясь к пляжу и свистя увлекла Герду за собой.

Мы подошли к костру, собрали дров, недостатка в них там не было. И совсем не напрягаясь, развели костер. Завязалась беседа. Разговор зашел про книги.

- Мне безумно нравится ощущение того, что на меня давит книга. Мне иногда не хватает какой-нибудь тяжелой литературы, чтобы она прямо-таки давила мне на виски. Если возникает такое желание, я беру Достоевского и погружаюсь с головой, - сказала Даша.

- Мне вообще русские классики нравятся в целом больше. Как-то красноречивее пишут. Больше оборотов, читать приятно, и описания героев поражают своей полнотой.

- Да. Например, взять того же Достоевского. Какие полные образы, раскрыта вся многогранность личности. И больше всего мне нравится, что все герои сходят с ума, и ты вместе с ними.

- Чувствовать книгу душой – это очень круто.

- Кстати, если книга меня поразит, я иногда вставляю себя как дополнительного героя. Думаю, как бы тогда поменялся сюжет, где бы я смогла помочь. Иногда представляю себя на месте разных героев. Очень интересное занятие.

- До такого я еще не доходила, но сама идее мне нравится.

- А недавно я скачала двадцать книг. По своему обыкновению я, прочитав одну книгу, смотрю отсылки к другим авторам. Ты ведь знаешь, что обычно в конце произведения печатаются разные виды литературы, которую можно прочесть, если книга тебе оказалась близка. И знаешь, из двадцати книг стопроцентное попадание! Прочитала одну книгу, нашла в источниках другую, оказалось, что она у меня уже есть. И так со всеми остальными.

- Есть еще одна интересная фишка. Читаешь именно те книги, в которых есть ответы на интересующие тебя вопросы. Я это заметила. У меня дома стоит огромная книга. Как только меня что-то заинтересует, я открываю ее на любой странице и вот он, готовый ответ!

- Да. А бывает, читаешь книгу, и параллельно ей показывают фильм или сериал, снятый по ее мотивам.

- Ты тоже это заметила? Со мной так постоянно происходит!

- После этого думаешь, как все так устроено.

Прошло минут двадцать и на костер начали собираться люди. Так мы провели время до ужина.

- Мдааа… Вот они все наши развлечения: костер да ужин! – с ноткой сарказма сказала Даша.

- Правильно, а что еще делать в такую погоду? Только есть и греться, - поддержала Дашу я.

После ужина все снова собрались на костре. В основном была молодежь. Мы играли в разные игры: в поход (смысл которой я разгадала последней, и почувствовала себя очень глупой), в крокодила и в угадай кто я, в города. Я долго пыталась убедить молодого человека в том, что столица Австралии – Канберра. Никто мне не верил, все думали, что Сидней. Но я навсегда запомнила это с уроков географии. Честно сказать, это единственное что я оттуда запомнила.

Даа, нам было над чем посмеяться.

Потом большая часть людей удалилась ради прелестного занятия, в беседке остались я, Даша и Рома.

Мы разговаривали очень долго. Обо всем. Не хочу перечислять темы. Очень много спорили.

- Какая-то странная беседка. Обычно я стараюсь не ввязываться в дискуссии, но здесь… Что-то меня вынудило, - сказал, когда мы собирались уходить Рома.
- Это все ночь, - сказала я  и замолчала.

Больше мы не произнесли ни слова

Ночь. Странное и прекрасное время. Ночь – время без масок. Почему-то именно в это время суток люди, точно по волшебству становятся искренними. Отчего? В темноте ничего не видно, можно укрыть в ней все что угодно. Почему бы и не отдать темноте свои настоящие чувства? Если по-другому нельзя? Не поймут. А ночью все всё сознают. Да и плевать, если нет. То, что ты сказал, оно здесь и останется. Никто не запомнит твоих соображений. И думается ночью лучше, находятся ключи, разгадки. Это как подведение итогов. Можно весь день размышлять, искать решение, а оно возьмет и придет ночью, как неожиданный взрыв. И ты сидишь, смотришь на место события, которое открыло перед тобой дверь с огромным замком, и не понимаешь, как раньше до тебя не доходили столь простые истины.

Бывало, что я только укладывалась спать. И вдруг! Взрыв! Новый план! Идея! Приходилось вставать, искать в темноте листок и ручку, чтобы ничего не видя, кривым почерком, но записать что-то очень важное, потому что знаешь, что на утро ты уже этого не вспомнишь. И как потом обидно, если было очень не охота подниматься, и ты забыл, потерял, эту тонкую нить, что была так явно видна, еще всего каких-то восемь – девять часов назад. А теперь она снова скрылась где-то там, где светит солнце и делает ее прозрачной для твоего взгляда. И ты снова ждешь ночи, чтобы почувствовать, не упустить новую возможность открытия.