Приключения Робинзона Крузо в Архангельске

Андрей Ружников
Робинзон Крузо - один из самых известных мировых литературных персонажей.

Те из читателей, кто до конца осилил роман "Робинзон Крузо", знают, что моряк из Йорка после 27 лет жизни на необитаемом острове попал в родную Англию, объехав полсвета, в 1695 году Робинзон через Китай добрался до России. И когда до дома оставалось "рукой подать", выяснилось, что на южных границах молодой московский царь воюет с Турцией, на Балтике шведский король все выясняет отношения с польским. Оставался Север, где в то время был единственный порт России.

18 июля 1695 года Крузо прибыл в Архангельск. Увидев десятки судов под всеми флагами Европы, Робинзон облегченно вздохнул. Сняв номер в новом, построенном к столетию города Гостином дворе с видом на Двину, где были невиданные для него вещи: канализация и водопровод.   Крузо пошел узнавать про ближайший корабль в Европу. Но не тут-то было. "Какая Европа! - отмахивались от него капитаны, показывая на реку. - Все только начинается". По Северной Двине непрерывно шли караваны, груженные товарами со всей России. Работа в порту, торги на биржах не прекращались ни днем, ни ночью. А суда все прибывали и с моря, и по реке.

Цены в гостиницах, постоялых дворах росли ежедневно. Через неделю, получив очередной счет, Робинзон понял, что погорячился и съехал из Гостиных дворов. На окраине города увидел домик, который привлек его тем, что во дворе паслась козочка, как две капли воды похожая на его любимицу безрогую Джулию. Крузо, прикрыв глаза с умилением вспомнил, как печально блеяла Джулия вслед кораблю, увозившему его с острова. Отбросив ностальгические воспоминания, Робинзон постучал в калитку. Дверь открыла средних лет вдовушка, и, выслушав, согласилась сдать ему комнату без пансиона, за умеренную, по архангельским (весьма приличную по европейским) меркам цену. Правда, потребовала полной предоплаты – (знаю я вас европейцев, уплывете, не расплатившись, ищи ветра в море). Согласившись, и выложив последние из прихваченных у пиратов на острове гульдены, Крузо пошел прогуляться. Запахи из многочисленных кабаков и таверн заставляли урчать желудок, но в карманах уже не звенело.

Тогда Робинзон решился: зайдя в ближайший кабак, подсел к гулявшим голландцам и стал рассказывать о своих приключениях. Восхищенно поохав и поахав, моряки накормили скитальца ветчиной, яичницей и поднесли стакан рома. Ободренный первым успехом, на следующий день Крузо зашел в другую таверну и подсел к гамбургским матросам, потом к англичанам, французам…

Сытый и пьяный Робинзон возвращался после очередного трактирного выступления в домик на окраину, где хозяйка потихоньку обучала его искусству любви. Крузо оказался весьма способным к обучению, к тому же гены просвещенной Англии, 27 лет находившиеся в летаргическом сне, начинали пробуждаться. К десятому уроку Робинзон уже вполне прилично целовал хозяйку в носик, а через месяц твердо усвоил, что женская грудь отличается от козьей тем, что не дает парного молока.

Когда были обойдены все места скопления моряков из Европы, Крузо, который за год путешествия по России освоил разговорный русский, зашел в трактир и подсел к поморам, надеясь удивить "этих диких местных". Поморы, как сразу выяснилось, неплохо знали английский, вдохновленный Робинзон, начал отработанный многократно на европейских моряках рассказ.
Однако его история жизни на необитаемом острове вызвала смех и иронию. Похлопав рассказчика по плечу и посочувствовав «трудной» жизни среди вечнозеленых пальм, кокосов, ананасов и козочек, поморы угостили Робинзона ухой из семги, пирогами с палтусом и морошковой настойкой. И рассказали, как им приходится после кораблекрушений годами выживать на арктических островах, где, кроме мха, ничего не растет, а зима - девять месяцев в году.

Расстроенный Крузо несколько дней не выходил из дома. Даже когда хозяйка звала к столу, присаживался с краю, накладывал себе немного трески, блинов с красной икрой, быстро ел и уходил к себе. Узнав, в чем дело, вдовушка посмеялась и утешила путешественника, как могла.

Наконец, торговля стала стихать, и накануне осенних штормов корабли один за другим начали покидать Архангельск. 20 сентября отчалил корабль, капитан которого согласился высадить Крузо в Англии. Робинзон долго стоял на корме и смотрел на причал, где махала платком приютившая его хозяйка.

Поговаривают, что в скором времени на месте прощания Робинзона с отзывчивой архангелогородкой появится памятник знаменитому путешественнику.

Записал Андрей Ружников
по рассказам потомков Робинзона Крузо, некоторые из которых проживают в Архангельске.