Рецензия на фильм Роб Рой Майкла Кейтона-Джонса

Прусов Николай Сергеевич
        Рецензия на фильм «Роб Рой» Майкла Кейтона-Джонса.
    Я решил так: сначала я опишу то, что в моих любимых фильмах и сериалах мне очень, очень понравилось. Опишу подробно, в отдельных статьях по каждому полюбившемуся мне фильму и сериалу. А потом, в одной общей статье, опишу то, что во всех моих любимых фильмах и сериалах (а также и в нелюбимых мною фильмах и сериалах!) мне не нравится, что мне не нравится в целом в современном условно-Христианском, условно-Европейском кинематографе. Опишу в одной большой статье.
    Я решил поступить подобным образом, потому что мои похвалы… они уникальны для каждого, отдельно взятого, любимого мною фильма и сериала.  А вот критика… моя критика современного кинематографа будет однообразной, если так можно выразиться, а потому ее и можно, и нужно «запихать и утрамбовать» в одной общей статье…
    Мои личные определения придуманных мною же понятий «условно-Европейский» и «условно-Христианский» даны в другой моей работе «Приглашение к диалогу. Предисловие». Эту работу любой может найти на моей странице на «proza.ru».
            -//-
    Итак! Продолжим-с!
    Для начала - небольшое пожелание-отступление. Прежде всего, я хочу обратиться ко всем тем, у кого есть дети:
    Уважаемые родители! Не воспитывайте своих детей на высоких идеалах, если сами оных идеалов не соблюдаете, если сами оных идеалов не чтите и сами оным идеалам не соответствуете, если сами считаете, что жить согласно высоким идеалам в современном мире невозможно.
    Не поступайте подобно моей матери, поведение которой в последнее время удивляет меня несказанно. Она воспитала меня на подражании благородным и сердобольным героям-дуракам, на подражании предельно благородным, предельно положительным, а потому отчаянно глупым в смысле их непрактичности персонажам Вальтера Скотта, Маин Рида, Фенимора Купера, Федора Михайловича Достоевского. Во всяком случае – разрешила мне «самовоспитываться» подобным образом, позволяя читать книги из своей библиотеки. В добавок ко всему прочему она разрешила моему деду воспитать меня сердобольным, религиозным дураком-фанатиком. А теперь говорит: это все неправильно, жить надо иначе, надо быть более циничным, более эгоистичным надо быть.
    Между тем, в моей жизни уже поздно что-то менять! Я уже не могу жить иначе! Успешные  красавицы меня, увы, уже не интересуют и не возбуждают! Я сам непроизвольно, на уровне подсознания, если и ищу женщину – ищу брошенную обществом на дно жизни сиротку, которой все отказали в помощи и поддержке, сиротку с червоточинкой, с кучей нерешенных и «заведомо нерешаемых» проблем, чтобы взвалить на себя ее проблемы. Как будто мне своих проблем мало! Айвенго недоделанный! Будь оно неладно!
            -//-    
    Есть фильмы, которые, если хочешь в них хоть что-то понять, можно и нужно смотреть только и только в контексте, в историческом, социально-политическом, религиозном и даже культурологическом контексте. Одним из таких фильмов является последний шедевр Майкла Кейтона-Джонса «Роб Рой», снятый по мотивам одноименного романа Вальтера Скотта…
    Хотя… Может и не нужен этот контекст вовсе? Может быть, напротив, контекст этот нужно всеми правдами и неправдами избегать? Может быть, при просмотре этого фильма, нужно лишь наслаждаться красотами горной Шотландии, красотами ее холодных вершин и прекрасных озер, окутанных туманами, наслаждаться красотой ее колоритных жителей в не менее колоритных нарядах? Может быть, при просмотре этого фильма только и нужно, что наслаждаться изысканными диалогами персонажей, наслаждаться прекрасной игрой на волынке? Потому что, если честно, из-за этого самого контекста иногда такая дурь в голову лезет - не приведи Господи!
    Легко Майклу Кейтону-Джонсу! Он наверняка не читал М.А.Булгакова, он наверняка не слышал песен В.С.Высоцкого. Он наверняка не видел последней французской экранизации «Королевы Марго». А я вот - читал! А я вот – слышал! А я вот – видел! Мне – сложнее, однако…
    «А при чем тут вообще Булгаков, Высоцкий и последняя французская экранизация «Королевы Марго»? Какое отношение имеют эти великие авторы и эта экранизация к Вальтеру Скоту, Роб Рою и Майклу Кейтону-Джонсу?» - резонно спросит меня мой читатель. Да самое непосредственное отношение имеют! Потому что и Вальтер Скотт, и Майкл Кейтон-Джонс, и М.А.Булгаков, и В.С. Высоцкий в своих работах говорят об одном и том же. Все они говорят о чести и благородстве!
    «Честь – это подарок, который мужчина делает самому себе». Так главный герой фильма, Роб Рой, более поздняя, шотландская реинкарнация благородного разбойника Робин Гуда, объясняет понятие «чести» своим сыновьям… 
    А вот что о чести написано в словаре Ожегова:
    «Честь – 1). Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. 2). Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3). Целомудрие, непорочность. 4). Почёт, уважение…»
    А вот что о чести говорит, искушая главного героя М.А.Булгакова в его бессмертном романе «Белая гвардия», злой, нечистый дух: 
    «Голым профилем на ежа не сядешь… Святая Русь – страна деревянная, нищая и... опасная, а русскому человеку честь – только лишнее бремя…»
    За что чуть не получает пулю в лоб от главного героя.
    Какие удивительные параллели мог бы открыть для себя Майкл Кейтон-Джонс, кабы он прочел Булгакова! Да, он в своей работе через уста своего главного героя дал совсем иное определение понятию «честь». Но по ходу всего его фильма выясняется, что честь – лишнее бремя не только для Русского человека, но и для шотландского горца эпохи становления капитализма тоже лишнее бремя! Да еще какое бремя! Вот в чем главное открытие этого фильма лично для меня: может быть нечистый из «Белой Гвардии»… не так уж и не прав???
            -//-
    Уже давным-давно отгремели феодальные войны и крестовые походы! Уже отгремели две протестантские, буржуазные революции: и в Нидерландах, и в Англии. Клановая система в Шотландии начала постепенно отмирать. А вся Западная Европа ринулась, сломя голову, в эпоху капитализма, многие жители которой, забыв обо всех своих религиозно-нравственных обязательствах, рванули за океан - искать свое счастье в Америке.
    Но рванули не все! Кто-то решил остаться на Родине. Кто-то в эпоху становления капитализма решил до конца остаться… Христианином и быть защитой для сирых и убогих. Кто-то в эпоху становления капитализма решил до конца остаться… крестоносцем.  Кто-то в эпоху становления капитализма решил до конца остаться… рыцарем.
    Кстати, таким был не только главный герой и романа Вальтера Скотта, и фильма  Майкла Кейтона-Джонса, Роб Рой. Таким был не только прототип этого самого главного героя, настоящий, а не вымышленный, Роб Рой... Таким же был и руководитель Английской, протестантской революции, Оливер Кромвель...
    Выполняя свою работу, охраняя скот богатого землевладельца, Роб Рой, окруженный своими сыновьями-подростками, окруженный своими друзьями и родственниками, коим покровительствует, остается человеком благородным, не смотря ни на что. Роб Рой не может спокойно смотреть, как нищает и вымирает от голода его родной клан, который он формально возглавляет. Многие подобные ему руководители кланов «преспокойненько» забыли о своих… эээ… феодальных обязательствах перед обнищавшими членами своих кланов. Многие «срубили бабла» «по-быстрому» и смотались в Америку. (Вам это ничего не напоминает?! Почему мне любые действия на экране постоянно напоминают о современной, российской действительности?! Когда же я, наконец, перестану повсюду видеть параллели?!) Многие восприняли произошедшие социально-политические изменения в жизни общества как… повод для предательства.
    Но не таков Роб Рой! Ради того, чтобы спасти свой родной клан от голода и медленного вымирания он решает обмануть своего работодателя и одного быка отдает своим людям, а работодателю говорит, что быка, увы, не уберег. Больше того, чтобы спасти свой родной клан от голодной смерти Роб Рой решается заняться бизнесом.  Какая беспросветная глупость с его стороны! Ну нельзя рыцарям заниматься бизнесом. Понимаете?! Нельзя! Не рыцарское это дело!
    Короче… Роб Рой берет у своего работодателя под безумный процент деньги в долг, чтобы купить скот в одном городке, перегнать в другой городок и продать подороже, задействовав в помощниках почти всех членов своего клана, чтобы потом выручку между всеми ими разделить и хоть немного улучшить их финансовое положение. Ну и, разумеется, на самом первом этапе операции его кидают самым бесчестным образом, убивая одного из лучших его друзей и крадя все деньги, что он взял в долг, чтобы купить скот. И он становится нищим, как та приснопамятная церковная крыса, лишаясь того единственного ценного, что у него еще было – лишаясь нескольких акров своей земли. Как тут не вспомнить о Высоцком:
    «Кто без страха и упрека тот всегда не при деньгах»
    Но дело в том, что его работодатель и заимодавец по совместительству, маркиз Монтроз, не нуждается в деньгах. Ему нужно от Роб Роя что-то другое. Ему нужно, чтобы Роб Рой совершил подлость! Маркиз Монтроз предлагает оказавшемуся в ловушке Роб Рою списать долг в обмен на лжесвидетельство об якобинских связях герцога Аргайла.
    И снова параллели!
    «Что такое предательство, как не умение идти в ногу со временем?» - вопрошает королева-мать в последней экранизации «Королевы Марго», описывающей примерно то же самое время. 
    «Какая разница между маркизом Монтрозом и герцогом Аргайлом?» - вопрошает Роб Роя его жена. Да и сам Роб Рой понимает, что разницы – никакой! Что тот богатый мерзавец, что этот.
      «И можно свернуть, обрыв обогнуть!
      Но мы выбираем опасный путь!
      Опасный, как военная тропа!» - поет в моей голове Высоцкий и Роб Рой с ним, с Высоцким, соглашается, оставаясь Христианином и отказываясь от подлости, чем навлекает на свою бедную голову неисчислимые беды.
            -//-
    Да, фильм снят в духе сатанинского «мультикультуризма». В фильме нет никаких ссылок на Христианство. Но я, в силу, опять же, контекста, понимаю, что Роб Рой отказывается от подлости, потому что он Христианин. Христианин, в отличие от того же мусульманина, не может ради собственного спасения обмануть своего врага или совершить иную подлость. Мусульманин ради своего собственного спасения может обмануть, обокрасть и оклеветать своего врага. Христианин - не может.
    Благородство героя и книги, и фильма зиждется на благородстве прототипа, на благородстве настоящего, а не вымышленного героя, Роб Роя. А вот что пишет о настоящем, историческом герое Википедия:
    «Роб Рой умер 28 декабря 1734 года в преклонном возрасте в своей кровати в собственном доме в Балквиддере. Когда он почувствовал приближение смерти, то, по словам сэра Вальтера Скотта, «выразил некоторое раскаяние в некоторых эпизодах своей жизни». Его жена смеялась над этими сомнениями совести и призвала его умирать так, как он жил. В ответ он упрекнул её за те сильные страсти и советы, которые она в свое время дала ему. «Вы посеяли вражду, — сказал он, — между мной и сильными мира сего, и теперь Вы хотите испортить отношения между мной и Господом».
            -//-
    Честь – это подарок, который мужчина делает самому себе! Аминь! Человек сам для себя определяет степень своего благородства! При этом не важно, есть ли у человека родословная, восходящая до одного из участников Первого Крестового Похода. При этом не важно, есть ли у человека замки, земли и крупный рогатый скот. Гораздо важнее – есть ли у человека совесть!