Проклятое место или привет от Гоголя

Мирослава Вольнова
     История эта случилась более века назад в одном из украинских сёл, названия коему уже никто не упомнит. Молодой священник, отец Сергий, не так давно принявший сан, был отправлен в Н***ский приход для восстановления сгоревшей церкви по просьбе местного помещика Гаврилы Разумовского. Поговаривали, что барин водил дружбу с самим дьяволом, что, однако, не помешало ему заботиться о духовной пище для своих крестьян и ратовать о восстановлении Божьего дома. Невзирая на слухи и уговоры друзей не ехать, Сергий, возгордившись таким важным поручением, отправился в путь.
  Ночь набросила на чёрное небо звёздное покрывало, одинокий месяц, словно кусок сыра, дразнил проголодавшихся ворон. По ухабистой узкой дороге медленно катилась ржавая бричка. Её несмазанные колёса немилосердно терзали слух отца Сергия. Вскоре бричка остановилась у небольшого домишки с покосившимися ставнями и решётками на окнах. Священник вошёл в домик и осмотрелся. Внутри стоял стол, кровать, лавки. Обстановка простая, но всё было прибрано.
  Утром молодой человек встретился с барином, Гаврилой Петровичем. Тот принял его радушно, словно дорогого гостя, и повёл к сгоревшей церкви.  Положа руку на сердце, стоило сказать, что здесь предстояло большое строительство.
- Думаю, что стоит убрать эти доски и заложить хороший фундамент, - сказал Сергий, - а стены выгнать из новых брёвен.
  На том и порешили. Священник вернулся в свой домишко, окрылённый надеждами. В мечтах он уже расписывал стены храма, уходящего куполами в небеса. Спать он лёг около полуночи, оставив на столе ворох незаконченных чертежей. Резкий стук в дверь заставил отца Сергия сесть на кровати.
- Кто там? – спросил он хрипло-сонным голосом. 
  От дикого воя, раздавшегося в ответ, святой отец растерял все остатки сна и похолодел от ужаса. Звук посыпавшегося стекла заставил его метнуться к окну. От того, что он увидел в лунном свете, кровь застыла у него в жилах. Кабаньи, медвежьи и волчьи морды пытались просунуться в раму.
- Изыди! – закричал Сергий, хватаясь за молитвенник. Он вспомнил все слухи, ходившие об этом месте, и ему стало совсем не по себе.
    С первыми петухами всё затихло. Дождавшись утра, молодой священник отправился с докладом к Гавриле Петровичу. Выслушав его, тот выругался сквозь зубы.
- Охайники окаянные! Вот я им ужо задам! Вот что, ваше преподобие…молодёжь это местная так развлекается. Переодеваются в зверюг лесных да всех приезжих пугают. Разберусь. Больше не побеспокоят.
   Следующая ночь прошла тихо. Да и вообще после того, как Гаврила Петрович приструнил местных шутников, ничего такого не происходило. Отец Сергий с особым усердием принялся за работу.  За месяц были возведены стены, и плотники готовились крыть крышу. 

   В один из дней отец Сергий, закончив работу, отправился домой.  Завернув за угол, он увидел толпу девушек, которые размахивали руками с криками «Ведьма! Бей ведьму!»
  Подбежав, он вмешался, приказав им расступиться. На земле, сжавшись в комочек, лежала рыжеволосая девушка. Сергий помог ей подняться. Правая бровь рассечена, губы разбиты.
- Она ведьма, а вы её защищаете! – выкрикнула одна из девушек, в которой святой отец с удивлением узнал Катерину, дочь самого барина, Гаврилы Петровича.
- Не судите, да не судимы будете, - отозвался он.
  Окинув Сергия враждебными взглядами, девицы разбрелись.
- Как тебя зовут? – спросил молодой священник  рыжеволосую.
- Ярина, - ответила девушка, утирая слёзы.  - Моя бабушка была знахаркой. Когда она умерла, то передала дар мне. Люди здесь злые и место про… - она не договорила и замолчала.
- Ну, это я тоже заметил. Где ты живёшь? Я провожу тебя.
  Поддерживая Ярину за руку, Сергий довёл её до конца улицы, где стояла небольшая покосившаяся хатка, окружённая низким кольчатым забором.

  Прошёл месяц. Сергий продолжал руководить строительством.  Предметом особых пересудов для жителей деревни теперь служило расположение святого отца к Ярине. Злобных выпадов в её сторону больше никто не позволял, но за спиной злословили.
  После трудового дня Сергий по обыкновению зашёл с докладом к Гавриле Петровичу. Отчитавшись, он пересёк барское подворье и вдруг услышал доносившееся откуда-то пение. Священник остановился. Недалеко от ворот находилась баня. Ноги сами понесли его туда. Стоя у окна,  как заворожённый,  слушал он чистые звуки девичьего голоса. Молодой человек приблизился и осторожно заглянул. Его обдало горячей волной при виде обнажённого женского тела. Это была Катерина, панская дочь. Длинные светлые волосы были распущены. Сидя спиной, под звуки собственного пения она натирала мылом руки и плечи.
    Катерина встала с лавки и подошла к деревянной кадке. Подняв руки вверх, она сняла с себя голову. Сергий отшатнулся, и его обуял ужас. О таком он даже никогда не слышал. Катерина, между тем, опустила волосы в воду и намылила. Помассировав кожу, она смыла пену и водрузила голову на место. Сергий попятился, боясь, быть замеченным. Вокруг поднялся собачий лай, и молодой священник, бросился бежать без оглядки.
  Он мчался по улице, не замечая никого вокруг. Услышав окрик Ярины, Сергий остановился и осмотрелся по сторонам.
- Я сейчас такое видел… - выдохнул он. – Катерина, панская дочка. Она… - он запнулся и покраснел, вспомнив, в каком именно месте застал девушку, - она с себя голову сняла, а потом назад поставила.
- Бедный Сергий, - Ярина опустила глаза и помолчала. – Ты до сих пор не понял, куда попал? Это место проклятое. Все здесь давно продали душу дьяволу. И Гаврила Петрович, и его дочь, и слуги. И храм у нас не сгорел. Они сами его подожгли, а священника убили. Оборотни они все.
  Потрясённый Сергий уставился на Ярину. Опустив глаза, девушка тихо заговорила. Она рассказала ему обо всём, что тут творилось, и о планах барина заполучить душу Сергия. От девушки он ушёл, полный задумчивости.

  Всю ночь Сергий ворочался в своей постели. Жители деревни – оборотни, барин – приспешник дьявола, Катерина – ведьма. Действительно, то, что она  с себя голову сняла, могло объясняться только этим. Сергий помолился и сам не заметил, как заснул.
  Утром к нему с визитом явился сам Гаврила Петрович. Молодой панночке захотелось замуж. Святой отец понимающе кивнул. Ему предстоит провести венчание. Не успел он подумать о том несчастном, на которого пал выбор этой ведьмы, как Гаврила огорошил его известием, что Катерина желает замуж за Сергия.
- Церковь закончим, дом вам отстроим. Приданое хорошее дам, да и в остальном ты меня знаешь – не обижу.
- Гаврила Петрович, - вымолвил бедный священник, - Катерина – красивая девушка, но я не хочу сделать её несчастной.
  Барин приводил всё новые и новые доводы, но Сергий оставался непреклонен. Гаврила покинул святого отца весьма недовольный.
  Весь день священник думал об отъезде. Он вернётся назад и попросит прислать кого-то другого вместо себя. С этой мыслью он и заснул. Раздавшийся тревожный стук заставил молодого человека вскочить с кровати. Он услышал взволнованный голос Ярины. Узнав, что Гаврила приказал всем собраться и двигаться к дому священника, девушка прибежала предупредить. Только  храм мог сохранить их от разгулявшейся нечисти.
  Вбежав под своды заново отстроенной церкви, Сергий задвинул тяжелый засов. Девушка подошла к священнику и устало прислонилась щекой к его груди. Они оказались вдвоём против всех в проклятом месте. За стенами послышались крики. Сергий и Ярина переглянулись. Уже знакомый вой и зловещий смех перемешивались со стуками и бряцаньем железа.
  Искажённый голос Гаврилы Петровича отдал приказ ломать двери. Церковь содрогнулась от страшного удара. Священник перекрестился и зашептал молитвы, прикидывая, сколько осталось до рассвета. Тем временем Ярина приблизилась к двери и резким движением откинула железный засов. Повернувшись на усилившийся гул, Сергий в ужасе увидел целое полчище оборотней во главе с Гаврилой Петровичем и Катериной. Их лица вытянулись, из пастей торчали клыки, кожа покрылась шерстью, но всё же они были узнаваемы.
- Ярина! – в потрясении выкрикнул святой отец. Девушка повернулась, и Сергий увидел, что её лицо ничем не отличается от ужасного оскала остальных вурдалаков. Она расхохоталась.
  Толпа нечисти стала надвигаться на несчастного священника. Отец Сергий попятился, беспомощно озираясь по сторонам в поисках какой-нибудь защиты. Возле алтаря стоял кувшин со святой водой. Схватив его, он со всей мочи плеснул ею в толпу. Оборотни завыли. Воспользовавшись небольшой заминкой, молодой человек метнулся к боковой двери. Никто не знал, что священник собственноручно сделал второй выход из церкви. Захлопнув дверь, Сергий выскочил во двор. Обежав церковь, он быстрее молнии захлопнул пострадавшие створки и задвинул засов. Теперь нечисть была заключена внутри. Схватив стог сена, святой отец его раскидал вокруг храма. Дрожащими руками он достал небольшое огниво и высек искру. Сухая солома вспыхнула за считанные секунды.
  На барских конюшнях святой отец схватил первую попавшуюся кобылку, вскочил на неё и ударил в бока. Когда проклятая деревня осталась далеко позади, он перекрестился и возблагодарил Бога за своё счастливое спасение.
  После доклада обо всех произошедших событиях епископу Филарету, в Н****ский приход был отправлен вооружённый отряд, но на месте деревни никаких домов, сгоревшей церкви и вообще следов присутствия людей обнаружено не было.