О друзьях и родственниках. Дополнения к биографии

Виктор Бердинский
               

Наверное, не очень правильно протекала моя жизнь, или  мой характер, воспитанный моими родителями, в основном отцом, может быть обстоятельства, сложившиеся в конце моей жизни.  Скорее всего, все это вместе, привело к тому, что на седьмом десятке своей жизни я остался совсем один, ни друзей, ни родных.
 
 С начало о друзьях.  Конечно, всю мою сознательную жизнь меня окружали люди, которые были мне очень близки. Наверное, как и положено, в человеческом сообществе я чувствовал их поддержку и  старался по мере сил помогать этим людям,  и как-то упустил момент, когда стал их терять,  причины этого, мне тоже не очень понятны.

  В основном  они были объективными,  на протяжении жизни менялись обстоятельства, места работы и места жительства, чисто территориально люди окружающие меня постепенно удалялись.

Так, например, получилось с моим другом детства, Вовкой  Плоховым, мы вместе росли по соседству в Баумонском  переулке, вместе ходили на речку, играли в футбол и хоккей, вместе дружили с девчонками, и обо всем делились друг с другом, очень плотно и всю свою жизнь дружили и наши родители. Первые трещины в наших отношениях появились тогда когда Вовка, с трудом закончив восьмилетку, поступил в техническое училище, он был на два года старше меня, и эта разница в возрасте, в то время, имело определенное значение, в училище у него появились новые друзья одногодки, и отношение со мной немного изменились.  Хотя мы еще продолжали общаться, он даже настоял на моем поступлении, после окончания десятилетки, в то же училище где обучался и сам.

 Учился он после восьмилетки три года, а я, после десятилетки, десять месяцев, так что закончили мы обучение  одновременно. Володя получил специальность аппаратчика химических производств, и по распределению работал на заводе Синтетического Каучука, я же   получил специальность слесаря по Контрольно Измерительным Приборам и Автоматике, и направили меня работать на «Соду», это отдалило нас друг от друга еще больше, у меня то же появились новые друзья и новые интересы, о них я расскажу чуть ниже.

 Поработать после училища нам практически не довелось, Вовку чуть раньше, а меня позднее призвали в армию.  Мой друг детства с малолетства мечтал стать шофером, в военкомате получил водительские права и служил шофером, где то в стройбате, меня же отправили на Дальний Восток в танковые войска охранять Советско-Китайскую границу, в те годы там было не спокойно,  шли боевые действия, в них, косвенно, я тоже участвовал.
 Так что со своим другом детства мы расстались почти на три года, писать письма у нас как-то не получалось и это нас отдалило друг от друга еще дальше.  После армии мы оба поженились, и вместе с этим кончилось наше соседство, мы просто разъехались в разные места, встречались, только навещая родителей, на этом этапе наша дружба как-то сама с собой рассосалась.  Отработав положенную вредность на заводе СК, Володя сразу же уволился и вместе с супругой завербовались работать на Север, он всю жизнь мечтал иметь свою машину, а реально заработать на нее, в те времена,  можно было только на Севере.  Это нас разлучило еще на пару десятков лет. У нас выросли дети, которые естественно не знают друг друга, умерли родители,   в общем-то, в жизни нас уже ни чего не связывало. 
Семья Володи через много лет вернулась в Стерлитамак, и вот парадокс, сейчас мы снова живем по соседству, наши (многоквартирные) дома стоят в десяти метрах друг от друга и наши машины на автостоянке находятся рядом, не получается сблизиться только нам, приветствие друг друга при встрече, это все на что мы способны. Теперь сожалею, что все так сложилось, но нашу жизнь уже не изменишь.

 Учась в училище,  мы очень сблизились и подружились с Юркой Гареевым, у нас было много общего, мы не плохо учились, у нас было много общих интересов, Юрка, живя в двух шагах от «Содовского» ДК с малолетства увлекался музыкой, был ведущим   игроком в оркестре  , я в то время тоже очень любил музыку, играть ,правда, у меня не очень получалось, но сносно стучать на барабанах я все- таки научился, Юрка очень любил западную музыку, всевозможные ансамбли которые слушать было запрещено, но мы слушали, доставали записи, не очень хорошие , но мы от них балдели. В общем, нас все это крепко связывало, ну а потом Армия, про себя я уже повествовал, а вот Юрку забрали в Морфлот и служить там нужно было три года, на которые мы и расстались. Плотно восстановить дружбу после армии почему-то не получилось, хотя работали рядом, часто общались, примерно в один год женились, но все это было уже не то. Ну а когда я сменил работу и перешел на кожзавод, дружба, как-то сама собой потухла.

 Еще работая на «Соде» меня окружали славные ребята, два Володи, Кузнецов и Кирюшкин, Валера Бойко, Крейф Виктор, это были хорошие товарищи.  Мы много помогали друг другу по работе, общались семьями ну и тому подобное, я до сих пор с теплотой о них вспоминаю и очень рад, когда кого-то из них встречаю, но более теплых отношений не получилось, а когда я уволился, отношения свернулись вовсе.
 
Самая большая и теплая дружба, во времена работы на «Соде», у меня сложились с Виктором Пановым, его после армии направили работать на наш участок мастером, он перед армией закончил институт, более классного друга я больше в своей жизни не встречал. Когда он к нам пришел со своим дипломом ему было очень сложно, практика у него отсутствовала полностью, умнейший парень, с образованием, с трудом представлял работу приборов и автоматики, я к тому времени заканчивал техникум, но самое главное, имел большой опыт работы и числился одним из лучших КИПовцев не только завода но и города, мои портреты печатали в газетах и не снимали с доски почета.
 В общем мы хорошо дополняли друг друга на работе, а в быту общались семьями, наши дети росли на наших глазах, мы хорошо знали родителей друг друга, наши жены подружились то же, в общем о током друге можно было только мечтать. Не много в другое русло вошли наши отношения, когда я уволился и руководил цехом КИПиА на кож заводе, чуть реже стали встречаться.  Виктора к тому времени то же повысили в должности и у нас появились у каждого свои заботы, у обоих не все складывалось удачно в семьях. Задним числом, думаю, что мы, в те времена, очень нужны были друг для друга.
 Закончились наши отношения с Виктором  совсем трагично, он заболел неизлечимой болезнью и умер, светлая ему память, повторюсь, не было у меня более близкого друга и скорее всего не будет.

Работая на кож заводе я сблизился со своим подчененым, Сашкой Абраменко, сложилось так, что он стал моим помощником, в принципе не плохой парень держал, в цехе которым я руководил, жесткую дисциплину, в армии он служил старшиной и у него это получалось. Я же обучал его специальности, учил работе на производстве, давал какие-то теоретические знания. За все это он меня безмерно уважал, считал, и до сих пор, считает меня своим учителем.  При этом, всячески старался перевести наши отношения в дружеские, нужно сказать, что у него это получилось.
 Дело в том, что у Сашки была небольшая слабость, он  любил весело проводить свободное время, со спиртным. У меня в семье, к этому времени, сложилось так что, моя супруга, то же любила выпить, и жена Александра, Татьяна,  временами любила погулять, да и я, не против был, весело проводить время.  В общем сдружились.

 Со временем Сашка стал руководить строительной фирмой, и при неплохой работе, стал постепенно спиваться, вскоре он потерял работу, запоями стала выпивать Татьяна,  у ней то же появились сложности на работе. Моя жена, спившись окончательно, вовремя отказалась от спиртного и занялась «бизнесом», ( лучше бы она продолжала пить).  Для меня это были сложные времена.

 Но дружба в общем то не прекращалась, особенно тогда когда Сашка помог нам купить дом по соседству с собой, мы стали соседями. Нужно отметить что у Саши и Татьяне много родственников, нас все уважали и не одного праздника не проводили без нас, мы с Сашкой помогали друг другу по хозяйству, живя в частном доме, помощник лишним не бывает, тем более наши дети были девочками и в помощники годились мало.  Эти отношения, с разной степенью близости, продолжались двадцать пять лет.

 Саня жил тем, что выращивал и продавал скот. Татьяна, время от времени, меняя столовые, так и  работала поваром, периодически и по очереди они уходили в запой, с возрастом это просо так не проходило,  их было очень жалко. Дети выросли, у них две дочери Ксения и Люба, у меня одна  Ольга, они то- же подружились.

 Все кончилось тогда когда моя, не пьющая, супруга наделала очень много долгов, чтобы погасить, она делала следующие долги, с процентами, в эту «пирамиду» она втянула и семью Абраменко, включая его дочерей, назанимала и у них денег, которые отдать уже не могла.

 Мы продали дом, машину, все что можно, но жену это не спасло, ей присудили срок и она села на четыре года, я перебрался жить в какой-то барак, смотреть в глаза Александру и его семье я не мог, не позволяла совесть. Хотя нужно отметить то, что вытворяет моя супруга я не знал, и по ее- же просьбе, мне не кто об этом не говорил.
 Факт остается фактом, я уже много лет ни  кого из семьи Абраменко не вижу, и этот крест на мне, наверное, до конца жизни, благодаря моей супруге.
 
      Нужно вспомнить о еще одной семье, с которой мы дружили, Зюзины, Лева и Рима, очень хорошие люди, мы жили по соседству, то же много общались и помогали друг другу, меня в этой семье очень уважали. Даже уговорили стать крестным отцом для  своей  поздно рожденной дочери , Ангелине, этого ребенка я очень любил, лет до пяти мы с ней много общались, меня она то же любила, любила бывать у меня в гостях, ей это нравилось. БОЖЕ, вот перед кем я виноват, этого ребенка я  не видел уже много лет, наверное она обо мне уже забыла.
А причина нашего расставания  все та же, во-первых, продали дом, и «переехали», а самое главное, моя супруга «обула» и эту семью.  Может быть, я и не прав, но мне очень стыдно за, то, что случилось.  Смотреть в глаза людей, которых обманула моя жена, у меня не получается до сих пор.

Было еще несколько семей, с которыми мы дружили, одна из них семья Васильевых, Татьяна работала вместе с Ириной в магазине, они сблизились и очень подружились, муж Татьяны Сергей в принципе не плохой парень. Когда-то по малолетке отсидел, потом работал на Маш заводе, был не плохим фрезеровщиком, потом каким-то образом получил специальность верхолаза, обе эти специальности были, очень востребованы в Советское время, и  семья эта не плохо жила. Когда мы познакомились, я уже жил в своем доме и Сергей, в общем-то, деревенский парень, с удовольствием мне помогал.
Мы вместе построили баню, гараж и сарай, помогал нам и его сын Андрей, такие работы, как правило, переходят в хороший отдых с банями, спиртным и шашлыками. Мы подружились.
 Эта семья, по хорошему, завидовала тому, что у меня свой дом, они жили в неплохой двухкомнатной квартире, поэтому чуть позже Васильевы произвели обмен своей квартиры на частный дом и перебрались жить в район Выселок. Дом требовал больших переделок, и мы с Сергеем с удовольствием занялись его перестройкой. Пару лет я плотно помогал им в этом, помогал как физически так и советами, я заменил им электропроводку, значительно помогал в поставке материалов ( у меня была такая возможность). В общем-то, мы с ним построили очень не плохой дом, ошибки, которые я совершал при строительстве своего дома, у Сергея старались не делать, опыт мой очень пригодился.
 
Ну а пока мы с Сергеем занимались строительством, наши жены, как нам казалось, успешно занимались торговлей, в крайнем случае, финансировали  строительство и время провождения, и всевозможные пикники наши жены. Нас они к финансам не подпускали, да мы и не очень на этом настаивали, нам и так жилось не плохо, смущало только то, что позже это переросло в какие-то секреты от нас, да и смущало это только меня, Сергей к этому относился совсем просто.

 Смущало меня это не зря, как выяснилось потом, наши жены влезли в дикие долги, в отношении Ирины возбудили уголовное дело и осудили, Татьяна проходила на суде как свидетель, но я абсолютно убежден, все, что натворила Ирина, она сделала вместе с Татьяной.
К это же  время мы сошлись в дружбе еще с одной семьей, Брагиных, Наташей и Славой,  они были дальними родственниками Васильевых,  Слава был хорошим парнем, добрым и отзывчивым, он бывший офицер много лет отслужил в Африке, многое повидал, демобилизовался и наслаждался гражданской жизнью.
Вот  тремя семьями плотно и дружили, помогали друг другу, много и хорошо вместе отдыхали, продолжалось это лет десять.  Потом все в одночасье рухнуло.

 Ирину посадили, дом пришлось продать, я остался совсем один, жить стал практически в бараке ( в нем сейчас и живу), без малейшего участия моих бывших друзей, первые месяцы такой жизни я просто сходил с ума, не много спасала только работа и спиртное, заснуть без него, мне было сложно.
Так вот, первая кто позвонил, была Татьяна Васильева, поздоровавшись она справилась о моем настроении и пригласила в гости, я сославшись на   настроение любезно отказался, обсуждать сложившееся положение не хотелось, я так и сказал, Татьяна тут-же перевела разговор на свои проблемы, рассказала как ей тяжело и стала просить у меня деньги, которые якобы должна ей Ирина.
Это был для меня удар, ожидал чего угодно только не этого, Татьяна прекрасно понимала, что я был не курсе их с Ириной дел, понимала и то, что у меня нет ни копейки, последние месяца я жил, сдавая металлолом.
 Короче с ближайшей моей зарплаты я скроил четыре тысячи рублей, и передал их Татьяне, через ее дочь, Ольгу,  сказав, что видеть их я больше не хочу. На этом мы и расстались.
 Сергея, я слышал, Татьяна посадила в тюрьму, но вышел он раньше Ирины,  не давно они продали свой дом и живут в какой-то «хрущевке». Не очень давно мы Сергея похоронили.

Жалко Славика, не задолго до этих событий он похоронил своего горячо любимого сына (что-то связано с наркотой), а совсем недавно я узнал что и сам Слава умер, в общем-то относительно молодой и крепкий мужик.
Позвонили Зюзины, Рима сразу заговорила о Ирининых долгах, они понимали что денег у меня нет и отдавать мне не чем, так вот Рима предложила чтобы я отдал им машину  ( старенькая «Волга», которая числилась за Ириной) , машина к тому времени была арестована и какие-то действия с ней были не возможны, по моему, я им сказал об этом.

 Возмутило другое, мы же дружили, они должны были понимать, в каком я положении, УВЫ, ни какого участия, все затмили деньги, и доги которые задолжала Ирина.
 
Были еще несколько звонков подобного типа, от знакомых и родных которых обманула Ирина, объяснятся с каждым было без смысленно, да и не в том состоянии я находился, а самое главное получалось так что всем им было глубоко наплевать  на меня  лично. Ни кого не интересовало,  ни как, где и на что я живу, знали ведь, что дом продан, Ирина сидит и самому мне нужно как то выживать.  Наверное, настоящие  друзья так не поступают.

 В общем я сменил «симку» и отгородился от всех, так мне было легче, меня конечно находили ( да я и не прятался), пытались прессовать, даже подавали на меня в суд, так что пройти еще пришлось через многое, но я выстоял, при этом потерял всех, якобы, друзей. А сейчас и вовсе нет ни какого желания заводить с кем- то дружбу, боюсь обжечься еще раз, так, что обхожусь соседями, товарищами и новыми знакомыми.

Примерно то же самое произошло и с родственниками, как с моими, так и с Ириниными.  Родственники Ирины меня как то меньше заботят,  хотя они в большинстве своем  не плохие люди и меня уважали, единственный звонок был от мачехи Ирины, очень старая женщина предложила мне помощь деньгами, брать деньги с пенсионерки я считал кощунством, и  вежливо отказался.

 А вот мои родные, а их ведь много, десятки только двоюродных братьев и сестер, которых в свое время я всех опекал, почему забыли обо мне не понятно.
 Один пример, тетя Шура, младшая сестра отца, отец после фронта подобрал ее (они все были сиротами), и она жила с нами, позже растила меня, нянчилась со мной, стала моей крестной матерью. Чуть позже я помогал растить ее сыновей, всегда прислушивался к ее советам, даже при выборе девушек,  она была настоящей крестной мамой.
 
И вот выясняется, что Ирина задолжала и ей, не получив долга назад, она стала главным инициатором посадить Ирину в тюрьму, да и  меня то же выставила в очень плохом свете, среди родных. Вскоре и меня пыталась заставить  выплачивать  эти долги, при этом  не какого участия и сочувствия ко мне.
Она даже не интересовалась где я и как я, главное для нее стало выбить из меня деньги, Боже, и это самый близкий после родителей человек, об остальных говорить, как то не хочется.

Еще раз напомню, Ирина просила, занимая у всех  деньги, не говорить об этом мне, и они все молчали, а когда запрятали ее за решетку стали трясти меня. Вдвойне обидно, во-первых, это не честно, а во- вторых, как выяснилось им глубоко на меня лично наплевать, а ведь я их ни чем не обидел.
 
 В общем, и со стороны родственников, в моей жизни образовалась большая прореха, не скажу, что я очень страдаю от этого, по характеру я довольно «крутой» и обид такого рода не прощаю, а мне прощения просить у них не за что.
 И еще что хочется сказать,  такая реакция с моей стороны, к бросившим меня друзьям и родственникам, в сложный период времени,  для меня более чем оправдана. Это скорее защитная реакция, если бы я начал в этой ситуации искать поддержки у окружающих, оправдываться и извинятся за свою супругу, я бы просто свихнулся или того хуже, не выдержало бы сердце, ему и так досталось по полной программе, я давно уже не могу без сердечных таблеток.

  Даром такое не проходит.

Ну, а нас всех рассудит Бог, вот такие драматические  ситуации и выявляют сущность  каждого человека.
Один умный человек, я его очень уважаю, сказал, что у меня не было настоящих друзей и родственников. Скорее всего, он прав.  А может это я сам не заслужил настоящих друзей.
 Наверное время сейчас  такое, всю людскую порядочность, честность, любовь и сострадание, заменили деньги, они мерила всего, и за них мы готовы на все.

 Если это так и я прав, то человечество ждет крах, мы на земле просто не
выживем.

Пессимистически заканчиваю, не правда ли?  Что делать если вся моя жизнь заканчивается именно на такой ноте, оптимизма брать не откуда.