ОПУС 17

Анатолий Мальчевский
Есть люди,которые удручают всех,ни в ком не вызывая сострадания. Понятно,что
сострадают всегда страдающему человеку.понимая его боли. Но вот необъяснимость
души:сострадают и счастливому человеку,ему сострадают страдающие,хотя многие и
даже большинство из страдающих завидуют счастливому человеку. Дело не только в том смысле страдания,который обозначает для себя страдающий,но во вдохновении
страдания,когда оно становится настолько невыносимым,что превращается в благо-
дать...и человек,пораженный этой благодатью,казалось бы,невозможностью ее,уже
не может принимать счастье за благо,оно представляется ему надоедливой невра-
зумительной болью.
Невозможно объяснить природу блаженства:радость и страдание в нем равносильны,
равновозможны,равнозначимы. Быть может,блаженство объединяет,примиряет радость
и страдание,оно есть их мера.
Но тот человк и удручает,который,копаясь в мелочах жизни,вдруг выгребает никем
неприемлимый  смысл человеческой жизни - и этот смысл смердит для всех как
выгребная яма:оказывается,и счастье,и страдание человеку не нужны и человека
недостойны.
Вокруг этого смысла тотчас начинается спор,быть может.даже потасовка. В ход
идут предрассудки и кулаки. Кажется,других аргументов якобы разумный человек
и не знает. Он сомневается в своих способностях понимать справедливость -
справедливость не как снисхождение ко всякому,но как призыв ко всем,призыв не
милосердия,а призыв величия. ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ НИКАКИХ
ПОРОКОВ И ДОСТОИНСТВ,ему претят всякие общественные безобразия. У него нет в
голове никакой общественной идеи. Он прежде всего защитник природы. Природу,
оказывается,надо защищать от человека - от существа,которое,казалось бы,должно
вести себя в природе разумно. Но человек неразумен даже к самому себе. Как
быть с человеком? Природа сделала человека варваром? Или человек собственной
волей преодолел тяготение разума? Животное начало оказалось в человеке
сильнее? И можно ли человеку теперь исправить самого себя?


В голове рождается замысел. Человек об этом еще не знает,но он желает,чтобы
его голова произвела неожиданный переворот мировоззрения,ибо он понимает,что с
тем мировоззрением.которое образовало в нем общество,когда он был его послуш-
ником,он ничего толкового совершить не может.
Если он начнет трудиться изо всех сил,то не достигнет собственного благополу-
чия,он только приумножит блага всей властвующей твари.
Если он начнет противиться обществу,его отправят в дальний угол - спихнут в канализацию общества:в какое-нибудь тюремное заведение.
Остается думать втайне от всех,чтобы голова придумала что делать. Что делать?
Как освободить человечество от всякого хлама? Ведь оно заросло сорняками.
Воры,убийцы,наркоманы,проститутки...
Этак подумать можно,что все человечество надо лишить жизни кроме собственного
лба. Если уж все человечество никуда не годится,то и горевать не надо:оно само
выродится. А:пока выродится,в нем многие настрадаются! Пусть страдают! Экая
беда! Скоро все кончится. Кончится великим празднеством гибели цивилизации.
Но какой-то человек невзначай думает.что ему удастся остановить процесс
вырождения рода человеческого...ему вдруг откроется какая-то магия...он
думает,что свободный человек может пойти куда ему угодно - и,значит.миновать
путь вырождения...и он пробует быть свободным...но у него,кажется,ничего не
получается.


Конечно,человек в преступлении не знает свободы.
Общество учиняет преступления,пытаясь сохранить свободу каждого перед всеми и
свободу всех перед каждым.
Человек совершает преступление,пытаясь устранить запреты общества.
Но в преступлении нельзя найти путь к свободе.
Раскаяние оклеветало свободу.
Наказание есть зло подлее,чем преступление.


Быть может,смерть оправдает всякое злодеяние?
Если смерть не означает уничтожение человека,ибо человек вечен как атрибут
объективной реальности,а значит.неуничтожим,но означает переход человека в
иное состояние бытия,то следовательно,только страдание жертвы можно предъявить
в качестве вины содеявшего зло.
Но и страдание может оказаться благом. Но благом живущему.
Умирающему,если он успевает осознавать факт собственной смерти,когда смерть
не мгновенна,все есть испытание:и страдание,и расставание с жизнью...впрочем,
что может знать об этом промежутке между смертью и жизнью живущий и довольный
жизнью!


В каких-то обстоятельствах человек спрашивает:кто должен умереть?
Пусть умирают все,но останусь я? Но что же делать человеку одному среди
природы? Остается умереть и ему...
Стало быть,должен умереть я. Другие пусть останутся. Останутся для чего?
Есть,спать,рожать детей... Но так было давно и ни к чему не привело.
Значит,у человека нет цели. Зачем же тогда ему оставаться в мире?
Умереть должен каждый...
И это всем нам утешение?