Легенда. P. S. 4-10

Александр Абакумов
(P.S. №4, окончание)

Быстро и незаметно промелькнули  несколько месяцев после предыдущей публикации на Проза.ру. Даром это время не прошло.

        Мне удалось найти этого Герасима АввАкумова, который оказался вовсе не АввАкумовым. Его фамилия – Авврамов!!!  Так может быть, мы еще в 18 веке породнились с Веркольскими Абрамовыми? Ошибка архивного работника привела к последствиям, за которые я вынужден принести извинения читателям Легенды. Удалять эту главу или переписывать ее я не хочу, хотя это был бы самый легкий для меня путь. Пусть она будет примером работы «псу под хвост».

        И все-таки, все начальные отправные моменты  верны, за исключением имени. Правда, конечный и основной тезис этой главы остался не доказанным.

        Эта тайна семьи оказалась пока не разгаданной.


P.S. №5

С предыдущими соображениями может быть связан еще один вопрос, поставленный мной в «Легенде. Продолжение» в  главе о переписи населения 1897 года.

Суть проблемы была следующей, цитирую: «БОльшая половина жен и вдов Абакумовых, из живущих в деревне 52-х женщин на  момент переписи 1897 года,  родилась здесь же  – 32 человека. Но, по имеющемуся древу, это не подтверждается пока в 25 случаях. Удивительно  большой разрыв между документами и фактами! Что может означать такое несоответствие? Небрежность в предоставлении информации, не преднамеренное заблуждение или что-то другое? Хотя ответ на этот вопрос не столь и важен». 

        Тогда я не ответил на него, посчитав его не существенным. Но, честно говоря, таким образом, я ушел от необходимости высказаться, потому что никаких предположений  у меня не было. Сейчас они появились.

Пустынь, как деревня, находилась в семи верстах (верста чуть меньше 1100 метров) от церквей Моржегорского прихода и была самой дальней. А приход объединял вокруг себя около 20  близ лежащих деревень, причем деревнями они назывались формально, т.к. расстояние между ними исчислялось сотнями метров, даже меньше. Общая численность прихода составляла на 1888 год 1511 душ.

        Самая дальняя деревня, не считая ПУстыни, находилась в трех верстах от приходской церкви. Можно представить их скученность. А при церкви или вблизи ее находились сразу четыре деревни: первые две – Никитинская и Родионовская (на обе приходилось 16 дворов, 49 жителей мужского пола и 58 женского, включая детей и стариков), вторые две –  Афанасьевская и Ловягинская (15 дворов, 47 мужиков и 43 женщины).

        В настоящее время, эти деревни и соседние с ними составляют одну, под названием Морж. Она  вытянулась вдоль берега реки Северная Двина на добрых пару километров, а может и больше. К концу 19 века, когда проводилась первая перепись населения, официально деревни еще сохранялись, но у жителей уже сложилось единство проживания. Поэтому при замужестве женщины, которые в основном и были из этих ближайших деревень прихода, не задумывались об этой, формальной, стороне дела и указывали местом рождения «здесь». Те же, кто был из других приходов или более дальних деревень, указывали фактическое место своего рождения.

Даже не знаю, что больше  и сказать.


P.S. №6

В «Легенде. Продолжение» я очень кратко остановился на «Верхнетоемском следе» из-за почти полного отсутствия информации по этому вопросу.

        На территории современной Архангельской области к середине 20 века я выявил только три места компактного проживания людей носящих фамилию Аввакумовых-Абакумовых. В Холмогорском районе – в деревне Ичково. В Виноградовском районе – в деревне Монастырек. В Верхнетоемском районе – в деревне Устье. Уточним при этом, что АввАкумовы к концу 19 века могли жить и в других населенных пунктах, но, в основном все-таки в тех трех и рядом стоящих деревнях одного прихода. Первые два места мне удалось довольно подробно проанализировать и описать ранее, а вот третье …?

        Сейчас у меня появилась возможность рассмотреть и это направление начала образования нашей фамилии на севере Руси. У меня были, конечно, кое-какие чисто теоретические предположения относительно появления фамилии АввАкумовых в самой глухой точке Архангельской земли. Но, все это, без подтверждающих документов, «вилами на воде писано». Все версии по «Верхнетоемскому следу» были мной привязаны, так или иначе, к нашими корням и упоминались в предыдущих главах Легенды. Напомню их.

1. Василий (незаконно рожденный сын Фетинии от Прокопия) мог бы родиться в 1669 году не в Ичковской деревне, а где-то на Верхней Тойме, но тогда почти все предыдущие построения Легенды, выкладки и аргументы рассыплются как карточный домик и это потребует поиска других объяснений.

2. Вероятные, но неизвестные нам, другие сыновья Василия могли покинуть Моржегоры после 1720 года и уйти дальше в глушь по духовным причинам.

3. Афанасий (третий сын АввАкума) после окончания ссылки на Мезени в 1693 году мог бы обосноваться там и пустить свои корни.

4. Возможные потомки Григория (домочадца семьи АввАкума и воспитателя Василия) тоже могли бы осесть в тех местах.

        Плюс еще две дополнительные версии.

5. Верхнетоемские Аввакумовы наши однофамильцы, и они к роду протопопа АввАкума не имеют никакого отношения.

6. Верхнетоемские Аввакумовы могут быть потомками «Холмогорского следа».

        Во всех перечисленных случаях наша фамилия (но не род) имела бы законное право на появление и существование на Верхней Тойме.

        Но тут, вдруг, неожиданно, через моих друзей и совершенно случайно за застольем была упомянута  фамилия Марии Аввакумовой. Она,  урожденная северянка и  московская поэтесса, опубликовала три года назад, в 2012 году, в первом номере Архангельского журнала «Двина» свою довольно большую публицистическую статью воспоминаний: «30-е – ЭХО РАСКОЛА». Причем саму статью они толком не читали, а обратили внимание только на фамилию автора. В ту же ночь мне дают на  некоторое время этот самый журнал, и я запоем его просматриваю, надеясь выявить там интересующую меня информацию. Ожидания оправдались. В журнале допущена какая-то путаница в названии статьи. На обложке напечатано – «30-е – ЭХО РАСКОЛА», а в оглавлении и в самой статье – «На семи ветрах».  Но, суть не в этом.

        Я решил извлечь из этой статьи максимальную для себя пользу. Что из этого получилось решать читателю, однако мне пришлось учитывать образность мышления автора статьи, ее неопытность в генеалогических вопросах и мое стремление создать стройную картину истории появления нашей фамилии на севере страны. Возможно, где-то я буду возражать мнению Марии Николаевны, но это будет моей личной и субъективной интерпретацией приведенных ею фактов. Прошу меня простить за это.

        Первая половина текста статьи посвящена переплетениям женских судеб и линий предшествующих поколений Марии Николаевны, поэтому я почерпнул там для себя только дух староверства того времени. Описан он потрясающе. Вторая же, посвящена мужской ветви фамилии Аввакумовых на Верхнетоемской земле. Для понимания всей ситуации в целом мне пришлось, в начале, составить их возможное семейное древо, исходя из приведенных данных, и только затем провести какой-то анализ.

        В  «Легенде. Продолжение», в главе «Верхнетоемский след»,  я привел статистические данные за 1859 год по кусту деревень, находившихся при речке Сваге, где по моим предположениям могли проживать Аввакумовы. Мои мысли наконец-то нашли  подтверждение. Эти же деревни, но уже по данным переписи 1897 года, упоминаются и Аввакумовой М.Н.,  за исключением названия Гончаровская, однако их количество совпадает – по 6, это:

Усть-Сважская – 10 дворов, 44 мужчины и 24 женщины (в 1859г. она называлась Устьежеварской: 7, 23 и 39 соответственно, сейчас – заброшенная деревня Устье).

Трофимовская – 13 дворов (было 8, 29 и 39)

Николаевская, Старковская и Великопольская – количественную информацию по ним Мария Николаевна не приводит, как и название шестой деревни.

        На следующий день, внимательно прочитав уже несколько раз интересующую меня вторую часть статьи, и уложив в голове более или менее новую информацию, я уже спокойно обратил внимание на одно очень важное предложение. Может быть, оно окажется даже  самым главным во всей этой истории.

        «… Однако Переписная книга за 1678 год фиксирует, «в деревне, что был Починок Дертиченский Мирона-новгородца», три двора: двор Илюшка Аввакумов, двор  Федка, Фомка Афанасова, двор Васка Аввакумова»

        Итак, имеются три двора, в которых проживали семьи(!) перечисленных лиц, и было это в 1678 году! Значит, возраст глав  семей должен был быть как минимум или примерно лет 30-40(!), и тогда родиться они должны были где-то около 1640-ых  годов, не позже, а может быть даже раньше. Дворы то у них были отдельные, значит, они уже были женаты и имели своих детей. Их отец Аввакум получил свое имя примерно в тоже время, что и протопоп АввАкум Петров сын. В это время «перестройка» русской  православной церкви еще не началась. Имя АввАкум еще не  стало нарицательным. Фамилий у крестьян в то время не могло быть. И в данном написании, имена собственные –  Аввакумов и Афанасов –  играли роль отчества, а не фамилии, т.е. сын Аввакума и сын Афанасия! (или иначе: Аввакумов сын и Афанасов сын).

        Отсюда вытекает главный вывод: эти Аввакумовичи, а значит и их потомки, не могут являться ветвями протопопа АввАкума.  Это абсолютно однозначно и без вариантов. В общем-то, можно было дальше ничего не расследовать  и не писать, уже все ясно, цель достигнута. Но, … я продолжу.

        Вторым аргументом, подтверждающим это мое заключение, послужило еще одно предложение Марии Николаевны.

        «… в самом старом документе, в котором упоминаются сважские деревни – «Писцовой книге на Верхнетоемскую волость за 1620 год», нашей фамилии нет»!

        Во-первых, ее тогда у крестьян и не могло быть в принципе как таковой, вообще, а во вторых, имя Аввакум – в то  время еще было простым, обычным именем, может быть не очень распространенным на Руси, но оно было известным библейским именем,  и только. Его давали обычно в семьях с крепкой духовной верой.  И оно могло превратиться в фамилию одним путем, если бы дети  Илюшки и Васки попали в документы первой ревизии 1719 года и  взяли бы себе фамилию по отчествам своих отцов, что видимо и произошло, но только на 100 лет позже.

        Предположение же Марии Николаевны о родстве Федка и Фомки Афанасьевичей с  мезенским Афанасием сыном АввАкума (1665г.р.) не выдерживает никакой критики. Они никак по возрасту не могли быть его потомками, т.к. родились раньше его.

        Перейдем к прямому предку, установленному Аввакумовой М.Н. –  Филиппу Васильевичу Аввакумову (1727). В статье имеются несколько противоречий касающихся этого человека, которые мне не совсем понятны.

        Ну, например, самое простое: «Добраться удалось только до Филиппа  Васильевича Аввакумова, чьим предком был Василий Ильич,  сын Аввакумов, и Ефросиньи Евсеевны – его супруги, жителей Верхнетоемской волости, народивших четверых детей: Акулину, Марфу, Емельяна, Параскеву, и дальше как по Библии…».. Как такое может быть, если тут же приведены имена, причем в утвердительной форме, еще двух предков – отца Филиппа, Василия и деда Филиппа, Ильи? А еще есть имя прадеда, Аввакум. Остальные несуразности я приводить не буду из-за их многочисленности, образности, эмоциональности и как не влияющие и не затрагивающие мою основную цель.

        Однако вернемся к, упомянутому отцу Филиппа, Василию Ильичу. Будем отталкиваться от документальных доказательств –  от данных «второй ревизии населения 1745 года в деревне Починке Дертичевском Верхнетоемской волости Подвинской четверти Важского  уезда Архангелогородской губернии», которые удалось найти буквально в одно время с журналом.

        Что мы все-таки имеем для анализа? Для наглядности и простоты я привожу «Верхнетоемскую родословную» Аввакумовых в самом ее начале. Она составлена мной на основе всей имеющейся у меня информации на сегодняшний день.

1-е поколение. Родоначальник – какой-то крестьянин или отшельник или …? имел имя Аввакум (ок.1620?) и жил он где-то в районе речки Верхняя Тойма.

2-е поколение. У Аввакума к 1678 году было уже два сына: Илюшка ок.1650г.р.? и Васка ок.1650г.р.?, которые имели свои семьи и жили они отдельными дворами там же на Верхней Тойме.

3-е поколение. У Илюшки было два сына: Василий ок.1685г.р.? и Иван 1680г.р. У Васки тоже были два сына: Михаил ок.1690г.р.? и Федор ок.1690г.р.?, но это предположение, которое имеет почти 100% уверенность.

4-е поколение. У Илюшки и Васки были внуки и внучки.

        Теперь, разложив все по полкам, я могу только подтвердить уже сделанный ранее вывод. Увы. Мария Николаевна Аввакумова точно не потомок протопопа АввАкума. Ее Верхнетоемский род и  наш Моржегорский род чужие, мы  однофамильцы. Вариант под номером 5 оказался верным, остальные - ошибочны.

        Это было третье, но не последнее, место на территории современной Архангельской области, где «проявилась» наша фамилия компактным проживанием.


P.S. №7

        В интернете мне попались на глаза уже несколько человек, уверенных, что они являются прямыми потомками АввАкума. Причем, одни утверждают о своем родстве от его старшего сына  –  Ивана, другие – от его младшего сына Афанасия. Но ни каких, хотя бы косвенных, доказательств, кроме самой фамилии, не приводится.  А жаль. Радует только то, что моя версия родства от Прокопия пока еще ни кем не занята.

Удивительно, но ученые-историки совершено игнорируют исследования вопросов потомственного родства протопопа АввАкума. Почему? Не понятно. Хотя личность этого человека могла бы подвигнуть к таким шагам. В прочем, я, наверное, в этом вопросе не совсем прав. Наверное, это просто мания величия одного из потомков не дает покоя.

В конце своей небольшой «эпопеи», для полноты картины, хочу высказать свои общие субъективные взгляды о судьбах других потомков АввАкума: Ивана, Афанасия, Агриппины, Акулины, Аксинии и Марии. О Прокопии  я уже достаточно сказал.

Иван (1644)

Могли ли родиться от Ивана сыновья? Если да, то когда и где? Выбор не большой. На Мезени это случиться не могло по нескольким причинам. Во-первых, Иван был женат, и у него уже родилась дочь к 1664 году (Ивану 20 лет). Больше законных детей у него по каким-то причинам не было, иначе в исторических документах от 1672 и от 1683 года (список стольника Веригина) они бы обязательно упоминались. С 1669 и по 1693 год он жил вместе с матерью и женой в ссылке на Мезени. Видимо жена Ивана умирает после 1683 года, но до отъезда семьи с Мезени, т.к. ее имя больше не упоминается в документах об освобождении. Дочь Мария после 1683 года (ей уже 20 лет) выходит замуж. А  возраст Ивана по окончании ссылки приближается к 50 годам. Во вторых, мало вероятно, что бы  у него в тот период мог родиться внебрачный сын, т.к. он все время был под «присмотром» жены, матери, да и сестер тоже. Кроме этого, он же был идейным старовером. Значит, мужская ветвь Ивана могла на этом закончиться, а другая, пойти только через его дочь Марию.

        Но, на Мезени проявила себя фамилия Протопоповых, которая могла образоваться именно там от бытовых, уличных прозвищ у одной или у нескольких семей кого-то из трех дочерей или внучки АввАкума, выданных  замуж после получения царского разрешения в 1683 году. Им был запрещен выезд после замужества. Значит около 10 лет все женщины оставались в семьях мужей. Причем в какой-то одной из них проживала вдова АввАкума Анастасия Марковна до своего отъезда в 1693 году. Братья же жили отдельно. Отсюда следует, что до 1693 года мужья женщин тоже не могли покинуть Мезень, кроме как временно  на отхожий промысел или с рыбными обозами в Москву.

        К  середине 20 века численность Протопоповых, проживавших в Архангельской области, была довольно велика, причем в самых разных районах. Этому есть простое объяснение – на Мезени жизнь была много тяжелее и менее доступна, чем в других местах, поэтому ее жители  активно могли мигрировать. Доказательством может служить сайт министерства обороны РФ «Мемориал» о жертвах войны и награждениях ее участников. Посмотрите сами сведения о Протопоповых, родившихся и призванных в армию во время войны в Архангельской области.

        Вывод. Вероятность продолжения мужской линии АввАкума через его сына Ивана очень мала. Через его внуков и правнуков с Мезени – большая, но фамилия у части из них скорей всего была Протопоповы. А вот точно определить какие женские ветви АввАкума соответствуют тому или другому лицу без архивных документов очень сложно, невозможно.

        Афанасий (1665)

        Могли ли от него родиться сыновья? Безусловно. Где? Только где-то на севере Руси, но не на Мезени. Хотя, почему бы и нет? Когда? Объективно, только в короткий период зимы 1688 года во время побега (ему 23 года) и после окончания ссылки в 1693 году (28 лет).

        Первый случай был рассмотрен и описан ранее, да и второй тоже.

        Во втором случае следы Афанасия теряются и о нем вообще ничего не известно. Если бы он женился, и у него родились сыновья, то фамилия АввАкумовых должна была где-то себя показать. Лично я надеялся на «Верхнетоемский след», но этого не случилось. Кроме трех рассмотренных выше мест на Архангельской земле, я знаю еще  одно –  в Вологодской области на берегу озера Кубенское. Там в деревне Никольская (сегодня Никола Корень) Кадниковского уезда Вологодской губернии проживали в 19-20 веках многочисленные АввАкумовы. Чьи они потомки мне не известно. Как образовалась там наша фамилия – тоже.

        Если же у него рождались только дочери, и на Мезени, то они тоже могли получить фамилию Протопоповых. Но я сомневаюсь в этом, т.к. одинаковых прозвищ обычно в селах не давали. В общем, без дополнительной информации гадать не имеет смысла.

        Вот, пожалуй, и все о семье АввАкума.


P.S. №8

       Глава не актуальна.
 

P.S. №9

Необходимо сделать кое-какие обобщения из всего написанного, чтобы охватить в целом всю картину истории образования фамилий Аввакумовых на Архангельской земле.

1. Фамилия АввАкумовых с Моржегор берет свое начало от протопопа АввАкума, через его сына Прокопия и незаконно рожденного внука –  Василия. Они  проживали в деревне Монастырек (это ее современное название) при Николаевской Моржегорской мужской пустыни (закрытой в 1764г.) Все жители деревни, стараниями церкви в 19 веке, пережили насильственное изменение своей фамилии от АввАкумовых, через АвАкумовых, до АбАкумовых! Старообрядческий дух АввАкума сохранялся до середины 18 века, до правнуков протопопа. Это мои кровные родственники и предки, это моя семья и моя фамилия АввАкумовых-АбакУмовых на Архангельской земле!

2. Фамилия АввАкумовых с Холмогор берет свое начало от прозвища внебрачного внука протопопа АввАкума – Василия. Семья крестьянина Фомы из деревни Ичково в течение первых четырех лет жизни содержала и кормила Василия-приемыша. Сыновья Фомы стали его молочными братьями. Они  получили в начале от него прозвище, а затем и нашу фамилию. Путь искалечивания ее был аналогичным Моржегорскому, только более ускоренным по времени, т.к. церковный приход находился много ближе к Архиерейскому дому в Холмогорах. Это наши «молочные однофамильцы». Старообрядцами и раскольниками они никогда не были.

        Для тех, кто скептически относится к моей версии Легенды: отец Фомы, гипотетически, мог иметь  имя АввАкум, и  быть примерно одного возраста с  протопопом АввАкумом, и тогда фамилия этого рода пошла от отчества отца Фомы. В этом случае они просто наши однофамильцы.

3. Фамилия АввАкумовых с Верхней Тоймы  образо-валась от своих корней и они не имеют ничего общего с семьей протопопа АввАкума. Их род и фамилия образовались одновре-менно в начале 17 века. Никонианство не дошло  до тех мест. Старообрядческий дух не был сломлен, он прошел с  ними до наших дней. Свою фамилию Аввакумовых они сохранили  достойно и без изменений. Они наши однофамильцы. 

4. Фамилия Аввакумовых от потомков Григория и Афанасия нигде себя не проявила. Я склоняюсь к мнению, что по своему старообрядческому церковному сану Григорий не мог жениться и  воспитывал своего крестника один. Это был, своего рода, обет, данный своему духовному отцу АввАкуму, а по житейски, он совершил подвиг, взвалив на себя такую ношу. Старую веру Григорий в полной мере передал внуку АввАкума.

        Афанасия же следы не найдены.

        Вот, как-то так.

 
P.S. №10

Глава не актуальна.