Монахи

Анна Боднарук
                М О Н А Х И

Один-одинокий – монос-монах…
Монах – это тот, для кого в мире существует только он и Бог.


В чужой монастырь со своим уставом не ходи.
Игуменский крест носят великие женщины.
Монашество – это не внешняя красота, а внутреннее совершенство.
Лишь промысел Божий может привести человека к монастырским испытаниям.
Послушание есть матерь смирения и рассуждения.
Послушание приносит добрые плоды, а непослушание – не далеко и до беды.
Те, кого весь мир не был достоин, скитались по пустыне.
Монахами не становятся – монахами рождаются.
Когда молодой монах очень много молится – это прямой путь к прелести.
Отцы говорят: - Если ты увидишь новоначального монаха, который поднимается на небо, ухвати его за ногу и сбрось на землю.
Монастырь – есть кремль господень.
Монах в чёрных штанах.
Здесь келья гроб – коли дверью хлоп, а коли дверь открыл, так и ожил.
Во всяком чину по сукиному сыну.
Медитация – это созерцание сознанием.
Монах – это постоянная молитва.
Монахи – это те люди, которые ничего в этой жизни не хотят знать, кроме Христа.
Послушание предшествует удаление от мира и отвержение своей воли.
Послушание – это полное недоверие самому себе до конца дней своих.
Основу монашества составляет самовоспитание, самоотречение, самоограничение во всём.
Легче устроить мировую революцию, чем переделать себя, а кроме того монахи – это люди, которые особенно остро осознают и чувствуют силу греха в себе и в других и его невыносимую тяжесть.



     И это, о монахи, есть великая правда о том, как утихает боль и не остаётся ничего от прежней страсти, как приходит отдаление, забвение, освобождение и свобода от желания.
                Будда. Проповедь в Оленьем Парке.

Хоть черна ряса кроет
Мой сильный жар в крови,
Но сердце пуще ноет,
Дух страждет от любви;
Клобук не защищает
От страсти лет младых,
А взор мне грудь пронзает
Прелестных глаз твоих…
                (Из народной песни первой половины 17 века)

Ты проходишь мимо кельи, дорогая,
Мимо кельи, еде бедняк-чернец горюет.
Где пострижен добрый молодец насильно,
Ты скажи мне, красна девица, всю правду:
Или люди-то совсем уже ослепли,
Для чего меня все старцем называют?
Ты сними с меня, драгая, камилавку,
Ты сними с меня, мой свет, и чорну рясу.
Положи ко мне на груди белу руку
И пощупай, как трепещет моё сердце,
Обливаяся всё кровью с тяжким вздохом;
Ты отри с лица румяна горьки слёзы,
Разгляди ж теперь ты ясными очами,
Разглядев, скажи, похож ли я на старца?
Как чернец, перед тобой я вздыхаю,
Обливаяся весь горькими слезами,
Не грехам моим прищенья умоляю,
Да чтоб ты меня любила, мой сердце!
                Ф. Г. Волков   1763 г.

     Лето он провёл в своей деревне, устраивал свои дела. Когда же кончилось лето, он не вернулся в Петербург, а поехал в монастырь и поступил в него монахом.
     Мать писала ему, отговаривала от такого решительного шага. Он отвечал ей, что призвание Бога выше всех других соображений, а он чувствует Его. Одна сестра, такая же гордая и честолюбивая, как и брат, понимала его.
     Она понимала, что он стал монахом, чтобы стать выше тех, которые хотели показать ему, что они стоят выше его. И она понимала его верно. Поступая в монахи, он показывал, что презирает всё то, что казалось столь важным другим и ему самому в то время, как он служил, и становился на новую такую высоту, с которой он мог сверху вниз смотреть на тех людей, которым он прежде завидовал. Но не одно это чувство, как думала сестра его Варенька, руководило им.  В нём было и другое, истинно религиозное чувство, которого не знала Варенька, которое, переплетаясь с чувством гордости и желанием первенства, руководило им. Разочарование в Мери (невесте), которую он представлял себе таким ангелом, и оскорбление было так сильно, что привело его к отчаянию, а отчаяние куда? – к Богу, к вере десткой, которая никогда не нарушалась им в нём.
                Л.Н Толстой «Отец Сергий»

     …Закусив, Поярков как-то недружелюбно глянул на гостя: тот лениво ковырялся в своей тарелке. Странной показалась Пояркову причёска бывшего приятеля.
     - Чего это ты под попика замаскировался?
     - Я, Степан, удаляюсь в монастырь, - немного помолчав, серьёзно заговорил Батя. – Замаливать грехи буду. Грехов-то у меня, сам знаешь…
     - Кто тебя туда пустит?
     - Уже пустили, - кротко улыбнулся батя. – Хочу пожить без маски. Устал я, Степан. С прошлым покончено. – Он тяжело вздохнул. – Ты всё время среди людей. Тебе не понять меня. А я един, как перст.
                Николай Мирошниченко «Человек, сын человеческий»

     Ректор Виниамин вёл ребят по святым местам. Святыми местами Русь богата. Они – как ожерелья самоцветные на лебединой шее. В монастырях – память народная. Божий дух, красота истины, бессмертие святых мощей. А сколь людей удивительных на земле порассыпано! Семинаристы историю с географией своими ногами почуяли. И то сказать – простор неохватный.
                Т. Кудрявцева «Возьми свой крест и иди»
(Картины из жизни новомученика, Митрополита Петроградского и Гдовского, святого Вениамина).

     Непонятен современному неверующему человеку монашеский подвиг. Монах не имеет семьи, не имеет имущества, не ест скоромной (животной) пищи, то есть всегда держит пост. Но это только первоначальные ступени отказа от мирской – обычной – жизни. Монах не имеет собственной воли, недаром труды его, исполняемые по приказу старшей братии, называются послушанием.
     Монашеская жизнь – особая, и она очень тяжёлая. Зачем же человек добровольно отрекается от нормальной человеческой жизни, отказывается даже от собственного имени? Ведь при пострижении в монашеский чин он как бы умироает для мира и рождается для Бога уже с новым именем.
     …Монашеский подвиг и совершается во имя любви – горячей, сильной любви к людям и к Богу, от страдания, от осознания того, как неправильно живут люди; как лишают они себя вечного блаженства в угоду сиюминутным призрачным радостям.
     Но идёт монах иным путём, чем пошли бы мы, люди мирские. Исправление мира он начинает с исправления себя. Это тяжкий ежедневный духовный труд, который отнюдь не исключает и ежедневного тяжёлого физического труда.
                Б. Алмазов «Любимый народом»
            (Житие Преподобного Серафима Саровского-Чудотворца)

     …Страшный вид представляла русская земля – всё было в разрушении и запустении. Но враждующие князья и не думали объединяться и дать отпор врагам. Вместо этого они со смирением являлись в Орду, где на золотом троне, обитом рыжим бархатом, сидел хан. Да ещё везли с собой богатые подарки хану, его жёнам, придворным и военачальникам.
     Казалось, что от долгого рабства и люди измельчали. Князья жаловались друг на друга хану, угождали ему. Среди простых людей воровство было обычным делом, а на дорогах множились грабежи.
     Где найти человеку порядок и покой? Многие уходили в монастыри – служить не хану или князю, а Богу. Монастыри стали островками, где сохранилась культура – здесь переписывали книги, создавали иконы, составляли летописи о событиях на Руси. И это давало надежду. Что страна поднимется из пепла, сбросит его, возродит свой дух.
                Е. Перехвальская «Хочу жить и умереть простым иноком»
                ( Преподобный Сергей Радонежский)

     Ещё дома Антоний услышал рассказ от старого воина, что где-то недалеко от Царьграда есть священная гора Афон, и нет на земле другого места красивей. И там в монастырях живут святые люди – монахи, которые всю жизнь проводят в светлых молитвах. Для того и прошёл через многие опасности юноша Антоний, чтобы святые люди приняли его в свой монастырь.
     Жители Царьграда показали Антонию, как дойти до горы Афон. На святой горе встретил он многих иноков, удивился и обрадовался их жизни. Иноки проводили жизнь в трудах и постоянных молитвах Господу. А искренняя молитва прозрачной и лёгкой, как ангел небесный. Поэтому не было среди иноков ни злобы, ни жадности. Всё у них было общее – имущество, пища, радости. Как раз о такой жизни и мечтал юный Антоний. Стал он умолять игумена, который был над иноками старший, чтобы тот  принял его в монахи.
     - Хочу, как и вы, возвысится над человеческой природой и, любя Господа, приблизиться к Нему!
     Игумен был стар и строг. Посмотрел он на Антония так, словно все его потаённые мысли прочитал, а потом улыбнулся печально.
     - Жизнь инока трудна, она полна невзгод и лишений, - проговорил он. – Вижу, мы кажемся тебе сродни ангелам. Но ангелы не мёрзнут и не голодают. Мы же постоянно постимся, питаясь лишь хлебом и водой, а постели наши холодны и жёстки. Отказываясь ублажать тело, мы стараемся возвыситься духом. Твёрдо ли ты решил, чтобы после не каяться?
     - Решение моё твёрдо. Я пришёл к вам с Руси и молю: прими меня в вашу обитель!
     Старец вновь улыбнулся. И юный Антоний удивился переменившемуся его взгляду: теперь глаза игумена были не пронзительно строгими, а лучились заботливой добротой.
     Стал Антоний в монастыре самым послушным и старательным иноком. На работах был усерднее многих, и задолго до восхода поднимался с жёсткой постели для молитвы. Скоро он сделался главным помощником игумену и наставником для многих.  Тогда и призвал его игумен к себе:
     - Антоний, ты сам видишь, как мы тебя полюбили! Иди обратно в Землю Русскую! Помоги живущим там утвердиться в вере Христовой.
     И пошёл Антоний знакомым путём на Родину. И пошёл в город Киев. Вблизи Киева он поселился в пустой пещере, которую когда-то выкопали для жилья варяги. Скоро люди заговорили о молодом отшельнике, который питается лишь чёрным хлебом. Запивая его водой, да постоянно молится…
                В. Воскобойников «Первая обитель»
                (Нестор Летописец и Печерские старцы)