Чем ближе дата Всеправославного собора

Анатолий Обросков
Сергей Бычков. СЛУЧАЙНО ЛИ ЭТО? Чем ближе дата Всеправославного собора, тем тяжелее ситуация в “мировом православии”

Казалось бы, никто в “мировом православии” не станет спорить с тем, что созыв Всеправославного Собора давно необходим для решения назревших и перезревших проблем. Верующие ожидают от епископата ответов на вопросы, которые волнуют их в постоянно и стремительно меняющемся мире. И православный епископат как будто стремится к созыву Собора. Работа по его подготовке ведётся с перерывами с сентября 1961 года, когда состоялось I Родосское Всеправославное совещание. Католики за это время провели II Ватиканский Собор, на котором в течение нескольких лет лучшие богословы Запада выработали “новый курс” своей церкви.

Православные, хоть  и сближались с католиками, но со своим собором не спешили – время от времени заседали Всеправославные предсоборные совещания и межправославные подготовительные комиссии. Состоялось четыре Всеправославных предсоборных совещания (Шамбези, 1976; 1982; 1986; 2009) и шесть заседаний межправославных подготовительных комиссий (Женева, 1971; Шамбези, 1986; 1990; 1993; 1999 и 2009). Десятилетний перерыв в работе подготовительных комиссий был вызван осложнением в отношениях между Московским и Константинопольским патриархатами из-за разногласий по  вопросу церковного устройства в Эстонии.

Состоявшаяся в октябре 2008 года в Стамбуле встреча предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей возобновила сотрудничество по подготовке к собору. По окончании встречи, 12 октября 2008 года, было принято Послание Предстоятелей Православных Церквей, в котором говорится: “Православная Церковь, авторитетно истолковывая учение Апостола языков в мирные и трудные времена ее двухтысячелетнего исторического пути, может и должна представить современному миру учение не только о восстановлении во Христе единства всего человеческого рода, но и о всемирности Его искупительного дела, которым преодолеваются все расколы мира и утверждается общая природа всех людей. Достоверное свидетельство Его спасительной вести предполагает преодоление и внутренних противоречий в Православной Церкви через избавление от националистических, этнофилетических или идеологических напряженностей, потому что только таким образом слово православной веры найдет надлежащий отклик в современном мире... В этих условиях современное свидетельство Православия о постоянно возрастающих в объеме проблемах человека и мира становится более насущным не только для констатации вызвавших эти проблемы причин, но и для непосредственно возможного преодоления проистекающих из них трагических последствий. Разнообразные националистические, расовые, идеологические и религиозные противоречия постоянно предоставляют питательную среду для возникновения опасных смущений не только по отношению к бесспорному онтологическому единству человеческого рода, но и касательно связи человека с творением Божиим. Священное достоинство человеческой личности сводится к отдельным проявлениям индивидуума, а его связь с прочим творением Божиим подвержена злоупотреблениям потребительского своеволия... Мы возвещаем с этой кафедры Первопрестольной Церкви и еще раз подтверждаем: ...нашу волю к скорейшему уврачеванию канонических нестроений, происходящих из исторических обстоятельств и пастырских нужд в так называемой православной диаспоре, желая преодолеть всевозможные влияния, чуждые православной экклезиологии. В этой связи мы приветствуем предложение Вселенской Патриархии созывать в следующем 2009 году совещание по этому вопросу, а также по вопросу продолжения подготовки Святого и Великого Собора Всеправославные совещания, на которые будут приглашены все автокефальные Церкви, согласно с порядком и практикой, существовавшими до Всеправославных совещаний на Родосе; ...наше желание, несмотря на имеющиеся трудности, продолжать богословский диалог с прочими христианами, а также межрелигиозный диалог, в особенности с иудаизмом и исламом, имея в виду, что диалог является единственным способом решения разногласий между людьми, особенно в эпоху, подобную нашей, когда любые разделения, включая разделения во имя религии, становятся угрозой миру и единству людей;

.. нашу поддержку инициативам Вселенского Патриархата и других Православных Церквей по защите природной среды. Экологический кризис наших дней, имеющий, в том числе, духовные и нравственные причины, побуждает Церковь имеющимися у нее духовными средствами безотлагательно содействовать защите Божия творения от последствий человеческой алчности. В связи с этим мы вновь подтверждаем установленный ранее день особых молитв о защите творения Божия 1 сентября, в начале церковного года. Мы поддерживаем введение темы защиты природной среды в катехизацию, проповедь и пастырскую работу наших Церквей, как это уже происходит в ряде из них;

... наше решение осуществить все необходимое, дабы создать межправославную комиссию для изучения вопросов биоэтики, по которым мир ожидает услышать слово Православной Церкви”.

В конце мая 2010 года Патриарх Варфоломей, находясь с визитом в России, сообщил, что совместно с Патриархом Кириллом они приняли решение «ускорить процесс созыва Святого Великого Собора православной Церкви». Но тут, в 2013 году, возник конфликт между двумя древнейшими патриархатами, когда Иерусалимский патриархат учредил в Катаре епархию, несмотря на то, что данное государство исторически являлось канонической территорией Антиохийского патриархата. Это привело к разрыву евхаристического общения между Церквами. При посредничестве Константинопольского патриархата и МИДа Греции в июне 2013 года в Афинах состоялась встреча, на которой было заключено соглашение, согласно которому Иерусалимский патриархат отказывался от своих неканонических шагов, и общение между двумя Поместными Церквами было восстановлено. Однако вскоре выяснилось, что Иерусалимская Церковь не намерена придерживаться достигнутого соглашения, и 26 июня 2015 года Синод Антиохийской Церкви принял решение о вторичном разрыве евхаристического общения. В настоящее время Катар входит в состав архиепископии Багдада, Кувейта и Аравийского полуострова — епархии Антиохийского патриархата.

Тем не менее, в 2014 году Патриарх Константинопольский Варфоломей как первый по чести иерарх “мирового православия”, пригласил предстоятелей поместных Церквей встретиться в марте, обсудить деятельность подготовительного комитета Собора и попытаться решить возникшие вопросы. На совещании 6-9 марта 2014 года в Стамбуле присутствовали делегации 13 поместных Церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской (Московской патриархии), Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской и Польской. Участники приняли решение о создании специальной Межправославной комиссии в составе одного архиерея и одного советника от каждой автокефальной Церкви. Работа Комиссии проходила с сентября 2014 года до Пасхи 2015 года. В ее задачи входили пересмотр ряда подготовленных в ходе предсоборного процесса документов, редактирование текстов уже принятых документов, касающихся таких тем повестки дня Собора, как «Календарный вопрос», «Препятствия к браку», «Значение поста и его соблюдение сегодня». Было принято решение собрать в первой половине 2015 года Предсоборное Всеправославное Совещание с целью принятия, наряду со всеми иными пересмотренными документами, документа «Автономия в Православной Церкви и порядок ее провозглашения», проект которого был раннее составлен Межправославной Подготовительной Комиссией в декабре 2009 года. В рамках Подготовительной комиссии продолжено обсуждение еще двух тем — «Автокефалия в Православной Церкви и порядок ее провозглашения» и «Диптихи».

Главной темой Предсоборного Всеправославного Совещания, которое состоялось в начале августа 2015 года в Стамбуле, стала практическая подготовка Собора. Было подчеркнуто, что по сути это не Вселенский Собор, а Собор Православных Церквей. Но  таких Соборов в истории еще не было.

Участники совещания обратили внимание на ситуацию в Украине. В заявлении содержатся три важных элемента: первое — это побуждение к миру и к тому, чтобы вопросы решались мирными средствами; второе — призыв к тому, чтобы никто силой не захватывал ни храмы, ни монастыри; и третье, - обращение к христианам, находящимся “в расколе”: все Православные Церкви призывают их вернуться в лоно Святой Православной Церкви. Конечно, это подразумевает канонический принцип воссоздания церковного единства в Украине.

Решения на будущем Соборе будут приниматься общим согласием. Голосования на Соборе не будет. Каждая Церковь имеет один голос. Это означает, что она не может представлять два различных мнения - позиция Поместной Церкви должна быть сформулирована так, чтобы выражать мнение всего епископата, духовенства и верующего народа. Внешние обстоятельства, связанные с проведением Собора в Константинополе, назначенным на 2016 год, не позволяют пригласить всех архиереев. От каждой Церкви на Соборе будет по 24 архиерея. Те Церкви, которые такого количества иерархов не имеют, пришлют всех архиереев, которые у них есть. Предполагалось, что до 2016 года все вопросы, связанные с подготовкой документов, с решением процедурных, административных и технических задач, будут урегулированы.

Казалось бы, вроде все вопросы урегулированы, хотя до сих пор не восстановлено евхаристическое общение межу Антиохийским и Иерусалимским патриархатами. Как в такой ситуации созывать Всеправославный Собор? В Украине епископат УПЦ МП никак не может осмыслить вот уже в течение четверти века, что Томосом РПЦ МП 1990 года Церкви дарована фактическая автокефалия. В нем УПЦ названа “самостоятельной и независимой Церковью”. В переводе на греческий – автокефальной. Для того, что ее признали автокефальной, необходимо согласие Константинопольского патриархата и других Поместных Церквей. Но этот вопрос в повестку Всеправославного Собора должен внести предстоятель УПЦ МП. Лишь в этом случае эта проблема будет рассмотрена.

Тем временем возникают все новые препоны. Резко ухудшилось состояние здоровья Вселенского Патриарха Варфоломея. Обострились отношения между Турцией и Россией. Поскольку руководством России практически запрещен въезд российских граждан в Турцию, то вряд ли российский епископат поедет в 2016 году в Стамбул. Отдел внешних церковных связей МП предложил провести Собор на Афоне, который является всеправославной святыней. Но вряд ли афонские монастыри смогут вместить такое количество епископов. Да и захотят ли? Нет мира между собой и в монастырях Афона. Поэтому все усилия церковных дипломатов рассыпаются. Возникает вопрос – случайно ли это?

В первые века христианства Предание было в согласии со Священным Писанием. Быть может, стоит чаще обращаться к Писанию, вспоминая завет Христа: “Да будут все едино".