12. Направление дальнейшего исследования

Павел Гордеев
§ 12. Направление дальнейшего исследования

Установление онтологического статуса подобных состояний – утверждение, что они есть, – ведет к необходимости выяснения, что и как они есть, как вообще они возможны. Для этого необходимы: 1) анализ родовых для необычных состояний сознания категорий, таких как «сознание», «Я», «душа» и т. д.; 2) соблюдение методологического принципа исследования – от первичных данностей, т. е. от более очевидного – к менее очевидному, имплицитному; 3) верификация полученных теоретических оснований с помощью эмпирических данных.

Сам термин «необычные состояния сознания» уже содержит направление понятийного анализа, указание на соответствующие онтологические регионы. Во-первых, это состояния сознания. Так, необходимо выявить сущностные черты сознания вообще, чтобы выяснить, что вообще изменяется и трансформируется. Только таким образом можно прийти к спецификации необычных состояний сознания. Это позволит онтологизировать их, перейти от феноменального уровня к сущностному. Во-вторых, это состояния сознания, что с очевидностью указывает на динамику, на существование не одного, а нескольких (или многих) состояний. Динамичность как качественная характеристика сознания предполагает установление природы этой динамики. Здесь необходимо решить ряд вопросов. Как осуществляется переход между состояниями? Что формирует состояние сознания? Чем сущностно одно состояние отличается от другого? Намеченные контуры исследования задают направление, которое позволит подойти к вопросу о месте необычных состояний в динамике сознания.