Моя велобиография

Геннадий Митченко
  Автомобиль, как личное средство передвижения, находился рядом со мной одну десятую часть моей жизни, а остальные девять десятых – велосипед.
 
  Поэтому я пишу здесь свою ВЕЛОбиографию, а не АВТОбиографию.

  Мой славный «Запорожец» оказался за порогом после семи лет безупречной службы. Он дал мне знания правил дорожного и бездорожного движения прежде, чем стать соковыжималкой нашего скромного семейного бюджета.

  Но всё по порядку:

  Мои родители после окончания Краснодарского института плодовоягодных культур учились в аспирантуре в знаменитом городе Мичуринске, где я родился. В аспирантском общежитии я заболел, и моя бабушка Дарья стала моей целительницей и мамой на пять мальчишеских лет.

  Дарья увезла меня полугодовалым в Сочи, где я познакомился со своим замечательным дедушкой, мастером на все руки. Бывший мастер паровозного депо работал в те годы садовником на даче всесоюзного старосты М. И. Калинина.

  Занимали мы первый этаж деревянного дома вчетвером. Четвёртым был школьник Николай, который сильно простудился во время похода на Эльбрус со своим десятым классом. Он умер в больнице от чахотки.

  Вся любовь и забота бабушки Дарьи досталась мне, когда она осталась без единственного сына Коленьки, а дочери Мария (моя мать), Нина и Катя с ними уже не жили. Распался семейный музыкальный ансамбль гитаристов, а дед Кузьма хорошо играл на гитаре и пел русские и украинские народные песни.

  Мои родители наведывались к нам каждый год. На мой день рождения я получил чудесный подарок – трёхколёсный велосипед со звонком. На самом деле это был трёхколёсный веломобиль. В будущее веломобилей я свято верил, будучи конструктором электромобилей.

  Южное солнце палило с мая до конца октября. Вечнозелёная растительность, поляна вся в крупных ромашках, цветущие круглый год розы. На дикий безлюдный пляж изредка делали коллективные походы. Впереди шёл дед с топором, прочищая тропу от лиан, за ним я на могучих плечах дяди Коли, а позади бабушка Дарья с дарами природы и вкусными пирожками в корзинке.

  Когда я завершал первую пятилетку моей жизни мне подарили двухколёсный велосипедик со звонком. Ездить на нём ещё не научился, когда фотографировали меня в седле этого стального коня, прислонившимся локтем к каменной стенке.

  Сергей-отец и мама-Маруся закончили аспирантуру, получили назначение в г. Нальчик, столицу Кабардино-Балкарии. Жили в комнатке прямо в конторе Селекционной плодово-ягодной станции, где мама-Маруся работала младшим научным сотрудником и писала диссертацию по клубнике.

  Сергей Николаевич, мой отец, успел уже защитить диссертацию, стать кандидатом сельскохозяйственных наук. Он получил должность главного агронома совхоза «Долинский». Он приезжал верхом на коне-кабардинце, сажал меня в седло этого не уютного для малышей зверя. У отца был ещё взрослый велосипед, на котором ездили на плантацию клубники. Отец сажал меня на раму велосипеда и дышал мне в затылок горячим отцовским дыханием. Мне запечатлелось в памяти переднее колесо велика и его шуршание при движении по тропе.
.
  Когда к нам переехали дедушка с бабушкой в 1940 году, этот взрослый велосипед был уже моим. На нём я научился возить мешок с травой для нашей коровы-кормилицы, которую пас в лесистом предгорье Кавказа.
  Там же находилась дедушкина пасека. Мёд в сотах приходилось запивать водой – такой приторно-сладкий и душистый был мёд.

  Дедушка заложил каменный фундамент нового дома, а жили во времянке в две комнатушки с пристроенным сараем для коровы, кур и свиньи. Шла уже война, и немцы с румынами оккупировали Нальчик. Наша эвакуация была прервана, так-как лошадей и бричку (телегу) отобрали санитары для раненых советских солдат.

  Нам пришлось возвращаться в Нальчик, а отца забрали в Красную армию. Румынским солдатам, зашедшим к нам в гости, очень понравилась грампластинка с песней о Сталине и «Катюшей». Они забрали с собой грампластинки и патефон.

  С предгорий Кавказа, где была дедушкина пасека, нагрянули партизаны с автоматами наперевес. Бой был коротким. Партизаны вернулись в горы с убитыми и ранеными. А на поле боя остались убитые солдаты в форме. Голодные псы обгладывали лица мародёрам.

  Пришли наши и стали выселять балкарцев, живших в аулах. Была весна, надо было сажать картошку, а все огороды были заставлены Фордами – грузовиками с тентами, на которых перевозили семьи балкарцев с пожитками.

  Дед Кузьма выращивал табак, сворачивал листья в сигары, а потом острым ножом резал их на мелкие листочки. Табак менял на сахар у солдат. Так я впервые за годы войны узнал вкус рафинада.

  В сентябре 1944г. я с матерью Марусей приехал в Малое Мишкино, где отец налаживал сельхозпроизводство. В мае 1945г. родился мой брат Николай, после чего все переехали в Персиановку под Новочеркасском, где отец стал деканом Плодфака.

  Плодфак вскоре закрыли. Остался в Азово-Черноморском сельхозинституте один Агрофак. А отец стал председателем объединённого профсоюзного комитета института и заведующим кафедрой плодоводства, овощеводства и защиты растений.

  У нас была семья – семь человек и корова Зорька. А у меня был велосипед «Диамант», на котором перевозил мешок с травой для коровы. Стадо из 30-40 коров и одного быка паслось в степи по соседству с Кадамовским танковым полигоном. В мои обязанности входило сопроводить в стадо нашу Зорьку утром и встретить её вечером.
 
  Школьный учитель по биологии Николай Тихонович Латышев организовывал для нас экскурсии в Старочеркасск, Агролес, Горный лес в Каменке и в станицу Цимлянскую.
  В Цимлянскую ездили с учителем на велосипедах с двумя ночёвками по пути в сельских школах. Мы побывали благодаря нашему смелому учителю на открытии Цимлянской ГЭС и видели водохранилище, потопившее великолепные сады и виноградники. Станицы и хутора переселили повыше от Дона в голую степь.

  1953 год. Нас с одноклассником Евгением Закис приняли на перспективное отделение «Электротранспорт» в Новочеркасский политехнический институт. А по окончании ВУЗа мы стали работать в конструкторском бюро Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ).

   На первые зарплаты купили с ним по двухскоростному велосипеду «Турист». Ездили на них на работу и с работы по тропе из Персиановки и обратно.

  1961 год. После трёх лет моей работы на НЭВЗе меня пригласили на работу в конструкторский отдел электропогрузчиков на Рижский электромашиностроительный завод РЭЗ. Здесь мне посчастливилось участвовать в разработке электродвигателя для электромобиля. Сами электромобили на базе микроавтобуса «Латвия» и малолитражки «Запорожец» собирали в Калининграде (бывший Кенигсберг).
  Моя мечта о велосипеде с электромотором стала ближе.

  Но наступивший 1972 год внёс свои коррективы. У меня появилась семья.
Родилась дочка Дарья. Я покинул Ригу, переехал в городок Ливаны, где получил квартиру и… автомобиль «Запорожец», который можно было приобрести тогда только по распределению между предприятиями.

  В Ливанах я купил себе велосипед «Украина», а дочке Луизе, родившейся в 1977г. – детское мягкое сидение для своего велосипеда. На этом велосипеде я добирался на работу на свой Ливанский экспериментальный домостроительный комбинат по лесной тропе быстрее, чем на автотранспорте.

  Каждое лето гостил у брата Коли на даче в деревне Малые Слудицы Ленинградской области. Мой старый велосипед "Турист" Харьковского велозавода был ещё на ходу, а складной велик "Десна" брат купил себе в Ливанах (Латвия) и приехал на нём в Ленинград.

  В 1983г. мне повезло устроиться на работу в Дорожно-строительное управление в Мильково на Камчатке механиком. На берегу речки Мильковушки меня поселили в трёх состыкованных вместе строительных вагончиках. Приехала моя семья. Дочка Луиза пошла там первый раз в первый класс. Я купил её в подарок новенький складной велосипед «Десна».
  Он стоял в подвале дома, где хранилась картошка и рыба в деревянной бочке. Велосипед украли, а мы уже к концу 1984 года готовились к возвращению на материк.

  В 1986 году удалось поменять Ливанскую квартиру на двухкомнатную квартиру в Кишинёве. Чернобыльская трагедия и сильное землетрясение в Молдавии. Я работал тогда в Мурманске инженером по технике безопасности в строительной организации.

  Срочно уволившись с работы, переезжаю в Кишинёв, где меня принимают в трест «Промстрой 2» старшим инженером по технике безопасности.
  Строился крупнейший в СССР и Европе компьютерный завод. Стройка компактная, но от моего кабинета добраться до неё сложно. Выручает велосипед «Аист».

  В 1990г. начинается перестройка. Строительство завода персональных компьютеров прекращается. Почти все крупные предприятия молодой республики закрываются. Мои дети едут за границу учиться и искать себе работу.

  Продолжение этого репортажа я уже опубликовал на своей прозорливой страничке под заголовком "Гражданам Мира 2", где продолжена моя велобиография с 1993 года до нынешнего времени.

  Прозорливым взглядом эколога, конструктора и изобретателя, находясь в Творческом экосоюзе с Татьяной, вижу светлую перспективу электроколеса, изобретённого в России.

  Очень рад, что это электроколесо прошло успешное испытание на велосипеде. За ним последует веломобиль и скоростные дороги и велодорожки в самых бездорожных странах Индии, Китая, а затем и России.
 
2015-12-10