Победители

Владимир Левченко 4
ПОБЕДИТЕЛИ

На снимке - Сергиенко Лидия Григорьевна и ее брат Иван, Австрия, 1945 г.

 Из встречи с Сергиенко Лидией Григорьевной, 1923 года рождения, с. Литвиновка Беловодского района

Глядя на бывших участников Великой Отечественной войны и зная, какого почтенного они возраста, мы обычно мало удивляемся их нынешним, желающими быть лучше физическим возможностям. «Что ж, старость», – говорим себе. И порой забываем, что дело здесь не только в старости.
Сергиенко Лидия Григорьевна получила на войне тяжелую контузию. И вот уж более шестидесяти лет плохо слышит.
– На штаб танковой части, который я охраняла, – вспоминает собеседница, – был совершен налет немецкой авиации. Бомба упала прямо на угол дома. Взрывной волной меня откинуло на кирпичную стену. И хотя ни одним осколком не зацепило, но сотрясение от удара получила сильное. Произошло это при освобождении Будапешта.
  А в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии Лидию Григорьевну призывали из Евсуга. Там она оканчивала среднюю школу, оттуда после изгнания оккупантов ее вместе с литвиновской девушкой Лысак Марией на лошадях, запряженных в линейку, и увез кучер на Луганск. Девчат сводили в баню, каждой выдали шинель, пилотку, юбку, кофту, гимнастерку, сапожки. После прохождения обучения прибыли «покупатели» и стали разбирать по воинским частям. Нашу землячку определили в дивизию имени Александра Невского в качестве стрелка. Фронтовые будни начались для нее с Корсунь-Шевченковской операции. Первые дни собирала на поле боя раненых, а позже и сама принимала непосредственное участие в боях. Освобождала Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Австрию. Дошла до Дрездена. И даже 9 мая 1945 года для нее война не закончилась. Их дивизию перебрасывают в Австрию, где на склонах Альп до августа 1945 года еще продолжались бои с недобитыми бандами фашистов. И вот тогда-то из полученного от родителей письма Лидия Григорьевна узнает, что там же, в Австрии, находится и ее родной брат Иван. Она пишет ему письмо, и 11 августа 1945 года они встречаются. Радости – нет предела... А еще им удалось в тот же день на память и сфотографироваться. Пусть читатель посмотрит на снимок, он называется «Победители».   
Но какими же они возвратились домой, наши ПОБЕДИТЕЛИ?
О Лидии Григорьевне мы уже сказали: она почти потеряла слух, является инвалидом второй группы.
У Ивана Григорьевича фронтовая судьба сложилась таким образом. В первые месяцы войны он, как и сотни тысяч других советских солдат и офицеров, попадает в плен к немцам. Как издевались фашисты над нашими военнопленными, брат позже рассказывал. Довелось и ему стоять в одной шеренге с генералом Карбышевым, где их поливали на морозе то горячей, то холодной водой. Остался жив лишь потому, что был рядовым. Всех офицеров немцы потом расстреляли. А его, ошпаренного кипятком, с облезшей кожей, простуженного, отправили в лагерь. Узники там были обречены на голодную смерть. Выводили на работы до тех пор, пока человек мог ходить. Кто подняться не мог, того добивали. Он вспоминал, там, где они работали, поле было засеяно пшеницей. Она уже колосилась, но охрана лагеря за три сорванных колоска расстреливала на месте. А люди все равно пытались украсть. Попался как-то и он на такую смертельную приманку. Два охранника, один немец, другой поляк, его задержали. Немец поставил обреченного впереди себя и, целясь в голову, выстрелил. Пуля скользнула сверху вдоль черепа, но голову не пробила. Тот хотел выстрелить еще раз, но поляк смог его отговорить. Смилостивилась судьба над Иваном и на этот раз...
Каким образом Сергиенко Ивану Григорьевичу в середине войны удалось освободиться из плена – нам неизвестно. Но воевать ему пришлось и после того. Сестра уверяет, бить немцев он продолжал еще два года. Вернулся с войны весь искалеченный. Много потом настрадался и от головных болей, и от последствий других ранений.
Вместе с супругой они воспитали троих детей. В живых его уже нет.   
Из семьи Лидии Григорьевны в войне участвовали еще два ее брата – Илья, 1912 года рождения, и Пантелей, 1914-го. Илья Григорьевич домой не вернулся. Пропал без вести. А Пантелей пришел. К тому моменту она уже демобилизовалась, и тот день ей запомнился на всю жизнь. Брат вернулся с фронта без одной руки. Вошел солдат в дом, сел на лавку, скрутил с горем пополам одной рукой «самокрутку», закурил, посмотрел на бедность и нищету семейного очага, встал, поклонился матери и ушел. Больше его из родных никто не видел. Не захотел становиться обузой для семьи. Люди говорили, будто встречали его на Донбассе – работал истопником в кочегарке.
…После войны Лидия Григорьевна родила двух дочек. Но хата была никудышная, одно название. А тут ей как раз еще сделали операцию, удалили аппендицит.
– Так спасибо добрым людям, – заканчивает повествование собеседница, – одна знакомая предложила односельчанам: «Давайте Лиде хату построим». Собрались они, привезли глину, солому, замесили и слепили небольшую хату. А потом еще и угощение сами притащили.
                Ноябрь 2008 г.

Сергиенко Илья Григорьевич, 1919 г., с. Литвиновка. Призван в 1941 г. Рядовой. Погиб в мае 1943 г. Книга Памяти.   
Сергиенко Лидия Григорьевна, 1923 г., с. Литвиновка. Рядовой. Награждена орденом Отечественной войны ІІ ст., медалями «За победу над Германией», За трудовую доблесть». К.П. «Победители».    
Сергиенко Иван Григорьевич, 1921 г., с. Литвиновка. Рядовой. Награжден орденом Отечественной войны ІІ ст., медалью «За победу над Германией». К.П. «Победители».
Сергиенко Пантелея Григорьевича в К.П. «Победители» включить «забыли».