Дрова

Татьяна Пороскова
Куда без дров в деревне?
Не проживёшь и дня в холодном выстывшем доме.
И издавна начинают их заготавливать  ещё с осени.
А сейчас могут привезти целый лесовоз старых осин и берёз, среди которых попадается и ольха.
Берёзовые дрова жаркие, но тяжёлые. Осина и ольха полегче. А ольху называют ещё царскими дровами. Я где-то читала, что в царских палатах топили только ольховыми дровами, так как от них нет угара.

Дрова эти привозят хлыстами, то есть целыми стволами, но ветки рубят в лесу.
Стволы надо распилить на чурки. Обычно с пилой приходит сосед. Основательно берётся за работу. Иногда его пила чихает, глохнет. Из- под цепи струйкой брызжут свежие опилки.

Потом надо чурки колоть. Раньше это делал мой муж.

Не забуду, как однажды пришли ко мне два мальчика: Алёше лет десять, а Эдику лет восемь. Мальчиков я хорошо знала. Они жили в нашей деревне.
С удивлением наблюдала, как они ещё совсем маленькие босыми бегали по осенним лужам, подёрнутым первыми тонкими льдинками.

Однажды ранним утром выглянула в окно и увидела густой туман. Две маленькие фигурки шли по деревенской улице. За плечами у них, как у настоящих мужичков,  были видавшие виды рюкзаки. Из одного рюкзака выглядывал прокопчённый котелок. В руках мальчишек удочки.

- Куда это твои в такую рань ушли? - спросила я их мать, работавшую в школе поварихой.
- На рыбалку, в Заозерье.
- Не боишься за них? Идти по лесу.
 - Нет. Не первый раз.

Я представила, как идут они пять километров по изрытой тракторной дороге, минуя глубокие ляги, наполненные дождевой водой. Как заманивают их беляки, выбежавшие прямо на дорогу, как застрекочет в тишине сорока или хрустнет ветка, как мелькнёт ярко-красный мухомор…

И вот стоят передо мной Алёшка и Эдик и спрашивают:
- Татьяна Ивановна, не надо ли вам дрова поколоть?
-Надо. А родители разрешат?
- Разрешат.
 - Ну что ж, колите, только осторожней, не пораньтесь.
Я знала, что мальчишкам хочется заработать
Дрова колоть - труд нелёгкий, надо иметь особую сноровку. Вспомнила рассказ своего мужа.

 В школу они ходили за тридцать километров пешком. Мать давала ему рубля три. А он их экономил, Колол вот так же дрова бабушкам, а деньги привозил обратно.

И начали эти два маленьких мужичка махать топориками. Да так ладно у них получалось!
Колотые поленья только летели через забор.
А потом пришёл их отец на подмогу. И стукоток пошёл уже в три топора. На душе становилось радостно и тепло. Не станут эти мальчишки учёными людьми, врачами и учителями. Но отец научил их трудиться, держать в руках топор, зарабатывать. 

И мне почему-то так тепло и светло стало от этих мыслей.
Когда закрыли школу, им пришлось уехать вместе с родителями.
Но каждый год они приезжают сюда и обязательно идут на рыбалку.


фото автора