Бедность не порок.?

Айболит 2
«Бедность – не порок» - это для большинства россиян что-то вроде  аксиомы (истины не требующей доказательств). Видимо по той самой причине, что сама жизнь не устает доказывать нам этот постулат снова и снова. Со времен основания Российской империи, во времена коммунистической империи СССР и до настоящего времени нищета основной части населения была и остается основной составляющей российской государственности.  На сегодняшний день зарплата 10 процентов высокооплачиваемых и самых низкооплачиваемых групп населения России разнится в 30 раз, что ставит Россию в один ряд с Чили, Бразилией и Мексикой. Если же рассматривать этот показатель по пятипроцентным группам, соотношение составит уже 50, что является в своем роде мировым рекордом. Один (!) процент населения в нашем государстве (олигархи, банкиры, промышленники) владеет 52 % от общей суммы накоплений, а 53 процента (в основном средний класс) - всего двумя; 40 процентов российских семей вообще не имеет никаких сбережений. За чертой бедности находятся 23,7% граждан, то есть почти каждый четвертый.
Прескверная статистика, но существование бедных и богатых было испокон веков и пропасть между этими категориями пока что продолжает увеличиваться не только в нищей России, а и в богатой Америке.  Согласно последним данным Центра приоритетов в политике и в бюджете (Center for Budget and Policy Priorities), в настоящее время разрыв в уровне благосостояния между наиболее богатыми и наиболее бедными американцами достиг максимального значения за последние 70 лет. Согласно данным ученых, один процент богатейших американцев, зарабатывающих, с учетом налогов, по $862 000 в год (или без учета налогов по $1.3 млн в год), в совокупности получают больше денег, чем 40% наименее обеспеченных жителей страны (110 млн), чей годовой доход составляет лишь $21 350. За последние двадцать лет доходы одного процента богатейших американцев в реальном исчислении выросли в три раза, в то время как доходы 40% их малообеспеченных соотечественников за тот же период выросли всего лишь на 11%.

В царской России положение было не намного лучше. Правда, существовал достаточно динамично развивающийся средний класс, но разрыв в доходах между олигархической группой (царская семья, княжеские фамилии) составлял не 3000% как сейчас, а многие десятки  и сотни тысяч  процентов. Такое положение было во всех отношениях выгодно самодержавию (самодержцу). В последующем оно также было выгодно и самодержавным «Генеральным секретарям ЦК КПСС». Это позволяло бесконтрольно тратить народные средства на любые цели. Разница в идеологии заключалась лишь в том, что настоящие цари стыдливо умалчивали об этом, а коммунистические вожди настолько подпали под воздействие собственной агитации про благоденствие «великого социалистического государства рабочих и крестьян», что перестали вообще осознавать уровень жизни, как таковой, роль денег в жизни общества и прочее… Характерный пример из действия «железного занавеса». Представьте себе стресс, который испытал один из «вождей» СССР Анастас Микоян после возвращения из своей первой неофициальной поездки в  США. Учтите, что этот человек   через всевозможные спецраспределители в СССР мог позволить себе все, что хотел, совершенно не интересуясь стоимостью этих потребностей. Так вот, весь ужас этого коммунистического босса, считавшего себя очень состоятельным человеком, заключался в полученном им откровении, что у себя на родине он жил не лучше любого высоко квалифицированного рабочего Соединенных штатов Америки.

Понятия бедности (нищеты) и богатства – являются, конечно, кроме всего прочего, относительными философскими категориями. Все зависит от того, с какой стороны вы на них  смотрите. Стоит переместиться человеку (или партии) из одной позиции в другую, как моментально меняется его ментальность (извините за каламбур). Только один пример. Старшему поколению россиян помнится лозунг коммунистической пропаганды: «Превратим Москву в образцовый коммунистический город». Сказано – сделано! Конечно, роллс-ройс в этом городе приобрести было нельзя, но вот купить один-два кило любительской воронежской колбасы в любом гастрономе возможно. Сделать это в родном Воронеже исконному жителю житницы Черноземья удавалось с трудом и не всякий раз. Вся страна работала на коммунистический город из последних сил и по мере сил (на электричках и скорых поездах) вывозила некоторые продукты своего труда назад, к местам их производства.

Все это тогда мало заботило рупор КПСС газету «ПРАВДА», …..хотел взять это слово в большие кавычки, да клавиатура не позволяет. Зато этот же рупор в данный момент дует в другую сторону:
«Словарь Даля дает "нищете" следующее определение: крайняя нужда, убожество, скудость. Сколько слов из этого сборника устарело и исчезло из повседневного общения, а "нищета" живет, набирает сил и проявлений. Может, это судьба у нас такая - сума да тюрьма? И другого ждать не стоит? Россия изо всех сил пыжится, чтобы остаться в строю сильнейших государств - по этому поводу мы имеем бодрые рапорты о повышении ВВП, планы о вступлении в ВТО и надраиваемое всей страной лицо Москвы. А выедешь за пределы Садового кольца - такая нищета деревень и бедность городов, что... Впрочем, этот вой у нас испокон веков песней зовется». 
Ну, как Вам такая самобытность мысли?
И далее: «  Что касается государства... Оно установило такую цифру прожиточного минимума, которая сама по себе уже является признаком нищеты, потому что считается достаточной, чтобы ты учился, лечился, питался».
Ну, точь-в-точь как было при коммунистах – все по вечной Платоновской  формуле социального рабства, где он определил эти обязанности элиты перед социальными рабами.

Невзирая на всю относительность точек зрения на понятийный алгоритм бедность-богатство, мы – россияне имеем достаточно определенное представление о бедности, но практически  ничего не знаем про его альтернативу – богатство. Поэтому, видимо, мы не можем ничего плохого или очень плохого сказать о бедности.  Ведь нельзя же хулить веками сложившийся стереотип жизни. Стереотип «бедность – не порок» примиряет нас с окружающей действительностью и является философской основой для общественного равновесия и стабильности в бедной стране. Так во всяком случае представляется нам эта ситуация в общественном мнении, в государственной демагогии и особенно в церковных поучениях. Но у логически мыслящего человека сразу же возникает  вторая половина алгоритма: «Значит богатство зло и порок». А вот этого ни одно государство допустить не может. Поэтому вся идеология его направляется на баланс и принудительное равновесие этих категорий. Лучше всего с этой государственной задачей всегда справлялась православная церковь, при этом независимо от того, отделяли ее от государства или нет. Дело в том, что сама церковь никогда не была бедной организацией. Даже во времена своего становления и массовых репрессий в древнем Риме первые христиане не были бесправными рабами, а по большей части достаточно зажиточными свободными гражданами империи, правда, обделенными (по их глубокому убеждению) в правах. Поэтому церковь следует рассматривать в качестве заинтересованного (лоббирующего) лица в укоренении в сознании масс  стереотипа «бедность – не порок» с одновременным постулатом типа «богатство – тоже не в радость». Давайте посмотрим, что за 2000 лет церковь добилась на этой пропагандистской ниве.

Бедный и богатый по церковному укладу

В народной поговорке «лучше жить богатым и здоровым, чем бедным и больным» заложена бомба замедленного социального взрыва, которая эпизодически взрывается в разное время и в различных странах. И это, несмотря на постоянные стремления государства, избежать этих взрывов. Все, что  иногда удается, то это изменить формулу в плане сохранения левой части и трансформации правой – «….чем бедным и здоровым». То есть гражданская цивильная власть ничего не хочет делать с альтернативой богатство-бедность, а лишь пытается ее скрыть или социально сгладить. В тоже время церковь, как категория мало сведущая в политико-экономических  хитростях и махинациях, пытается убить эту альтернативу в зародыше путем постановки вопроса ребром. Что лучше и что более угодно богу?

По априорному библейскому утверждению богу равно угодно и то и другое. Однако одно дело сказать, другое дело сделать. Интересно посмотреть, как это достигается на практике. Ведь одно дело доказать богатому человеку, что если он прожил всю жизнь в довольствие и достатке и, тем более, пожертвовал перед смертью какую-либо толику своего богатства  церкви, то этим он обязан богу и, следовательно, угоден ему. Другое дело снять протестный стресс у сотен и тысяч бедняков, едва сводящих концы с концами, вдалбливая им в головы, что бог тоже милостив к ним, но просто хочет их испытать такими мелочами, как полуголодное и бесправное  существование. Как умудряется церковь столько лет выигрывать практически проигрышную компанию, уму не постижимо. Но факты упрямая вещь…
В качестве первого мотива к приобретению собственности православие выдвигало потребность в удовлетворении личных нужд христианства: без этого нельзя выполнять обязанности по отношению к себе, а главное питать чувство благодарности к Богу как источнику всякого блага. В качестве второго аргумента в пользу владения собственностью выдвигалось суждение, что без нее невозможно успешно выполнять христианскую обязанность “благодарить бедных и неимущих” и проявлять тем самым любовь к ближним.
Православно-христианское учение о нравственности рассматривало частную собственность как вечный институт, провозглашало право собственности вечным понятием. Утверждалось, что она есть и будет основою семьи, общества и государства. Какое-либо посягательство на нее объявлялось святотатством, классифицировалось не иначе как преступление (грабеж и воровство), с которым обязан бороться каждый христианин. Заповедь “не укради” объявлялась общечеловеческой.
Защищая институт частной собственности, церковь оправдывает социальное неравенство, существование бедных и богатых. Нравственное богословие внушало неимущим, что они должны блюсти внутреннюю духовную независимость от бедности и утешаться тем, что бедность, как и богатство, не являются злом. Православной этикой утверждалась невозможность установления социального равенства. Богословы внушали что, бедные и богатые имеют нужду  друг в друге, и что социальное равенство не достижимо в силу того что, всегда будет противоположность между начальниками и подчиненными, различие в образовании, талантах, познании, труде и прочее.
При таком общественно-политическом раскладе церковь неуклюже пытается делать реверансы в сторону бедняков, подавляющей части населения любой страны, в том плане, что чем лучше человеку на земле, тем хуже ему  на небе и вдвойне это все относится к богатым. Двуличность церкви здесь очевидна: существовать она может только за счет пожертвований богатых, но приходится делать вид, что она больше любит простоватую бедность. Видимо не даром русское слово «лукавый» происходит от имени лукавого евангелиста-баснописца Луки. “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божье! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божье. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу” (Лк. 18.24-27). Другими словами дерзай богач, не трясись над своею мощной и бог не  выдаст, свинья не съест – попадешь в рай, ну почти наверняка.

Правда, апостолы творили самодеятельно, у них не было главного редактора, который бы стратегически направлял их мысли. Поэтому возможны по данному вопросу массы разночтений, таких, скажем, как у Павла. Согласно апостолу Павлу: “Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1 Тим. 6.6-10). Налицо некоторое противоречие, но далее выясняется, что сребролюбие не столь высокий и пагубный грех, если часть этого серебра ты отдашь святой церкви, т.е. перестаешь уклоняться от веры. В целом вся эта церковная демагогия не имела никакого воздействия на богатых. Никто добровольно от богатства не отказывался (за очень редким исключением) и поэтому апостол Павел бросает богачам спасательный круг. Он сам собирал деньги на бедных и хвалил щедрых в воздаянии: “ При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: “расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век” (2 Кор. 9.6.-9).
Другими словами не столь важно, сколько богач «отвалил» бедным от своей прибыли, главное надо сделать это от души (от сердца). По примеру евангельской бедной вдовы, мы должны давать не от избытка, а от скудности. “И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же. Одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудности своей положила все что имела, все пропитание свое” (Мк. 12.41-44). Следовательно, чтобы милостыня имела духовную ценность, она должна быть жертвой. В этом христианство только переняло эстафету у дохристианских религиозных культов древних греков, римлян, славян  и т.д., не придумав ничего более изощренного. Даешь деньги церкви – знай, что  это не взятка или гонорар адвокату на божьем суде, а священная жертва. И чем дороже отступная индульгенция, тем больше грехов прощается.
При таком очевидном корыстном материализме церкви основная стратегия ее в дилемме «бедность-богатство» - направляется на отвлечение от материального, перевод спора в сферу духовную и психологическую. Разговор сразу заходит не о том, как ты живешь, а о силе твоего духа, чистоте помыслов и прочее. Весьма характерна в этом плане проповедь архиепископа Сан-францисского  Иоанна (Шаховского), которая с сокращениями приводится ниже.
Начинается она с идиллии о божественном духовном балансе бедных и богатых в человечестве:
« Бедные могут обогащать богатых... Богатые - обеднять бедных... Как различно произносит мир эти слова! Неверующие за ними подразумевают эксплуатацию бедных богатыми. Верующие во Христа, живущие во Христе люди видят в этом утверждении совсем другой, гораздо более широкий и богатый план: бедный материально может высотой и чистотой своего духа возвышать, духовно обогащать более материально богатого человека. И, наоборот: неблагополучный в нравственном смысле богач, конечно, "обедняет", духовно опустошает соприкасающегося с ним бедного человека. Ибо каждый не только "за всех виноват", но каждый на всех влияет, независимо от своего социального положения. В мире же постоянно, невидимо для глаз поверхностного сознания ходят, перекатываются друг через друга волны нравственных и духовных энергий отдельных людей, бывающих не только для себя, но и для всего мира фабриками добра или зла, проводниками света Христова или тьмы».

Далее предпринимаются более серьезные попытки   философски доказать недоказуемое в реальной жизни, что вообще реального понятия богатства  и бедности не существует, а есть лишь греховная похоть и духовный блуд человеческий в мало доступных людскому разуму категориях:   
«Не само по себе материальное богатство вредно (оно нравственно нейтрально), и не сама по себе бедность полезна для возвышения души (бедность тоже нравственно нейтральна). Но похотение, обожествление богатства есть личный и социальный яд: когда богатству приносятся человеческие жертвы (а неразумный богач приносит себя самого и всех окружающих); когда забывается бессмертное и великое достоинство человеческое и цель жизни человека на земле. Похоть же богатства проявляется не только у богатых или богатеющих, но столь же часто у бедняков, завидующих лучшему материальному состоянию. Существо христианского духа есть свобода от всякого пристрастия к тленному богатству, и во Христе освобожденным, свободным духовно как от скупости эгоистической, так и от зависти эгоистической может быть всякий человек, независимо от своего социального положения.

Бедность, которая живет завистью и дышит убийством, не есть благословенная евангельская бедность. Это есть ужасная бедность. Также и смиренный обладатель богатства, считавший себя лишь "управляющим" (С. Лук. 16) этого богатства, принадлежащего Творцу и справедливо владеющий им, приобретающий милостивое отношение к миру через него, - конечно, не может быть причислен к тем богатым, о которых Спаситель сказал, что "горе" им. Нет, таким богатым не горе, а радость и - радость вечная. Никакая материальность и никакое отсутствие материальности не есть по себе ни добро, ни зло. Это только марксизм, вслед за буддизмом (как это ни покажется странным), возводит материальную сторону бытия в категорию нравственного добра и нравственного зла (тем выявляя религиозный по существу, хотя и отрицательный характер своих утверждений). Для христиан зло и добро не во внешнем, но все в мире делается добрым или злым в зависимости от внутренних побуждений и намерений человека, ибо как добро, так и зло суть чисто внутренние, духовные движения, создающие либо ад, либо рай внутри человека. Внешний же мир есть лишь периферия проявления человека, и, конечно, если светел человек, то и периферия его жизни будет светить».

Вот благая мечта церкви – мир и довольствие, будь ты червь либо человек!
Далее он, как обычно, поучительно-бездоказательно, опрокидывает классиков марксизма в удобное для церкви положение.
«Богатство может быть благословенным даром Бога. И бедность тоже. Богатство может быть проклятием для человека. И бедность тоже. Бедность делается проклятой, когда она пролетаризируется. Богатство бывает проклятым, когда оно пролетаризирует бедного человека. Пролетаризация бедности есть отнятие благословения у души, пребывающей в бедности, отнятие у нее путей духовных для стяжания и удержания у себя этого благословения. Пролетаризация бедности есть также отъединение, выключение бедного в силу его бедности. Культ этой пролетаризации есть программа духовного умерщвления бедного человека - задача безрелигиозного социализма, имеющего свое завершение в марксизме. Пролетаризация эта есть внедрение антихристова духа в бедных людей, и началась она, конечно, не с Карла Маркса и не с вождей раннего социализма. Ее появление есть проявление вообще греха в мире: как в мире богатых, так и в мире бедных. Не только бедный человек своим неправильным отношением к бедности "пролетаризирует" бедность, но и богатый - своим неправильным отношением к своему богатству и к бедности других - также пролетаризирует бедность и собирает камни на свою голову. Для верующего христианина совершенно очевидно, что безбожное мировоззрение, коим сильно проникнут современный капиталистический мир, есть такое же зло, как и атеистическая революция пролетариата.

В мире не два лагеря - капиталистов и пролетариев, - как то хочет представить внешнее сознание. В мире три лагеря: 1)безбожные бедняки, 2)безбожные богачи и 3)бедные и богатые (материально) христиане. Такова этическая карта мира. Христиане не делятся на "бедных" и "богатых", ибо бедные осознают преимущества своей бедности, богатые - стеснительность своего богатства и, во всяком случае, его непрочность и оттого - незначительность. И все остаются на своем пути, несут свое служение. Для этих третьих только и может быть в собственном смысле "социальная проблема". Для первых она не существует и не может существовать, ибо там действует принцип борьбы и решительной непримиримости, т.е. либо войны, либо чисто дипломатического, не имеющего никакой реальной силы, мира. Третья группа, конечно, наименьшая в мире, ибо небесно-почетная принадлежность к ней есть выражение не словесной и даже - считаем нужным это подчеркнуть - не идеологической, но духовно-реальной, конкретной христианской веры. Только из этой подлинной реальности духа может вырастать идеология общественной христианской жизни».

И последнее заключительное утешительное поучение для бедных:
 «Для Церкви Христовой "нет ни богатых, ни бедных"... Правильнее сказать, они есть, но лишь - в другом плане. Иные качества богатства и бедности в Церкви. "Богатые" - это нищие духом, "бедные" - богатящиеся своими земными ценностями. В отношении богатых у Церкви такой обычай: они Ей служат. В отношении бедных: Она им служит. Бедные почитаются, таким образом, достойными помощи, богатые - достойными служения. Церковная психология прямо противоположна психологии, обычно наблюдаемой в миру, где бедные прислуживают, а богатые принимают их услуги как нечто должное».    

Резюме к этому – очевидная обеспокоенность в появлении в тихом омуте социального мира, гарантирующего самой церкви «вечные лета», некоторых пассионарных личностей, которые не согласны с тем, что бог дал им в наследство бедность или слабое здоровье и своей, а не божьей волей пробивающих себе дорогу в жизни. Эти личности не нуждаются в посредничестве церкви  в разговоре с богом, чем оставляют последнюю не у дел.
Эта опасность настолько реальна для церкви, что она явно перегибает палку, противопоставляя духовность материальности.

Вот, к примеру, что говорит дьякон прихода Святой Марии, евангелическо-лютеранской церкви Ингрия Александр Лауга:
«Кому из нас неизвестны слова: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21). Многие полагают, что в этом месте Писания Христос осудил богатство. Однако богатство само по себе не зло и не добро, в то время как бедность, которая тоже не зло и не добро, на практике гораздо опаснее, чем богатство».
Опуская обычное для церковников отсутствие элементарной логики (если категория не есть зло, то, как она вообще может быть опаснее зла как такового) следует констатировать ранее открытое нами негативное отношение церкви к бедности, как основной опасности  для нее.
Поэтому последующие высказывания этого прелата меня лично уже не убеждают.
 «Когда жизнь людей подходит к концу, они с ужасом видят, что потратили ее на перемещение в пространстве пригоршней праха, который снова рассеется с их кончиной, и наступит черед следующего несчастного стаскивать этот прах в кучу в бессмысленной суете. Сколько таких искателей придуманных ценностей! Поистине, это самые несчастные из людей. Христос не пугал нас, но предостерегал. Жизнь коротка, и надо быть серьезнее в выборе целей. Всякий, кто потратит жизнь на поиски воображаемых благ, потратит ее напрасно. То есть попросту потеряет ее. Нельзя служить и Богу и богатству, как нельзя одновременно идти в разные концы одной дороги. А все мы путники и идем по дороге, в одном конце которой гибель, а в другом спасение. В легенде о царе Мидасе, который добился от богов привилегии превращать в золото все, к чему он прикасался, печальный конец. Царь умер от голода, так как не мог есть золото. То же самое происходит с теми, кто собирает себе тленное богатство. Деньгами жить нельзя. Жить можно лишь чувствами. Теплом и холодом. Голодом и сытостью. Радостью и горем.»

Красноречиво, но в принципе бестолково, как и все в православном богослужении. Если бы этот, поругаемый им человек и другие ему подобные, не производили бы избыток материальных благ, то само существование самого блаженного дьякона стало бы проблематичным, поскольку он уж точно не знает,  как добыть хлеб насущный не демагогией, а своими собственными руками.

В отличие от двуличного христианства, основоположник его – иудаизм более откровенно и без ссылок на дух божий судит о бедности и богатстве. Вот некоторые выдержки из Талмуда. Евреи считают, что в каждый Новый Год бог решает, каким будет финансовое положение человека. Следовательно, погоня за богатством бесполезна. С другой стороны, иудаизм утверждает, что люди должны проявлять заботу о средствах, которыми бог благословил их. Хотя иудаизм осуждает погоню за материальным, он признает необходимость материальных средств для служения богу достойным образом. “Где нет муки, там нет и Торы”, - говорит Мишна. По замечанию Талмуда, “хороший, красиво обставленный дом” важен для психологического благополучия человека». Иудаизм всегда учил людей находить золотую середину между погоней за богатством и пренебрежением материальной стороной жизни. “Не посылай мне ни бедности, ни богатства...чтобы я не стал слишком полон и не отверг Тебя, говоря “Кто это-бог и чтобы не стал нищим и не украл...” (Притчи 30:8-9)
Весьма характерная фраза, до которой христианство не додумалось. Для иудаистской церкви важен средний класс, который доволен своей (богом данной) жизнью, регулярно ходит в церковь и приносит ей за это дары. Как видим, здесь нет противопоставления бедных богатым, черного и белого, что характерно для христианства. Отвергая погоню за материальным, иудаизм никогда не впадал в другую крайность, провозглашая бедность идеалом. “Бедность хуже пятидесяти казней”, - сказано в Талмуде. И в Талмуде, и в Мидраше бедняк неоднократно и сочувственно описывается как человек несчастный, раздавленный, скатившийся на дно.
В целом несостоятельность  и двуличность церкви в защите собственности и богатства очевидна и не позволяет определить народное отношение к проблеме «бедность не порок», которая, как явствует из всего выше изложенного, является чисто церковным положением, навязанным народу коррумпированным духовенством под ореолом «народной мудрости».
Следовательно, со стороны «духовной церковности» нам не разрешить этого афоризма. С ругой стороны недаром говорит Талмуд, что из любого положения имеется два выхода. Воспользуемся хотя бы одним, оставим церковную демагогию насчет верблюда и игольного ушка и обратимся напрямую к народной мудрости.  Для этого  мною наугад взято 500 народных поговорок, пословиц, высказываний мудрецов и даже анекдотов всех народов, позволяющих на основе жизненного опыта наций определиться в дилемме «бедность – богатство». Правда часть из них по русской нецензурности пришлось убрать, но и то, что осталось, впечатляет
Изречения, осуждающие богатство
Бай говорит - песню поет, бедняк говорит - глину жует. (узб.)
У богатого и по бороде масло течет. (рус.)
У богатого черт детей качает. (рус.)
У кого деньги вижу - души своей не слышу. (рус.)
У кого деньги, у того и тяжбы. (бенг.)
У него как деньги завелись, так и ум помутился. (бенг.)
Деньги - ключ ко всем вратам, кроме небесных. (Неизвестный автор) 
Умом туп, да кошелек туг. (рус.)
Чертов сосед спать не дает - богато живёт. (рус.)
Тот мудрен, у кого карман ядрен. (рус.)
Тот, у кого есть один пиастр, говорит: "Что мне с ним делать?", а тот, у кого сто: "Господи, прибавь еще!" (араб.)
Они нуждаются, обладая богатством, а это самый тяжкий вид нищеты. (Сенека)
Коли богатый заговорит, так есть кому послушать. (рус.) 
Богатый бедному дивится, чем он движется? Ан Бог помог. (рус.)
Богатый в деньгах, что мышь в крупах. (рус.)
Богатый - в пир, убогий - в мир (т.е. по миру.) (рус.)
Богатый врет - никто его не уймет. (рус.)
Богатый глух, а знатный слеп. (вьет.)
Богатый ест как захочется, убогий - как доведется. (рус.)
Богатый и в будни пирует, бедный и в праздник горюет. (рус.)
Богатый прав, что ни скажет, бедняк двух слов не свяжет. (узб.)
Богатый прихвастнет - подтвердится, бедняк правду скажет - осрамится. (узб.)
Богатый совести не купит, а свою погубит. (рус.)
Богатый ума купит; убогий и свой бы продал, да не берут. (рус.)
Богатый хоть и врет, а и то впрок идет. (рус.)
Богатый-то с рублем, а бедный-то со лбом. (рус.)
Большое богатство - что тяжкий недуг. (дарг.)
Большое богатство человека в собаку превращает. (дарг.)
В богатом доме и кошка - важная персона. (бенг.)
В мошну глядит, а над копейкой дрожит. (рус.)
Когда к шальным деньгам и власть добавится,
Сдуреет даже тот, кто слыл за умного. (Менандр) 
С деньгами и пес может стать «господином Гав-гав». (корейс.)
Сам я сыт - глаза не сыты. (Казахская пословица)
Богатство не уменьшает жадности. (Саллюстий) 
Когда говорят деньги, все остальные молчат. (исп.)
Когда беру - душа радуется, отдаю - душа с телом расстается. (узб.)
Богатство спеси сродни. (рус.)
Владеет городом, а помирает голодом. (рус.)
Где пиры, там и немочи. (рус.)
Когда деньги говорят - правда молчит. (рус.)
И большою милостынею в рай не войдешь. (рус.)
Деньга попа купит и Бога обманет (рус.)
Деньгам поклоняются больше, чем Богу. (инд.)
Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся. (рус.)
Богатый - что бык рогатый: в тесные ворота не влезет. (рус.)
Стоит крякнуть да денежкой брякнуть - все будет. (рус.)
Страсть к обогащению сильнее жажды. (араб.)
Сумасбродным считает голодного сытый. (тадж.)
С горбатым не переклонишься, с богатым не перетянешься. (рус.)
С деньгами мил, без денег постыл. (рус.)
Скупой богач беднее щедрого бедняка. (араб.)
Соболино одеяльце в ногах, да потонули подушки в слезах. (рус.)
Полон чан - сам себе пан. (рус.)
Пьет пиво да мед, ничто его неймет. (рус.)
Простор богатому, как щуке в воде. (рус.)
Пусти душу в ад - будешь богат. (рус.)
Наелся, как бык, и не знает, как быть. (рус.)
Накопление богатства - бремя тягот, а потеря его - огонь сожаленья. (курд.)
Богатство полюбится - ум расступится. (рус.)
Богатство подобно морской воде, от которой жажда тем больше усиливается, чем больше пьешь. (Шопенгауэр).
Многие, входя в вельможи, выходят из людей. (Ф.Н.Глинка)
Лучше стыдиться своего богатства, чем гордиться своей бедностью. (Чжан Чао) 
Богатый похвалится - все достанет, бедный похвалится - всего лишится. (Казахская пословица)
Надел бей новый халат - «Поздравляем!» - говорят; надел бедняк - «Откуда взял?». (Туркменская пословица)
Богатство - это блевотина судьбы (Моним)
Богатство - путь к бесчестию. (хаус.)
Богатому старость, а убогому радость. (рус.)
Богатому черти деньги куют. (рус.)
Богатому - все праздник. (рус.)
Богатому и не спится: богатый вора боится. (рус.)
Богат, как Крез, а живет, как пес. (рус.)
Байский дар - божий удар. (туркм.)
Нет и не может быть богатства праведного. (А.П.Чехов) 
Деньги - помет дьявола. (Габриэль Маркес)

Как видим открытых и однозначных осуждений   богатства  в нашей выборке сравнительно немного – 75 или 15 % от общего числа изречений по общей теме «богатство-бедность». Ну, как к ортодоксальному осуждению богатства отнесешь знаменитую русскую поговорку: «Чертов сосед спать не дает - богато живёт». В ней большего горького юмора или даже сарказма по отношению к самому себе. Или из серии «богатые тоже плачут»: «Соболино одеяльце в ногах, да потонули подушки в слезах».
Тем не менее, 15% нашего народа думает, что богатство – зло.

Изречения, осуждающие бедность

Характер не позволяет, да голод заставляет. (бенг.)
Бедному дому гордая краса в тягость. (дарг.)
В кармане-то мак, а в другом-то и так. (рус.)
Бедность - корень раздоров. (инд.)   
Бедность - ножны для привычек. (хаус.)
Бедность заставляет быть позади других. (туркм.)
Бедность и мудрого смиряет. (рус.)
Бедность научит играть на скрипке. (нем.)
Житье - вставши да за вытье. (рус.)
Бедность не убивает, но и радоваться не дает. (туркм.)
Когда приходит голод, уходит стыд. (груз.)
Когда приходится туго - вспоминаешь Бога, когда сыт - до Бога дела нет. (курд.)
Переколачиваемся с выти на выть и не знаем, как быть (выть - час еды.) (рус.)
Бедняк горит в огне подлых. (туркм.)
Бедняк живет только из упорства. (браз.) 
Гол, как бубен, как сосенка, как перст. (рус.)
Голодная мышь готова и кошку съесть. (кит.)
Голодная собака становится дикой. (зулу.)
Голодному - хлеб, сытому - причуды. (башкир.)
Голодный забывает и веру и религию. (перс.)
Голодный медведь не пляшет. (турецк.)
С сумой ходить - не хороводы водить. (рус.)
Пустой мешок введет в грешок. (рус.)
Раздоры в доме сеют бедность. (яп.)
Разума много, да не к чему рук приложить. (рус.)
Голодный и архимандрита украдет. (рус.)
Покуда жирный исхудает, худого черт возьмет. (рус.)
Покуда солнце взойдет, роса глаза выест. (рус.)
Согрешишь и еще, когда в брюхе тощо. (рус.)
Не хитро жить издеваючись; хитро жить измогаючи. (рус.)
Небо в тумане, земля в обмане, пусто в кармане. (рус.)
Бедняку всегда ветер в лицо. (рус.)
Для голодного всякая пища вкусна. (яп.)
Дождь вымочит, солнышко высушит, буйны ветры голову расчешут. (рус.)
Достоинства голодного сытый не заметит. (туркм.)
В чем в церковь хожу, в том и квашню мешу. (рус.)
Вам Бог дал, а нам посулил. (рус.)
Дай вам Бог пировать, а нам бы крохи подбирать! (рус.)
Дал Бог и немому речь, и нагому улицу. (рус.)
Денег много - великий грех; денег мало - грешней того. (рус.)
Денежка - молитва, что острая бритва (рус.)
Богатого и в чуже знают, убогий и в своих невидим. (рус.)
Богатому жить приятно, бедному - дышать тяжело. (инд.)
Сытому хорошо молитвы творить, а на голодный желудок об Аллахе вспоминать некогда. (тадж.)
Убогий, что осиновый лист: все дрожит. (рус.)
Убогого слеза и жидка, да едка. (рус.) 
Сытый по голодном, а теплый по холодном не плачут. (рус.)
Сытый чего не скажет, голодный чего не съест. (узб.)
Так говорят: когда припрет беда, годна и оскверненная еда. (перс.)
Нам ведомо: людская бедность всех ввести способна и в соблазн, и в грех. (перс.)
Наш двор крыт небом, а обнесен ветром. (рус.)
Не боюсь богатых гроз, а боюсь убогих слез. (рус.)
Горе наше - ржаная каша, а поел бы и такой, да нет никакой. (рус.)
Что испекли, то и съедим, а завтра поглядим. (рус.)
Нищета прочней богатства. (рус.)
Бедному с богатым судиться - лучше в ложке утопиться. (рус.)
Богатого провожают, чтобы не упал, а бедного, - чтобы не украл. (рус.)
В одном кармане вошь на аркане, в другом - блоха на цепи. (рус.)
На голом - что на святом: нечего взять. (рус.)
Что в пир, что в мир, все в одном. (рус.)
Нет денег в твоем поясе - родной брат станет троюродным. (малайско-индон. пословица)
Бедность: шиш в кармане, да вошь на аркане. (рус.)
Рад нищий и тому, что сшили новую суму. (рус.)
Из худого кармана и последний грош валится. (рус.)
У бедного и два гроша - куча хороша. (рус.)
"Отец, сколько дней нам еще терпеть такую нужду?"- "Сорок."- "А потом?" - "Привыкнем.". (армянский анекдот)
Пришлась ложка по рту, да хлебать нечего. (рус.)
Нет справедливости справедливее Божьей: богачу Он дает пищу, а бедняку - аппетит. (евр.)
Полная сума тяжела, но пустая тяжелее. (евр.)
Кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. («Библия», Марк)
Нужда - состояние, когда целью жизни становится существование. (А.Круглов)
Бедняк - это прежде всего завистник. (М.М.Пришвин)
Бедность не грех, а до греха доводит. (рус.)
Убожество - не грех, да людям в посмех. (рус.)

Как видим горестного осуждения о бедности в народе и в нашей выборке  также достаточно мало всего 75 или 15 % от общего числа. Причем одинаково мало с осуждением богатства.
Удивительно точное совпадение.

Философские изречения и народная (не церковная) мудрость о верховенстве духа
 человека (не бога) над материей  - «или все переживем»
Богатство слепо, оно словно муха: то на навоз садится, то на розу. (груз.)
Достойнее ярмо нужды носить, чем у бездушных милости просить. (перс.)
Досыта не наедаемся, а с голода не умираем. (рус.)
Дураку мука, а умному честь  (рус.)
Душевное спокойствие лучше богатства. (бенг.)
Если есть истинное милосердие, то оно обитает среди бедняков. (амер.)
Есть чем звякнуть, так можно и крякнуть. (рус.)
Есть что покушать, так есть кому и хозяина послушать. (рус.)
Бедность учит, а счастье портит. (рус.)
Хоть мошна пуста, да душа чиста. (рус.)
Хоть мудрец - не скупец и не копит добра, плохо в мире и мудрому без серебра. (перс.)
Кто богатствами владеет, у того на грош познаний; кто познаньями владеет, у того богатства мало (тадж.)
Кто в парче, а кто и в холсту - по тому ж мосту. (рус.)
Кто излишествует, потом камни лижет. (дарг.)
Богатство - как тень облака (т.е. его легко лишиться.) (инд.)
Взирайте на птицы небесные: не сеют, не жнут, а сыты бывают. (рус.)
Богатство с деньгами, голь с весельем. (рус.)
Богатство и знатность, полученные нечестным путем, исчезают, как облако. (яп.)
Близко богатство - не бери нечестным путем, близки трудности - не беги позорно. (кит.)
Богат - не хвались, беден - не отчаивайся. (лакск.)
Убожество учит, богатство пучит. (рус.)
Ума палата, да денег ни гроша. (рус.)
Богатство - грех перед Богом, бедность - перед людьми. (груз.)
Беден карман, зато сердце богато. (осет.)
Богатство - не цель, бедность не позор. (узб.)
Богат, да крив; беден, да прям. (рус.)
Богачи едят калачи, да не спят ни в день, ни в ночи; бедняк чего ни хлебнет, да и заснет. (рус.)
Достаток объединяет, бедность разобщает. (узб.)
Богатство в час, а бедность до веку. (рус.)
Убогого докука, богатого скука одолевает. (рус.)
Гол да наг - перед Богом прав. (рус.)
Гол, да не вор. Гол, да праведен. (рус.)
Богатство живет, и нищета живет. (рус.)
В драке богатый лицо бережет, а убогий - кафтан. (рус.)
Впотьмах и гнилушка светит. (рус.)
Все, что в изобилии, надоедает. (араб.)
Живет на погосте, а хлеба ни горсти. (рус.)
Живота не копи, а душу не мори! (рус.)
За голодного Бог заплатит. Просит убогий, а подаешь Богу. (рус.)
И бедный украдет, да его Бог прощает. (рус.)
И голыш не без праздника. (рус.)
И жить не скучно, и помирать не тошно. (рус.)
Когда на сердце спокойно, то и в тростниковой хижине уютно. (кит.)
И псу конурка, и коту печурка. (рус.)
И ржаной хлеб ешь со вкусом. (башкир.)
И то бывает, что и деньгам не рад. (рус.)
Изба елова, да сердце здорово. (рус.)
Избыток - убожество наследник. (рус.)
Изведай человека на деньгах. Деньги искус любят. (рус.)
Иметь деньги, да не помогать другим, все равно что войти в пещеру с драгоценностями, а вернуться с пустыми руками. (кит.)
Как волк: то слишком сыт, то слишком голоден. (рус.)
Как хлеба край, так и под елью рай; а хлеба ни куска, так и в тереме тоска. (рус.)
Копил, копил, да черта и купил. (рус.)
Сытость делает старика юношей. (хаус.)
Сыты ли, голодны ли - живем хорошо: в разрушенном доме и от луны светло. (бенг.)
Сытый волк смирнее ненасытного человека. (рус.)
Сытый думал, что товарищи его тоже сыты. (абхаз.)
Счастлив нищий тот полунагой, который царство отпихнул ногой. (перс.)
Сыт крупицей, пьян водицей. (рус.)
Сытому только и петь. (рус.)
Богатство и бедность - это не деньги, а самоощущения. (Аркадий Барахович)
Бедность - это рабство, но чрезмерное богатство - тоже рабство. (Ж.Жорес)
Деньги - это некое шестое чувство, без которого остальные пять неполноценны. (Сомерсет Моэм)
Деньги - вещь хорошая и приятная, вот только люди их портят. (Герцль) 
Деньги - это свобода, выкованная из золота. (Эрих Мария Ремарк)
Деньги - благо отрицательное: о них, как о здоровье, думаешь только тогда, когда их нет. (А.Н.Апухтин)
Торговля - перемещение желаний в пространстве. (Виктор Кротов)
Карман - колыбель побуждений и могила совести. (Амброз Бирс)
Не все ли равно, сколько ты имеешь? Ведь то, чем ты не владеешь, всегда намного больше. (Сенека)
Самое большое богатство
- разум. Самое большое наследство - воспитанность. Самая большая нищета - невежество. (Али-Ибн Аби-Талиб)
Если у одного человека есть много лишнего, то у многих других недостает нужного. (Л.Н.Толстой)
У богатых на 3 человека 15 комнат, и нельзя пустить согреться и переночевать нищего. У крестьянина семиаршинная изба на 7 душ, и он охотно пускает странника... (Л.Н.Толстой)
Кто открывает свой кошелек для несчастных, тот кладет в него приятные воспоминания. (П.Буаст)
Как жаль, что способность делиться осталась только у простейших. (В.Колечицкий)
Лучше потеря, чем позорная прибыль: от одной горе на раз, от другой навсегда. (Хилон)
Сердцем к чужому добру перестань безрассудно тянуться. (Гесиод)
Мешок денег перевесит даже два мешка истины. (датск.)
Я люблю деньги, но любовь эта не встречает взаимности. (М.Сафир)
От подношений и боги становятся сговорчивыми. (Еврипид)
Цена - не юбка: выше головы не задерешь. (Неизвестный автор)
Загадка. Без клея, а к рукам липнут. (Н.Векшин) 
Богатства так же, как навоз, воняют, когда они в куче; когда же они разбросаны, - удобряют землю. (Л.Н.Толстой)
Желание богатства - это и есть бедность, а безразличие к богатству - свидетельство достатка и благополучия. (В.А.Старковский)
В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем. (Г.Бичер)
Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению низшего. (М.Арнолд)
Все мы находимся за чертой бедности - только по разные ее стороны. (М. Генин)
Социалисты считают, что получат прибыль - грех. Я считаю, что настоящий грех - терпеть убытки. (У.Черчилль) 
У меня нет ни права гражданства, ни дома, ни денег, ни рабов. Я сплю на голой земле. У меня нет жены, детей, постели. Только земля и небо и вот этот единственный плащ. Чего же мне еще не хватает?! Разве я не свободен? Я сам себе и царь, и господин. (Эпиктет)
Кто умеет довольствоваться малым, тот богат. (К.Гольдони)
Мысль не свободна, если ею нельзя заработать на жизнь. (Бертран Рассел)
Время - способ добывать деньги, деньги - способ убивать время. (В. Георгиев)
Жизнь тратится на то, чтобы зарабатывать на нее. (И.Граве)
Жизнь в кредит хороша тем, что можно умереть раньше срока. (Г.Малкин)
В нашей жизни еще много такого, чего мало. (Б.Крутиер)
Самый безопасный способ удвоить свои деньги - это сложить их вдвое и положить в собственный карман. (Кин Хаббард)
Если не в деньгах счастье, то отдайте их соседу. (Ж.Ренар)
Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной. (Сенека)
Покупай не то, что нужно, а то, что необходимо. (Катон)
Когда бедняк ест курицу, значит или он болен, или курица. (арм.)
Стыдно жить не в бедности, а в грязи. (арм.)
Одна подкова есть, остается купить еще три и лошадь. (ассир.)
Лучше не бояться, лежа на соломе, чем быть в тревоге на золотом ложе. (Эпикур)
Довольно много людей, презирающих богатство, но мало отдающих его. (Ларошфуко)
Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть. (Омар Хайям)
 Когда отдыхает душа? Когда в кошельке ни шиша. (Н.Векшин) 
Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами, прежде всего, продали себя. (Ф.Бэкон)
Кто, обладая богатством, не уделяет от него другим и не тратит его для собственного удовольствия, тот ничем не владеет, подобно соломенному чучелу, что охраняет на поле чужое зерно. (инд.)
Исстрачивая деньги на ненужное, ты мало будешь иметь их на необходимое. (Хилон)
Милостыня развращает и подающего, и берущего, и, сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство. (Достоевский)
Кто лежит на земле, тому неоткуда падать. (латинская пос.)
Многие каждый шиллинг в чужом кармане воспринимают как личное оскорбление. (О’Генри)
Прежде чем советоваться с прихотью, посоветуйся со своим кошельком. (Бенждамин Франклин)
Мое богатство состоит в том, что я делаю, а не в том, что я имею. (Карлиль)
Голого раздеть невозможно. (Плавт)
Каждое зло как-то компенсируется. Меньше денег - меньше забот. Меньше успехов - меньше завистников. (Сенека)
Здоровый нищий счастливее больного короля. (Шопенгауэр)
Сперва расплатись, а потом уже падай в обморок. (С.Е.Лец)
Человек тем больше ценится, чем больше платит. (С.Е.Лец)
Могущество денег ведет к возникновению самой унылой аристократии - аристократии денежного мешка. (Бальзак)
Скупость начинается там, где кончается бедность. (Бальзак)
Собственность - это воровство. (П.-Ж.Прудон) 
Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны! (Сократ)
Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие - это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее. (Джек Лондон)
Презрение к деньгам встречается нередко, особенно среди тех, у кого их нет. (Ж.Куртелин)
Везучие живут с деньгами, невезучие - без, а негодяи - для. (Ж.Элгози)
Деньги не пахнут. (Светоний цитирует императора, по поводу введения платы за общественные туалеты)
У бедных просить легче, чем у богатых. (А.П.Чехов)
Жил честно, целый век трудился
И умер гол, как гол родился. (И.И.Хемницер)
Бережливость в доме выгодней прибыльной торговли. (С.Айни)
Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности, если он видит, что все окружающие живут так же. (Л.Н.Толстой)
Деньги составляют средство для людей умных, цель - для глупцов. (П. Декурсель )
Когда он лез в карман за деньгами, казалось, что у него там сидит еж. (В.Коняхин)
Все, что ты отдаешь, - это твое. (Библейская мудрость)
Алтынного вора вешают, а полтинного чествуют. (рус.)
У справедливого шапка в дырах. (арм.)
Как только у мужчины появятся двое штанов, он думает о новой жене. (персид.)
Бесплатный уксус слаще меда. (персид.)
Разделите сегодня все поровну, а завтра неравенство вступит в свои права. (Салтыков-Щедрин)
В жизни несомненны две вещи: смерть и налоги.(Б.Франклин) 
Лучше умереть в скупости, чем жить в нужде. (Периандр)
Жизнь скупца есть комедия, в которой аплодируют только последнему акту. (Ж.Дюбо)
Ни один человек, умирая, не настолько беден, чтобы не иметь около себя кого-нибудь, кто бы не радовался этому событию. (Марк Аврелий)
Человек, оставляющий деньги своим наследникам, не проявляет никакого милосердия: у него просто нет другого выхода. (У.Гладстон)
Сытому неловко перед голодными, и вот он начинает жаловаться на трудности пищеварения. (А.Круглов)
Богатый бережет ноги, бедный - обувь. (Э.Кроткий)
У одного бедуина спросили: «Чем запасся на зиму?» Он ответил: «Терпением». (Ибн Абд Раббихи)
В доме денег нет, зато песни и пляски до упаду. (Бенгальская пословица)
Богаче всего тот человек, чьи радости требуют меньше всего денег. (Г.Торо) 
Чем выше зарплата, тем тверже убеждения. (М.Генин)
Банкир - это человек, одалживающий вам зонтик, когда ярко светит солнце, и отбирающий его в тот самый момент, когда начинается дождь. (Марк Твен)
В нормальном обществе богатые богатеют вместе с обществом... В больном обществе богатые богатеют вместо общества. (А.И.Лебедь)
Вся наша общественная благотворительность есть не что иное, как запоздалые и еще слабые угрызения совести в грабителе. (Ш.Ауробиндо)
Подаянье - это роза на колючем стебельке: и то, и другое должно быть предложено осторожно, чтобы не уколоть. (Неизвестный автор) 
Цена - стоимость плюс разумное вознаграждение за угрызения совести при назначении цены. (Амброз Бирс)   
Налоги придумали те, кто их никогда не платил. (Айраб Байгильдеев)
Экономия - искусство тратить деньги, не получая от этого никакого удовольствия.
(Арман Салакру)
Моя философия не дала мне совершенно никаких доходов, но зато избавила меня от очень многих трат. (Шопенгауэр)
Дефицит - это когда все есть, но неизвестно где. (Джангули Гвилава) 
Когда деньги есть, как-то легче согласиться, что не в них счастье. (Борис Крутиер)   
Это просто сумасшествие - жить в нужде, чтобы умереть богатым. (Ювенал)
Люди, постоянно гоняющиеся за все большими богатствами, никогда не находят времени пользоваться ими, и смахивают на людей, которые все время стряпают, но не садятся за стол. (Мария Эшенбах)
Люди делятся на две части: у одной, меньшей, есть обед, но нет аппетита; у другой, большей, - отличный аппетит, но нет обеда. (Шамфор)
Если бедность - мать преступлений, то недалекий ум - их отец. (Лабрюйер) 
Наличные - не единственная связь человека с человеком. (Томас Карлейль) 
Роскошь развращает всех: и богача, который ею пользуется, и бедняка, который алчет ее. (Ж.-Ж.Руссо) 
Сын разбогатевшего мошенника может еще быть честным человеком, но зять - никогда. (Ж.Наррей)
Под плачем наследника часто скрыт радостный смех. (Публилий Сир)
Вы ослеплены золотом, сверкающем в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает. (св. Августин)
Чужие деньги считать - не разбогатеть. (рус.) 
Одной рукой собирай, другою раздавай! (рус.)
Бог даст денежку, а черт дырочку, и пойдет божья денежка в чертову дырочку. (рус) 
Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но зато кто их не ищет - не находит никогда! (Бальзак)   
Деньги - зло, и тем большее, чем их меньше. (Артур Васильев) 
Люди, умеющие веселиться, не имеют денег, а люди, имеющие деньги, не умеют веселиться. (Бернард Шоу)
Что милей ста рублей? - Двести. (рус.)
Всяко случится: и богатый к бедному стучится. (рус.)
В жизни надо либо копить деньги, либо их тратить. У одного человека не хватит времени на то и на другое. (персид.)
Не было бы бедности, что стоили бы деньги? (курдс.)
Я жил в бедности и умру богатым; но с несравненно большим удовольствием я прожил бы богатым и умер в бедности. (Б.Дизраэли)
Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным - доход. (Цицерон) 
Запах прибыли приятен, от чего бы он ни исходил. (Ювенал)
Кто не может расплатиться кошельком, расплачивается собой. (латинс.)
С ростом богатства растут и заботы. (Гораций)
Скупцы так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное,
но так мало им пользуются, словно оно чужое (Бион)
Иным людям богатство только и приносит, что страх потерять его (А.Ривароль)
Сколько же есть вещей, без которых можно жить! (Сократ)
Не насытится око зрением, а ум богатством. (рус.)
Не осуди в лаптях - сапоги в санях. (рус.)
Не по карману затеи. (рус.)
Кто нужды не видал, и счастья не знает. (рус.)
Кто чреву угождал и жил в обилье, - попав в беду, погибнет от мученья. (перс.)
Кто широко живет, тот не запирает ворот. (рус.)
Лучше жить в жалости, чем в зависти. (рус.)
Лучше жить в нужде, но быть человеком, чем жить в достатке, но быть свиньей. (груз.)
Лучше нищий праведный, чем богач ябедный. (рус.)
Лучше умереть в нищете, чем пойти докладывать о своей нужде. (тадж.)
Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою. (рус.)
Лучше чинить бедняку рваную одежду, чем быть наложницей в доме богатого. (кит.)
Мало ешь - долго бываешь сытым, много ешь - быстро становишься голодным. (вьет.)
Мало покажется - останешься голодным. (туркм.)
Меньше на дворе (т.е. добра), легче голове. (рус.)
Мертвый без мошны, а живой без места не будет. (рус.)
Мир крещеный, да мешок холщовый: под одним окном выпросит, под другим съест. (рус.)
Мудрый, зная много, богачом слывет, но богач не может мудрецом прослыть. (перс.)
Что в руках, то и в устах. (рус.)
Что мне золото, светило бы солнышко! (рус.)
Что ни беднеют, то мудреют  (рус.)
Чужим богат не будешь. Чужое добро не впрок. (рус.)
Шуба овечья, да душа человечья. (рус.)
Сам одет в тряпье, да сердце в парче. (араб.)
Свой ум и чужое богатство всегда несколько преувеличивают. (инд.)
Святое место не будет пусто. (рус.)
Получи бедняк вдруг богатство, он и днем на небе звезды увидит. (бенг.)
Преступно нажитое добро на искупление тратится. (бенг.)
При сытости помни голод, а при богатстве - убожество. (рус.)
Приведи Бог подать, не приведи Бог принять! (рус.)

 275  или 55% – такое число из нашей выборки занимают народные и авторские философские высказывания насчет того, что богатство вроде бы и не помешало, но поскольку его нет и, может быть, не предвидится, то руки на себя накладывать не станем, а будем жить, как сможем.
Будем утешаться словами великого знатока природы человеческой Френсиса Бекона, который говаривал: «Ибо богатство для добродетели то же, что обоз для армии: без него не обойтись, нельзя также и бросить его, но он затрудняет движение, а забота о нем стоит подчас победы».
Но лучше всех, с моей точки зрения сказал Ж.Элгези, примирив  и соразмерив все возможные людские фенотипы и их психологию по отношениям к деньгам: «Везучие живут с деньгами, невезучие - без, а негодяи – для».

Что тут еще добавить – такова наша жизнь!

Изречения, благословляющие предприимчивость

Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою. («Библия», притчи Соломона) 
Беден, так раскидывай умом. (вьет.)
Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают. (рус.)
Богатый дивится, что бедный не живится (т.е. не наживается.) (рус.)
Богатый и не тужит, да брюзжит. (рус.)
Богатый и не тужит, да скучает. (рус.)
Глупостью не прокормишься. (вьет.)
Богатый на деньги - убогий на выдумки. (рус.)
Будешь жив - будешь и сыт. (рус.)
Голый - что святой: беды не боится. (рус.)
Голь мудрена: и без ужина спит. (рус.)
Голь на выдумки торовата. (рус.)
Голь хитра, голь мудрена, голь на выдумки горазда. (рус.)
Горе тому, кто плачет в дому, а вдвое тому, кто плачет без дому. (рус.)
И может стать иной бедняк царем, а пешка шахом или же ферзем! (перс.)
Засуха не означает голода. (араб.)
Захочешь добра - посыпь серебра. (рус.)
Кто не видел трудностей, не оценит и благополучия. (кур.)
 На голодного коня травы в поле много. (рус.)
Нагота прясть учит. (араб.)
Не кланяюсь богачу, свою рожь молочу. (рус.)
Не по небу и богач ступает, не под землей живет и убогий. (рус.)
Не родом нищие ведутся, а кому Бог даст. (рус.)
Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад (т.е. чем поделишься.) (рус.)
Не хвались серебром, хвались добром. (рус.)
Невеяный хлеб - не голод, а посконная рубаха - не нагота. (рус.)
 Пожалуй, ищи: а коль нет, так не взыщи! (рус.)
 Проголодаешься, так хлеба достать догадаешься. (рус.)
Проймет голод, появится и голос. (рус.)
 С сумой идти - стыдно, а сидеть дома - тошно. (рус.)
 Сам впрягает, сам погоняет, сам и в гости едет. (рус.)
Случается порой, что даже лев ест падаль, с голодухи ослабев. (перс.)
Тигр тощ, да смелое сердце у него в груди, а человек беден, да воля его неистощима. (кит.)
У кого денег мало, у того ума не бывало. (рус.)
 У бедняка деньги журавлем поют. (башкир.)
Умрет не голодающий, а тот, кто голода испугался. (туркм.)
 Хлеб да вода - здоровая еда. (рус.)
Хлеб да вода - молодецкая еда. (рус.)
Хлеба не станет, так песни пой. (рус.)
Хорошо полететь, да было бы где сесть. (рус.)
Хоть есть нечего, да жить весело. (рус.)
 Хоть нагрянула нужда, не взывай к другим с мольбой, а когда в достатке сам, будь на помощь тороват. (араб.)
Хоть худо живем, да тот же хлеб жуем. (рус.)
Хотя с нуждою, а добьюсь чести. (рус.)
Цапля и аист знают, где искать пищу. (вьет.)
Чем беднее, тем щедрее. (рус.)
 Нищенство - это труд лености. (Адриан Декурсель)
 Запри деньги хоть в крепкий сундук: запищат и выскочат. (татская пос.)
 Деньги все могут сделать: они срывают скалы, высушивают реки; нет такой вершины, на которую не мог бы взобраться нагруженный золотом осел. (Ф.Рохас)
Когда убеждает золото, речь бессильна. (Публилий Сир)
Человек не беден, если он еще способен смеяться. (А.Хичкок)
Старайся быть разумным, а не богатым: богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой. (Эзоп)
Лень плетется так медленно, что бедность быстро нагоняет ее. (Б.Франклин)
 Прогресс человечества основывается на желании каждого человека жить не по средствам. (С.Батлер)
Забудь часы нужды, но не забывай того, чему они тебя научили. (С.Геснер)
Те, кто считает отсутствие денег худшим из зол, ошибаются: есть более невыносимое зло - это отсутствие желаний. (А.Шербюлье)
Получить прибыль не рискуя, приобрести опыт не подвергаясь опасности, удостоиться награды не работая - столь же невозможно, как жить, не будучи рожденным. (Гути)
 Бизнесмен - обыкновенный лавочник, только во много раз увеличенный. (Луи Бромфилд)
Клиент не может быть просто удовлетворен. Клиент должен быть доволен! (Майкл Делл)
Искусство разбогатеть - это умение завладеть добром других людей при полном их согласии. (К.Виланд)
Не уметь переносить бедность постыдно; не уметь избавиться от нее трудом - еще постыднее. (Перикл)
Не смотри, как деньги уходят, а смотри, как дело выгорело. (турец.)
Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе. (Рокфеллер)
Торговля - кого выручит, а кого выучит. (рус.)
За морем телушка - полушка, да рубль перевоз. (рус.)
Были бы крошки, а мышки будут. (рус.)
Будьте осторожны с мелкими расходами: самая небольшая течь может потопить большой корабль. (Франклин)
Бедность научит играть на скрипке. (немец.)
Когда в карманах нет денег, выручает гордость. (М.Арсанис) .
Бедность не нужно гнать прочь. Прогоните обеспокоенность бедностью, и ваше сердце вечно будет пребывать в чертогах радости и довольства. (Хун Цзычэн).
 Ты шевелись, а бог наградит. (Персидская пословица)
Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать. (Франклин)
Время - деньги. (Франклин)
Слаб духом тот, кому богатство не по силам
Сенека !!!!!!
При всем многообразии прекрасных мыслей последнее изречение Сенеки наиболее полно характеризует отношение народной мудрости  к проблеме «материальное –духовное». Оно четко расставляет все по своим местам.  Индифферентному пассивному бедняку не по силам не только богатство, но и недоступна «сила духа» святого или своего  - безразлично.  Удивительно только, что таких откровений в народной мудрости относительно мало (всего 73  или также примерно 15% по нашей выборке).

Некоторые итоги нашего блиц исследования

Интересные выводы получаются по нашей выборке (исходя из закона больших чисел – 500 вариантов). Явные осуждения богатства и бедности в самом широком диапазоне – от пословиц и анекдотов до высказываний мудрецов составляет по 15%, столько же занимает число высказываний, стимулирующих деловую активность (или потуги на нее). Значительно более всех их вместе взятых высказываний индифферентно- оптимистических, с юморной усмешкой относящихся и к серии  «бог не выдаст – свинья не съест».
Итак, проведенный народный референдум оказывается весьма показательным.
В цифрах этот расклад представляется следующим образом:
1.Бедность – порок (за 15 – против 85)
2.Богатство - порок  (за 15 – против 85)
3.Искореним бедность (за 15+15 +15 – воздержалось 55) – первые 15- чистый голос  пассионарных личностей, способных своим трудом победить бедность плюс 15- голоса, флегматично осуждающие бедность, но покорные своей судьбе; следующие 15 – осуждающие богатство; 55 – голоса философски настроенных мыслителей.
4.А, трава не расти! – (за 55-против 45), 55- опять же философски настроенные личности.

Итого, логически рассуждая, приходим к весьма неутешительному результату.
Лозунг «бедность не порок» не находит себе поддержки в народе (в народной лексике).
Действительно – 15 прямо против (первая категория), т.к. утверждает прямо обратное: «бедность-порок».
15 - (вторая категория воздержалась, поскольку богатство – порок не означает, что бедность не порок);
15- (третья категория) - против, так как, по сути, противостоит самому понятию бедность, уничтожая его;
55 – (четвертая категория) – напрямую воздержалась.

Таким образом, за – нуль, против 30, воздержалось – 70.
 
Следовательно, афоризм – «бедность не порок» суть церковная выдумка, испокон веков навязываемая в своих корыстных целях мнению и имиджу русской нации, как расе покорных рабов, верующих не в свои силы и даже не в бога, а в его наместника (самозванца) на земле – церковь.
Такой вывод для меня самого стал «божьем откровеньем». Каюсь, что первоначальная задача этого эссе была более сложная – доказать возможность преодоления генетического стереотипа русского народа-неудачника, сложившегося в веках. Мне казалось, что дамоклов меч этого стереотипа возможно как-то отвести от неповинной головы русской нации. Оказалось, что я затевал борьбу с ветряными мельницами,  ничего подобного в ее генотипе нет и никогда не было, а есть многовековой много вековой послед церковной пропаганды. Нет никакой обреченности и покорности злой судьбе в русском этносе.
Отрадно это констатировать!
На самом деле, подспудно и неосознанно, русский человек верит только в себя, раз его ничто не сломило за лихолетия злой судьбы. И как только он это четко осознает – он гарантирует себе славу титанов.

Но не станем завершать наше небольшое исследование на столь патетической ноте. Она пока что не ко времени и не к месту. Достаточно и того, что наш русский менталитет осуждает бедность, а не боготворит ее в качестве добродетели. Однако необходимо еще раз напомнить себе (не наступай повторно на одни и те же грабли) лозунг «бедность – порок» не ликвидируется революционными потугами к  всеобщему равенству и братству. Любая видимая и невидимая  уравниловка генетически клонирует и преумножает именно бедность. 
До этой истины не додумался ни один теоретик от социализма. И лучше всех обратную точку зрения выразил, как вы думаете, кто?
Великий критик абсолютной монархической власти -  Салтыков-Щедрин: «Разделите сегодня все поровну, а завтра неравенство вступит в свои права».

Вот Вам и новая дилемма – «неравенство – основа для уничтожения бедности». Но это уже, как говорится, тема для другого эссе.


Июнь 2004