Тень пламени или размышления у камина

Валентин Губарев
Все сознательную жизнь свою, с самого детства, мечтал я о камине. Не знаю - с чего и почему?  Дома камина у нас никогда не было, ни у кого из знакомых – тоже, но вот пристала мечта и все тут. Просил родителей: «Давайте сделаем камин!». Отец смотрел на меня, как на сумасшедшего и спрашивал: «Тебе что, холодно, что ли? Что там у тебя в голове за «таракан» завелся?».

Все думал: «Вот вырасту, заимею свою семью и свой дом – сложу себе камин!» Куда там!  Скоро вся страна превратилась в одну большую пламенную печь, полыхнули огненным жаром 90-е.

И вот сейчас, наконец, у меня свой дом и свой камин. Какого же счастья был я лишен все эти годы! Тихо потрескивают дрова, гудит воздух в вытяжке, исполняют магический танец алые галстуки пламени, тепло расталкивает в голове неповоротливые и ленивые мысли.

«Каждый человек должен построить дом, посадить дерево, воспитать сына» - в это незыблемую аксиому я бы внес дополнение: в построенном доме обязательно должен быть камин.

Открытый огонь в жилище – есть в этом что-то завораживающее, уходящее корнями своими в глубины тысячелетий.

Если, сидя у камина, смотреть не на открытое пламя, а на его отражение, то можно увидеть довольно редкий феномен – тень пламени. Свет от огня освещает участок стены, извивающиеся и неподконтрольные никому ядовито-жалящие головы его рисуют на стене причудливый узор и иногда, время от времени, среди этих язычков можно увидеть украшение этой картины – на секунду возникающий и снова размывающийся фантомный след. Это и есть тень пламени. Та тень, которую оставляет на стене клокочущая в камине плазма огня. Это не отсветы огня, не блики, а именно его тень, возникающая  из-за того, что пламенные протуберанцы  рождаются одновременно друг за другом. У человека тень – темная, у пламени – прозрачная, похожая на призрака.

Эта тень пламени, я уверен, давала пещерным людям вдохновение творить первые рисунки на холодных каменных сводах их темных жилищ. Тень пламени, вошедшая за сотни тысяч лет в генетическую память человека - вот что до сих пор заставляет творить поэтов и художников.

Все истинные культурные ценности похожи на пламя, на них можно смотреть часами, заряжаясь  неистребимой тягой к свету.

Я, уважаемые господа, не поэт и не художник, к нетленному свету истины, я вас вряд ли выведу, но и в яму грохнуться не позволю, поэтому усаживайтесь поудобнее и снисходительно наблюдайте за моими неуклюжими попытками проникнуть в суть вещей.

Начну вопросом риторическим: что есть человек? Дилеммой этой  я, как и всякий порядочный интеллигЭнт, подразумеваю, естественно, не внешнее обличье, но внутреннюю суть.

Внутреннее наше «Я» состоит из борьбы и единства трех основных начал, трех основных составляющих, трех фундаментальных первоисточников развития человеческой личности.

Первые два, это совесть и «жаба», про третий - немного позже. Самая скромная из них это совесть. Лично у меня совесть много хлопот не приносит, так только, побеспокоит время от времени. Совесть у меня похожа на Фею из сказки «Золушка». Фея эта появляется всегда слишком поздно, когда все уже уехали на бал к Королю и норовит  всучить вместо нормальной кареты – тыкву, вместо породистых лошадей – серых мышей,  вместо кучера – крысу, а вместо модного платья – ширпотреб с китайского рынка, да еще и на счетчик поставить: «Не успеешь до полуночи, пеняй на себя…». Единственную нужную вещь – хрустальные башмачки и те дает не она, а ее ученик, который «только учится». Так и моя совесть, появляется, когда я уже втюхал покупателю, вместо качественного продукта,  товар нашей фирмы и начинает мозги компосировать, дескать: «Образумься, не жадничай, не обманывай ближнего, тебе это зачтется… потом… может быть… наверное… , а пока, вместо мяса, кушай тыкву, а вместо БМВ купи себе «серую мышь» отечественного производства».

Откуда эта Фея-совесть взялась?  Никто толком не знает. Кто говорит, что это атавизм от обезьян, кто судачит, что ее кометой занесло, а недавно я прочитал, что, якобы, совесть эту нам инопланетяне смонтировали в ходе своих инопланетянских экспериментов.

«Жаба» же это такая подлое земноводное, что не поймешь, где она живет постоянно: то ли в душе обитает, то ли в печенках сидит. «Жаба» все время норовит придушить. Соседи купили новую машину – она тут, как тут. Сидит, гадость такая, и глазами на меня нагло так лупает. Коллега по работе большую премию получил, не успел он деньги в карман положить, а моя «жаба» снова  ко мне приступает. Родственник в лотерею деньги  выиграл – душит, проклятая, сладу с ней нет.  Откуда берется «жаба» я выяснил. Вспомните сказку об Иване-Царевиче, как тот из лука выстрелил, хотел себе жену-красавицу, а попал наш озабоченный куда? Правильно! Попал он в жабу. Вот так и мы, мечем мы вокруг себя стрелы зависти, жадности, ревности, алчности и ловят эти наши стрелы вот такие вот «жабы» и остаются с нами навсегда. И, к великому сожалению, не превращаются затем эти жабы в Царевн-Прекрасных, а становятся душителями.

Злые волшебники, создавшие наш мир, предусмотрели для «жабы» аватара. Аватар  жабы – это тещя. Именно в теще сконцентрирована вся темная энергия той сущности, которая периодически вас душит. А когда сущность устает и ложиться спать, то душегубством начинает заниматься ее материальное воплощение.

Но совесть и жаба – это в душе. Они, наверное, у каждого есть. А вот еще третий фундаментальный побудительный источник – «тараканы». Эти прописаны в голове. Но это не совесть - Фея, от них не отмахнешься. У этих совсем другая природа, эти похожи на алкоголиков около ларька, где продают дешевую водку, они постоянно в тонусе, в допинге. От жабы можно отбиться, хотя и с трудом. Но тараканы это такие твари, если уж забегали…

Устроена человеческая личность  по принципу «лебедь, рак и щука». Все, наверное, читали эту басню Крылова. Герои этой басни тащат воз в разные стороны, «а воз и ныне там». В басне в это противостояние золожен элемент сатиры. В сущности же человека сатирического ничего нет. Совесть, «жаба» и «тараканы» тянут  натуру человеческую каждый в свою сторону, своими усилиями стабилизируя человека в целом. Какие бы не были катаклизмы в мире, а человек остается человеком – « а воз и ныне там».

Если побеждает «жаба», то превращается человек в «плюшкина», если верх берёт совесть, то одним святым на земле нашей многострадальной становится больше. Мой же рассказ о том случае, когда перетягивают «тараканы».

Школу я закончил с золотой медалью, что, кстати, уже само по себе подозрительно - не может человек, без букашек в голове, получить красный аттестат. Впереди были лучшие ВУЗы страны, свобода, пиво, девочки!  «Ну, и шо вы про то думаете?» - как вопрошала наша соседка Ада Самуиловна. Куда я поступил? Мои «тараканы» поперли меня в военное училище и впереди я увидел казарму, сапоги, кашу и старшину.

И вот, как-то, стою я на посту, охраняю стратегический объект. А надо вам сказать, друзья, курсант на посту это примерно как пограничник, только страшнее. Пограничнику ставится задача нарушителя границы непременно задержать, чтобы выяснить: куда шел, к кому шел, зачем шел. За это пограничнику премии, отпуск, продвижение по службе. Курсант границы не охраняет и у него все, как раз наоборот – все блага он получит, если нарушителя пристрелит. Система караульной службы такова, что живой нарушитель никому не нужен. Больно много от него, от живого, хлопот. А куда шел, к кому шел и зачем шел – никого не интересует.
Ну вот, значит, стою я и думаю, с «тараканами» своими совет держу, как бы это мне прославиться, как бы отпуск заработать, опять же - нашивки сержантские, надо же, в самом деле, путь к маршальскому жезлу начинать прокладывать. И вижу - топает прямиком на меня  замполит наш – майор  Кривошеев.

У Кривошеева, как и у всякого человека, прочитавшего весь «Капитал»  Маркса, «тараканы» в голове тоже были, и он время от времени, выходил на часовых без разводящего, чтобы проверить, как курсант службу несет. Все это знали и действовали строго по инструкции, сначала спрашивали «Стой, кто идет?», Кривошеев останавливался, ну и далее по Уставу. Но мои «тараканы» были больше, чем у Кривошеева, к тому же, мне было нужно в отпуск до зарезу. Поэтому я загнал патрон в патронник и молча, терпеливо ждал, пока замполит подойдет поближе, чтобы, значит, наверняка. Когда расстояние сократилось до необходимого минимума, я нажал на спуск. Совесть и «жаба» в страхе разбежались, кто куда, а «тараканы» завизжали от удовольствия.

В отпуск меня не отпустили, так как мне не повезло: замполит остался цел и невредим. Автоматная очередь сбила с  него фуражку, и он благоразумно пролежал в луже, до прибытия караула. Под арест, впрочем, тоже не отправили, так как на дознании я упорно твердил, что крикнул несколько раз «Стой, кто идет!», а выстрел, чуть не отправивший замполита самолично удостовериться в существовании ангелов и архангелов ,был предупредительным. Мне повезло, что замполиту особого доверия не оказали, так как господин майор был под шафе. На Кривошеева, надо отметить, этот инцидент произвел значительный терапевтический эффект. Пуля калибра 7.62 из автомата Калашникова, если она, конечно, не попадает непосредственно в лоб, а только обжигает волосы на висках, оказывается замечательнейшее средство от запоров в кишечнике  и тараканов в голове.

С тех пор Кривошеева на постах никто никогда не видел, до самого его выхода на пенсию.

И вот, через много, много лет после этого, сидел я дома. Все было как обычно: совесть лениво переругивалась с «жабой», «тараканы» плясали твист, жена жарила пирожки с повидлом.
И тут ко мне подходит сын – курсант военного института и говорит: «Отец, а давай камин сделаем!».
А я ему – «Ну ты даешь! Тебе что, газовой печи мало?  Что за тараканы у тебя в голове?».
А потом думаю: «Ё маё! Это же надо! Наследственное!»

Сделали мы камин и вот смотрю я на огонь и думаю: «Когда, наконец, совесть моя из странной дамы-Феи превратиться в требовательную Снежную Королеву? Когда «жаба» перестанет перекрывать кислород? Когда перестанут беспокоить бредовыми идеями «тараканы»?»

Может быть, ошибся я, и не в доме нужно было строить камин, а в душе огонь поддерживать? Тогда горело бы там яркое пламя и в глазах моих – колючих и жестких, отражалась бы его тень – светлая и добрая.