ОПУС 15

Анатолий Мальчевский
Зло и добро привычны только в нравственном понимании. Философский смысл
признает противоположности и противоречия в природе,их действия.но не их нравст-
венность.
Если природа не нравственна,то и человек в ней не нравственен.
Нравственность означает заранее предусмотренный выбор поведения в той или
иной жизненной ситуации.
Понятно,что человек в природе есть действующая мыслящая сила и эта сила сама
предусматривает для себя нравственные основания любого своего действия. Как
действующая мыслящая сила человек и привносит в природу нравственность. НО
человек происходит в природе и от природы,а потому нравственность не может
быть отчуждена от природы,она возникает в ней.даже только как требование
мыслящей силы,объективно в процессе самоотрицания природы,это приближение
природы к инобытию,к своему превращению в противоположность.
Нравственность есть запрет зла.торжество добра. Зло отнесено к безнравствен-
ному,т.е,к тому,что человек совершает без заранее предусмотренного выбора,
следовательно.стихийно,спонтанно.свободно,случайно.
Добро оказывается заранее обдуманным.удачным выбором человека в пользу
мыслящего существования.
Зло же есть результат поведения человека животным существом,по существу
хищником.
Но если мы говорим.что в человеке чересчур мало мыслящего,то животность его одолевает,а значит.силы зла неимоверны и повелевают человеком.Животность не есть
зло вообще. В животном царстве нет зла. Инстинкт не предусматривает нравствен-
ности. Нравственность предусмотрена только мыслящим существом. Животность
есть зло только для мыслящего существа. Но животность выступает как необходи-
мость сохранения и продолжения каждым живым существом своего существования.
Стало быть,эту необходимость мышление и признает злом.
Противоречие? Безусловно.
Противоречие есть источник существования и развития объективной реальности.
Значит,зло в той же степени остается и добром. Нет зла,которое не могло бы
быть добром.как нет и добра,которое не может быть злом.
Разве следует диалектику списать на рассеянность и забывчивость ученого мужа?