Ботаники и гопники нулевой уровень в песочнице

Зет Просто Зет
Умение общаться – это не только залог успешности ребенка в будущем. Эффективность коммуникации в современном мире зачастую становится залогом выживания. Социальные навыки вырабатываются в раннем возрасте. Малыши стараются подружиться со старшими детьми, копируют их поступки. С эволюционной точки зрения такое поведение оправдано. Существуют направления педагогики, в которых искусственно создается группа детей разного возраста. Однако у родителей стремление подружиться со старшими вызывает беспокойство.
- Как подружить ребенка четырех лет со старшими (от 6 лет), чтобы им не помыкали?
- Какими должны быть действия родителя, если ребенок ударил другого ребенка?
- Если ребенок вместе со старшими лезет на высокую горку, снимает шапку или сидит на холодном, как должен реагировать родитель, чтобы не подорвать авторитет ребенка?
На первый взгляд, эти вопросы - следствие плохой коммуникации между родителем и ребенком. Нас же больше интересует, как правильно влиться в социум незнакомых детей и родителей. Особенно когда интеллектуальный и социальный уровни семей разные.
Психологи советуют показывать навыки эффективного общения на собственном примере. Но умение общаться связано с личностными качествами и смоделировать правильное поведение в детской среде можно только по результатам обратной связи. Обратная связь - это опыт, в режиме реального времени к текущей ситуации он не применяется, а только накапливается.
Оценка поведения у всех людей разная, но мотивы поступков, очевидные в одном возрасте, могут быть совершенно непонятными в другом. Допустим, человек долго изучал навыки эффективного общения и может найти общий язык с любым субъектом. Однако взрослый заранее может предположить, какой именно тип собеседника будет ему ближе, а с кем лучше не общаться.
Ребенок не имеет опыта, а опыт родителя искажен восприятием. Соответственно, на ранних этапах вступления в контакт его может ожидать психологическая травма или закрепление нежелательной социальной роли.
Допустим, чем раньше он начнет получать микротравмы, тем быстрее адаптируется к социуму. Тогда роль родителя сводится к сочувствию и поддержке. В этом случае предпринимать вообще ничего не надо? Опыт общения взрослого очень часто препятствуют приобретению навыков общения ребенком. Если с точки зрения взрослого, субъект общения не годится для ребенка и это общение приводит к негативным последствиям. На каком этапе взрослый должен вмешаться? Не из песочницы ли потом выходят проблемы "ботаников", которых обижают в школе? ...или проблемы трудных детей, которые обижают школу?
«… очень жаль, что не применяется, ведь можно же и применять, и экспериментировать. Обычно дети рождаются со способностью экспериментировать, но если родители сами этого не умеют, живут на автопилоте по заданной подсознанием программе, то ребенок не научается навыкам экспериментального общения, благодаря которым его навыки в эффективной коммуникации увеличиваются, а закрывается так же, как и родитель, в "свое кино". У каждого свой личный кинотеатр. Другой способ помочь ребенку - определить его в какую-то творческую детскую группу с хорошим педагогом», - советует гештальт-терапевт Анна Паулсен.
Возразим психологу, есть такое понятие, как "поле для эксперимента". Родитель теоретически может экспериментировать как угодно и ребенок тоже. Однако количество объектов эксперимента ограничивается обитателями песочницы у подъезда, а там испорченное "резюме" будут вспоминать до армии.
Творческий коллектив - замечательно, но там "ботаники" будут общаться в среде "ботаников", а навыки общения с уличной шпаной окажутся потерянными.
Возможно, следует организовать в песочнице интересную общую игру для всех деток. Но солидный человек, бегающий с мячиком или пекущий песочные куличики, иногда выглядит странно.
Каким должно быть поведение родителя в рассмотренной ситуации – сложный вопрос. Психологи дают противоречивые советы. Хотелось бы знать мнение читателей.
Если вы можете дать совет, оставьте, пожалуйста, комментарий к статье на нашей странице "ВКонтакте" или отправьте по почте в адрес редакции с пометкой «Клуб воспитания нашего достояния».