Что посеешь... Глава17. Книга 2

Анисья Зудова
Немного отдохнув и выпив успокоительное, Настя решила сходить в Администрацию. И хоть больничный ей закрыли сегодняшним днем,  и можно было сходить на работу завтра, она решила сегодня сдать бюллетень и написать заявление на отпуск. Выходить на работу Настя пока опасалась. Надо было войти в привычную жизненную колею, из которой ее так внезапно  выбила смерть мужа и болезнь.

В здании Администрации было тихо и прохладно. Заглянув в открытую дверь бухгалтерии,  и никого там не обнаружив,  Настя прошла в приемную. Ее приход потревожил  секретаря Наденьку, которая что-то обсуждала с Еленой Федоровной. Наденька подняла недовольный взгляд, в котором читалось: хотят тут всякие, от  дел отвлекают,  и тут же расплылась в улыбке:

- Настасья Васильевна! Наконец-то! Здравствуйте! Как Вы?

- Здравствуйте. Да, слава Богу, нормально.  Как тут у вас дела?

-Да вот с Еленой Федоровной отчет готовим. Квартал снова  уже прошел. Вас не было, так Владимир Михайлович попросил Елену Федоровну пока поработать. А она уже давно не работала, сложновато нам с отчетом справиться. Вы во время. Поможете нам?

-Конечно. Я вообще-то больничные листы принесла, сдать надо. Да заявление на отпуск хотела написать. А Владимир Михайлович у себя? Хотела, чтобы он мне сразу заявление подписал, а то вдруг не согласится, не отпустит меня еще и в отпуск, после того, что я итак столько не работала.

- Нет его, в район вызвали. Но Вы зря не думайте,  подпишет. Тем более что отчет у нас наполовину готов. А Вы нам поможете, так мы и вовсе быстро управимся. Давайте Ваши бюллетени, вот Вам лист бумаги и ручка. Пишите заявление. А потом мы все вместе над отчетом поработаем.

В Администрации Настя пробыла часа полтора. И когда она вышла оттуда, на душе стало совсем хорошо. Привычный ритм работы, осознание собственной необходимости успокаивали лучше любого лекарства.

« Надо будет в магазин зайти, конфеток к чаю купить. А то Риту позову, а к чаю нечего и на стол будет поставить». Она вошла в магазин. В магазине было несколько односельчанок. Они оживленно обсуждали поступивший товар, коробки с которым раскрывала продавец Светка. И все они неожиданно замолчали, когда в магазин вошла Настя, Анна Петровна даже перекрестилась. Ничего не понимая, Настя тоже смотрела на односельчанок. Наконец молоденькая продавец Светка, быстрее всех очнувшаяся от охватившего всех ступора, спросила:

- Тетя Настя, это Вы?

- А что, я так сильно изменилась, что ты меня не узнаешь?

- Так сказали же, что вы умерли.

- Кто сказал?

- Да Юлька Чернова как раз вчера тут у нас рассказывала, что  Вы умерли, а дети  даже не дали похоронить Вас рядом с мужем из-за ненависти к Алексею. Будто бы в городе Вас похоронили.

-Ну, раз заранее похоронили, значит,  жить долго буду.

Наконец оживились и остальные бабы:

- Нет, какая же эта зараза Юлька. Вот соврет, и глазом не моргнет.
- Это она Насте до сих пор  Леху простить не может, царство ему небесное.

- Да что же его теперь-то уж делить!

-Нет, ну надо же такое придумать! Как только язык повернулся такое на живого человека наговаривать?

- С выздоровлением, Настя!

- Живи сто лет.

- Спасибо, бабоньки. Можно мне уж теперь конфеток купить?

- Да, конечно, Настя.

Купив конфет и свежего печенья к чаю, Настя тут же в магазине часть их раздала присутствующим односельчанкам:

- Помяните моего Алешу, бабоньки.

И каждая женщина, которой она подавала по несколько конфет и печенинок, отвечала:

- Царство небесное твоему мужу, Настенька.

Выходя из магазина, Настя слышала,  как загудел, словно улей, магазин. « Ну,  теперь им надолго хватит что обсудить» - подумала Настя.

Деревенская жизнь все-таки достаточно  однообразна. Из года в год она идет по одному и тому же кругу: весной скорее успеть посеять, посадить огороды, летом – заготовить сено, дрова, осенью - убрать урожай. И лишь зима дает какое-то время для отдыха и развлечений. Лишь изредка эта жизнь прерывается какими-то событиями, которые всколыхнут, взбудоражат деревню, вызовут множество обсуждений и даже сплетен и кривотолков. В последнее время такими событиями стали смерть Алексея и болезнь Насти. И хотя прошло несколько месяцев,  обсуждения, слухи и сплетни по этому поводу не утихали, подпитываясь где фактами, а где и выдумками.

Идя по деревенской улице, Настя улыбалась. Она поймала себя на мысли, что улыбается, пожалуй, впервые за все эти тяжелые месяцы. Она снова вспоминала «немую сцену»  в  магазине, и ее это веселило. « Надо будет Ритке рассказать, вот она посмеется. Но, Юлька-то,  какова? Наверное, она тоже по-своему любила моего Лешу, если до сих пор успокоиться не может. Надо же так меня ненавидеть, что даже похоронила меня заранее. Ну, Юлька!»

Придя домой, Настя сразу решила позвонить Рите:

- Ритуль, здравствуй. Приходи ко мне в гости, я так по тебе соскучилась.

- Настя, ты?

- Я, конечно. Кто же тебе еще может звонить?

-Вот сволочи!- и Рита присовокупила непечатные слова в адрес «каких-то сволочей».
-Ой-е-ей, Маргарита Павловна. Директор школы, а ругаешься как грузчик.

-Да ведь сегодня с утра  пришла моя соседка Катька и давай мне сочувствовать, мол, умерла твоя  подруженька. Я уже и Леше пыталась дозвониться, а он трубку не берет. Я чуть с ума не сошла.

-Приходи, я тебе тоже кое-что интересное  расскажу.

Судя по сбивчивому дыханию Риты,  дорогу до Настиного дома она  прошла очень быстрым шагом, скорее напоминавшим медленный бег. Настя обняла подругу:
 
-Здравствуй, дорогая! Наконец-то свиделись.

Рита тоже обняла Настю:

-Здравствуй, подруга! Как же ты нас напугала!

-Проходи, присядь на диван, отдохни, а то запыхалась, как будто бежала.

-Да и почти что. Не верится, что ты снова дома. Тем более,  после сегодняшних вестей. Нет, сволочи, это же надо было придумать! Чей только поганый язык такое  сочинил.

- Да Юлька это Чернова насочиняла. Видимо не терпится ей  меня вслед за  Лешей спровадить. Ну, что, отдышалась? Пойдем чай пить?

-Пойдем. А то мне не терпелось удостовериться, что у тебя все   в порядке. А ты  на удивление неплохо выглядишь. Похудела, но это тебе только на пользу.  А так выглядишь посвежевшей. И не подумаешь даже, что ты  была  так тяжело больна.

-Так я, считай, месяц, как из больницы. У Маши жила как барыня. Делать ничего не надо, отдыхай – не хочу. Правда, со скуки чуток не померла.

- Ну, вот, наверное, с этого и пошел слушок.

-Ой, Ритка, видела бы ты, что сегодня в магазине было. Я захожу, а там все бабы аж онемели,  Анна Петровна креститься давай.  Ну и видок у них  был,- и Настя от души рассмеялась.- Оказывается,  Юлька вчера им всем в магазине рассказывала, что я умерла, а Маша настолько ненавидела Алексея, что даже похоронить меня рядом с ним не захотела, в городе похоронила.

-Вот врушка! И ведь всю жизнь она какие-нибудь сплетни сочиняет. Что за язык? Но уж такая она есть. Теперь-то точно уже не изменится. Выгнала  бы за сплетни  ее с работы, но обязанности свои она хорошо исполняет, в школе чистота, придраться не к чему.

- Да, Бог с ней! Пусть живет, как хочет.

-О-о-о, блинчики.  К Алексею на могилку ездила? Я ведь помню, как он любил твои  блинчики.

- Ездила, попрощалась. Словно снова  с ним поговорила. С души камень свалился, сразу легче стало. Что же делать, раз уж не ушли мы вместе? Дальше жить придется.

-Конечно. Не надо туда торопиться, успеется. Жаль, конечно, Лешу, но что теперь поделаешь? А мы тебя еще замуж отдадим.

-Бог с тобой, Рита! Какой замуж? Я теперь после Лешеньки ни на кого смотреть не смогу.

- Сейчас конечно.  Но ведь, Настя, я думаю, что нам еще лет по тридцать отмерено. А раз тебя заранее похоронили, тебе теперь точно лет до ста придется жить. А одной-то все равно невесело. У детей теперь свои заботы, мы им сейчас только как няньки для внуков нужны. У меня только на прошлой неделе зять внуков забрал, почти месяц у нас жили. Теперь решил своих папу с мамой осчастливить. Да и пусть, я хоть отдохну немного. Сватья-то не слишком хочет внуками заниматься. Так что, думаю, скоро мне их снова привезут. Тебе, правда, некого пока нянчить, Полинка уже достаточно взрослая.

- Внук у меня скоро будет, Рита.

-Ну, что ж, поздравляю. Но все равно у детей своя жизнь, а нам на своей жизни рано еще крест ставить. Леша, конечно, навсегда останется твоей болью. Но ведь со временем любая боль притупляется, так что не зарекайся.

- Ладно, Рита. Вот со временем и поговорим об этом. А сейчас я даже пока об этом и слышать не хочу. Как блинчики?

- Да какие они могут быть? Как всегда - объедение.

  - Расскажи хоть, что эти месяцы   в деревне происходило. Я же совсем отстала от деревенских событий.

И снова, как в былые времена, сидели за столом  две подруги, попивали свежезаваренный чаек и обсуждали деревенские новости.

Приехав вечером домой, Лешка и Ксения были обрадованы переменами, произошедшими с их мамой.  Когда они  вошли в дом, Настя сидела на диване в гостиной и вязала кофточку для будущего внука.   Она все еще думала о произошедшем сегодня в магазине и на лице ее скользила легкая улыбка.