Газовый генерал

Иван Цуприков
Яковлев Евгений Николаевич

Яковлев Евгений Николаевич Почетный работник газовой промышленности СССР Герой Социалистического Труда. Награжден орденами Ленина (1986 г.), Октябрьской Революции (1980 г.), Трудового Красного Знамени (1975 г.), «Знак Почета» (1971 г.), медалями…

С 1972г. по 1986г. начальник Тюменского управления магистральных газопроводов, генеральный директор объединения «Тюментрансгаз». С 1986г. по 1989г. – заместитель министра газовой промышленности – начальник «Главтюменьгазпрома». С 1989г. по 1992г., руководитель группы специалистов в Германии; с 1993 г. – заведующий сектором по освоению новых мощностей РАО «Газпром».

Внёс вклад в организацию управления строительством газопроводов в Российской Федерации. Под его руководством построено 14 магистральных газопроводов для подачи западносибирского газа в центральные районы страны и в Западную Европу, в т.ч. экспортный газопровод Уренгой–Ужгород. При строительстве газопроводов впервые в мире применены трубы диаметром 1420 мм, а при строительстве компрессорных станций – газотурбинные установки мощностью 10, 16, 25 тысяч кВт, в т.ч. с авиационными и судовыми агрегатами. Принимал участие в выведении Уренгойского газоконденсатного месторождения на проектную мощность и освоении Ямбургского газоконденсатного месторождения. Прирост добычи газа составил 40–50 млрд. куб. м в год. Внёс вклад в строительство жилья, школ, детских садов, больниц и др. объектов на трассах магистральных газопроводов, в городах Надыме, Новом Уренгое, Белоярском, Югорске Тюменской области.

Ельцинский дом

Евгений Николаевич Яковлев на место встречи приехал несколько раньше. И что приятно удивило, мы с ним встречались всего несколько раз, а меня запомнил, узнал в толпе и помахал рукой. Второе, что запомнилось, это крепкое его рукопожатие. Неужели ему 83 года? Шел он с легкостью, расспрашивая о Югорске, о людях, широко улыбаясь, по-своему, по-яковлевски.

- Я называл наш поселок Комсомольским-на-Эсске, но, к сожалению, когда он стал городом, получил другое имя, Югорск. В последний раз, когда был в нем, дух захватило, каким он стал красивым. Вы, знаете, - Евгений Николаевич остановился, - а ведь каждый из нас в его развитие старался что-то вкладывать свое.

- Улица Буряка с кирпичными двухэтажными и трехэтажными жилыми домами, первые пятиэтажки, заложенные Вами на улице Железнодорожной, от них и начался застраиваться 10-й микрорайон, - поддерживаю эту тему.

- А вы знаете, - снова остановился Яковлев, - конструкцию первого пятиэтажного дома мы получили благодаря первому секретарю Свердловского областного комитета партии Борису Николаевичу Ельцину. В Краснотурьинске пускался очередной компрессорный цех. Там мы с ним встретились, он интересовался развитием «Тюментрансгаза», компрессорные станции которого работали в регионах Свердловской области - в городах Нижняя Тура, Ивдель, Карпинск и Краснотурьинск, в поселках – Ляля и Пелым. И когда я затронул тему о решении насущной проблемы – для обеспечения жильем газовиков необходимо создать внутри нашего предприятия строительный трест с домостроительным комбинатом, он предложил на пробу конструкцию пятиэтажного дома. И сказал, если она понравится нам, то ее детали может выпускать наш будущий завод строительных материалов. Вот так все и получилось.

Оруджев вернул нас в поселок Комсомольский

О Яковлеве мне много рассказывали и как об инженере, и как о генеральном директоре «Тюментрансгаза», и как о хозяйственнике. Начал он руководить Тюменским управлением магистральных газопроводов  (так в 1972 году назывался «Газпром трансгаз Югорск»), в свои 40 лет, уже состоявшимся специалистом. Его рабочий путь начался в 1954г. После окончания Московского нефтяного института Яковлев работал старшим инженером нефтепромысла. С 1960 по 1965 годов - главным инженером Ишимбайского районного управления магистральных газопроводов, с 1965 по 1972 год - начальником Магнитогорского районного управления магистральных газопроводов на МГ «Бухара – Урал».

- Для меня было несколько непонятным, почему наше управление, которое я возглавил в 1972 году, было расположено в городе Тюмени. Это было очень далеко от филиалов, образовывающихся на компрессорных станциях строящихся газопроводов. В разговоре с министром газовой промышленности Сабитом Атаевичем Оруджевым, приехавшим в Тюмень, я затронул эту тему. Говорю, что от Тюмени, напрямую до расположения наших филиалов 650 км, управлять всеми процессами деятельности предприятия на таком расстоянии очень сложно. Он согласился и распорядился, чтобы аппарат управления УМГа вернулось в поселок Комсомольский.

Последний стык «большой реки»

1972 год, как раз и стал началом второй вехи в развитии «Газпром трансгаз Югорска». На севере Надымского района осваивалось мощное газовое месторождение Медвежье, строились газопроводы, связывающие его с городами Урала, европейской части Советского Союза.

- Вы спрашиваете с какими сложностями мы встречались в то время? – внимательно посмотрел на меня Евгений Николаевич. – Их было множество. Они были связаны и с недоработками проектов и их нарушением строителями, в недопоставках грузов, и в нехватке специалистов, отсутствие дорог, проездов через болота и реки, и так далее, и так далее. Строительство промышленного комплекса шло очень быстрыми темпами. Партия требовала сдавать компрессорные станции в краткие сроки, что естественно отрицательно складывалось на качестве строительства объектов. Мы верили честному слову строителей, потом, после подписания сдачи объекта, они потом все доведут до конца. Но это не всегда ими исполнялось, и нам некуда было деваться, мы все были подчинены одной идеологии, одной цели.

А вот чего это стоило нам, другой разговор. Не буду говорить о том, что потом долгое время нужно было устранять недоделки строителей, это все знают. Скажу о людях, приведу только один пример. Карл Фридрихович Отт на пуско-наладочных работах в Пунге потерял сознание. Вроде молод, здоров, но чрезмерные физические и психологические нагрузки, временно выключали организм, как говорится, на дозагрузку. И он таким был не один. Люди в семидесятых и восьмидесятых годах жили пусковыми объектами. Пустит, к примеру, этот специалист агрегаты в Лонг-Югане, так его тут же, без возвращения домой, где он живет со своей семьей, отправляют в Сосновское ЛПУ или в Пангодинское. Мы жили под одним девизом: «Стране нужен газ». И все понимали, как это важно: за нами страна, ее экономика, люди. В год пускались по одному - два газопровода с компрессорными цехами. Я всегда перед этими людьми, специалистами с Большой буквы, преклонял голову.

Помнится, как рано утром 9 мая неподалеку от поселка Белый Яр был сварен конечный стык между северным и южным участками на 377 километре газопровода Медвежье – Пунга. По распоряжению министерства, в пять часов утра я дал команду начальнику АВП Валерию Викторовичу Леневу открыть кран, чтобы пустить газ.
На Валерия Викторовича в тот момент было тяжело смотреть: уставший, не выспавшийся. Он со своей бригадой только вернулся на вездеходной технике из Лонг-Югана, ремонтировал там участок газопровода. По дороге вездеход провалился, зимники уже «потекли». Они долго вытаскивали машину. И вот только прибыл в Белый Яр, его ждет новая задача, проконтролировать работу строителей, ведущих монтаж последних стыков газопровода, проверить состояние запорной арматуры. А когда он доложил мне, что все нормально, последний стык сварен, то получил от меня  новый приказ, открыть кран. Вы бы видели, как человек в этот момент преобразился. И куда делась его усталость.

- А вы в каком физическом состоянии в тот момент были сами?

- А что я, - улыбается Евгений Николаевич, - я руководитель, и мое место всегда быть на ответственных местах и при этом нельзя показывать людям своей усталости, нервозного состояния, потому что они на нас смотрят, они по нам равняются. А вообще мы все, кто был там в тот  момент, также места себе не находили от счастья: трудовая победа и в День Победы. Два праздника: первый Большой газ из месторождения Медвежьего пошел на Урал.

Я был генеральным директором, а не героем

- Говорят, что вы знали в лицо каждого сварщика, монтажника?

- Не каждого конечно, а многих да, - улыбнулся Яковлев. – А как по-другому? Любой разрыв газопровода грозил остановкой подачи газа потребителю. А кто потребитель? Это не только заводы, фабрики, а города и поселки, в которых живут люди, находятся больницы, школы, детские сады, котельные, электростанции. Вот так.

А в том периоде организацией ремонта газопровода должен был заниматься или генеральный директор, или главный инженер предприятия. Только этот уровень тогда позволял в оперативном порядке решать задачи, выходившие на уровень территориальных исполнительных органов. Например, если разрыв произошел на газопроводе, расположенном в болоте, то, чтобы до места аварии проложить лежневку, нужно  выйти на местные власти - райком партии, исполком, чтобы те помогли в оперативном порядке получить разрешение на выделение деляны для рубки леса, на открытие карьера и так далее. Или, в крайнем случае, нужно выходить на министерство, или филиал предприятия, чтобы получить для ремонтных работ нужную технику, оборудование...

- Ваш бывший заместитель и главный инженер Владимир Федорович Усенко вспоминал, как вы в пятидесятиградусные морозы на ремонтах газопроводов не только руководили, а и рубили дрова, разводили костры, чтобы согреть баллоны с пропаном, чтобы людей напоить горячим чаем, согреть их. Рассказывал о случае, когда вы на ремонте газопровода в болоте вы стояли под вертолетом, используемым вместо трубоукладчика, и державшим на весу катушку, которую ремонтники вваривали в газопровод.

Евгений Николаевич опустил глаза, потом, посмотрев на меня, сказал:

- Люди должны были поверить, что вертолет не упадет на них. Вот и все. Я же вот сижу перед вами, - улыбается Яковлев, - значит, каждый из нас тогда справился со своей задачей на «хорошо».

Но поймите, каждое из тех испытаний, это миг в жизни и все. Мой отец Николай Петрович Яковлев до войны работал редактором железнодорожной газеты. А как началась Великая Отечественная война, на фронт ушел старшим политруком, потом стал батальонным комиссаром отдельного минометного батальона 14 мотострелковой бригады, которая под Сталинградом стала 1-й гвардейской. Он до конца выполнил свой долг и погиб, не дав фашистам захватить Сталинграда. Он как чувствовал это, и в своем последнем письме написал, чтобы я хорошо учился и выполнял заветы Ленина и Сталина, защищал свою Родину, строил коммунизм. И в трудную минуту, я всегда вспоминал слова отца, думая, а как он поступил бы на моем месте. Конечно бы так же стоял под вертолетом – держащем на весу «катушку», так же в сильные морозы, чем мог, помогал бы ремонтировать газопровод, так же бы настаивал на том, чтобы строители согласно проекта возводили компрессорные цехе, а не искали причин, как бы что-то оставить на потом.

А если говорить о героизме, то люди проявляли его не только на войне, а и в труде. Возьмем, к примеру, такой случай. На 57-м км газопровода Пунга-Вуктыл-Ухта II произошел порыв байпасной обвязки. Место заболочено. Заброшенные туда водооткачивающий насос и экскаватор, не дали возможности быстро убрать жижу из котлована. Все, кто там находился, черпали ее ведрами, уровень опускался очень медленно. Через три дня уровень жижи удалось снизить, более менее стало понятно, на каком участке происходит выброс газа: в месте врезки байпасной линии диаметром 300 мм в магистральный газопровод 1420 мм. А что из себя представляет этот порыв, определить невозможно, все скрыто под жидкой грязью метровой глубины. Линейный трубопроводчик Комсомольского АВП Николай Казаков, разделся и нырнул в грязь и нащупал трещину, которая проходила по низу врезки. Как вы считаете, это героизм? Конечно да.

За время руководства Евгения Николаевича предприятием «Тюментрансгаз» были выведены на проектную мощность 14 ниток магистральных газопроводов: Медвежье – Надым – Пунга – Нижняя Тура, Пунга – Вуктыл – Ухта I, II, Уренгой – Грязовец, Уренгой – Петровск, Уренгой – Новопсков, газопроводы Уренгой – Ужгород, Уренгой – Центр-1,2, Ямбург – Елец-1.


На нас работало полстраны

- Каждый день моей работы начинался в 06:00 утра, и заканчивался в 24:00, независимо, это выходной или праздничный день, вспоминает Яковлев. - Шло огромное строительство, возникало много вопросов у эксплуатационников, у наладчиков, напрямую работали с различными институтами, с заводами-изготовителями, с ремонтными предприятиями. Как всегда в этой работе возникало множество вопросов из-за каких-то несвоевременных согласований, допущенных ошибок в проектах и так далее. И это понятно, человек не робот и не компьютер, он допускает какие-то ошибки, он имеет право уставать. Мы это все понимали и старались совместными усилиями искать пути решения возникших проблем.

На нас работала половина предприятий Миннефтегазстроя. Мы находили с ними общий язык, когда на трассе происходили сложные аварийные ситуации, они всегда приходили к нам на помощь. Тем более в те времена эксплуатационные службы только создавались. Мы работали плечом к плечу со строителями.

- А как решали кадровую проблему?

- А очень сложно. Ну, как можно заинтересовать человека, хорошего специалиста, остаться работать на таежной компрессорной станции, в жилом поселке которой, кроме землянки или вагончика, ему негде жить. Ну, как?

Миннефтегазстрой при всем том, что с удовольствием строил линейную часть, с меньшим – компрессорные станции, и абсолютно без удовольствия – социальные объекты. Жилье было в дефиците, в вагончиках, в лучшем случае жили две семьи – слева справа. И чтобы уменьшить этот дефицит, мы решили создать свой ремонтно-строительный трест. И создали. А за ним - завод строительных материалов.

Пригласили руководить ЗСМ специалиста - директора советского лесозавода Флейшера Михаила Израилевича. И он справился с этим делом, начал выдавать на «гора» строительные конструкции для жилых домов, больниц, детских садиков, и все это мы начали возводить в трассовых поселках собственными силами. Несмотря на то, что на государственном уровне было принято решение вести строительство жилья и инфраструктуры поселков только в деревянном исполнении, мы возводили в железобетонном. Это было выгоднее.   

О своих коллегах

Конечно, не все сразу пошло как по маслу, но этот процесс для нас, руководства «Тюментрансгаза», имел такой же приоритет, как ввод промышленных объектов.

Спасибо и начальникам ЛПУ, которые мне помогали обустраивать свои поселки. Это были прекраснейшие хозяйственники, как Климов Борис Иванович, начальник Лонг-Юганского ЛПУ. Он на собственном примере доказал людям, что в зоне Севера можно выращивать картошку, в теплицах – зелень, клубнику. Построил в ЛПУ небольшую молочную ферму и начал обеспечивать детский сад, школу натуральным молоком.

Много добрых слов хочется сказать в адрес начальников Пунгинского ЛПУ Черкесова Владимира Александровича и Полякова Григория Николаевича, Ивдельским ЛПУ руководили Пырегов Николай Прохорович, потом Федяков Юрий Федорович. 

Начальниками Краснотурьинского ЛПУ при мне были Усенко Владимир Федорович, которого я забрал на должность главного инженера, Крылов Георгий Васильевич, за ним Полыгалов Владимир Михайлович, Клюшник Виктор Алексеевич и Озорнин Виктор Николаевич. Потом Крылова я назначил начальником Комсомольского ЛПУ, это был прекрасный специалист. Потом его заменили Ряжских Владимир Алексеевич, Годлевский Юрий Леонидович. Верхнеказымским ЛПУ руководил Владимир Андреевич Козаченко. И так можно дальше и дальше перечислять первых руководителей подразделений «Тюментрансгаза», их заместителей, начальников служб. Многие из них были чем-то по-своему выразительны, чем-то запоминались.

Так вот, в 1978 году нам удалось организовать у себя на предприятии трест «Комсомольскстройгаз». Это позволило нам обустраивать поселки капитальным жильем. В те времена, все что было в трассовых поселках, начиная с детских садиков, школ, магазинов, заканчивая кладбищами, все находилось на балансе «Тюментрансгаза». Так что забот было много.

И как бы мне трудно не было, рядом всегда оказывались люди, на которых можно положиться. Много добрых слов хочется сказать в адрес Усенко Владимира Федоровича, Линецких Ларисы Федоровны и Самуила Соломоновича, Войцеховского Вячеслава Иосифовича, Рафикова Леонарда Гилязовича, Бутурлакина Юрия Владимировича, Отта Карла Фридриховича, Штро Анатолия Николаевича, Полякова Григория Николаевича, Пустовалова Александра Яковлевича, Шпигоря Петра Ивановича, Косачева Владимира Петровича и так далее, и так далее.


Внутренние заботы

- Евгений Николаевич, я прочту вам воспоминание Владимира Васильевича Власенко, бывшего начальника отдела кадров «Газпром трансгаз Югорска».

«Когда я работал в Казымском ЛПУ, мне как секретарю партийной организации ЛПУ позвонил генеральный директор «Тюментрансгаза» Евгений Николаевич Яковлев и говорит:

- Я обращаюсь к вам не как директор, а как коммунист к коммунисту. У вас на партийном учете состоит коммунист Дырда. Так вот он не понимает значение вопросов социального благополучия жителей вашего поселка. Он не понимает, что без вентилятора, который вышел из строя в овощехранилище ОРСа, картофель быстро пропадет, а он не желает в этом оказать помощь – дать имеющийся на базе дирекции вентилятор. Пожалуйста, побеседуйте с ним.

У меня только и хватило духа ответить:

- Хорошо, Евгений Николаевич, я обязательно поговорю с Дырдой.
Мой кабинет был рядом со студией селекторных совещаний, в которой как раз в те минуты был директор Белоярской дирекции строящихся газопроводов Владимир Васильевич Дырда. Я к нему обратился с этим вопросом, он сказал, что отдаст. Он уже это решение выстрадал».

Евгений Николаевич выслушав меня, улыбнулся.

- А как бы вы поступили? Если генеральный директор не будет беспокоиться о своем коллективе, то он не генеральный директор. А почему так поступил, обратившись к партсекретарю? В то время между поселками пролегали не дороги, а болота, реки, ручьи, тайга. И чтобы положительно решить какой-то вопрос, тем более такого небольшого масштаба, как вентилятор, не нужно было выходить на министерство. Можно было решить его тихо, в своем кругу. Так я и поступал. Так что хвалить меня за такой поступок, думаю, не стоит. Это обычная текущая работа. А вот хвалить тех людей, которые работали не покладая сил на компрессорных станциях, в аварийно-восстановительных поездах, в ремонтно-строительных и транспортных предприятиях, в дирекциях, в аппарате управления нужно. Нужно!

Непубличный человек

О Яковлеве говорили, что он не очень любил публичности. С трибуны перед коллективом выступал коротко, подчиненным четко и ясно высказывал свою мысль, чтобы у людей исключались вопросы и уточнения.

- Евгений Николаевич, - интересуюсь у него, - а вот с теми, кто не справлялся с поставленной задачей, как вы разговаривали?

- Смотря, кем работает этот человек. Если он технарь и проблема состояла именно в этом направлении, то интересуюсь, разбираемся с ним до мелочей. Моя задача не наказать человека, а дать ему понять, свое ли он место занимает. Если он возглавил такое направление, то должен найти несколько решений данного вопроса, и использовать их. Ведь чем выше стоит руководитель, тем у него больше задач. И не только задач, а и коллег, исполнителей. Профессиональных исполнителей, - уточнил Евгений Николаевич, - с которыми он должен находить ответ в решении имеющихся вопросов.

Слушая Евгения Николаевича, нечаянно его перебивал, прося его что-то конкретизировать, что-то дополнить. И он отвечал на мои вопросы, правда, не сразу, а только после того, как заканчивал рассказ о поднятой теме.

Вспомнилось, когда с ним встретились в Югорске лет пятнадцать назад. На его груди блестела в огнях световых ламп только одна награда - Золотая Звезда Героя Социалистического труда, врученная ему в 1986 году. Хотелось тогда задать ему вопрос, почему он не одел других орденов и медалей, которыми был награжден. Это ордена Ленина, «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, медали «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», «Ветеран труда». Кто-то из его коллег сказал о Яковлеве так: «Он не любит выпячивать себя, так как считает, что без нас, он бы не построил нынешнего «Газпром трансгаз Югорска».

Действительно, подумал тогда я, за каждой его наградой стоит большой труд, огромные психологические и физические нагрузки огромного коллектива и не только нашего газотранспортного Общества, а и строителей, специалистов проектных и технических институтов, заводов-изготовителей, научно-производственных комплексов, министерств…

- Вы знаете, я очень благодарен людям, которые прошли вместе со мной тот путь в одной связке. Все мы, независимо кем кто работал, были одним целым коллективом. И, что не менее приятно, он до сих пор остался тем же самым коллективом - слаженным, целеустремленным, профессиональным. И за это мне хочется поблагодарить каждого из вас, пожать каждому из вас руку. Как приятно, когда то, что мы сделали, не забыто, а наоборот, продолжает развиваться и улучшаться.
Спасибо вам за все, дорогие мои коллеги!
Иван Цуприков