Про братьев-музыкантов и Радугу

Алишер Таксанов
Там, далеко-далеко, где океаны омывают сушу, где горы достают вершинами небо и солнце согревает своими лучами, расположен Радужный город, город мастеров, пекарей, врачей, крестьян, музыкантов, учителей, то есть тех, кто любит работать и радоваться тому, чего имеют от своего труда. А город назывался так, потому что над ним всегда сияла радуга, большая и яркая.
Радуга считалась символом всех жителей, каждый в одном свете видел свое счастье и силу: например, оранжевый — это цвет кузнецов, любящих работать с раскаленным металлом, зеленый — фермеров, вырашивающих фрукты и овощи, красный — врачей и аптекарей, охраняюющих здоровье людей, желтый — учителей, считающих, что знания делают каждого смелым, умным и честным, феолетовый — защитников города, поскольку еще не вывелись те, кто мечтает покорить это сказочное место.
И было бы счастье, да только злился на Радужный город черный владыка Гистал, который одинешенко жил в мрачном и холодном замке в пустыне. Этот владыка творил зло и считал, что люди не должны радоваться жизни и обязаны служить темным силам. И этот город вызывал у него злобу и ненависить, и хотел он ее покорить. Несколько раз он шел войной и всегда проигрывал, пока не решил, что силу горожане получают от Радуги, которая светит им постоянно и вдохновляет на защиту.
«Если я лишу город его Радуги, то люди потеряют надежду, веру и любовь, они станут слабыми и легко сдадутся мне, - думал Гистал. - Только как украсть Радугу?» И тут он вспомнил, что служат ему три магических существа: дракон, циклоп и джин из лампы. Вызвал он их к себе и повелел:
- Ступайте в Радужный город и украдите для меня Радугу!
- Слушаемся и повинуемся, - ответили те и бросились исполнять коварный приказ.
Дракон посадил на свою спину циклопа и джина и они прилетели в Радужный город. Джин напустил волшебный газ, который усыпил жителей, которые застыли там, где находились в этот момент: пекари у печей, стражники у сторожевых башень, учителя в классе, бургомистр за столом, мастера у станков, матросы на палубе корабля, все зацепенели до следующего дня.  Дракон дыхнул замораживающим огнем, и Радуга застыла. Циклоп протянул руки и взял с неба оставшую Радугу, после чего все вернулись в замок Гистала.
- О-о-о, - обрадовался владыка пустыни, - теперь Радуга принадлежит мне!
Конечно, он не думал распустить радужную полосу над своим царством, ибо тогда оно перестало быть таковым, а превратилось в цветущий край. Нет, хмурый и мрачный Гистал уложил Радугу в сундуке и спрятал в своем подвале, приказав дракону, циклопу и джину охранять и никого не подпускать.
На следующий день очнулись жители города, смотрят — темно, небо в тучах, и нет Радуги. Взволновались они, забегали, спрашивают друг друга, мол, что случилось, почему нет разноцветной полосы над их головами? Никто ответить не может, все расстерянны и подавлены. Ведь без Радуги не растут цветы и плоды, не дает молока корова, плохо плавится металл, ткань на станках рветься и не печется хлеб, инструменты извлекают лишь ноты печальной музыки и болеют дети и взрослые. Иначе говоря, жизнь в городе разрушается, всем хочется покинуть его.
Бургомистр призвал горожан не грустить и сделать все, чтобы найти Радугу, а тому, кто ее вернет на небо, обещал хорошую награду. Много смельчаков нашлось, но руководствовались они не стремлением получить награду, а чтобы сделать опять город веселым, светлым и радостным. Среди них были три брата-музыканта Фолцайт, Цукунф и Штул. Старший играл на флейте, средний — на гитаре, а младший — на барабане. Они давали концерты, веселили людей на праздниках, на дне рождения и на свадьбах, и поэтому их уважали и любили.
- Негоже нам быть в стороне, когда город лишили Радуги, - сказали братья сами себе. - Не сумеем мы открыть души, вселить радость и надежды, вызвать улыбки на лицах, коль небо темное над головами, хмурый ветер гуляет по улицам и печаль сидит в сердцах людей.
Собрались они в путь. Правда, и собираться-то им было просто — кроме инструментов ничего особого у них не было. Правда, взяли с собой еду и воду и отправились по дороге в сторону леса, надеясь, что увидят они след Радуги или кто-то подскажет им, где искать ее.
Шли они день, два, неделю, месяц, пока, уставшие, не сели на камень, что был на поляне. Решили они пообедать, разложили скатерть, нарезали хлеба, помидоров и огурцов, мяса, вскипятили чай. И только собрались они покушать, как слышат чей-то старческий голос:
- Ох, братья, не угостите ли бедную старушку?
Подняли голову братья, а перед ними стоит старушка в остроконечной шляпе, в фартуке и с метлой в руке. Смотрит она внимательно на каждого, словно понять хочет, кто есть кто. Фолцайт уступил ей место и сказал:
- Милости просим, уважаемая!
Штул придвинул хлеб с маслом и мясом и произнес:
- Попробуйте угощенье!
А Цукунф предложил:
- Чтобы вам, уважаемая, обедалось хорошо, сыграю вам на гитаре.
Старушка улыбнулась и приняла их предложение. Она ела, пила и слушала музыку, а потом спрашивает:
- А куда идете вы, братья-музыканты?
- Мы ищем Радугу, - ответил Фолцайт и рассказал, что кто-то похитил у города их символ, жизненную силу и теперь город чахнет.
- Без Радуги нет счастья и жизни у нас, - сказал Цукунф.
- И пока не найдем — не можем вернуться, - пояснил Штул.
Задумалась старушка, а потом говорит:
- Хорошо, помогу я вам. Знаю, кто похитил вашу Радугу!
- Кто? - хором вскрикнули братья.
- Это сделал Гистал, владыка мрачной пустыни. Завидовал он вам, жителям Радужного города, не нравилось ему, как весело и добро живется вам, решил лишить вас Радуги. Украли ваше небесное сокровище три магических существа: дракон, циклоп и джин. Они-то и охраняют теперь сундук, в котором находится замороженная Радуга.
Взволновались братья, услышав такую весть, задумались. Цукунф говорит:
- Как же нам сразится с ними, ведь нет у нас оружия?!
На что Штул заявил:
- Неважно, брат, сделаем дубинки, а сломаются они - будем драться руками, ибо дело-то наше — право, верное, для людей стараемся!
И тут старушка сказала:
- Помогу я вам. Вы музыканты, и ваше оружие — ваш талант!
- Это как? - не понял Фолцайт.
- У вас есть музыкальные инструменты, а ведь они посильнее меча, копья или стрелы! Сделаю их я волшебными: флейта, когда на ней заиграет Фолцайт, усыпит ваших врагов, гитара, если Цукунф тронет струны, заставит окаменеть, а барабан, если начнет стучать Штул, уменьшит в размерах любого, кто будет против вас. А если вы начнете играть вместе, то помимо своей воли станут все плясать и не смогут сопротивляться силе вашей музыки.
И произнесла старушка заклинание, дав силу инструментам братьев-музыкантов. Стали они благодарить ее, а та отвечает:
- Вижу я, вы — люди добрые, совестливые, для других стараетесь, пожилым помогаете. Как же не помочь вам, коль дело у вас благородное? Я — кудесница, добрым советом помочь могу, да и волшебством своим поддержу!
- Спасибо, кудесница, век благодарны вам будем, - сказал Штул. - Но только где живет этот владыка Гистал? Мы обошли много государств, но о нем ничего не слышали...
Тут кудесница взмахнула рукой, и ей на палец уселась маленькая птичка, чудесная и быстрая.
- Это — колибри, волшебная птица, она путь вам укажет, да и из беды выручит, коль такое с вами случится, - пояснила старушка. - Кормите ее, берегите, а она свою службу вам сослужит! Помните, дорога предстоит вам трудная, опасная, много хитростей вас поджидает, но лишь дружбой и отвагой одолеете вы преграды!
Опять стали благодарить кудесницу братья, а та улыбнулась, щелкнула пальцем и... растворилась, как дым на ветру.
- Чудеса! - изумленно произнес средний брат и пощупал то место, где только что сидела женщина.
- Может, нам приснилось все? - спросил, вертя головой, Штул.
- Словно и не было старушки, - с сомнением сказал старший, протирая лоб.
А тут птичка уселась ему на нос и весело защебетала:
- Но я-то с вами!
- Ах, точно, колибри осталась, значит, не сон это! - обрадовались братья.
Закончив с обедом, они опять двинулись в путь. Теперь они знали, куда надо идти. Дорога оказалось не простой, сложной, попадались им ловушки и опасности. В болоте их было чуть не затянул гиппопотам-грязнуля, да заиграл в гитару Цукунф и окаменел хищник, едва услышал звуки волшебной музыки. В суровом и дремучем лесу на братьев налетели злые осы-трещетки, которые могли до смерти зажалить человека, но вовремя извлек флейту Фолцайт и его мелодия усыпила насекомых, попадали они все на траву, надолго уснув. А когда братья уже вступили в пустыню, где начиналось царство Гистала, перед ними поднялись из песка грозные каменные воины-валуны и совсем плохо пришлось бы смельчакам, однако пришла очередь Штула продемонстрировать свое умение: застучал он в барабан и с каждым ударом уменьшались воины, пока не превратились в маленькие камешки, совсем не страшные и не опасные. Перешагнули через них братья и пошли дальше.
Вела их колибри прямо к замку владыки, который в это время вышел на балкон и с высоты осматривал свои владения. Естественно, заметил он трех человек и понял, зачем они идут сюда.
- Ах, они захотели вернуть Радугу! - вскричал он и хлопнул в ладоши. - Дракон, появись перед мной!
И в ту же секунду возник дракон, махая крыльями и полыхая морозным огнем.
- Сюда идут люди — уничтожь их! - приказал Гистал.
- Будет исполнено, мой владыка! - проревел дракон и поднялся в воздух.
Налетел он на братьев так неожиданно и быстро, что те даже не успели достать свои музыкальные инструменты. Полыхнул на них своим магическим огнем дракон и замерзли братья, стали ледянными.
- Ха-ха-ха! - радовался дракон.
- Хорошая работа! - похвалил его Гистал, который с высоты балкона видел все это.
И остались бы навечно братья ледянными, если бы не колибри. Зажужжала она, кружась над их головами, и тот час растал лед, ожили братья-музыканты. Схватил гитару Цукунф и музыка, вырвавшаяся из струн, околдовала дракона.
Превратился он в большой камень. И двинулись к замку дальше герои.
- А-а-а! - в ярости закричал Гистал, топая ногами. Хлопнул в ладоши еще раз — и возник перед ним циклоп. - Найди и убей тех троих, кто осмелился бросить мне вызов!
- Слушаюсь и повинуюсь, - прорычал циклоп и побежал к братьям, да так, что земля тряслась от его топота.
Бум! Бум! Бум! - это циклоп приближался к братьям, а те застыли, с изумлением взирая на это чудовище, у которого глаз горел синим цветом и не позволял шевелиться.
Циклоп протянул свои огромные руки и схватил в кулаки трех братьев, причем так сильно, что вырваться на свободу не было возможности. Скованы были руки у братьев — не пошевелиться даже. И тут снова на помощь пришла колибри, стала она клевать голову циклопу, от чего тот разжал кулаки и стал гоняться за шустрой и быстрой птичкой. Да только не догнать ему колибри, не поймать.
- Быстрее, брат, - поторопил старший брат младшего, который схватил барабан и стал стучать.
- Там-тарарам! Там-тарарам! - с каждым ударом уменьшался в размерах циклоп, пока не стал как блоха. Колибри подлетела и склевала циклопа.
Так братья победили второго слугу Гистала.
Не понравилось это мрачному владыке, позвал теперь он джина. Появился из лампы этот волшебник, оскалив острые зубы и поправляя чалму на голове.
- Сделай так, мой верный слуга, чтобы эти люди никогда не смогли добраться до замка! - крикнул ему, завывая от злобы, Гистал. - И чтобы никогда никто не смел искать Радугу, что спрятал я в сундуке!
- Подчиняюсь твоей воле, владыка! - прохрипел джин и на ковре самолете устремился к шедшим по пустыне братьям. Вначале поймал он в небе тучу, а когда подлетел к братьям, то стал скручивать ее в жгут, и страшный ливень обрушился на пустыню.
- Хо-хо-о! - смеялся он, смотря, как затапливается все пространство от замка до гор. - Умрите, чужаки, пускай ваши тела станут обедом для рыб-акул!
Не было спасения он такого количества воды, которая превратилась пустыню в море, братья чуть не утонули, да помогла в очередной раз волшебная птичка. Схватила она братьев своим клювом за воротники и подняла к небесам и сбросила прям на ковер-самолет, на котором восседал джин.
Старший брат выхватил флейту и заиграл. Мгновенно уснул джин, тучка вырвалась из его рук и умчалась подальше, от музыки испарилось море и вновь перед замком владыки образовалась пустыня.
- Сбросим-как этого джина, чтобы не мешал, - предложил Штул, и все согласились. Братья столкнули спящего волшебника, и тот рухнул в песок, очень глубоко, что только пятка осталась наруже и чалма валялась недалеко. Колибри клюнула по лампе, что оставалась на ковре-самолете, и расплалась лампа, лишился силы джин.
А вскоре братья уже висели над балконом, где грозился им расправой владыка Гистал.
- Что-то злой этот человек! - заметил Штул.
- Надо ему настроение изменить, - хмыкнул Цукунф, а Фолцайт, усмехнувшись, предложил:
- Может, сыграем — пускай спляшет!
Понравилась эта идея им, достали они инструменты и стали играть. И пустился в пляс Гистал, остановиться не может, задыхается, мускулы болят, глаза уже ничего не видят, да остановится не дают ему братья, все продолжают играть.
И тогда взмолился владыка:
- Хорошо, я выполню ваши требования — верну вам Радугу!
- Обещай, что больше никогда не станешь похищать ее! - потребовали братья.
- Обе-ща-ю, - выдохнул Гистал.
Прекратили играть братья, опустили инструменты. Вздохнув, повел Гистал их в подвал и, открыв им дверь, сказал:
- Здесь ваша Радуга.
- Где? - спросил Цукунф.
- В сундуке, - пояснил Гистал и глаза его злобно загорелись. Он открыл крышку и указал: - Вон она, Радуга, просто застыла! Полезайте внутрь и достаньте ее!
Не почуяли братья опасности, поверили владыке, прыгнули в сундук, а Гистал — бац! - и закрыл крышку, навесил замок. Стучаться братья, кричат, да не поднять им крышки, не выйти наружу.
- Останетесь здесь навечно! - радовался Гистал, пряча в карман ключ. И не заметил он, как над его головой летает колибри.
Птица клюнула в лоб владыке, и тот завопил:
- О-о-о-о! Какой наглец так сделал?
Увидел владыка колибри, стал бегать за ней, махать руками, да запутался в халате, споткнулся и упал, ключ вылетел из кармана. Колибри схватила его, вставила в замок и открылакрышку. И выскочили наружу братья.
- Не простим тебе обмана, Гистал! - закричал Цукунф, и братья заиграли.
Опять стал танцевать Гистал под веселую и быструю музыку. Положили инструменты на сундук братья, чтобы теперь флейта, гитара и барабан самостоятельно играли, а сами достали радугу.
- Она же холодная, как лед, - расстроился Штул.
- Как же мы ее растопим, - чуть не плача произнес Фолцайт.
А колибри им говорит:
- Привезите на родину ее, броьте в небо, солнце само растопит Радугу, и вновь засияет она всеми цветами над вашим городом.
Послушались ее братья, пошли наверх, оставив в подвале плящущего и стонущего от усталости Гистала. Не интересно им было, что будет дальше с владыкой этого мрачного царства. Сели она на ковер-самолет и быстро добрались до города. Там они сделали все так, как посоветовала колибри.
И расцвела радуга, разошлись облака, сияние осветило весь город. Радовались жители, опять вернулась жизнь сюда, стало радостно и веселее работать. Поплыли ароматы свежевыпеченных булочек, послышались удары молотов в кузнечной мастерской, зацокали копытыми лошади, везя повозки и кареты, на рынках зазывали покупателей продавцы разных товаров, а в школах учили детей разным искусствам и наукам мудрые учителя. Было очень хорошо. Бургомистр наградил храбрецов, а колибри подарил самый маленький орден, что сделали ювелиры из изумрудов и серебра.
Вот так братья-музыканты и птичка-колибри вернули городу Радугу.
(9 декабря 2015 года, Элгг)