Городской голова Илларион Илларионович Симонов

Сергей Марфин
Удивительна память человеческая. Хорошо помнить, что было давно и забывать вчерашнее. Многие знают, кто такой Спартак, хотя нам до него дела нет, и порой не назовут соседнюю улицу. Можно привести десятки фамилий людей, вложивших душу и средства в процветание города, но большинству читателей они ничего не скажут. Мы плохо, а то вовсе не помним земляков, прославивших себя и род свой на старооскольской земле. Более того - находятся людишки, пытающиеся выкорчевать последнюю память и не только в переносном, но и прямом смысле. В 50-х годах со старого кладбища пьяный тракторист пытался трактором утащить памятник с могилы И. И. Симонова - почетного гражданина города. Сейчас мало кто расскажет об Илларионе Илларионовиче, а ведь его упоминают все краеведы, писавшие о городе. Только в книге Синдеева, выпущенной к 300-летию Старого Оскола его фамилия встречается 24 раза. Значит, было о чем и о ком писать.

Родился Илларион Илларионович в 1831 году в купеческой семье. Воспитали его в уважении к религии, людям, городу. Был он большим умницей и, как все купцы того времени, одним делом не занимался. В наследство ему досталась торговля хлебом, мясом, воском, кожей. Хлеб старооскольский ценился везде своей дешевизной и поставляли его в Курск, Ливны, Елец, Орел. Нередко возили в Москву, Брянск, Таганрог, Одессу, на крупные российские ярмарки. Мясом торговали на улице Мяснянской, ныне Демократической. Еще в начале века здесь были выстроены кирпичные лавки и большие торговые ряды.

В лучшие годы забивалось 6-10 тысяч голов, а население было несравнимо меньше. Мясу всегда сопутствует торговля кожей, и у Симонова на Потудани были две плотины с турбинами. Одна молола зерно, другая дробила дубовую кору и мяла кожу. Тут же рядом был кожзавод. Кроме продажи кожа шла на собственное потребление - из нее делали кожаные кошели для лекарственных трав.

Купеческая деятельность приносила Иллариону Илларионовичу солидные доходы, но душа требовала большего. Любовь свою он вложил в коневодство и лекарственные травы. На Потудани были построены два конезавода - на одном производили орловских рысаков, на другом - битюгов, возившие грузы до 11 тонн. Кобылиц доили и из молока делали кумыс. Приказчики Симонова скупали где только можно овечье молоко и делали из него брынзу.

Рысаки находили спрос в основном на внутреннем рынке. Их покупали богатые люди, знатоки, любители лошадей, езды на колясках. По части битюгов Симонов имел постоянный контракт на поставки для армии в артиллерию. Вместе с битюгами, как бы в придачу, продавалось прессованное сено. Для этого рядом с конезаводами был построен пресс с крытым сеновалом. Постоянные заботы о сене, поиски трав натолкнули на мысль о промышленном сборе их в качестве лекарств. Поговорив со стариками и старушками - травниками, фармацевтами, монашками из женского Успенского монастыря, Симонов решил, что дело это богоугодное и нужнейшее. Более всего для сбора трав подходила Ямская степь, и Симонову разрешили арендовать ее в пользование. Сразу же появились сторожа, гонявшие браконьеров, и может быть, присутствие грамотного человека сохранило нам многие богатства этого уникального заповедника.

Три - четыре раза в месяц Симонов собирал егерей, лесников до 30-40 человек и объезжал с ними все леса. Проверял все ложбинки, кустарники. Знал все волчьи и лисьи норы и не ради забавы, а для сохранности. Будучи городским головой запретил устраивать грядки на огородах ближе 100 метров от реки. Полая вода могла унести плодородную землю - даже такое помнил этот удивительный человек. Уважал он народные промыслы, поощрял их и особенно любил вязаные изделия из ржаной соломы.

Траву собирали четыре артели - всего 60 человек, вязали снопиками определенного размера и вешали в сушилки. Сушилки представляли собой домики с островерхими крышами на низеньких столбах в 1,5 метра. Под крышей много жердочек с вешалками. Крыша покрывалась камышом, сюда ни ветер, ни дождь не попадали. К тому же сохранялась стабильная температура и не было искусственных запахов. Трава по мере высыхания прессовалась и укладывалась в кожаные кошели - оборотную тару собственного производства. Туда же закладывались адреса, рецепты, пояснения, и они рассылались провизорам в разные города России.

Не меньшую, а может быть и большую сторону жизни представляла общественная деятельность Иллариона Илларионовича. Именно в связи с ней чаще всего он упоминается у краеведов. Будучи гласным городской думы, он предлагает построить богадельню и первым жертвует на нее деньги. Ее построили в 1881 году. В том же году Симонову выражена благодарность думы, и в конце 1883 года его избирают городским головой. В следующем году на постройку нового дома для богадельни он отдает свое годовое жалование городского головы и председателя сиротского суда за 4 года - всего 5000 рублей.

Но это еще не все.

Симонов имеет самое непосредственное отношение к кладбищенской (Ахтырской) церкви, возведенной почти одновременно с городским кладбищем в 1784 году. Сначала это была деревянная соборная церковь, и только в 1822 году она была построена из кирпича. Поскольку у нее не было своего прихода, то она отличалась от других - была победней. При ней построены шесть домов - один каменный и пять - деревянных.

С 1876 года церковным старостой Ахтырской церкви выбран Илларион Илларионович Симонов.

Спустя 2 года храм оштукатурен, а в 1886 году внутренние стены отделаны под мрамор. В 1887 году поправлена ограда и с южной стороны устроены ворота. При церкви было построено 5 домов - 4 деревянных и один каменный в память Александра II, опять же Симоновым, для приходской школы. Для нее же он купил мебель, учебные пособия, прочий инвентарь и взял на себя содержание и жалование учителя (600 рублей). Попутно Симонов улучшил быт священника и его семьи и потратил в общей сложности на церковь более 16 тысяч рублей.

Гордостью духовенства, всего города и уезда, стало уездное духовное училище, в Курской епархии оно считалось лучшим. При училище находилось общежитие, большая столовая и достаточное количество музыкальных инструментов. Все это не без старания Иллариона Илларионовича. Часть учеников училось бесплатно, часть платила половину. В училище преподавали латынь, греческий, русский, а с 1914 года и немецкий языки, богослужение и некоторые естественные науки. С 1913 года начали учить игре на скрипке, и в тоже время учредили стипендию бывшего попечителя училища купца Симонова.

К празднованию 300-летия города в 1893 году - 15 января была создана специальная комиссия под председательством городского головы И. И. Симонова. Ей поручалось подготовка праздника. 15 апреля комиссия представляет в Думу свои соображения. Прежде всего решается вопрос о составлении краткой истории города. Священник Положинцев предлагает открыть в городе общественную библиотеку, а Симонов - учредить детский приют. Были и другие предложения, касающиеся праздника, но по части богослужений, шествий и пр. В следующем году Симонов отказался продлить свои полномочия городского головы. За общественную деятельность, особенно укрепление церкви, попечительские дела и развитие образования он был трижды награжден золотыми медалями: на Станиславской ленте - в 1883 году, на Анненской - с надписью «За усердие» - в 1886 году, на Владимирской - с той же надписью - в 1890 году. Примерно в это же время он получил звание Почетного гражданина - тогда его удостаивались купцы за постоянство в торговых оборотах и, конечно же, благотворительную деятел

Такие же звания до 1917 года получили еще пять человек.

Умер Симонов в 1900 году. И недаром могильный памятник, поставленный в 1905 году отличается от других. Строили его четыре года. Это ствол дерева, высеченный из серого гранита с обрубленными ветками (каждая - с надписью от родственников) - олицетворение могущества русского человека. Рядом с памятником стоял склеп и в дни поминовения здесь любили собираться старооскольцы, помнившие его заслуги, бесконечную энергию и бескорыстную помощь тем, кто в ней больше всего нуждался.

Кстати, его дом находился на том месте, где сейчас стоит здание художественного музея, и думаю, что бюджет города не пострадает, если мы начнем как-то обозначать такие места для самих себя и потомков. Попутно поправить могилу и сохранить памятник истинному патриоту Старого Оскола.