Стена Скорби. А это что?

Геннадий Мартынов
 
  А это не то, о чем, возможно, вы подумали. То есть не стена Плача в Иерусалиме у Храмовой Горы. Нет, речь идет именно о стене Скорби, которую скоро возведут в Москве на перекрестке проспекта академика Сахарова и Садового Кольца.

     К стене Плача приходят вовсе не за тем, чтобы всплакнуть. Помолиться к ней идут. А вот к стене Скорби будут идти как раз за тем, чтобы слезу пролить. А таких у нас не мало.  О стене говорили давно. И был конкурс. Больше трехсот соискателей приняли участие в нем. Победил вот этот проект,который вы видите на фотографии.

      Уже сколько и лет прошло, после того как Хрущёв осудил известный культ вождя, которому  правдой и верой он и сам послужил. Со всем своим старанием и рвением, да так, что однажды сам вождь ему написал «Уймись, дурак».

   Уже и главный изобличитель сталинизма  премию литературную получил, описав все жути узников Гулага. Правда, заметим в скобках, что наврал нам лауреат в три короба, а то и больше. Да уже и сам обличитель  упокоился навечно на Донском кладбище.  А вот стену решили возвести только в наши дни. Почему? И этому тоже есть объяснение. Вот что по этому поводу сказал наш самый Главный: Почитайте:

    «Время репрессий одна из самых горьких и тяжелых страниц российской истории, которая не менее поучительна, чем страницы побед и триумфа, и несет важнейший урок нынешним и будущим поколениям.

   Это очень позитивный и принципиальный памятник. (стена Скорби) Уважение к своей истории, стремление обретать знания о судьбах родной страны, сберегать и создавать памятники есть свидетельство зрелости общества и государства, а значит, и их готовности и способности к дальнейшему развитию»»

    А у меня тут же возникает вопрос. А вот в перестроечные времена у нас в Москве снесли и перенесли в скверик у огромного памятника  Петру – творения Церетели – очень много памятников преимущественно советским вождям. Это было что, свидетельство зрелости общества  и государства?

                *****
 
     Хорошо. Пусть  будет памятник – и я отнесу три гвоздики к его подножью. Потому как жертвы были. Невинные жертвы. Сосланные и расстрелянные. Были судьбы покалеченные. И сколько горя и слез. И лучше поздно, чем никогда. Стену возвести надо.

     И при всём при том у меня возникают, можно сказать, неуместные вопросы. Я хочу докопаться до истины. А раз так, то на эти вопросы надо найти ответы.

    Вот такой, например, вопрос.  А кто автор проекта, выигравший немалый конкурс? А это очень важно знать.  Почему? Потому что любой памятники лепится не просто пальцами.  Он создается душой. И верой. Потому как без веры памятник не наполнится глубоким духовным содержанием. Он становится ремесленной работой.
      
    В этой связи, в тему, я хочу сказать вот о чем.  Есть в Москве памятник. Его все знают.  Он стоит на Калужской площади. Прежней Октябрьской. Это памятник Ленину.  В центре площади мы видим  высокий гранитный цоколь, возносящий в небо плотную коренастую фигуру нашего первого вождя. У подножья цоколь обрамлен группой людей, стоящих  плечом к плечу  с решительным видом. И по их лицам видно, что они  вдохновлены великой благородной идеей. Это  рабочий, мужик с трехлинейкой, матрос с маузером на боку, казак в бурке, мать с ребенком на руках, представители бедняцких нацменьшинств в шапках и восточных халатах с окраин Российской империи.

   А над всеми ними – муза революции размашистым жестом правой руки указывает направление всему движению, устремленному в будущее. Ее пленительный женский образ напоминает  живописный шедевр Делакруа, Свободу на баррикадах. А ещё и  творение романтика  революции Франсуа Рюда на одной из колонн Триумфальной арки. Кажется, из ее открытых уст мощным сопрано разносится по всей площади гениальное сочинение Роже де Лиля. Марсельеза!!!

   Автор монумента на Октябрьской площади скульптор Кербель. А вы знаете, в какой день и год родился скульптор? Вы только послушайте! Он родился 7 ноября 1917 года. Фантастика. И будут после этого у вас сомнение в том, каким было отношение этого человека к созданному им образу. Он всю душу вложил в него и весь свой не малый талант.  Да иначе и быть просто не  могло, если всю жизнь свою  он прошел под сенью этой великой даты.

    Этот  памятник –  воплощение идеи  древней, как и весь род человеческий. А идея проста.   Как нам всем жить, сколько бы нас не было на земле, в общем устремлении к счастью для всех и для каждого. Без силового и бессовестного разделения между всеми нами. Без обиженных, униженных и оскорбленных. И с этим пройти весь срок, отпущенного нам существования на Земле.

     Памятник был открыт в 1985 году. И вы знаете, кто присутствовал на митинге по случаю  открытия памятника? Не поверите. Генсек Горбачёв. И кто бы знал, что именно с вступления бывшего комбайнёра на высший пост в стране  начнется слом, разрушение и уничтожение идеи, воплощенной в памятнике, который он открывал.

    И надо же так случится, что самый большой и самый впечатляющий памятник вождю был воздвигнут как раз в тот момент, когда пассионарная идея прошла свой апогей, уже ощутимо сваливалась на крыло и уходила в безнадежное пике.

      И вот теперь, уже 30 лет, как мы вернулись  к идеи тоже старой как мир. И тоже очень простой. Зачем же всем нам такой огромной  толпой идти к всеобщему счастью и благополучью?. Давайте так, чтобы каждый по себе и за себя. А уж дальше, как у кого получиться. И ни о каком равенстве вы нам ничего и не говорите. Потому как мир только и может развиваться и идти вперед при неравенстве и никаком таком братстве. Свобода – вот наш Бог. Именно она распорядиться, кем кому быть в этом мире.    

    Как было сказано, на трибуне присутствовал и наш новый вождь. Горбачёв. Без него нельзя. В это время он только и говорил о том, что нам сейчас самое время обратиться к новому прочтению ленинских идей. Всем и каждому следует омыться свежей струей из первоисточника, дабы смыть с себя и вычистить из своего сознания всю грязь, которая налипла на нас в трудном нашем восхождении к заветной цели. Наверное, генсек вспомнил, как ещё в школе он учил: «Я себя под Лениным чищу. чтобы плыть в революцию дальше. Я боюсь этих строчек тыщи, как мальчишкой боишься фальши»

 А, может быть, это мощное явление монументальной пропаганды – памятник Ленину -  было последней отчаянной попыткой, как бы зажмурив глаза, в полном самообмане убедить себя и всех, что идея все еще жива.
 
    Не знаю. История все рассудит и расставит на положенные нам всем места. Но как бы то ни было, замечательный памятник был как бы душой исполненный полёт известного скульптора Кербеля. И никто не упрекнет скульптора в бесталанности его творения. 

                *****
     А вот теперь познакомимся со скульптором памятника «Стена Скорби» Повторю, я вот, к примеру,  не могу отделить личность творца от его творений.  Да разве только я. Для меня очень важно,  честен и искренен ли был художник в воплощении создаваемого им образа.
   
 Зовут автора Стены Георгий Франгулян  Ему 67 лет. Он автор  монументальных композиций, график. Автор памятников и монументов в России, Болгарии, Венгрии, Голландии, Италии. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном Русском музее. Впечатляет!

    А еще для полноты понимания этой личности я скажу , что это Франгулян автор памятника Ельцину в Екатеринбурге и надгробия ему же на Новодевичьем кладбище.
 
   Ну, это так сказать исходные и довольно сухие факты его биографии. Но гораздо интереснее нам посмотреть на его автопортрет. То есть узнать то, что он говорит сам о себе. И это становится ясно из его разговора с неким журналистом. Из интервью мы узнаем, что он думает о самом себе, о Ленине, а ещё и о Пушкине.

  Давайте почитаем, узнаете много интересного.

     Я прошу заранее прощение за употребление не салонных слов, употребленных в разговоре собеседников. Но мне так представляется, что это не последняя деталь в понимании личности автора «Стены Скорби» 
   .
     Вот представьте себе,  ходят они по мастерской скульптора. Журналист увидел среди прочих работ маститого художника черта с большой «елдой». Это его слова.
 
- И что же это такое? Сатанизм? - задаёт журналист детский вопрос.

--Ну, вряд ли. Скорее онанизм легкий. Это кстати моя первая работа, с которой я выставился. 1967 год… И меня запомнили.

    - Ну-ка, ну-ка, дай глянуть… А тебя еще не привлекали за порнографию? – продолжает журналист. – Вот, например, бабочка… В виде дамской гениталии.

    --Ну, это образ. Я всегда говорю, что для меня женщина – образ собирательный. В моем возрасте тем более. Посмотри, много чего здесь собрано.

- Вот говорят – режиссер Балабанов, например - что кино надо снимать до 50, потому что после получается полное говно.  Что ты на это скажешь?

-Скажу что в скульптуре - наоборот. Тут все зреет с годами. Понимаешь, лучшие произведение Микеланджело - это его последние работы. И у Тициана тоже.

   - В скульптуре, ты считаешь, не надо, чтоб у автора стоял?

-Ну почему же? Вон я недавно про одного армянина читал; так он ребенка родил в 100 с лишним лет. Дело не в возрасте, а в способности ощущать.

  - Так чтоб стоял – нужно или нет, я не понял?

-Обязательно нужно. Ну, конечно, щас же уже и виагра есть, и все на свете. Я пока этим не интересуюсь, но… Всегда это было в искусстве. Оно должно быть и эротично, и мощно. Все должно жить! Вот что я хочу тебе сказать.

   - Скажи, а ты лепил Ленина? – Прежние прекрасно кормились с Ленина в те времена, когда некоторые идеалисты – чтоб не сказать мудаки – голодали, ломая копья из-за ерунды… Интересно, что скажет Жора, тем не менее.

-Ленина? – живо откликается Франгелян. -- Когда я был студентом и мне нужно было кормить семью, я нанимался к скульпторам и со скоростью раз в неделю лепил Ленина – причем любого размера. Я их лепил без фотографии. Даже с закрытыми глазами. Много я их перелепил тогда, очень много… По вечерам работал. За фигуру мне давали 300 рублей. По тем временам неплохие деньги.

   - А тебя не мучит совесть – что ты его лепил, Ленина?
-Нет, -- отвечает Жора..
  - Кровавого упыря! – беснуется журналист..
-Я кормил детей. А это всегда оправданно. Это оправдывает всё!
 - Совесть твоя, ты хочешь сказать, спокойна. Четыре Ленина в квартал -- это нормально, по твоему?
-Да, да!
А щас бы ты Ленина смог?

--В принципе – если бы опять дети голодали. А по собственному желанию – нет. Ты если обратил внимание, я давно перешел в другой жанр. Я занимаюсь либо абстрактной скульптурой, либо очень условной. Меня интересуют задачи более фундаментальные, чем создание портрета – интересней жизнь самой формы. Неважно, какой создавать облик. Главное - наполнение, мелодия как бы, развитие самой мелодии.

  -Ну хорошо, а тогда ты что, даже антисову не распространял?

-Нет, не распространял. Только читал. И голоса слушал. Причем читал не один, собирались группой - и вслух читали. 65-й, -67-й это годы. Читали вслух по очереди.

- И еще видно, что Пушкин - большой ебарь, потому что он у тебя изваян с расстегнутой ширинкой, - неожиданно меняет тему журналист.

-А разве он был бы поэтом, если б не был ебарем? Разве он был бы таким гениальным?

- И ты, значит, это решил показать через ширинку расстегнутую…

-Ну а что? Он всегда готов! Но – не пионер»

                *****

      Занятное интервью. Не правда ли?  Тут я, правда,  должен обратиться к товарищу модератору. Я так и вижу , как он тычет в кнопку удаления, в желании пришить мне статью 3. 3 – оскорбление чести и достоинства. Но я тут вовсе  не при делах. Из интервью видно, как Франгулян сам всей своей лексикой и, главное, высказанными мыслями, оскорбляет свое собственное достоинство, да и честь тоже, так, что уже больше и нельзя.      

 А ведь и он тоже лепил Ленина. Я думаю, что и сегодня где-нибудь в привокзальных парках мы можем их лицезреть. Посеребренные, или даже позолоченные. Истуканы  по 300 р. за штуку. И ничего личного. Бабули уплачены.

   И вот такая личность нам вылепила ещё один  памятник.  Борису Ельцину. В городе, из которого Горбачев себе на голову вызвал его на работу в Москву. И слепил из него  то, что всем нам на голову мы и получили. Памятник оплатил один из олигархов. Думаю так, что на этот раз Франгулян получил не 300 р, и даже не 3000 $. Кто будет сомневаться, что в этом случае щедрость олигарха не знала границ. В благодарность за … Сами знаете за что.

    Надо думать так, что и «Стена Скорби» будет тоже не бескорыстное нетленное творение. Ну ладно, хорошо, думаю я.  Пусть Стена Скорби у нас будет. Были у нас жертвы. Много жертв. Уже многое и подсчитано. Причем скрупулезно. Цифра никак не сходится  с той, о которой нам поведал Солженицын. На порядок меньше. А может и на два порядка.  Но и она тоже впечатляет

        И при всем при том у меня возникает несколько вопросов  Простых, но наводящих на тяжелые размышления. У меня такое впечатление, что все ослепли. Зажмурились. И не хотят их видеть, эти вопросы. И не хотят хотя бы попытаться найти на них ответы. А они очевидные, эти вопросы.

                ****
  Первый вопрос такой.  Почему вспоминают только боль и слёзы этого времени, и ни в малейшей степени нет и маленького позыва объяснить, причину этой боли и слёз. А причина была. Я имею в виду, прежде всего,  время предвоенное. И причина более чем понятная. И по-моему она состояла в следующем.

     Была революции. И вовсе не переворот, устроенный несколькими злобными заговорщиками. Ну что-то  похожее на смещения младенца Ивана Антоновича в далёкие годы. Это была революция, потрясшая весь мир (читаем Джон Рида).  Почему и как она произошла, я писал в других местах. Если интересно, легко найти. Статья называется «Музей истории Гулага. А это что?»

   Здесь я хочу сказать о другом. Революция – это всегда раскол. Отнюдь не тот, что спровоцировал патриарх Никон. Этот раскол страны со 150 млн. её жителей, коснулся самих основ нашего бытия, самой глубины нашего восприятия жизни, всех ее духовных ценностей.

     Революционеры предложили построить царство справедливости на Земле. И страна была поставлена перед выбором, сделать попытку осуществить то, что сам Бог нам только обещает Да и то за гранью нашего пребывания на Земле. Или оставить всё, как есть. И плыть по закону, данным Адаму и Еве. Нет, прочь этот закон. Устроим жизнь по закону справедливости сами. Как умеем.

   И идея, понятно, не была воспринята и встречена в полном единодушии и ликовании. Мнения разошлись и настолько, что несогласные стороны сошлись в смертельном противостоянии. Гражданская война.

     И нет ничего нового в этом событии. Уж сколько их было, да и будет ещё. Человеческая природа к несчастью так до сих пор ну сумела преодолеть свое звериное начало и не научилась решать многое иначе как через кровь.

   А в огне брода нет. И в гражданской войне, как и в любой другой войне, закон суров. Или ты, или тебя

      Победили красные. Почему? Читаем и смотрим «Тихий Дон». Там всё сказано  А дальше что? А дальше стали претворять вековую мечту в жизнь. «Мечта прекрасная, ещё не  ясная уже зовет тебя.»  Вспомним и ещё одну строку из гениальной песни. «В своих дерзаниях всегда мы правы». Тем более, что мечта была проста, как полёт стрелы. А ещё и благородная, Можно сказать, и святая.
   
   Но и не всеми разделённая. Тем более, что собственный цыплёнок жаренный, многим казался куда как ближе и понятнее, чем дерзновенная мечта. Поэтому, хоть и побежденных, но врагов у Советской власти было  много.  Были враги.

   Но если бы только враги внутренние.  В 30 годы на все общественное сознание  легла густая тень от громады приближающейся войны. У англичан есть такая поговорка. Будущее отбрасывает свою тень в настоящее.

   И по мере приближения войны тень становилась все гуще и гуще.  Именно она сделала так, что весь воздух того времени насыщался дыханием  смерти. Нам сегодня  в нашем безболезненном  состоянии  трудно это понять  Над всеми нами не нависает сегодня смертельная опасность. Трудно, да и почти невозможно.  Даже если мы послушаем известную песню. «Если завтра война», которая слабеющим эхом доносится до нашего сознания сегодня.  А тогда  все понимали, что война вот она, у порога нашего мира. Война уже без всяких если. Война на истребление.   

    А что происходит в подобных положениях, то есть в момент всеобщей опасности.  А то, что страна входит в мобилизационный напряг духа. И всё, что внутри страны, как в осажденной крепости, стремиться освободиться от всего, что может подорвать этот самый спасительный дух. От всего того, что  может подточить наше мужество к сопротивлению. И малейшее подозрение в слабости, а то и предательства подлежит немедленному уничтожению.   И это вот самое главное в объяснении всей трагедии того времени. И именно этого и не хотят  видеть по большей части те, кто пойдет к не построенной ещё стене.

    А вот ещё и другой вопрос. Россия была, есть и будет только державой. И до Сталина, и после него,  да и сегодня тоже.  Иной другой просто она и не может быть.  Иначе её самой не будет. Так уж устроен наш мир. Это клопы и тараканы выживут при любом катаклизме. А вот мамонты и динозавры не всегда. 

   Державы не создаются легко, весело, непринужденно, без напряга и без страданий. Без жесткой самоорганизации.  Без слез и даже без любви. И без жертв тоже. А еще и без веры. Вот не стало всего этого у нас в конце прошлого века - и развалился СССР. Не вынесли бремя веры. Тяжёлое бремя. Духовно надорвались. Захотелось колбасы. Так чтоб много и с полными прилавками. Иными словами, плоть взяла верх над духом - и развалился СССР.

 Это сегодня, осознав всё это,  мы заговорили о мобилизационной экономики,  собирании нашего сознания к отражению внешних угроз. Так что же теперь жаловаться и обвинять кого-то в страданиях в преддверии большой войны. Когда совсем не мифический и воображаемый враг стоял в полной военной амуниции   прямо у черты  нашего мира.

     Что в итоге? Да колбаса, условно говоря, заполнила прилавки. А вот веру потеряли. Живём, сами не знаем зачем. Куда идём – тоже не знаем. Всё, что делаем – только на потребу плоти.

    Теперь решили возвести стену Скорби. Хорошо. Но что мы скажем, к примеру, о времени создания державы и империи Петром Великим. Говорят, что после его правления население России уменьшилось едва не на четверть. Сталин тут вовсе отдохнет.  И в то же время много говорят о величии Петра. Говорят при всех правителях и всех режимах.

    И все мы помним хрестоматийное «Когда Россия молодая в БОРЕНЬЯХ силы НАПРЯГАЯ, мужала с гением Петра». Но помня о всех страданиях и слезах исторического напряга, давайте и ему Петру, тоже построим стену Скорби. Вот прямо на Сенатской площади у творения Фальконе. У Медного всадника на брегах Невы.  Что б все знали и помнили цену империи, созданной Петром. И слезу пролили бы. А цена была безмерной. Скольких  слёз и страданий нам стоила империя. Но никто ж почему-то не говорит ни о какой стене. Никто не говорит о скорби, например, по отрубленным головам. Отрубленным самочинно державной рукой Петра.
                *****
    И почему такая стена должна стоять только у нас? Не понимаю. Вот читаем и слушаем Толстого. А что он пишет? Вот почитаем: « Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду»

    Вот, как награду, и поставим каждому стену Скорби.  Каждому!  Вот возьмем Наполеона. Император и полководец. И  сколько крови на его совести!, пролитой на многочисленных полях сражений в Европе. Да и в Африке тоже. И у нас тоже. Вот пришёл к нам с Великой армией. Около 600 тыс человек. Вернулись в родные отечества лишь несколько десятков тыс. И что? У него как у того же разбойника Кудеяра «совесть Господь пробудил?» Да ничуть! Он бежит в Париж и собирает новую армию в 200 тыс. новобранцев. И бойня продолжается. Положил цвет своей нации - а ему  Вандомскую колонну. И никакой стены Скорби рядом с ней

    А вот ещё и Тамерлан – железный хромец. Сколько он крови пролил? Сходите в Третьяковку и посмотрите на картину «Апофеоз войны». Огромная груда черепов. А вот он собирался ещё и Москву посетить. И была бы такая же груда костей и на берегу Москва – реки, если бы не остановила его  Богородица Владимирская. А ему в городе Ташкенте на центральной площади замечательный памятник. На месте, где прежде стоял памятник Ленину, теперь Тамерлан. И где стена Скорби? Нет её. Да и не затем ставили памятник завоевателю, чтобы слёзы лить у его стремени.

   Повторяю, нет никаких стенок скорби по всему свету.  И только у нас на проспекте Сахарова.   
               
    Много говорят о жертвах сталинизма. Вот Солженицын подсчитал нам все жертвы. 60 млн, как минимум.    А вот теперь посмотрим статистические демографические данные.Посмотрим как и когда росло и падало наше народонаселение.   Внимательно посмотрим.         
   
      
Год Численность, чел.
1897 (январь) 128 640 000
1913 (Российская империя без Финляндии) 175 137 893
1920 (январь) 137 727 000
1926 (январь) 148 656 000]
1927 147 028 000
1929 152 млн
1937 (январь) 162 500 000
1939 (январь) 168 524 000
1941 (июнь) 196 716 000
1946 (январь) 170 548 000
1951 (январь) 182 321 000[
1959 (январь) 208,800 000
1970 (январь) 241 720 000
1979 (январь) 262 436 227
1985 272 000 000
1989 (январь) 286 700 000
1991 (июль) 293 047 571

   Посмотрели? Изучили? И что же получается. К удивлению узнаем, что население страны в упомянутые годы не только не уменьшилось. Оно увеличивалось из года в год. 


   А вот и последний вопрос. Обратимся снова к Толстому  Вспомним, что говорит Андрей Болконский  накануне Бородинского сражения. Он рассказывает о некой барышне, которой сделалось дурно от вида зарезанного при ней телёночка. Она в обморок упала. А потом, придя в себя, она кушала этого телёночка под соусом. С аппетитом.   Так вот, не напоминаем ли мы вот эту самую чувствительную барышню, когда возводим стену Скорби.